В этом разделе следует указать на роль водного транспорта в мире и в Российской Федерации, а также значение внутреннего водного транспорта в РФ, США, Германии, основные его преимущества и особенности (недостатки) по сравнению с различными видами транспорта, состояние технических средств транспорта России, экономическое положение судоходных компаний, перспективы его развития в условиях функционирования международных транспортных коридоров с открытием Волги и проблемы повышения конкурентоспособности перевозок грузов российскими судоходными компаниям. Указать на значение, роль прибыли в современных условиях состояния экономики страны и внутреннего водного транспорта и актуальность энергосбережения.
2. Характеристика и анализ исходных данных
по судам
В разделе приводятся основные характеристики судов по заданному варианту:
– тип судна (номер проекта; назначение; разряд Российского речного регистра т. д.);
– главные размерения (грузового теплохода, буксира-толкача);
|
|
– осадка с грузом;
– грузоподъемность для грузовых судов;
– скорость движения судна или состава;
– мощность судовой энергетической установки для самоходных судов;
– число и марка главных двигателей;
– вид и удельный расход топлива;
– вид и удельный расход смазочных материалов;
– балансовая (строительная) стоимость судов (см. прил. 6,7);
– стоимость содержания несамоходного судна (см. задание);
– штат (число членов экипажа судна из задания);
– другие данные.
Перечисленные материалы берутся из «Справочников по серийным транспортным судам» и из приложения 1, 2, 3.
В курсовой работе все основные характеристики судов следует представить в виде таблиц с пояснением.
При использовании на перевозках составов или грузовых теплоходов с приставками следует принять постоянное закрепление тяги за тоннажем в портах обработки.
3. Расчет и анализ расходов по содержанию
самоходного судна
Расходы, относимые на себестоимость перевозок, складываются из прямых (по содержанию транспортного флота), распределяемых, накладных (по содержанию рейдового флота, связи, управления пароходства и общеэксплуатационных расходов и т. д.).
В курсовой работе в этом разделе прямые расходы рассчитываются только на содержание самоходных транспортных судов (грузовых теплоходов, танкеров или теплоходов-толкачей) по следующим статьям:
– затраты на оплату труда экипажа;
– затраты на рацион бесплатного питания;
– единый социальный налог;
– топливо и энергия;
– материалы;
– амортизация основных фондов;
– затраты на ремонт;
– износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
|
|
– платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуг сторонних организаций;
– прочие расходы по судну.
3.1. Затраты судоходной компании на оплату труда экипажа судна за год
Общие затраты на оплату труда экипажа речного судна составят:
, |
где
где | – | расходы по содержанию экипажа в навигационный период, связанный с эксплуатацией судна на перевозках грузов (или пассажиров) | |
– | районный коэффициент регулирования оплаты труда (равен 1,0); | ||
– | месячный фонд заработной платы экипажа судна по должностным окладам, равный сумме месячных окладов членов экипажа; | ||
– | продолжительность периода эксплуатации судна, сут; | ||
– | среднее число дней в месяце; | ||
– | коэффициент, учитывающий дополнительную зарплату, премии и надбавки к должностным окладам в период их эксплуатации: = до 0,4. |
где | – | расходы по содержанию экипажа в период вооружения – подготовки судна к эксплуатации после его зимнего отстоя и разоружения – подготовки судна к зимнему отстою | ||
– | продолжительность периода вооружения и разоружения судна, сут; | |||
где | – | расходы по содержанию в период зимнего отстоя части экипажа судна, которая отвечает за безопасность отстоя судна и контролирует качество зимнего ремонта. | ||
– | число членов экипажа самоходного судна, чел.; | |||
– | штатный измеритель по зимнему отстою, чел.; | |||
– | коэффициент, учитывающий доплаты и дополнительную заработную в период зимнего отстоя: = 0,1; | |||
– | продолжительность зимнего отстоя судна, сут. | |||
Расчет размера месячного фонда заработной платы экипажа судна по должностным окладам (М) следует производить в табличной форме. Примерный штат для крупных самоходных судов, работающих без совмещения или с совмещением профессий приведен в табл. 3.1 и 3.2.
Таблица 3.1
Расчет месячного фонда заработной платы экипажа судна
по должностным окладам (без совмещения профессий)
№ п/п | Должность | Количество членов экипажа судна | Должностной оклад; руб. | Месячный фонд зарплаты по должностным окладам, руб. |
Командный состав | ||||
Капитан | + | + | ||
I штурман | + | + | ||
II штурман | + | + | ||
III штурман | + | + | ||
механик | + | + | ||
I пом. механика | + | + | ||
II пом. механика | + | + | ||
III пом. механика | + | + | ||
Рядовой состав | ||||
боцман | + | + | ||
рулевой | + | + | ||
мотористы | + | + | ||
начальник радиостанции | + | + | ||
матрос | 1-3 | + | + | |
повар | + | + | ||
Всего | 18 20 | - | М= + |
Таблица 3.2
Расчет месячного фонда заработной платы экипажа судна
по должностным окладам (при совмещении профессий)
№ п/п | Должность | Количество членов экипажа судна | Должностной оклад; руб. | Месячный фонд зарплаты по должностным окладам, руб. |
Командный состав | ||||
Капитан-механик | + | + | ||
I штурман-I пом. механика | + | + | ||
II штурман-II пом. механика | + | + | ||
III штурман-III пом. механика | + | + | ||
Рядовой состав | ||||
рулевой-моторист | + | + | ||
Боцман | + | + | ||
Начальник радиостанции | + | + | ||
Матрос | 1-3 | + | + | |
Повар | + | + | ||
Всего | 11-13 | - | + |
Размер должностных окладов членов экипажа принимается в зависимости от занимаемой должности (прил. 4), группы судна, которая определяется для самоходных судов мощностью главных энергетических установок - СЭУ (приложение 2) и назначения его.
В курсовой работе по судам, по которым нет исходных данных по оплате, месячный фонд заработной платы экипажа М следует принять по выражению:
где | – | средняя зарплата на водном транспорте, руб/чел-мес | ||
Продолжительность зимнего отстоя судна можно определить по выражению:
|
|
3.2. Единый социальный налог определяется по выражению:
где | – | размер единого социального налога в пенсионный, на социальное страхование, на обязательное медицинское страхование в соответствии с законодательством принять в курсовой работе 34 %. | ||
3.3. Расход на бесплатное питание экипажа транспортного судна можно определить по выражению
где | – | норма расходов на бесплатное питание 1 члена экипажа транспортного судна, руб./чел.-сут. |
В работе для экипажей транспортных судов (класса Р, О, М), эксплуатируемых в речных бассейнах, принять = 2долл. США/чел.-сут; для экипажей транспортных судов (класса М-СП, IIСП), эксплуатируемых в морских условиях на заграничных перевозках, принять = 4 долл. США/чел-сут (при расчетах стоимости содержания судна доллар следует перевести по официальному курсу в руб.).
3.4. Расходы на топливо по заданному судну за эксплуатационный период определяется по следующим выражениям:
, руб | ||||
где | – | количество судового дизельного топлива, т; | ||
– | отпускная цена дизельного топлива за 1 т, руб.; | |||
– | норма расхода топлива на главные и вспомогательные механизмы соответственно в ходу и стоянках, г/квт-час; | |||
, | – | время соответственно хода и стоянок судна за эксплуатационный период, сут; | ||
– | коэффициент, учитывающий затраты топлива, связанные с вводом судов в эксплуатацию и выводом из эксплуатации ( = 1,02). | |||
В работе можно принять = 60% от , остальное время отнести на стоянки.
Нормы расхода топлива на главные и вспомогательные механизмы по судам следует принять следующие значения:
= 250 г/квт-час, = 0,05 , = 0,1 - танкеров.
Стоимость дизельного топлива можно принять в расчетах 700 долл. США/т.
3.5. Расходы на смазочные и другие материалы по транспортному самоходному судну определяются по выражению:
где | – | количество смазочных материалов, т; | ||
– | отпускная цена смазочных материалов, руб. за 1 т; | |||
– | норма расхода смазки на главные и вспомогательные механизмы в ходу и стоянках, г/квт-ч; | |||
– | коэффициент, учитывающий дополнительные расходы на другие материалы на судне (в работе принять = 1,05). | |||
Нормы расхода смазочных материалов на главные и вспомогательные механизмы следует принять в работе следующие:
|
|
= 6 г/квт-ч, = 0,05
Цена смазочных материалов 1400 долл. США/т.
3.6. Размер амортизационных отчислений на полное восстановление судна определяется по выражению:
где | – | норматив амортизационных отчислений по заданному судну, |%|; | ||
– | балансовая (строительная) стоимость самоходного судна (см. приложение 6,7), руб. | |||
3.7. Затраты на ремонт судна за год включают расходы: – на текущий зимний ремонт судна:
где | – | значение норматива расходов на зимний ремонт судна, |% | | ||
– на текущий навигационный ремонт:
где | – | значение норматива расходов на текущий ремонт судна, |%|. | ||
– расходы на капитальный и средний ремонт судна::
где | – | значение норматива расходов на капитальный и средний ремонт судна, |%|. | ||
В работе можно принять = 1%, = 0,2% и = из задания.
3.8. Износ малоценных быстроизнашивающихся предметов по самоходному судна определяется по выражению
где | – | значения нормативов на износ малоценных и быстро изнашивающихся предметов, |%|. | ||
Для грузовых и буксирных транспортных судов = 0,2%, для пассажирских - = 0,5%.
3.9. Платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуг сторонних организаций принимаются от суммы всех предыдущих расходов в размере:
для речных – 1,0%;
для судов смешанного плавания (класса М-СП, ПСП) – 2,0%.
3.10. Прочие прямые расходы по судну принимаются от суммы всех предыдущих расходов в размере:
для речных судов – 1–2%;
для судов смешанного плавания – 15–20%.
В этой статье учитываются затраты по технадзору за судами, по осмотру судов Российским речным регистром, оплата услуг Гидрометеослужбы, таможенные сборы, судовые сборы.
При организации внешнеторговых перевозок грузов в судах смешанного река-море плавания экипажам выплачивается иностранная валюта за время фактического пребывания в заграничном плавании. Нормы выплат иностранной валюты членам экипажей судов приведены в приложении 8.
Результаты расчетов по статьям содержания судна при использовании на судне дизельного топлива необходимо свести в таблицу по прилагаемой форме (табл. 3.3) и дать краткий анализ.
Далее необходимо определить эффективность использования газообразного топлива на судне вместо дизельного.
Для этого в курсовой работе следует рассчитать новую стоимость содержания судна, при этом:
1. Затраты на оплату труда экипажа увеличить на 15 % из-за вредности газообразного топлива.
2. Затраты на оснащение судна газовой арматурой и другим оборудованием принять в размере 5 % от балансовой стоимости судна (увеличить балансовую стоимость на 5 %) и соответственно внести изменения в другие статьи расходов по содержанию судна.
Таблица 3.3