Тема 4. Совокупный спрос и его компоненты.
Совокупный спрос и величина совокупного спроса.
4.1. В каком из перечисленных случаев изменяется совокупный спрос, и в каком – величина совокупного спроса?
а) Укрепление рубля относительно доллара приводит к тому, что цены в России повышаются относительно цен за рубежом, и российских товаров и услуг готовы купить меньше, чем до укрепления.
б) Если цены в России повысятся относительно цен за рубежом, то, при прочих равных условиях, российских товаров и услуг будут готовы купить меньше, чем до повышения.
в) Правительство готово больше тратить на закупку боевой техники и обеспечение безопасности страны.
г) Уменьшение количества денег в обращении приводит к росту процентных ставок, что в свою очередь снижает объем инвестиционных расходов.
д) Рост уровня цен, при прочих равных условиях, может привести к повышению процентных ставок и к падению инвестиций.
е) Люди ожидают (возможно, необоснованно) повышения цен в будущем и делают больше покупок сейчас. ж) Снижение уровня цен делает людей богаче, чем раньше, даже при неизменном номинальном уровне богатства, и они могут позволить себе больше тратить на потребление.
|
|
Компоненты совокупного спроса: потребительские расходы.
4.2. Какие факторы влияют на потребительские расходы с точки зрения различных теорий? Перечислите основные факторы, влияющие на потребительский спрос.
Кейнсианская потребительская функция.
4.3. Решите задачу.
Выявлено, что в долгосрочном периоде потребительские расходы устойчиво составляют 75% располагаемых доходов граждан. Однако в краткосрочном периоде прирост располагаемых доходов на 1 увеличивает потребительские расходы только на 0,6. Для располагаемого дохода равного 1000 и потребительских расходов равных 750, запишите краткосрочную и долгосрочную потребительские функции.
4.4. Впишите недостающие данные в таблицу и запишите уравнение потребительской функции.
Yd | C | S | APC | APS | MPC | MPS |
-20 | ||||||
4.5. Решите задачу.
В некоторой стране, в один и тот же момент времени, согласно статистическим наблюдениям:
- домашние хозяйства с располагаемым доходом в 1000$ тратят на потребление 800$.
- для располагаемого дохода в 2000$, средняя склонность к потреблению в 1,25 раза ниже, чем для располагаемого дохода в 1000$.
По приведенным данным записать кейнсианские функции потребления и сбережения.
4.6. По данным нижеприведенной таблицы выполните задание.
|
|
ВВП в среднегодовых ценах 1995г., трлн.руб. | |||||||||
Расходы на конечное потребление домохозяйств в среднегодовых ценах 1995г., трлн.руб. | 719,8 | 684,2 | 718,5 | 694,3 | 673,9 | 791,7 | 861,9 | 930,2 |
Рассчитано[1] на основании данных Федеральной службы государственной статистики РФ
а) Постройте график, связывающий величину потребительских расходов с объемом ВВП для разных лет, где ВВП - по оси абсцисс, а потребительские расходы – по оси ординат. Для этого перенесите данные в Microsoft Excel, первая строка – ВВП, вторая - потребительские расходы. Для построения диаграммы вызовите мастер диаграмм, выберите тип диаграммы «точечная», вид – только точки без соединительных линий.
б) Определите параметры потребительской функции. Для этого щелкните правой кнопкой мыши по одной из точек построенной диаграммы и в появившемся меню выберите «Добавить линию тренда». Выберите первый из предложенных, линейный, тренд. Далее щелкните правой кнопкой мыши по полученному тренду, выберите «Формат линии тренда» и на вкладке «Параметры» поставьте галочки на «Показывать уравнение на диаграмме» и на «Поместить на диаграмму величину R2». Полученное уравнение – искомая потребительская функция. R2 показывает, сколько процентов изменения в зависимой переменной может быть объяснено данным уравнением и обычно наилучшим результатом является значение как можно более близкое к 100%.
в) В чем неточность проведенного анализа?
г)* Дополнительно. Постройте подобные графики для других компонент совокупного спроса (для этого их нужно перевести в сопоставимые цены). Прослеживается ли зависимость? Как можно объяснить ее наличие или отсутствие? А может быть использовать не ВВП, а какие-то другие показатели?