Исходные данные для формирования бюджета малого строительного предприятия

Рассмотрим процесс формирования годового бюдже­та с поквартальной разбивкой на примере малого строи­тельного предприятия, специализирующегося на выпол­нении облицовочных работ керамической плиткой.

На начало планируемого периода предприятие имеет следующие остатки:

— Основные средства (01) — 180 ООО руб.;

Амортизация основных средств (02) — 45 ООО руб.;

— Материалы (10) — 12 636 руб.;

: Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям (19) — 12 139 руб;

— Денежные средства (50, 51) — 300 000 руб.;

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60) — 79 500 руб.;

— Расчеты с покупателями и заказчиками (62) — 67 400 руб.;

— Расчеты по налогам и сборам (68 субсчет «Налог на прибыль») — 10 000 руб.;

— Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию (69) — 14 200 руб;

— Уставный капитал (80) — 100 ООО руб.;

Нераспределенная прибыль (84) — 323 475 руб.

В скобках указаны номера соответствующих бухгал­терских счетов.

Для разработки бюджета на предстоящий период име­ется информация по шести блокам: продажи, производ­ство, управление, финансы, налоги, инвестиции.

«Продажи». Договорная цена за 1 кв. м облицовочных работ — 550 руб. (без налога на добавленную стоимость). Ожидается, что за выполненные работы 50 % выручки по­ступит в тот же квартал, когда были осуществлены рабо­ты, 50 % — в следующем квартале. Имеющаяся дебитор­ская задолженность на начало бюджетного периода будет полностью погашена в I квартале. По существующим на предприятии нормам дневная выработка на одного рабо­чего составляет 2,0 кв. м. Число рабочих в бригаде — 6 че­ловек. Всего работает 5 бригад. Количество рабочих дней в планируемом периоде: I квартал — 59 дней, II квартал — 61 день, III квартал — 66 дней, IV квартал — 63 дня. Объе­мы работ планируются исходя из производственной мощ­ности бригады отделочников.

Расходы на рекламу (коммерческие расходы) заплани­рованы в размере 10 000 руб. в квартал без учета налога на добавленную стоимость.

«Производство». Незавершенное производство ни на начало, ни на конец каждого периода не запланировано. Для выполнения работ потребуются следующие матери­алы: керамическая плитка, мастика, затирка, раствор. На начало года имеются следующие остатки материалов на складе:

керамическая плитка — 70,8 кв. м;

— мастика — 150 кг;

— затирка — 36 кг.

В соответствии с договорами поставки цена за еди­ницу материального ресурса на предстоящий период со­ставляет:

— керамическая плитка — 100 руб. за 1 кв. м;

— мастика — 32 руб. за 1 кг;

— затирка — 21 руб. за 1 кг;

— раствор — 800 руб. за 1 куб. м. Цена указана без учета НДС.

Норма расхода на 1 кв. м работ составляет:

— керамическая плитка — 1,2 кв. м.;

— мастика — 2,0 кг;

— затирка — 0,5 кг;

— раствор — 0,05 куб. м.

Планируемый уровень запасов материалов на конец каждого квартала должен быть равен 10 % от потребнос­ти данного вида материала в следующем квартале. Пла­нируемый уровень запасов материалов на конец года дол­жен составлять:

— керамическая плитка — 400 кв. м;

— мастика — 700 кг;

— затирка — 180 кг.

В соответствии с условиями договоров поставки оп­лата поставщикам осуществляется следующим образом:

70 % оплачивается в тот же квартал, в котором была по­лучена продукция, 30 % — в следующем квартале. Кре­диторская задолженность, имеющаяся на начало года, дол­жна быть полностью погашена в I квартале.

Норма затрат труда по облицовочным работам состав­ляет 1,3 часа на 1 кв. м. Часовая заработная плата рабо­чих запланирована в размере 42,5 руб. Заработная плата выплачивается в том же периоде, в котором начислена.

Норма переменных общепроизводственных расходов (ОПР) на рассматриваемом предприятии зависит от про­должительности производства и составляет 8 руб. за 1 час работ. В состав постоянных ОДР входят:

— заработная плата производственного персонала в размере 12 000 руб. в квартал;

амортизационные отчисления основных средств — 2 500 руб. в квартал;

—прочие ОПР — 6 000 руб. в квартал. Общепроизводственные расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они осуществлены.

«Управление». Расходы по аренде офисного помеще­ния составляют 20 000 руб. (без НДС) ежеквартально; оп­лачиваются в том же периоде. Заработная плата админист­ративно-управленческого персонала (АУП) — 55 000 руб. в квартал. Заработная плата АУП выплачивается в том же периоде, в котором начислена.

«Финансы». Согласно решению руководства фирмы необходимо сохранять остаток денежных средств на ко­нец каждого квартала не менее 50 000 руб. Имеется воз­можность получить краткосрочный кредит под 15 % го­довых. Проценты по кредиту начисляются и выплачива­ются ежеквартально; относятся на финансовый резуль­тат (за счет чистой прибыли).

«Налоги». Бюджет малого строительного предприя­тия формируется в соответствии с существующим нало­говым законодательством Российской Федерации. В про­цессе разработки бюджета следует учесть основные на­логи: налог на добавленную стоимость (ставка НДС — 18 %), налог на имущество (ставка — 2,2 %), налог на при­быль (ставка — 24 %), единый социальный налог (став­ка — 26 %). С 1 января 2006 г. НДС начисляется по пер­вой из двух дат: даты отгрузки или даты оплаты.

На начало года имеется кредиторская задолженность в бюджет по налогу на прибыль в размере 10 000 руб., пога­сить которую необходимо в I квартале, и кредиторская за­долженность во внебюджетные фонды (ЕСН) — 14 200 руб., погашение запланировано так же в I квартале.

«Инвестиции». В феврале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты I квартал. Оборудование введено в эксплуа­тацию в марте. Способ начисления амортизационных от­числений — линейный, 10 % в год.

2. Бюджет продаж.

«Выходной» формой данного этапа бюджетного про­цесса является прогнозный отчет по реализации (бюджет продаж). Сформируем бюджет продаж для нашего мало­го строительного предприятия.

Для расчета выручки от реализации работ потребуют­ся следующие показатели: дневная выработка на одного рабочего, количество человек, занятых выполнением дан­ного вида работ, количество рабочих дней в планируемом периоде и планируемая цена за 1 кв. м. работ.

Исходные данные для разработки бюджета продаж:

1) Дневная выработка на одного рабочего — 2,0 кв. м.;

2) Число рабочих — 30 человек;

3) Количество рабочих дней:

— I квартал — 59 дней;

— II квартал — 61 день;

— III квартал — 66 дней;

— IV квартал — 63 дня.

4) Договорная цена за 1 кв. м. — 550 руб.

Результаты расчетов представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере I квар­тала. На первом этапе необходимо рассчитать плани­руемый объем продаж (выполненных работ) в натураль­ных единицах измерения. Для этого надо умножить дневную выработку на одного рабочего на количество человек, занятых выполнением данного вида работ, и умножить на количество рабочих дней в планируемом периоде:

2 кв. м. х 30 чел. х 59 дн. = 3540,0 кв. м.

На втором этапе рассчитывается выручка от реализа­ции работ путем умножения объема продаж на цену за единицу выполненных работ:

3540,0 кв. м. х 550 руб. = 1 947 000 руб.

На третьем этапе начисляется налог на добавленную стоимость (ставка налога — 18 %):

1 947 000 руб. х 0,18 = 350 460 руб.

Завершающим этапом составления бюджета продаж яв­ляется расчет выручки от реализации работ с учетом НДС:

1 947 000 руб. + 350 460 руб. = 2 297 460 руб.

Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необ­ходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т. д. с учетом безнадежных долгов.

В рассматриваемом примере 50 % от выручки за вы­полненные работы поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50 % — в следующем квартале, безнадежные долги не предусматриваются. Результаты расчетов погашения дебиторской задолженности (ДЗ) приведены в табл.2.

Таблица 2.





Подборка статей по вашей теме: