Классификация экономических систем. Экономические системы обычно классифицируются как капиталистические, социалистические и смешанные. Однако их можно классифицировать также по методу распределения и контроля над ресурсами — рыночная экономика и командная экономика, и по типу собственности — частная собственность и общественная собственность.
Тип собственности на средства производства имеет широкий диапазон — от полной частной собственности у одной предельной точки до полной общественной собственности у другой. В действительности крайних точек фактически нигде не существует. Например, США считаются отличным примером частного предпринимательства, однако государство владеет некоторыми средствами производства (до 50% всех земель) и активно занимается созданием продукта (имеются в виду в основном услуги) в таких секторах экономики, как образование, военные отрасли, почтовая служба и некоторые коммунальные услуги. Страны, которые придерживаются принципа общественной собственности на средства производства, обычно разрешают ведение мелкого частного производства. Большинство стран тем или иным образом попадает в очень широкую категорию смешанной экономики, которая включает с различной пропорцией общественную и частную собственность. Аналогичным образом, контроль над экономической деятельностью находится на пронстранстве, простирающемся от рыночной экономики до командной, причем реальная действительность лежит где-то между ними.
|
|
· Рыночная экономика
В рыночной экономике большое значение имеют два социальных элемента: индивид и фирма. Индивиды владеют ресурсами и потребляют продукцию, в то время как фирмы потребляют ресурсы и производят продукцию. Рыночный механизм прямо связан с взаимодействием цены, количества, предложения и спроса на ресурсы и продукцию. Ключевые факторы рыночной экономики включают суверенитет потребителя и свободу предприятия действовать на рынке. Пока оба элемента свободны в принятии решений, взаимодействие спроса и предложения обеспечивает надлежащее распределение ресурсов.
Рыночная экономика показала высокую степень эффективности в большинстве промышленно развитых стран, особенно в США. Однако даже здесь совершенной рыночной экономики не существует из-за воздействия трех факторов: крупных корпораций, профсоюзов и правительства.
Крупная корпорация может отчасти снизить давление рынка, регулируя его закупками ресурсов или сбытом продукции. Благодаря большому размеру фирмы и относительной незначительности каждого отдельного акционера существует довольно большой разрыв между правом собственности и контролем за принятием решений, которые могут строго или не строго мотивироваться рынком.
|
|
Профсоюзы многого добились в отношении заработной платы, дополнительных льгот и выплат, условий труда и сохранения рабочих мест на рынке труда. Многие профсоюзы контролируют поступление на работу и ограничивают свободу рабочих в смене профессии в ответ на изменение спроса и предложения.
Фискально-денежная политика правительств оказывает прямое воздействие на занятость, производство и потребление товаров и услуг (например, военный сектор экономики) и на рост денежной массы в обращении. Государство также вмешивается в свободный товаропоток между странами при помощи протекционистских механизмов.
· Централизованная плановая экономика
При централизованной плановой экономике государство пытается координировать деятельность разных секторов экономики. В случае крайней формы централизованного управления задания устанавливаются для каждого предприятия в стране. Правительство определяет, сколько должно быть произведено, кем и для кого. Предполагается, что правительство лучше может судить о том, как следует распределять ресурсы, чем экономика в целом или потребитель в частности.
В основе централизованной плановой экономики лежит программа, обычно пятилетний план, в котором на каждый год устанавливаются конкретные задания для каждой отрасли. В рамках государственного плана предпринимается попытка скоординировать работу всех отраслей, поскольку продукция одной фирмы становится исходным ресурсом для другой. Для правильного распределения ресурсов такая экономика должна опираться на точные государственные задания, а не на рыночные цены. СССР был показательным примером плановой экономики.
· Смешанная экономика
Ни одна экономика не является чисто рыночной или централизованной. США и СССР представляли противоположные полюса спектра смешанных экономик. Однако на практике то, что мы называем смешанными экономиками, обычно имеет более высокую степень государственного вмешательства, чем в США, и большую степень опоры на рыночные силы, чем в СССР. Государственное вмешательство может рассматриваться двояко: фактическая собственность государства на средства производства или его влияние на принятие экономических решений. Собственность легко определить количественными, статистическими методами, но влияние государства трудно измерить, поскольку оно является вопросом политики и обычаев.
Многие промышленно развитые страны, например Германия и Швеция, отличаются относительно низким объемом государственной собственности, но сильной традицией социального обеспечения. В Великобритании также имеется сильная система социального обеспечения, опирающаяся на налоги, однако британское правительство более широко вовлечено в акционерную собственность, чем шведское или германское.
Интересный опыт государственного вмешательства дает Япония. После окончания второй мировой войны Япония в отличие от многих стран, например Франции и Италии, решила оставить инвестиции в частном секторе, а не национализировать ключевые сектора и отрасли экономики. Японские политики в большей степени сконцентрировались на установлении целей и использовании налоговых стимулов для регулирования инвестиционных потоков. Было организовано Министерство международной торговли и промышленности (ММТП) для направления промышленного развития через "стратегическое планирование и право (как формальное, так и неформальное) устанавливать приоритеты для инвестиций и производства". Все это способствовало созданию таких отраслей промышленности, как автомобильная и сталелитейная, которые превратились в грозных конкурентов на мировых рынках. Структурное приспособление к росту цен на нефть, было направлено на повышение эффективности использования энергии компаниями.
|
|
Для оценки роли государства в капиталистическом обществе используют два показателя:
- централизованные государственные расходы;
- доходы в виде процента к общему объему валового национального продукта (ВНП).
Они дают макро - представление о месте государственного механизма в развитии экономики страны.
В этой связи следует отметить, что, с экономической точки зрения, низкий ВНП на душу населения в самых крупных по численности государствах (например, Китай, Индия, Бразилия, Бангладеш), являясь недостатком для торговли в этих странах, тем не менее, дает явное преимущество тем корпорациям и фирмам, которые пользуются их ресурсами и размещают там свои инвестиции. В то же время, говоря об инвестициях в развивающиеся страны, следует обязательно учитывать серьезные риски, связанные с наличием проблем, характерных для многих из таких стран: внешний долг, инфляция, слабая валюта, недостаток квалифицированных работников, политическая и экономическая нестабильность, чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики, войны и восстания, массовая бедность, зависимость от импорта сырья и т.д.
Поэтому для принятия решений в области международного бизнеса должны быть выяснены следующие шесть ключевых экономических проблем для каждой из выбранных стран: 1) экономический рост; 2) инфляция; 3) внешнеторговая стратегия; 4) дисбаланс платежей; 5) государственный долг; 6) бедность населения.
Для корпораций и фирм, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в какой-либо стране, предпочтительнее, чтобы там был высокий экономический рост. В этих условиях, даже если бы фирма не увеличивала свою долю на таком рынке, она смогла бы увеличивать прибыль теми же темпами, что и экономика страны пребывания.
Развивающиеся страны обладают большим рыночным потенциалом и в целом отличаются быстрыми темпами экономического роста, но, как уже отмечалось, инвестиции в этих странах связаны с гораздо, большим риском, чем в промышленно развитых странах. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция к снижению темпов роста экономики в развивающихся странах и, в частности, темпов роста ВВП на душу населения.
|
|
Инфляция составляет важную часть экономической среды в связи с ее воздействием на процентные ставки за кредит, обменные курсы валют, стоимость жизни и общее доверие к политической и экономической системам страны.
В условиях высокой инфляции фирмам трудно планировать будущую деятельность и вести прибыльные операции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Компаниям надо постоянно менять цены, сохраняя достаточный объем денежных средств, для возмещения запасов товаров и поддержки своей деятельности.
Завышая цены на внутреннем рынке, предприятие рискует потерять свою долю на нем из-за сокращения спроса. Инфляция может также вызывать отрицательные последствия для деятельности предприятия на внешнем рынке. Если обменный курс национальной валюты ухудшается таким же темпами, какими растет инфляция, то цена, которую иностранцы платят за ввозимые к ним товары, в действительности не меняется. Но если обменный курс валюты не меняется в такой же мере, в какой инфляция заставляет предприятие поднимать цены, то это предприятие может стать неконкурентоспособным на мировом рынке.
Инфляция приводит к политической нестабильности. Если правительство пытается контролировать ее путем регулирования заработной платы, реальные доходы населения снижаются, спрос на товары сокращается, что ведет к падению объемов производства, безработице и социальной напряженности. Если правительство ничего не станет предпринимать, страна рискует подорвать окончательно свою валюту и ухудшить экономику до такой степени, что реальные доходы все равно уменьшатся. Однако современная экономическая практика показывает, что страны, живущие в условиях высокой инфляции, все-таки способны обеспечить инвесторам и предпринимателям высокие прибыли. Это происходит, когда правительство стимулирует предпринимателей расширять свой бизнес с помощью разумной налоговой политики эффективного управления курсом национальной валюты и другими мерами (Бразилия, Турция).
Внешнеторговая стратегия. Для каждой страны стратегия внешней торговли имеет свои особенности. Так, в промышленно развитых странах инвестиции транснациональных компаний обычно направлены на обслуживание своих национальных рынков, а экспорт и импорт относительно свободны. Развивающиеся страны, наоборот, часто принимают решения, стимулирующие экспорт и затрудняющие импорт. Руководство предприятия, осуществляющего международную коммерческую деятельность, должно знать отношение правительств, как своей страны, так и зарубежных стран к внешней торговле, поскольку это влияет на тип и характер инвестиций. Например, внешнеторговая политика таких стран, как Южная Корея, Сингапур и Китай, стимулирует деятельность предприятий по поставке продукции на зарубежные рынки. Другие страны, как, например, Аргентина и Филиппины, ввели в свое время торговые барьеры для импорта и стимулы для поощрения местного производства.
Дисбаланс платежей — положительное сальдо платежного баланса страны (превышение экспорта над импортом с учетом одностороннего поступления валюты) свидетельствует об устойчивости ее внешнеторговой платежеспособности и стабильности денежной системы в целом. В последние десятилетия XX века наблюдалась общая тенденция роста дефицита платежных балансов промышленно развитых стран и прежде всего США. Лишь платежные балансы Японии и ФРГ сохраняли устойчивый положительный рост. США, тем не менее, удавалось компенсировать огромный дефицит своего текущего платежного баланса за счет притока капитала в страну из-за рубежа. Иностранные правительства, фирмы и отдельные лица продолжали направлять свои инвестиции в США благодаря относительно высоким реальным ставкам банковского процента, политической стабильности, сильной экономике и высокому доверию деловых кругов к политико-экономической системе США. Кроме того, с начала 80-х годов американские фирмы начали инвестировать большую часть своих капиталов внутрь страны, снижая тем самым отток капитала за рубеж. В результате, в конце 90-х годов доходы государственного бюджета США превысили его расходы.
Таким образом, являясь одним из крупнейших в мире должников, США в то же время являлись и одной из самых привлекательных стран для иностранных инвестиций, предоставляя в качестве гарантий инвесторам большие коммерческие возможности и уникальную стабильность политико-экономической системы. Этот путь значительно отличался от того пути, по которому идут другие страны — крупные должники.
Промышленно развитые страны, обладающие активным (положительным) сальдо внешнеторгового платежного баланса в результате ограничения импорта и поощрения экспорта, испытывают огромное политическое давление со стороны своих партнеров по европейскому и мировому сообществу и зачастую вынуждены открыть свои рынки для продукции зарубежных фирм, а также стимулировать потребление с целью уменьшения активного баланса (например, Япония). Страны же, имеющие дефицит платежного баланса, находятся под давлением, вынуждающим их увеличивать экспорт и корректировать основные экономические диспропорции с целью уменьшения импорта и достижения большой сбалансированности внешнеторговых платежей.
Государственный долг. Одной из характерных особенностей международного экономического развития в начале нынешнего столетия являются растущие государственные долги развивающихся стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. Двумя крупнейшими регионами-должниками являются страны Латинской Америки и Африки. Резко возросли объемы государственного долга у стран Восточной Европы и бывшего СССР, вступивших на путь преобразования своих экономик.
Главной проблемой, связанной с государственной задолженностью, являются большие трудности с ее обеспечением. Коэффициент обслуживания долга — отношение суммы внешних процентов и основных амортизационных начислений к экспорту — довольно высок. Это означает, что страны-должники не могут направить значительную часть своих доходов от экспорта на экономическое развитие и прежде всего на реструктуризацию своей экономики. Все увеличивающаяся доля поступлений от экспорта уходит на погашение долга и процентов по нему.
По мере роста задолженности неизбежны кризисы. Такая ситуация возникла в августе 1998 года в России, закончившаяся тяжелейшим банковским кризисом. Также в конце 90-х годов глубокий мировой банковский кризис возник в результате финансовых авантюр в странах Юго-Восточной Азии.
В связи со всеми этими событиями большинство крупных банков мира создали резервы для смягчения проблем, вызываемых займами развивающихся стран. Однако деньги, направленные в резервные фонды из прибылей банков, уменьшают их кредитные возможности и инвестиционную активность, отрицательно влияя тем самым на международную экономическую деятельность.
Фирме, осуществляющей международный бизнес, важно знать ситуацию с государственным долгом в интересующих ее странах, поскольку в среде стран-должников ей будет очень трудно работать. Импорт в таких странах, как правило, сокращается, получение твердой валюты и ее репатриация затрудняются. При этом макроэкономические меры, осуществляемые правительствами этой страны для контроля государственного долга, могут ограничить расходы на социальные программы и тем самым снизить платежеспособность потребителей, что отрицательно скажется на собственных возможностях фирм и их прибылях от инвестиций.
Бедность населения. Несмотря на то, что в течение последних почти четырёх десятилетий в мире происходит быстрый экономический рост, особенно, в части доходов и потребления, более миллиарда людей живут в бедности. Общие условия жизни людей в развивающихся странах также значительно хуже, чем в странах с высоким уровнем доходов. В результате, средняя продолжительность жизни людей в африканских странах, расположенных южнее Сахары, составляет всего 50 лет, Бангладеш — 53 года, Индии, Индонезии и России —59 лет, в то время как в Японии — 79 лет.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выделил две стратегии ликвидации бедности:
1. Эффективный тип экономического роста в беднейших странах за счет развития трудоемких отраслей на основе рыночных стимулов, развитие соответствующей инфраструктуры, учреждений и технологических нововведений.
2. Предоставление адекватных социальных услуг, в том числе начального образования, основного медицинского обслуживания и помощи в регулировании рождаемости.
Первая стратегия особенно важна для осуществления фирмой международного бизнеса. Так, если правительствам развивающихся стран будут оказывать помощь в развитии инфраструктуры, то они в свою очередь могут поощрять размещение зарубежных фирм в своих странах, создавая для них благоприятный инвестиционный климат (в том числе предоставляя налоговые льготы). Кроме того, из-за низких ставок заработной платы в таких странах возникают условия для производства недорогих товаров.
Рассматривая внешние факторы, существенно влияющие на экономическую среду международного бизнеса, нельзя не отметить деятельность международных учреждений. Прежде всего, это Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), именуемый также Всемирным Банком (World Bank), которые играют весьма важную роль в развитии международных рынков.
МВФ предоставляет существенную финансовую помощь странам, испытывающим серьезные проблемы с платежным балансом (а это большая часть всех развивающихся стран). Однако, эта финансовая помощь представляется только при определенных условиях. Страны, пользующиеся ею, вынуждены делать значительные, порой непопулярные шаги, которые многими политиками расцениваются как потеря суверенитета. Всемирный банк также предоставляет помощь развивающимся странам с низким уровнем доходов населения, которая расходуется, прежде всего, на развитие инфраструктуры экономики: транспорта, систем связи, энергетики и др. При этом Всемирный банк стремится играть более активную роль в оказании помощи странам по изменению их экономической политики и приведению ее в соответствие с требованиями МВФ.