1. Понятие «функция». Общая характеристика функций журналистики. Комплексный характер функций журналистики.
3. Идеологическое воздействие журналистики. Структура массового сознания.
1. Понятие «функция». Общая характеристика функций журналистики. Комплексный характер функций журналистики
В основе любой деятельности лежит удовлетворение человеком его различных потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, государственном, идеологическом управлении массами и выработке мировоззрения и мироотношения рождают журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия на умы и чувства людей с определенными целями, которые провозглашаются или проявляются скрыто в той или иной степени.
Потребность рождает задачу, цель, которую осуществляет, материализует путь их достижения – функция, то есть способность, возможность того или иного «органа» воплотить действие в результат с помощью набора определенных приемов, направленных на достижение цели.
Функция – от лат. functio – обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей. Функция или функции в журналистике определяются как совокупность обязанностей и выполняемых ею задач, как способ жизнедеятельности в обществе. Это задача в процессе достижения цели – обязанности, созданные потребности и предопределенные ею. Соотношение между тем, что надо выполнить и собственно самим процессом выполнения.
В работе журналиста функция лежит в основе всей его творческой работы, незримо руководит ею. Задачи и способы жизнедеятельности в обществе для журналистики определяются при помощи ответов на вопросы: кому? (предназначены продукты деятельности журналистики) и зачем? (осуществляется процесс массового информирования).
При ответе на вопрос «кому?» имеются в виду потоки информации, направленные на массовую аудиторию и социальные институты.
При ответе на вопрос «зачем?» необходимо учитывать характер социальной позиции СМИ и их сотрудников. В обществе, где реализуется принцип политического плюрализма, функции журналистики носят разнонаправленный характер, так как есть возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения.
Итак, объективна необходимость в информационном обеспечении полнокровного функционирования и прогрессивного развития потребителей информации, поэтому наиболее полное информационное обеспечение их жизнедеятельности и составляет социальное предназначение журналистики как социального института общества. И далее. Для того чтобы наиболее полно реализовать социальное предназначение журналистики, необходимо рассмотреть все пространство функций журналистики во всем разнообразии и взаимодействии.
Это пространство функций широко и имеет тенденцию к постоянному расширению в силу того, что оно подвержено основным влияниям информационных потоков, характеризующихся быстрым ростом.
В пространстве функций журналистики выделяются несколько слоев, определяющих функциональные особенности деятельности журналистики.
Один из этих слоев отражает процессы установления контакта с контрагентом – тем, на кого направлено воздействие журналистики, то есть с массовой аудиторией и социальными институтами. Исходной функцией здесь служит коммуникативная или функция общения, налаживания контакта. Особенность выполнения этой функции в том, что она эффективно реализуется только при ясном содержательном наполнении. Только тогда аудитория имеет возможность познакомиться с позицией журналистов и СМИ в целом и информационной политикой всего института журналистики.
Выполнение этого слоя функций отражается в закономерности: в хорошо отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо – отличаются характером своей модели мира, удовлетворяя потребности своих контрагентов в информации.
Второй слой функций определяется ролью журналистики в выполнении важных потребностей ее контрагентов:
со стороны социальных институтов – выдвижение суждений и оценок относительно характера и уровня выполнения социальными институтами их обязанностей перед обществом;
со стороны массовой аудитории – информационное обслуживание массового сознания и прежде всего общественного мнения
Последовательность выполнения журналистикой своих основных задач, что находит отражение в информационной политике издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций. А это, в свою очередь, требует взаимодействия функций.
Специфика журналистики обусловливает характер использования в обществе ее продуктов. Основной из них – журналистская информация – выполняет в обществе несколько функций:
I.Коммуникативные: а) информирование о событиях и условиях жизни общества, мира, индивида; б) поиск информации, необходимой для принятия решений на разного рода уровнях; в) реализация социальных ролей и претензий; г) удовлетворение потребности в общении; д) интеграция;
II.Познавательные: а) удовлетворение личной любознательности; б) самообразование; в) обучение и самообучение; г) социальное общение;
III.Ценностно-ориентирующие: а) самовыражение; б) социализация; в) рефлексия; г) эмпатия; д) самопознание; е) самоидентификация;
IV.Социально-организаторские: а) формирование общности масс; б) управление массами; в) стимулирование принятия решений; г) реклама;
V.Развлекательные: а) занятие в свободное время; б) отдых; в) эскейпизм или эскапизм (уход от собственных проблем), теория которого активно развивалась в 60-ые годы на западе и представляла из себя постулат необходимости психологической разгрузки человека путем ухода в мир мифов и сказок, созданный массовой культурой, транслируемый средствами массовой информации и коммуникации, что способствовало снижению социальной напряженности; г) эстетическое наслаждение; д) удовольствие и эмоциональная разрядка.
Они ложатся в основу функциональной - комплексной – модели журналистики как области общественной деятельности. Основой для данной модели служит теория соотношений функций человеческой деятельности и профессиональных функций. Стержнем всей системы является коммуникативная функция, формирующая комплекс задач, стоящих перед журналистами и профессиональным полем в целом, отражающих основное предназначение профессиональной деятельности в обществе.
Коммуникативная функция как отражающая основные цели и задачи профессии, работает в подсистемах: познавательной (информационной); ценностно-ориентирующей; социально-организаторской; культуротворческой, что обеспечивает непрерывный характер взаимодействия функциональных полей журналистики и делает профессиональную деятельность журналиста многофункциональной.
Многофункциональность определяется как такое качество профессиональной деятельности, в котором отражается комплексный характер воздействия продукта профессии – информации, объединяющей различные характеристики и выполняющей комплекс задач по обеспечению информационных потребностей общества. Одновременное выполнение различных задач в одном системном тексте дает возможность журналистике функционировать как социальный институт, включенный в систему социального управления.
2. Функциональный анализ
Функциональный подход – это ключ для понимания многих организационных и творческих методов работы журналиста. В основе функционального подхода лежит функциональный анализ.
Для более точного определения специфики масс медиа как современных социально-коммуникационных систем используется функциональный анализ. Этот такой научно-исследовательский подход к изучению массовых коммуникаций, при котором на основе интегративных характеристик акцентируется общественный уровень исследования явлений масс медиа, как социальной системы, выявляются последствия изучаемой социальной системы и ее влияние на изменения социальных структур.
Функциональный анализ включает три ступени:
I ступень. Определение основных повторяющихся особенностей коммуникационных систем.
II ступень. Выявление функциональных проявлений особенностей коммуникационных систем в зависимости от типологии общественных условий.
III ступень. Оценка результатов использования тех или иных форм, структур и звеньев информационных процессов.
На основе функционального анализа выделяются четыре основных типа функций, присущих массмедиа как современным социально-коммуникационным системам массового вида: 1) наблюдение за окружающей средой; 2) коррелирование и интерпретация наблюдаемых явлений и рекомендации для реакции на них; 3) социализация или передача культуры и ценностей новым членам общества; 4) развлечения.
Все эти функции рассматриваются в их конкретных связях с адаптивными свойствами коммуникативных и общественных систем, сохраняющими их выживаемость и необходимую модернизацию.
3. Идеологическое воздействие журналистики. Структура массового сознания
Идеология – это учение об идеях (от греч. idea – мысль, понятие и logos – слово, учение). Понятие идея приобрело значение, соединяющее воедино и социальное значение и стремление руководить поведением человека. Поэтому в условиях существования различных интересов групп людей идеология неизбежно становится полем острой борьбы и столкновений.
Идеи могут быть верными и неверными или частично верными и частично неверными. Выделяют несколько явлений, характеризующих состояние идеологии на том или ином этапе развития государственных отношений.
Деидеологизация – когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться.
Реидеологизация – когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется вернуть идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме.
Переидеологизация – в случае отхода от одних идеологических позиций и перехода на другие.
Таким образом, идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблем и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию статус кво или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии.
Идеологические представления лежат в основе массового сознания, на которое оказывает воздействие журналистика.
Рассмотрим механизм этого воздействия.
Условия массовой коммуникации определяют особенности процесса передачи информации в обществе и механизмы и средства воздействия, осуществляемого на разных уровнях социальной организации. Массовая коммуникация является одним из важнейших аспектов массового сознания.
Развитие массового сознания тесно связано с уровнем производительных сил, достигнутым человечеством, развитием научно-технической базы информационных процессов. Оно, как считают исследователи, существует во всех типах современных обществ. Структуру массового сознания часто представляют в виде модели, напоминающей резерфордову модель атома. Это совокупность четырех основных взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения; миросозерцания; исторического сознания; общественного мнения.
Роль ядра отведена двум наиболее устойчивым компонентам – мировоззрению и миросозерцанию. Вокруг ядра концентрируется система развивающихся исторических представлений. Внешнюю оболочку составляет подвижная, изменчивая сфера общественного мнения.
Мировоззрение является системой обобщенных представлений о мире и включает представления о концепции жизни разных слоев населения, их взглядах на историю и современность и путях социального прогресса.
Миросозерцание – модель действительности, но в отличие от мировоззрения не на рационально-понятийной основе, а на эмоционально-образных картинах. Это как бы художественное мировоззрение, картина мира, ориентирующая людей в личностных воплощениях и раскрывающая типы социального поведения в определенных жизненных обстоятельствах.
Историческое сознание – представления об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилизаций – то есть о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим.
Общественное мнение по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на явления жизни. Оно «постоянно в непостоянстве» в силу текучести перемен, происходящих в современном мире.
В свое время Э. Дюркгейм писал, что «группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены».[16] Представляя общество как развивающуюся систему, мы характеризуем общественное сознание как часть общества, претерпевающую закономерное историческое развитие вместе с обществом, принимая те или иные исторические формы.
Общество предстает как единый организм и поэтому необходимо учитывать, что его внешние проявления предопределяются внутренними процессами. А участниками этих внутренних процессов являются члены общества как представители и носители общественного сознания. Антонио Менегетти предлагает анализировать общество как систему и характеризовать его как социальный организм. Он же подчеркивает, что в обществе разумом становится практически то, что «мнение масс навязывает как единственную силу».[17] Фактически общество подчиняется силе мнения. «Мнение, получающее вследствие доступа к власти превосходство над другими группами, - пишет Менегетти, - легализует свое содержание, которое, становясь законом, связывает индивида».[18]
Итак, общественное мнение как форма проявления общественного сознания в обществе может выступать как основание закона. Мнение, превалирующее как мнение властной группы, олицетворяющей власть масс или власть большинства. Закон превалирования мнения формально проявляется в превосходстве над другими мнениями.
Общественное мнение может быть охарактеризовано с точки зрения субъекта, объекта, предмета, функций, выполняемых в обществе. Субъектом общественного мнения или носителем общественного мнения выступает как общество в целом, так и его социальные группы, страты или классы. Они, в свою очередь, могут иметь градацию на основании национальности, возраста, профессиональных интересов и т.д. В качестве объекта общественного мнения выступают практически все сферы жизнедеятельности общества, что подчеркивает его социальную направленность. Отсюда вытекает и особый характер предмета – факты и события текущей действительности, которые отличаются общезначимостью и сверхактуальностью, злободневны и общеинтересны.
Общественное мнение выполняет следующие функции:
экспрессивную (формирование эмоционального фона с целью выделения активного отношения к тому или иному событию, что позволяет представить события выпукло);
контрольную (инспектирование событий, подвергающее их строгой отчетности и делающее их прозрачными);
консультативную (формирование системы консультативных мер по устранению проблем и недостатков);
директивную (разработка и прямое указание на необходимость принятия решения по конкретному поводу).
Общественное мнение имеет подвижный и универсальный характер, оно целостно и потому более значимо. Однако общественное мнение может иметь с точки зрения общественных институтов истинный или ложный характер, что выражается в перефразировании известной поговорки «И один в поле воин». Мнение меньшинства тоже может быть справедливым (Бенедетто Кроче).
Общественное мнение выражается в системе знаний, оценок, представленной средствами массовой информации, культивируемой ими и корректируемой. Там же проводится анализ ситуаций, по которым складывается и отражается общественное мнение, высказываются конструктивные суждения и предлагаются решения. Таким образом, общественное мнение стимулирует все социальные институты к принятию решений и совершению действий, в том числе и управленческого характера. Общественное мнение служит управлению социальными проблемами, социальными институтами и социальной системой в целом.
В этом процессе центральная роль принадлежит массовой информации. Именно она поддерживает и направляет круговорот мнений. И в этом – функциональные особенности массовой информации, порождаемой и передаваемой обществом и средствами, предназначенными для этого – средствами массовой информации.
К наиболее часто выделяющимся функциям массовой информации в современном обществе относят функцию ранжирования и аккумуляции. Аккумулируются сведения об определенных данностях – характеристиках объектов, с целью приведения их в соответствие с некоторой статистической нормой. Ранжируются представители общественного сознания и общественного мнения, особенно на уровне их информированности об образе потребления. Общество потребителей рождает и особые потребности. Информационный продукт – журналистская массовая информация – становится востребованным тогда, когда он соответствует потребительским интересам. Однако это заведомое сужение функциональных возможностей массовой информации приводит к углублению противоречий, нарастающих в современном киберобществе. Информационное общество вызывает к жизни индивида – он и только он призван спасти себя и общественное сознание, сформировав иную – глубоко индивидуализированную – систему отношений, систему коммуникаций.
Лабораторная работа 3.1






