Основные понятия, цели и объекты сертификации

Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что соответствует установленным требованиям

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано как надо». В условиях рыночных отношений сертификация является общепризнанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. Она создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социальных иэкономических проблем и задач.

В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая (изготовитель или продавец), вторая (потребитель или покупатель), третья стороны.

Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО\МЭК 2).

Система сертификации создаётся федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с законодательством РФ. В систему сертификации могут входить организации не зависимо от форм собственности, а также общественные объединения.

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

Общие понятия

В ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» используются следующие понятия:

Услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Исполнитель: Предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.

Потребитель: Гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд.

Предоставление услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.

Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы, например: обеспечения необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания.

Обслуживание: Деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.

Сфера обслуживания населения: Совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению.

Технологический процесс исполнения услуги: Основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.

В зависимости от функционального назначения и объекта обслуживания, услуги, оказываемые населению, разделяют на материальные и социально-культурные (ГОСТ Р 50646 - 94).

Материальная услуга: Деятельность исполнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя. Ее результатом является, как правило, преобразованная продукция (например, приготовленная еда, построенный дом, технически обслуженный автомобиль, сшитая вещь, проданный товар, перемещенный груз, отлаженная система связи, операции с ценными бумагами (материализованные в договоре, акциях и т.п.), коммунальные ресурсы и т. д.)

Кроме того в ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» п. 3.2. дан термин «производственная услуга», которую можно характеризовать как «деятельность исполнителя по удовлетворению нужд предприятий и организаций (например, работы по наладке и техобслуживанию оборудования, средств измерений и испытаний, опытно-конструкторские и технологические работы и др.)».

В международной терминологии синонимы указанных терминов различают по степени содержания в услуге материального продукта (или продукции). В целом же терминология услуг в настоящее время находится в стадии формирования и стандартизации, т.е. приведений понятий и определений к «единообразию» при их использовании.

Орган по сертификации выполняет следующие функции:

- сертифицирует продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака соответствия; осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

- приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

- представляет заявителю необходимую информацию.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколы испытании для целей сертификации.

ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям, а также за достоверность и объективность результатов.

Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность

Российского центра испытаний и сертификации «Ростест— Москва».

Сертификация услуг

Услуги как и продукция, могут быть небезопасными для жизни и здоровья населения, поэтому они должны находится в поле зрения государства при реализации им функции защиты прав потребителей. Для обеспечения надлежащего уровня безопасности и качества услуг нужны меры общегосударственного масштаба. Одна из них сертификация.

Отношения в области сертификации регулируются законами РФ: «О сертификации продукции и услуг» (в ред. ФЗ от 27.12.95) и «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» (от 2 июля 1998 года,), «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации» (от 16 февраля 1994 года, регистрационный номер 521 от 21 марта 1994 года), «Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации» (от 5 августа 1997 года) и другими нормативными актами гражданского законодательства.

Закон РФ «О защите прав потребителей», принятый в 1992 г., установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, — право на безопасность товаров, работ и услуг, для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказания услуг.

Безопасность: состояние, при котором риск вреда человеку или ущерб ограничен допустимым уровнем.

Качество услуги: совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворить установленные или предполагаемые потребности потребителя

Согласно закона РФ «О сертификации продукции и услуг» и стандарта России ГОСТ Р 50646-95 сертификация услуг — это деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным в стандартах требованиям. Процедура подтверждения соответствия проводится в этом случае независимой от исполнителя и потребителя «третьей стороной», посредством выдачи документа— «сертификата соответствия» или «знака соответствия».

Объектами сертификации всфере услуг могут быть: услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги.

Сертификат соответствия: документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной услуги установленным требованиям.

3нак соответствия: зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им услуги установленным требованиям.

Декларация о соответствии: документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ)

Стандарт на услугу, стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие ее назначению. Стандарт на услугу может быть разработан в таких областях, как химическая чистка, стирка белья, гостиничное хозяйство, связь, страхование, туризм, банковское дело, торговля, услуги транспорта, автосервиса, здравоохранения и др.

Сертификация может осуществляться в целях защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции и услуг, заявленных изготовителями (исполнителями). Кроме того, сертификация обеспечивает условия для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, участие в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействует экспорту и повышению конкурентоспособности продукции и услуг, а также оказывает содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг.

Показатель качества услуги (обслуживания): количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество.

Свойство услуги (обслуживания): объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлением).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: