Темы для курсовых работ студентов

1. Предпосылки зарождения и становления отечественного музыкального образования (период языческой Руси).

2. Характеристика народного направления развития музыкального образования в процессе его исторического развития.

3. Фольклор как искусство, имеющее социальную природу.

4. Скоморохи на Руси как истоки профессионального исполнительства

5. Развитие музыкального образования в России в X –XVII веках.

6. Религиозное направление развития музыкального образования.

7. Зарождение и развитие музыкальной письменности в России.

8. Предпосылки зарождения и развития профессионализации музыкального искусства в традициях русской инструментальной музыки.

9. Развитие музыкального образования в России во второй половине XVII – первой половине XIX столетий.

10. Реформы Петра I и их значение в культурно-образовательном пространстве России.

11. Особенности развития отечественной музыкально-образовательной практики со второй трети XIX до конца XIX столетия.

12. Музыкально-просветительская деятельность передовой российской интеллигенции (2-я половина 19 – начало 20 вв.)

13. Основные тенденции развития отечественной музыкальной культуры в XIX столетии.

14. Основные методические положения видных деятелей музыкального воспитания России XIX столетия (С.И. Миропольский, Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов и др.)

15. Изменения в системе отечественного музыкального образования в послереволюционный период.

16. XX век как переломный этап в развитии отечественного музыкального образования.

17. Музыкально-педагогическая деятельность Б.В. Асафьева и Б.Л. Яворского.

18. Музыкально-педагогическая деятельность отечественных просветителей XX столетия.

19. Ведущие положения современной отечественной музыкальной педагогики в теории и практике массового музыкального образования.

20. Музыкальное искусство как средство эстетического воспитания учащихся.

21. Основные тенденции музыкального образования за рубежом в ретроспективном аспекте.

22. Формирование ценностного отношения к музыкальной деятельности у младших школьников.

23. Педагогические условия мотивационно-ценностного отношения к музыкальной деятельности у старших школьников на основе региональной музыкальной культуры.


Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для вузов / Э. Б. Абдуллин. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

2. Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н. П. Корыхалова. - СПб.: Композитор, 2004. - 272 с.

3. Кульневич С.В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей нач. классов, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов и колледжей / С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: УЧИТЕЛЬ, 2006. – 256 с.

4. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для муз. фак. педвузов / Л.А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Академия, 2002.- 416 с.

5. Музыкальное образование в школе: Учеб пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.

6. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов / Осеннева М.С., Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 301 с.

7. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. / Под рук. Д.Б. Кабалевского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 225 с.

8. Пчелкина Т.В. Диагностика и развитие музыкальных способностей: Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками / Т. В. Пчелкина. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.

9. Основы теоретического музыкознания: Учебное пособие для вузов / А.И. Волков [и др.]; под ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

10. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

11. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 152 с.

12. Пути и средства эстетического воспитания / Отв. ред. Н.И. Киященко, И.А. Коников. – М.: «Наука», 1989. – 192 с.

13. Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. – М.: «Знание», 1984. – 96 с.

14. Семашко А.Н., Суна У.Ф. Развитие эстетической культуры молодежи. – М.: Знание, 1980. – 64 с.

15. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. Учеб. пособие для препод. и студ. пед. учеб. заведений. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 104 с.

16. Соколов П. История педагогических систем. 2-е изд. – Петроград: Изд. В.С. Клестова, 1916. – 708 с.

17. Социальные функции искусства и его видов. Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Карягина. – М.: Наука, 1980. – 272 с.

18. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.

19. Толстых В.И. Искусство и мораль. (О социальной сущности и функции искусства). – М.: Политиздат, 1973. – 440 с.

Дополнительная литература

1. Агапова И.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы / И.А.Агапова, М.А. Давыдова. – М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002. – 240 с.

2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю.Б. Алиев. – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. – 352 с.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

4. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: На лугу: Учебно-метод. пособие / Н. Н. Алпарова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 127 с.

5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - М.- Л.: Музыка, 1965. – 151 с.

7. Басина Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э. Басина, О.А. Суслова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 144 с.

8. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие / М. Ш. Бонфельд. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

9. Борев Ю. Эстетика / Ю. Борев. – М.: Политиздат, 1988. – 230 с.

10. Воронова Е.С. Музыка, творчество, здоровье: Методическое пособие / Е.С. Воронова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 44 с.

11. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь: Для детей млад. Возраста / Н. А. Ветлугина. -4-е изд., перераб.. - М.: Музыка, 1988. - 111 с.

12. Выготский Л.С. Психология искусства: 2-е изд. исп. и доп. / Л.С. Выготский. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.

13. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 1993. – 190 с.

14. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзенская. – М.: Музыка, 1969. – 76 с.

15. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для пед. вузов / Е. Л. Гуревич. - М.: Академия, 1999. - 320 с.

16. Давыдова М.А. Музыкальные вечера в школе: композиции, сценки, викторины / М.А. Давыдова, И.А. Агапова. – М.: Рольф, 2001. – 288 с.

17. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 1989. – 207 с.

18. Духовная музыка: Россия и Запад: Программы общеобразовательных школ / Авт. – сост. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. – М.: Просвещение, 1994. – 61 с.

19. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для вузов / В. Л. Живов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

20. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

21. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

22. Иванцова Н.Ф. Культура России в начале XX века (1900-1917г.г.): Учебное пособие / Н. Ф. Иванцова. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2003. - 43 с.

23. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

24. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып.1. Ч.2 / Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. - М.: Прометей, 1991. – 194 с.

25. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985. – С. 2 - 30.

26. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 205 с.

27. Коган Л. Искусство и мы / Л. Коган. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 272 с.

28. Кодай З. Пятиступенчатая музыка / З. Кодай. Будапешт: ZenemuKiado, 1962. – 50 с.

29. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие в 2 ч., ч. 1 / Т. Ф. Коренева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

30. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие в 2 ч., ч. 2 / Т.Ф. Коренева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 104 с.

31. Коэн В. Метод музыкальных «зеркал» // Искусство в школе / В. Коэн. - 1999.- №5 - С. 10 - 14.

32. Кутузова И.А. Музыкальный калейдоскоп: Методическое пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / И. А. Кутузова. - М.: ИИП, 2002. - 165 с.

33. Лосев А.В. Основной вопрос философии музыки // Советская музыка / А.В. Лосев. – 1990. - № 11. – С. 11-12.

34. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика / Л.П. Маслова. – Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 1997.– 216 с.

35. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 1981.- 96 с.

36. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

37.Музыка. 1 – 4 классы: Программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кинчак. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.

38.Музыка: Для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 кл. - Волгоград: Учитель, 2000. – 100 с.

39.Музыкальная грамота в «сказках» и «сказочках»: В помощь ученикам и их родителям: 1-7 классы дет. муз. школы. - М.: Кифара, 2002. – 220 с.

40. Музыка: начальная школа: программно-методические материалы / сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. – 288 с.

41.Музыка. Начальные классы: Программы общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шамина. – М.: Просвещение, 2005. – 22 с.

42. Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников. - Волгоград: Учитель, 2002. - 144с.

43.Музыкальный фольклор. 1 – 4 классы: Программы для средних общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина. – М.: Просвещение, 1992. – 15 с.

44.Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Н.А. Терентьева. – М.: Просвещение, 1994. – 78 с.

45.Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии / В.Г. Ражников. – 1988. - № 1. – С. 33-41.

46. Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов / Сост. и науч. ред. Л.А. Серебрякова. - Челябинск: Урал LTD, 2001. - 504 с.

47. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры / Р.А. Тельчарова. - М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

48. Фатеев С.В. Детские и музыкальные праздники / С.В. Фатеев. - М.: Лабиринт-пресс, 2000. - 432 с.

49. Холопова В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм: Учеб. пособие / В.Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2002. – 368 с.

50. Шацкая В.Н. Музыка в школе: 9-11 кл.: кн. 2 / В.Н. Шацкая. - М.: АПН РСФСР, 1963.-164 с.

51.Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995. – 314 с.

52.Шуртакова Т.В. К вопросу о восприятии произведений живописи школьниками // Социологические и психологические проблемы эстетического воспитания: Тезисы докл. к всерос. конф. «Методол. проблемы эстет. воспитания» / Отв. ред. М.Ф. Овсянников. – М., 1972. – с. 164-167.

53. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. – Казань: Изд-во КГУ, 1987. – 110 с.

54. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

55. Эренгросс Б.А. Искусство и эстетическое воспитание в системе профессионально-технического образования молодежи // Искусство и эстетическое воспитание молодежи / Отв. ред. В.Г. Кисунько. – М.: «Наука», 1981. – с. 79-108.

56. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 240 с.

57. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.

58. Эстетическое воспитание в пединституте. Сб. науч. трудов / Отв. ред. Н.Е. Силаев. – М.: Изд-во МГПИ, 1977. – 150 с.

59. Эстетическое воспитание в техническом вузе: Учеб. метод. пособие / Л.М. Кадцын, Г.Г. Квасов, В.Т. Лисовский и др.; Под ред. Г.С. Гуна. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.

60. Эстетическое воспитание молодежи. Проблемы и опыт. Сб. науч. трудов / Отв. ред. В.А. Салеев. – Минск: «Народная асвета», 1986. – 128 с.

61. Эстетическое воспитание студентов: опыт, проблемы, перспективы. Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. – 86 с.


[1] Фаминцына А.С. Скоморохи на Руси. СПб., Алетейя, 1995.

[2] Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.) СПб., 2003. - С. 51.

[3]Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., Алетейя, 1995.

[4] Костомаров Н. Русские нравы. - М., 1995. - С. 118.

[5] Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. СПб., Алетейя, 1995. - С. 121.

[6] Костомаров Н. Русские нравы. - М., 1995. - С. 118.

[7] Аксѐнов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша. - М.: Изд-во ВДФ при МГК, 1970.

[8] Труды Института военных дирижѐров. Вып.VI. / Кожевников Б., Хаханян Х.Материалы по истории русской военной музыки в первой половине 19-го века. М.: Изд-во ВДФ при МОЛГК, 1958. – С.77.

[9] Труды Института военных дирижѐров. Вып.VI. / Кожевников Б., Хаханян Х.Материалы по истории русской военной музыки в первой половине 19-го века. М.: Изд-во ВДФ при МОЛГК, 1958. – С. 76


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: