double arrow

Экономическая среда


Классификация экономических систем. Экономические системы обычно классифицируются как капиталистические, социалистические и смешанные. Однако их можно классифицировать также по методу распределения и контроля над ресурсами — рыночная экономика и командная экономика, и по типу собственности — частная собственность и общественная собственность.

Тип собственности на средства производства имеет широкий диапазон — от полной частной собственности у одной предельной точки до полной общественной собственности у другой. В действительности крайних точек фактически нигде не существует. Например, США считаются отличным примером частного предпринимательства, однако государство владеет некоторыми средствами производства (до 50% всех земель) и активно занимается созданием продукта (имеются в виду в основном услуги) в таких секторах экономики, как образование, военные отрасли, почтовая служба и некоторые коммунальные услуги. Страны, которые придерживаются принципа общественной собственности на средства производства, обычно разрешают ведение мелкого частного производства. Большинство стран тем или иным образом попадает в очень широкую категорию смешанной экономики, которая включает с различной пропорцией общественную и частную собственность. Аналогичным образом, контроль над экономической деятельностью находится на пронстранстве, простирающемся от рыночной экономики до командной, причем реальная действительность лежит где-то между ними.




· Рыночная экономика

В рыночной экономике большое значение имеют два социальных элемента: индивид и фирма. Индивиды владеют ресурсами и потребляют продукцию, в то время как фирмы потребляют ресурсы и производят продукцию. Рыночный механизм прямо связан с взаимодействием цены, количества, предложения и спроса на ресурсы и продукцию. Ключевые факторы рыночной экономики включают суверенитет потребителя и свободу предприятия действовать на рынке. Пока оба элемента свободны в принятии решений, взаимодействие спроса и предложения обеспечивает надлежащее распределение ресурсов.

Рыночная экономика показала высокую степень эффективности в большинстве промышленно развитых стран, особенно в США. Однако даже здесь совершенной рыночной экономики не существует из-за воздействия трех факторов: крупных корпораций, профсоюзов и правительства .

Крупная корпорация может отчасти снизить давление рынка, регулируя его закупками ресурсов или сбытом продукции. Благодаря большому размеру фирмы и относительной незначительности каждого отдельного акционера существует довольно большой разрыв между правом собственности и контролем за принятием решений, которые могут строго или не строго мотивироваться рынком.



Профсоюзы многого добились в отношении заработной платы, дополнительных льгот и выплат, условий труда и сохранения рабочих мест на рынке труда. Многие профсоюзы контролируют поступление на работу и ограничивают свободу рабочих в смене профессии в ответ на изменение спроса и предложения.

Фискально-денежная политика правительств оказывает прямое воздействие на занятость, производство и потребление товаров и услуг (например, военный сектор экономики) и на рост денежной массы в обращении. Государство также вмешивается в свободный товаропоток между странами при помощи протекционистских механизмов.

· Централизованная плановая экономика

При централизованной плановой экономике государство пытается координировать деятельность разных секторов экономики. В случае крайней формы централизованного управления задания устанавливаются для каждого предприятия в стране. Правительство определяет, сколько должно быть произведено, кем и для кого. Предполагается, что правительство лучше может судить о том, как следует распределять ресурсы, чем экономика в целом или потребитель в частности.

В основе централизованной плановой экономики лежит программа, обычно пятилетний план, в котором на каждый год устанавливаются конкретные задания для каждой отрасли. В рамках государственного плана предпринимается попытка скоординировать работу всех отраслей, поскольку продукция одной фирмы становится исходным ресурсом для другой. Для правильного распределения ресурсов такая экономика должна опираться на точные государственные задания, а не на рыночные цены. СССР был показательным примером плановой экономики.



· Смешанная экономика

Ни одна экономика не является чисто рыночной или централизованной. США и СССР представляли противоположные полюса спектра смешанных экономик. Однако на практике то, что мы называем смешанными экономиками, обычно имеет более высокую степень государственного вмешательства, чем в США, и большую степень опоры на рыночные силы, чем в СССР. Государственное вмешательство может рассматриваться двояко: фактическая собственность государства на средства производства или его влияние на принятие экономических решений. Собственность легко определить количественными, статистическими методами, но влияние государства трудно измерить, поскольку оно является вопросом политики и обычаев.

Многие промышленно развитые страны, например Германия и Швеция, отличаются относительно низким объемом государственной собственности, но сильной традицией социального обеспечения. В Великобритании также имеется сильная система социального обеспечения, опирающаяся на налоги, однако британское правительство более широко вовлечено в акционерную собственность, чем шведское или германское.

Интересный опыт государственного вмешательства дает Япония. После окончания второй мировой войны Япония в отличие от многих стран, например Франции и Италии, решила оставить инвестиции в частном секторе, а не национализировать ключевые сектора и отрасли экономики. Японские политики в большей степени сконцентрировались на установлении целей и использовании налоговых стимулов для регулирования инвестиционных потоков. Было организовано Министерство международной торговли и промышленности (ММТП) для направления промышленного развития через "стратегическое планирование и право (как формальное, так и неформальное) устанавливать приоритеты для инвестиций и производства". Все это способствовало созданию таких отраслей промышленности, как автомобильная и сталелитейная, которые превратились в грозных конкурентов на мировых рынках. Структурное приспособление к росту цен на нефть, было направлено на повышение эффективности использования энергии компаниями.

Для оценки роли государства в капиталистическом обществе используют два показателя:

- централизованные государственные расходы;

- доходы в виде процента к общему объему валового национального продукта (ВНП).

Они дают макро - представление о месте государственного механизма в развитии экономики страны.

В этой связи следует отметить, что, с экономической точки зре­ния, низкий ВНП на душу населения в самых крупных по численности государствах (например, Китай, Индия, Бразилия, Бангладеш), являясь недостатком для торговли в этих странах, тем не менее, дает явное преимущество тем корпорациям и фирмам, которые пользуются их ресурсами и разме­щают там свои инвестиции. В то же время, говоря об инвестициях в развивающиеся страны, следует обязательно учитывать серьезные ри­ски, связанные с наличием проблем, характерных для многих из та­ких стран: внешний долг, инфляция, слабая валюта, недостаток ква­лифицированных работников, политическая и экономическая неста­бильность, чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики, войны и восстания, массовая бедность, зависимость от импорта сырья и т.д.

Поэтому для принятия решений в области международного бизнеса должны быть выяснены следующие шесть ключевых экономических проблем для каждой из выбранных стран: 1) экономический рост; 2) инфляция; 3) внешнеторговая стратегия; 4) дисбаланс платежей; 5) государствен­ный долг; 6) бедность населения.

Для корпораций и фирм, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в какой-либо стране, предпочтительнее, чтобы там был высокий экономический рост. В этих условиях, даже если бы фирма не увеличивала свою долю на таком рынке, она смогла бы увеличи­вать прибыль теми же темпами, что и экономика страны пребывания.

Развивающиеся страны обладают большим рыночным потенциалом и в целом отличаются быстрыми темпами экономического роста, но, как уже отмечалось, инвестиции в этих странах связаны с гораздо, большим риском, чем в промышленно развитых странах. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция к снижению темпов роста эко­номики в развивающихся странах и, в частности, темпов роста ВВП на душу населения.

Инфляция составляет важную часть экономической среды в связи с ее воздействием на процентные ставки за кредит, обменные курсы валют, стоимость жизни и общее доверие к политической и экономи­ческой системам страны.

В условиях высокой инфляции фирмам трудно планировать буду­щую деятельность и вести прибыльные операции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Компаниям надо постоянно менять цены, со­храняя достаточный объем денежных средств, для возмещения запасов товаров и поддержки своей деятельности.

Завышая цены на внутреннем рынке, предприятие рискует потерять свою долю на нем из-за сокращения спроса. Инфляция может также вызывать отрицательные последствия для деятельности предприятия на внешнем рынке. Если обменный курс национальной валюты ухуд­шается таким же темпами, какими растет инфляция, то цена, которую иностранцы платят за ввозимые к ним товары, в действительности не меняется. Но если обменный курс валюты не меняется в такой же ме­ре, в какой инфляция заставляет предприятие поднимать цены, то это предприятие может стать неконкурентоспособным на мировом рынке.

Инфляция приводит к политической нестабильности. Если прави­тельство пытается контролировать ее путем регулирования заработной платы, реальные доходы населения снижаются, спрос на товары сокра­щается, что ведет к падению объемов производства, безработице и со­циальной напряженности. Если правительство ничего не станет пред­принимать, страна рискует подорвать окончательно свою валюту и ухудшить экономику до такой степени, что реальные доходы все рав­но уменьшатся. Однако современная экономическая практика показы­вает, что страны, живущие в условиях высокой инфляции, все-таки способны обеспечить инвесторам и предпринимателям высокие при­были. Это происходит, когда правительство стимулирует предприни­мателей расширять свой бизнес с помощью разумной налоговой поли­тики эффективного управления курсом национальной валюты и други­ми мерами (Бразилия, Турция).

Внешнеторговая стратегия. Для каждой страны стратегия внеш­ней торговли имеет свои особенности. Так, в промышленно развитых странах инвестиции транснациональных компаний обычно направлены на обслуживание своих национальных рынков, а экспорт и импорт от­носительно свободны. Развивающиеся страны, наоборот, часто прини­мают решения, стимулирующие экспорт и затрудняющие импорт. Ру­ководство предприятия, осуществляющего международную коммерче­скую деятельность, должно знать отношение правительств, как своей страны, так и зарубежных стран к внешней торговле, поскольку это влияет на тип и характер инвестиций. Например, внешнеторговая по­литика таких стран, как Южная Корея, Сингапур и Китай, стимулиру­ет деятельность предприятий по поставке продукции на зарубежные рынки. Другие страны, как, например, Аргентина и Филиппины, ввели в свое время торговые барьеры для импорта и стимулы для поощрения местного производства.

Дисбаланс платежей — положительное сальдо платежного баланса страны (превышение экспорта над импортом с учетом одностороннего поступления валюты) свидетельствует об устойчивости ее внешнетор­говой платежеспособности и стабильности денежной системы в целом. В последние десятилетия XX века наблюдалась общая тенденция роста дефицита платежных балансов промышленно развитых стран и прежде всего США. Лишь платежные балансы Японии и ФРГ сохраняли ус­тойчивый положительный рост. США, тем не менее, удавалось компен­сировать огромный дефицит своего текущего платежного баланса за счет притока капитала в страну из-за рубежа. Иностранные правитель­ства, фирмы и отдельные лица продолжали направлять свои инвести­ции в США благодаря относительно высоким реальным ставкам бан­ковского процента, политической стабильности, сильной экономике и высокому доверию деловых кругов к политико-экономической системе США. Кроме того, с начала 80-х годов американские фирмы начали инвестировать большую часть своих капиталов внутрь страны, снижая тем самым отток капитала за рубеж. В результате, в конце 90-х годов доходы государственного бюджета США превысили его расходы.

Таким образом, являясь одним из крупнейших в мире должников, США в то же время являлись и одной из самых привлекательных стран для иностранных инвестиций, предоставляя в качестве гарантий инвесторам большие коммерческие возможности и уникальную стабильность политико-экономической системы. Этот путь значительно отличался от того пути, по которому идут другие страны — крупные должники.

Промышленно развитые страны, обладающие активным (положи­тельным) сальдо внешнеторгового платежного баланса в результате ог­раничения импорта и поощрения экспорта, испытывают огромное по­литическое давление со стороны своих партнеров по европейскому и мировому сообществу и зачастую вынуждены открыть свои рынки для продукции зарубежных фирм, а также стимулировать потребление с целью уменьшения активного баланса (например, Япония). Страны же, имеющие дефицит платежного баланса, находятся под давлением, вы­нуждающим их увеличивать экспорт и корректировать основные эко­номические диспропорции с целью уменьшения импорта и достижения большой сбалансированности внешнеторговых платежей.

Государственный долг. Одной из характерных особенностей меж­дународного экономического развития в начале нынешнего столетия являются растущие государственные долги развивающихся стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. Двумя круп­нейшими регионами-должниками являются страны Латинской Амери­ки и Африки. Резко возросли объемы государственного долга у стран Восточной Европы и бывшего СССР, вступивших на путь преобразо­вания своих экономик.

Главной проблемой, связанной с государственной задолженно­стью, являются большие трудности с ее обеспечением. Коэффициент обслуживания долга — отношение суммы внешних процентов и ос­новных амортизационных начислений к экспорту — довольно высок. Это означает, что страны-должники не могут направить значитель­ную часть своих доходов от экспорта на экономическое развитие и прежде всего на реструктуризацию своей экономики. Все увеличива­ющаяся доля поступлений от экспорта уходит на погашение долга и процентов по нему.

По мере роста задолженности неизбежны кризисы. Такая ситуация возникла в августе 1998 года в России, закончившаяся тяже­лейшим банковским кризисом. Также в конце 90-х годов глубокий мировой банковский кризис возник в результате финансовых авантюр в странах Юго-Восточной Азии.

В связи со всеми этими событиями большинство крупных банков мира создали резервы для смягчения проблем, вызываемых займами развивающихся стран. Однако деньги, направленные в резервные фон­ды из прибылей банков, уменьшают их кредитные возможности и ин­вестиционную активность, отрицательно влияя тем самым на междуна­родную экономическую деятельность.

Фирме, осуществляющей международный бизнес, важно знать ситуацию с государственным долгом в интересую­щих ее странах, поскольку в среде стран-должников ей будет очень трудно работать. Импорт в таких странах, как правило, сокращается, получение твердой валюты и ее репатриация затрудняются. При этом макроэкономические меры, осуществляемые правительствами этой страны для контроля государственного долга, могут ограничить расхо­ды на социальные программы и тем самым снизить платежеспособ­ность потребителей, что отрицательно скажется на собственных воз­можностях фирм и их прибылях от инвестиций.

Бедность населения. Несмотря на то, что в течение последних почти четырёх десятилетий в мире происходит быстрый экономический рост, особенно, в части доходов и потребления, более миллиарда лю­дей живут в бедности. Общие условия жизни людей в развивающихся странах также значительно хуже, чем в странах с высоким уровнем до­ходов. В результате, средняя продолжительность жизни людей в африканских странах, расположенных южнее Сахары, составляет всего 50 лет, Банг­ладеш — 53 года, Индии, Индонезии и России —59 лет, в то время как в Япо­нии — 79 лет.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выделил две стратегии ликвидации бедности:

1. Эффективный тип экономического роста в беднейших странах за счет развития трудоемких отраслей на основе рыночных стимулов, развитие соответствующей инфраструктуры, учреждений и технологи­ческих нововведений.

2. Предоставление адекватных социальных услуг, в том числе на­чального образования, основного медицинского обслуживания и помощи в регулировании рождаемости.

Первая стратегия особенно важна для осуществления фирмой международного бизнеса. Так, если правительствам развивающих­ся стран будут оказывать помощь в развитии инфраструктуры, то они в свою очередь могут поощрять размещение зарубежных фирм в сво­их странах, создавая для них благоприятный инвестиционный климат (в том числе предоставляя налоговые льготы). Кроме того, из-за низ­ких ставок заработной платы в таких странах возникают условия для производства недорогих товаров.

Рассматривая внешние факторы, существенно влияющие на эконо­мическую среду международного бизнеса, нельзя не отметить дея­тельность международных учреждений. Прежде всего, это Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), именуемый также Всемирным Банком (World Bank), которые играют весьма важную роль в развитии международных рынков.

МВФ предоставляет существенную финансовую помощь странам, испытывающим серьезные проблемы с платежным балансом (а это большая часть всех развивающихся стран). Однако, эта финансовая помощь представляется только при определен­ных условиях. Страны, пользующиеся ею, вынуждены делать значи­тельные, порой непопулярные шаги, которые многими политиками расцениваются как потеря суверенитета. Всемирный банк также предо­ставляет помощь развивающимся странам с низким уровнем доходов населения, которая расходуется, прежде всего, на развитие инфраструк­туры экономики: транспорта, систем связи, энергетики и др. При этом Всемирный банк стремится играть более активную роль в оказании помощи странам по изменению их экономической политики и приве­дению ее в соответствие с требованиями МВФ.







Сейчас читают про: