Показатель | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Число койко-дней на 1 жителя, всего | 2,704 | 2,55 | 2,35 |
В том числе в рамках базовой программы ОМС число койко-дней на 1 застрахованное лицо | 1,922 | 1,77 | 1,59 |
Для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях | 0,077 | 0,092 | 0,112 |
Фактические средние финансовые затраты на единицу объёма медицинской помощи, оказываемой в условиях стационара, имеют тенденцию роста и составят (на 1 койко-день, руб.):
Показатель | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
За счёт средств областного бюджета | 829,6 | 838,07 | 847,81 |
За счёт средств ОМС | 1677,75 | 1943,82 | 2319,96 |
Для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях | 758,8 | 805,22 | 805,35 |
В 2013 году расходы на реализацию Территориальной программы
по видам медицинской помощи составят 9508,0 млн. рублей, в том числе:
53% – объём расходов на стационарную медицинскую помощь – 5040,1 млн. рублей;
33,2% – объём расходов на амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь – 3158,5 млн. рублей;
4,5% – объём расходов на скорую медицинскую помощь – 431,6 млн. рублей;
4% – объём расходов на стационарзамещающую медицинскую помощь – 379,5 млн. рублей;
3,6% – объём расходов на проведение заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа – 345,3 млн. рублей;
1,6% – объём расходов на неотложную медицинскую помощь – 147,5 млн. рублей;
0,1% – объём расходов на экстракорпоральное оплодотворение – 6 млн. рублей.
Благодаря комплексу мероприятий, направленных на реструктуризацию и повышение эффективности функционирования системы предоставления медицинской помощи жителям области на основе интенсификации процессов лечения, внедрения единых стандартов лечения и применения современных организационно-управленческих мер по управлению госпитализацией (прогрессивные методы оплаты медицинской помощи, электронная история болезни, электронная регистратура и др.), объёмные показатели медицинской помощи направлены на снижение объёмов дорогостоящей стационарной помощи и увеличение объёмов медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров и амбулаторно-поликлинического звена.
В 2013 году по Территориальной программе ОМС применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
скорая медицинская помощь оплачивается по прикреплённому застрахованному населению Ульяновской области;
амбулаторно-поликлиническая помощь – по посещениям к врачу с профилактической целью соответствующей врачебной специальности или к специальности среднего медицинского работника на самостоятельном приёме вместо врача и помощи, оказываемой центрами здоровья при проведении комплексного обследования; по обращениям по поводу заболевания; по посещениям при оказании неотложной медицинской помощи (врачебная – в поликлинике, на дому; доврачебная – в поликлинике, на дому). В рамках «пилотного» проекта оплата амбулаторно-поликлинической помощи в двух учреждениях здравоохранения Ульяновской области производится по прикреплённому застрахованному населению;
медицинская помощь, оказываемая дневными стационарами, стационарами дневного пребывания, стационарами на дому, – по количеству пациенто-дней соответствующей врачебной специальности, в пределах установленных нормативов объёмов медицинских услуг для детей и взрослых в рамках Территориальной программы ОМС;
стационарная медицинская помощь – по законченному случаю лечения по клинико-статистическим группам заболеваний в пределах нормативов объёмов медицинских услуг для детей и взрослых в рамках Территориальной программы ОМС. Оплата стационарной медицинской помощи производится в соответствии с длительностью лечения, указанной в Справочнике клинико-статистических групп заболеваний, по тарифам на медицинские услуги по Территориальной программе ОМС, при условии выполнения объёма обследования, лечения, достижения результатов лечения, утверждённых стандартами оказания медицинской помощи.
В рамках Территориальной программы ОМС осуществляется расчёт за медицинскую помощь, оказанную застрахованным в Ульяновской области лицам за пределами территории области, в объёме, установленном базовой программой ОМС, за счёт средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области.
Одним из основных системообразующих факторов является эффективное функционирование системы здравоохранения, позволяющее обеспечить доступность и оказание качественной бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области.
№ п/п | Наименование целевого показателя | Единица измерения | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | ||||||||
1. | Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – программа государственных гарантий) | процентов | 4,2 | 4,6 | 5,0 | 5,1 | 5,1 | 5,1 |
2. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий | процентов | 31,9 | 31,7 | 31,7 | 31,7 | 31,7 | 31,7 |
3. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий | процентов | 1,4 | 1,9 | 2,1 | 2,5 | 2,7 | 3,9 |
4. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий | процентов | 6,6 | 7,1 | 7,3 | 7,9 | 8,1 | 9,0 |
5. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий | процентов | 55,9 | 54,7 | 54,0 | 52,8 | 52,4 | 50,3 |
6. | Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Ульяновской области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной системы здравоохранения Ульяновской области | процентов | 71,0 | 96,3 | 97,0 | 97,3 | 98,3 | 100,0 |
7. | Доля аккредитованных специалистов | процентов | - | - | - | - | 20,0 | 40,0 |
8. | Обеспеченность населения врачами, на 10000 человек | процентов | 33,8 | 35,1 | 37,3 | 37,7 | 41,3 | 43,0 |
9. | Соотношение врачи/средние медицинские работники | 1:4 | 1:4 | 1:4 | 1:4 | 1:4 | 1:4 | |
10. | Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Ульяновской области в 2012-2018 годах (агрегированные значения) | процентов | 146,3 | 154,3 | 161,4 | 196,9 | 200,0 | 200,0 |
11. | Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Ульяновской области в 2012-2018 годах (агрегированные значения) | процентов | 78,9 | 82,9 | 86,3 | 98,9 | 100,0 | 100,0 |
12. | Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Ульяновской области в 2012-2018 годах (агрегированные значения) | процентов | 49,0 | 56,0 | 63,4 | 95,3 | 100,0 | 100,0 |
13. | Число дней занятости койки в году | дней | 340,0 | 338,5 | 337,0 | 335,5 | 333,5 | 331,5 |
14. | Средняя длительность лечения больного в стационаре | дней | 13,0 | 12,8 | 12,5 | 12,3 | 11,9 | 11,7 |
15. | Доля врачей первичного звена от общего числа врачей | процентов | 61,4 | 62,0 | 62,5 | 63,0 | 63,5 | 64,0 |
16. | Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях | процентов | 41,3 | 41,3 | 41,3 | 41,3 | 41,3 | 41,3 |
Основные показатели здоровья населения | ||||||||
17. | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | 70,2 | 71,0 | 71,6 | 72,1 | 72,8 | 73,5 |
18. | Смертность от всех причин | на 1000 населения | 13,8 | 13,3 | 12,9 | 12,7 | 12,3 | 12,1 |
19. | Материнская смертность | случаев на 100 тыс. родившихся живыми | 7,1 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 6,9 | 6,9 |
20. | Младенческая смертность | случаев на 1000 родившихся живыми | 6,7 | 6,6 | 6,4 | 6,3 | 6,1 | 5,9 |
21. | Смертность детей в возрасте 0 – 17 лет | случаев на 10000 населения соответствую-щего возраста | 7,2 | 7,1 | 6,9 | 6,8 | 6,6 | 6,4 |
22. | Смертность от болезней системы кровообращения | на 100 тыс. населения | 880,2 | 870,2 | 851,2 | 841,3 | 802,9 | 780,1 |
23. | Смертность от дорожно-транспортных происшествий | на 100 тыс. населения | 13,0 | 12,5 | 12,0 | 11,5 | 11,0 | 10,6 |
24. | Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) | на 100 тыс. населения | 218,1 | 209,9 | 206,1 | 204,2 | 203,1 | 201,8 |
25. | Смертность от туберкулёза | на 100 тыс. населения | 10,6 | 10,4 | 10,2 | 10,0 | 9,8 | 9,5 |
26. | Заболеваемость туберкулёзом | на 100 тыс. населения | 68,8 | 63,0 | 57,2 | 51,4 | 45,6 | 40,0 |
27. | Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут | процентов | 92,9 | 93,8 | 94,9 | 96,1 | 97,5 | 99,2 |
II. План мероприятий
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации | Ответственные исполнители | Ожидаемый результат |
Формирование эффективной структуры здравоохранения Ульяновской области | ||||
1. | Анализ итогов реализации программ модернизации здравоохранения Ульяновской области | 01 марта 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Будет проведён анализ итогов модернизации здравоохранения Ульяновской области с точки зрения соотношения инвестиций и улучшения состояния здоровья населения в Ульяновской области. Представление результатов анализа итогов реализации программ модернизации здравоохранения Ульяновской области в Минздрав России |
2. | Анализ соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Ульяновской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определённой на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р | 01 марта 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Будут определены направления необходимых изменений, направленных на формирование сбалансированной по видам и условиям оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Ульяновской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определённой на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р |
3. | Анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Ульяновской области порядкам оказания медицинской помощи | 01 марта 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Будет определён дефицит (избыток) работников в штате медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Ульяновской области и порядкам оказания медицинской помощи |
4. | Анализ соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Ульяновской области порядкам оказания медицинской помощи | 01 марта 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Будет определён дефицит (избыток) материально-технического оснащения медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Ульяновской области порядкам оказания медицинской помощи |
5. | Анализ соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями стандартам оказания медицинской помощи | 01 марта 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Будет выявлена неудовлетворённая потребность в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями стандартам оказания медицинской помощи |
6. | Разработка региональной концепции развития государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения | 11 марта 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Утверждение региональной концепции развития государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения, результатом реализации которой должно стать привлечение негосударственных организаций к оказанию медицинской помощи в соответствии с моделью ресурсного обеспечения системы здравоохранения Ульяновской области |
7. | Формирование модели ресурсного обеспечения системы здравоохранения Ульяновской области | 22 марта 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Модель ресурсного обеспечения системы здравоохранения Ульяновской области с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных; структура финансирования оказания медицинской помощи, а также обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями для льготных категорий граждан с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных, по видам и объёмам медицинской помощи. Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования |
8. | Разработка программы развития здравоохранения Ульяновской области с учётом государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» | 22 апреля 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Утверждение программы развития здравоохранения Ульяновской области до 2020 года, направленной на повышение структурной эффективности, учитывающей региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения. Указанные мероприятия направлены на оптимизацию структуры оказания медицинской помощи и будут способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников |
Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях Ульяновской области | ||||
9. | Разработка и утверждение на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций Ульяновской области, их руководителей и работников | 02 декабря 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах |
10. | Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников | ежегодно | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Создание условий для соответствия квалификации медицинских работников профессиональным стандартам |
11. | Заключение трудовых договоров (дополнительных соглашений) с руководителями государственных медицинских организаций на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьёй 275 Трудового кодекса Российской Федерации | 02 декабря 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
12. | Обучение руководителей (ответственных работников) по переводу на эффективный контракт работников медицинских организаций | 02 декабря 2013 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Создание условий для перевода медицинских работников на эффективный контракт |
13. | Обеспечение перевода работников государственных медицинских организаций на эффективный контракт | ежегодно | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Создание условий для перевода медицинских работников на эффективный контракт |
14. | Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учётом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения не более 40 процентов | ежегодно | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
Реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в Ульяновской области | ||||
15. | Мероприятия по проведению организационных изменений в структуре медицинских организаций Ульяновской области в соответствии с утверждённой программой развития здравоохранения Ульяновской области до 2020 года | 2013-2015 годы | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Реализация структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в части организационных изменений в структуре медицинских организаций Ульяновской области, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения в соответствии с утверждённой программой развития здравоохранения Ульяновской области до 2020 года |
16. | Координация работы органов местного самоуправления и руководителей государственных медицинских организаций по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения | ежегодно | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Достижение целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Ульяновской области |
17. | Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения | ежегодно | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Выполнение плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ульяновской области» |
18. | Формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности | ежегодно | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и стимулирует повышение качества работы медицинских организаций |
19. | Аккредитация медицинских работников | с 2016 года | Министерство здравоохранения Ульяновской области | Подтверждение соответствия квалификации и качества работы медицинских работников профессиональным стандартам |
Примечание. Список сокращений, используемых в «дорожной карте»:
ГКУЗ – государственное казённое учреждение здравоохранения;
ГУЗ – государственное учреждение здравоохранения;
ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение;
ЦРБ – центральная районная больница;
ФАП – фельдшерско-акушерский пункт;
СМП – скорая медицинская помощь;
ОВОП – офис врача общей практики;
ФП – фельдшерский пункт;
УБ – участковая больница;
ОМС – обязательное медицинское страхование;
ВА – врачебная амбулатория;
МСЧ УВД – медико-санитарная часть Управления внутренних дел МВД России по Ульяновской области;
МСЧ УВАУГА – медико-санитарная часть федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»;
ДСПБ № 1 – государственное учреждение здравоохранения «Детская специализированная психоневрологическая больница № 1»;
ДСПБ № 2 – государственное учреждение здравоохранения «Детская специализированная психоневрологическая больница № 2»;
ГУЗ «ДБВЛ» – государственное учреждение здравоохранения «Детская больница восстановительного лечения»;
ГУЗ «ОВФД» – государственное учреждение здравоохранения «Областной врачебно-физкультурный диспансер»;
ГУЗ «ОККВД» – государственное учреждение здравоохранения «Областной клинический кожно-венерологический диспансер»;
ГУЗ «ОКОД» – государственное учреждение здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер»;
ГУЗ «УОКПБ» – государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница»;
ГУЗ «ОПТД» – государственное учреждение здравоохранения «Областной противотуберкулёзный диспансер»;
ГКУЗ «ОКПТД» – государственное казённое учреждение здравоохранения «Областной клинический противотуберкулёзный диспансер»;
ГУЗ «УОКД» – государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной кардиологический диспансер»;
ГУЗ «УОКЦСВМП» – государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи»;
ГУЗ «ЦГКБ» – государственное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница»;
ГУЗ «УОКГВВ» – государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн»;
ГУЗ «ЦК МСЧ» – государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть»;
ТФОМС – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области;
ГКУЗ «УОКНБ» – государственное казённое учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница»;
Дом ребёнка – государственное казённое учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»;
ГКУЗ Ульяновский областной «ХОСПИС» – государственное казённое учреждение здравоохранения Ульяновский областной «ХОСПИС»;
Больница восстановительного лечения кардиологических больных –государственное учреждение здравоохранения Больница восстановительного лечения кардиологических больных;
Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи – государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи»;
Областной центр профессиональной патологии – государственное учреждение здравоохранения «Областной центр профессиональной патологии»;
ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России – Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства»;
ФБУЗ ПОМС ФМБА России – Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства;
Центр СПИД – государственное учреждение здравоохранения Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями;
станция скорой медицинской помощи – государственное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска»;
территориальный центр медицины катастроф – государственное учреждение здравоохранения Ульяновский территориальный центр медицины катастроф;
медицинский центр «Резерв» – государственное казённое учреждение здравоохранения Областной медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв»;
центр медицинской профилактики – государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной центр медицинской профилактики»;
бюро судебно-медицинской экспертизы – государственное казённое учреждение здравоохранения «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы»;
дезинфекционная станция – Государственное казённое учреждение здравоохранения «Ульяновская областная дезинфекционная станция»;
станция переливания крови – государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная станция переливания крови»;
медицинский информационно-аналитический центр – государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр».
______________