Управление расходами, доходами и предпринимательской прибылью

Управление затратами – это средство высокого экономического результата предприятия. Отметим, что управление затратами это не только их снижение. Оно включает также элементы управления.

Основные задачи управления затратами предпринимательской деятельности:
· выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;
· определение основных методов управления затратами;
· определение экономических и технических способов и средств измерения, учета и контроля затрат на предприятии.

Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения.

Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система.

Таким образом, система управления затратами это целевая, многоуровневая система, где объект управления - затраты организации, а субъект управления затратами - управляющая система.

Цели системы управления затратами (рис.6.6) рассматриваются в системе целей организации, которые могут различаться:
· по содержанию: производственные, социальные, экономические, научно-технические;
· по времени реализации: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
· по виду управления: стратегические, тактические, оперативные;
· по значению: цели функционирования, развития организации и т. п. (могут быть выражены через одну глобальную цель, ибо предприятие является многоцелевой системой).

В современных условиях целями предпринимателей могут быть как экономические показатели, так и имиджевые:
· рост прибыли и рентабельности;
· поддержание уровня прибыли;
· повышение производительности труда;
· увеличение выпуска конкурентоспособной продукции;
· удовлетворение запросов потребителей;
· повышение качества продукции;
· готовность и способность выполнять новые задачи;
· надежность системы.

В части затрат на производство могут быть поставлены цели:
· минимизации затрат;
· поддержания себестоимости на нормативном уровне;
· снижения себестоимости и ее составляющих (материальных, трудовых и др. затрат).

Основными функциями системы управления затратами (рис. 6.7.) следует считать прогнозирование и планирование, учет, контроль (мониторинг), координацию и регулирование, а также анализ затрат.

Планирование затрат может быть перспективным – на стадии долгосрочного планирования и текущим – на стадии краткосрочного планирования. Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инвестиционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления организациями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочные планы затрат отражают нужды ближайшего будущего и более точно определяются годовыми и квартальными расчетами.

Организация – важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет затратами в предпринимательской структуре. Определяются центры возникновения затрат и центры ответственности. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением затратами. Эта схема должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия.

Координация, взаимозаменяемость и регулирование затрат (нормативный метод) – это сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации расхождений. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют предприятия избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации при принятии правильных решений. В рыночной экономике принято разделение учета на два вида: производственный и финансовый.

Производственный учет, как правило, отождествляется с учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции. В своем развитии производственный учет трансформировался в управленческий учет, который является активным инструментом управления предприятием.

Производственный учет ориентируется на методику отражения затрат на производство, а управленческий - на анализ ситуации, принятие решений, изучение запросов потребителей информации, анализ отклонений от стандартных затрат. В системе управления учета подготавливается информация для менеджеров внутри организации с целью помочь им принять правильное решение.

Финансовый учет призван предоставлять информацию пользователям вне предприятия и предполагает сравнение затрат с доходами для определения прибыли.

Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь для сравнения запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля связана с корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или уточнение планов, если они не могут быть выполнены из-за объективно изменившихся производственных условий.

Анализ затрат является элементом функции контроля в системе управления затратами. Он предшествует управленческим хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов предприятием, выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить материалы для принятия рациональных управленческих решений.

Активизация и стимулирование – это воздействие на участников производства, побуждающее их соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Для мотивации таких действий используются как материальные, так и моральные стимулы. Нельзя прибегать к наказанию при увеличении затрат. В этом случае работники будут оспаривать величину планируемых затрат, стремясь к установлению их более высокого уровня. Достижение основной цели предприятия – получение максимально возможной прибыли за счет снижения затрат – станет трудновыполнимой задачей.

Таким образом, управление затратами – это динамичный процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

Основными принципами управления затратами на предприятии являются:
· методическое единство на разных уровнях управления затратами;
· управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия – от создания до утилизации;
· органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);
· направленность на недопущение излишних затрат;
· взаимозаменяемость ресурсов;
· широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
· совершенствование информационного обеспечения о величине затрат;
· повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

Соблюдение всех принципов системы управления затратами создает базу для экономической конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики.

Органы управления и их функции (линейные и нелинейные) выражают организационную структуру управления затратами строительного предприятия.

Можно выделить следующие важные принципы управления доходами расходами:

1. Принцип полноты. Для управления предприятием должны учитываться все доходы и расходы.

2. Принцип достоверности. Все доходы и расходы должны быть документально подтверждены.

3. Принцип самоокупаемости. Доходы предприятия должны превышать его расходы.

4. Принцип заинтересованности в результатах деятельности. Руководство предприятия должно быть заинтересовано и нацелено на получение прибыли.

5. Принцип своевременности. Доходы и расходы должны учитываться как по мере их начисления (для сопоставления доходов и расходов), так и по мере их фактического осуществления (для сопоставления денежных потоков).

6. Принцип сопоставимости. Доходы и расходы должны учитываться, анализироваться и контролироваться в единой денежной оценке.

7. Принцип обеспечения финансовой устойчивости коммерческой организации предполагает в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов).

8.Каждый руководитель время от времени сравнивает эффективность собственного предприятия с результативностью компаний-конкурентов. Одним из критериев подобной оценки является рентабельность бизнеса — соотношение прибыли и затрат. Но можно ли рассматривать данные показатели по отдельности, ведь, как известно из теории, прибыль напрямую зависит от расходов? И если ставится цель — достичь определенного объема доходов, то на первый взгляд неважно, какой ценой эта задача будет выполнена.

9. Иногда предприятие осознанно идет на снижение прибыли, например на первом этапе освоения рынка, или при выводе новых видов продукции, или для поддержания объемов продаж в период сезонного спада и т. п.

10. В данном случае показатели прибыли и затрат зависят от стратегии предприятия (занять определенную долю рынка) или тактики достижения конкретных целей (познакомить потребителя с продукцией компании, увеличить (поддержать) продажи за счет применения политики скидок).

11. Сокращая маржинальную прибыль (в рамках допустимых значений, полученных расчетным путем), предприятие должно хорошо представлять эффективность своей работы, знать реальный размер производственных затрат. Только определив нижнюю границу потенциального снижения прибыли, компания будет в состоянии контролировать связанные с таким снижением риски, которые могут губительно сказаться на платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.[6]

12. С этой точки зрения показатель затрат становится важнее прибыли, объема продаж и т. д. Действительно, компания несет расходы с момента регистрации и до полной ликвидации. При этом источник финансирования затрат может быть разный (вклад собственников, заемные средства, выручка, заработанная прибыль), но его отсутствие останавливает деятельность предприятия и ведет к банкротству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: