Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств

Для проведения текущей и промежуточной

Аттестации (в форме экзамена) по учебной дисциплине «Психология»

в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО050146 «Преподавание в начальных классах»

(углубленной подготовки)

Зерноград

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации в форме экзамена по дисциплине «Психология» разработан на основе ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.11.2009 №535, и рабочей программы учебной дисциплины «Психология» (утв. директором ГБОУ СПО РО «ЗернПК» С.М. Завьяловой)

Разработчик: Дорошенко А.А., преподаватель психологии 1 квалификационной категории ГБОУ СПО РО «ЗернПК»

Рецензенты:

I. Паспорт комплекта оценочных средств

Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки промежуточных результатов освоения учебной дисциплины «Психология».

Таблица 1

Результаты освоения (объекты оценивания) Основные показатели оценки результата и их критерии Тип задания; № задания Форма аттестации (в соответствии с учебным планом)
Умение применять знания по психологии при решении педагогических задач. Знания: 1. особенностей психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой; 2. основ психологии личности; 3. основ психологии творчества.   - точное определение в названии предмета психологии как науки; - перечисление основных отраслей психологической науки и установление различий в предмете; - воспроизведение методов психологи (Б.Г. Ананьев) с объяснение достоинств и недостатков каждого метода; - описание компонентов сознания (А.Н. Леонтьев) с приведением примеров; - сопоставление и установление отличительных особенностей проявления психики человека и животных Теоретические вопросы №1- 4 Практические задания № 1-8 Экзамен
-объяснение основных положений теорий развития личности в зарубежной психологии; - точное и последовательное изложение структуры способностей; - иллюстрирование примерами специфики различных видов способностей; - аргументированное объяснение отличий способностей и склонностей; - точное определение понятий «темперамент», «характер»; - аргументированное воспроизведение отличий темперамента от характера; - полное описание структуры характера, с приведением примеров; - глубина в характеристике различных типов темперамента с указанием достоинств и недостатков каждого типа; - полнота в перечислении акцентуированных типов характера и объяснение особенностей проявления акцентуированных черт в поведении личности; - воспроизведение базовых эмоций личности; - последовательное и точное изложение структуры волевого действия; - точное определение понятия «деятельность», название основных и специфических видов деятельности человека; - название когнитивных процессов, составляющих познавательную сферу личности; - осознанное и точное определение понятий «ощущение», «восприятие», «мышление», «речь», «память», «внимание», «воображение» - аргументированное воспроизведение отличий ощущения от восприятия, с установлением связи между сенсорно-перцептивными процессами; - классификация видов восприятия в зависимости от различных критериев (по форме существования материи, по ведущей модальности, по степени волевого контроля); - полнота в изложении основных свойств восприятия, внимания с иллюстрацией примерами; - установление связи между познавательными процессами мышлением и речью; - точное описание видов внимания; - перечисление и точная характеристика процессов памяти; - полное воспроизведение и описание различных видов памяти с приведением примеров; - представление классификации различных видов воображения в зависимости от различных критериев (по степени волевого контроля, степени активности). Теоретические вопросы №5 - 10 Практические задания № 9-13   Экзамен
   
Умение выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Знания: 1.возрастной периодизации; 2. закономерностей психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; 3.возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их учет в обучении и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях.   -точное определение основных понятий возрастной психологии: «психическое развития», «рост», «психологический возраст», социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «возрастной кризис», «новообразование», «сензитивный период»; -точное вопроизвдение возрастной периодизации психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Теоретические вопросы №17 Практические задания №14,15 Экзамен
- установление сходства и различий в подходах к объяснению специфики психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); -глубина в определении движущих сил, детерминант психического развития; - осознанное определение динамики психического развития на протяжении детства; - объяснение закономерностей и возможностей перехода от одного возрастного этапа к другому. Теоретические вопросы №11-14, 16 Практические задания №16-28 Экзамен
- точное и полное определение симптоматики кризисов на разных этапах детства; - полнота в изложении специфических особенностей эмоционально-волевой, познавательной сфер личности на разных этапах детства; -оследовательность в изложении компонентов учебной деятельности; - аргументированное перечисление возрастных и индивидуальных особенностей детей, лежащих в основе возникновения трудностей в учебной деятельности; -установление связи между различными компонентами психологической готовности к школьному обучению и успешностью овладения УУД. Теоретические вопросы №15, 19-35 Практические задания №29-39 Экзамен
Умениеприменять знания по психологии при решении педагогических задач. Знания: 1. особенностей общения и группового поведения, групповой динамики в школьном и дошкольном возрасте; 2. понятий, причин, психологических основ предупреждения и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения.   - глубина в описании групповой динамики; - последовательность и точность в изложении основных мотивов, форм общения на этапе дошкольного и школьного детства; - установление связи между индивидуально-личностными особенностями и социально-психологическим статусом в группе сверстников; Теоретические вопросы №36-38 Практические задания № 40-41 Экзамен
- точное определение понятий «адаптация», «дезадаптация»; - аргументированное описание причин, лежащих в основе дезадаптации; - обоснованное представление форм и методов позволяющих предупредить процесс дезадаптиции. Теоретические вопросы №39,40 Практические задания №42-48 Экзамен

1.2 Теоретические вопросы для проведения экзамена

  1. Определите предмет, задачи психологии. Обоснуйте роль психологического знания в деятельности педагога.
  2. Раскройте предмет, задачи возрастной психологии, её взаимосвязь с другими науками.
  3. Охарактеризуйте методы изучения психики ребенка.
  4. Сознание как высший уровень развития психики.
  5. Раскройте сущность природно-типологической сферы личности.
  6. Опишите эмоционально-волевую сферу личности.
  7. Дайте психологическую характеристику сенсорно-перцептивной сферы личности.
  8. Опишите деятельность сквозных познавательных процессов внимания и памяти.
  9. Раскройте особенности познавательных процессов: мышления и речи
  10. Воображение, творчество
  11. Дайте характеристику понятию «психическое развитие». (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Раскройте его движущие силы.
  12. Опишите закономерности и детерминанты психического развития.
  13. Проанализируйте проблему соотношения обучения и развития. (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже) Дайте определение понятиям: «зона актуального развития», «зона ближайшего развития».
  14. Дайте характеристику возрастным кризисам развития.
  15. Охарактеризуйте специфику психологического возраста. (Л.С. Выготский)
  16. Раскройте значение деятельности в развитии человека (А.Н. Леонтьев). Опишите типы ведущей деятельности.
  17. Объясните основные подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
  18. Опишите концепции психического развития. Дайте характеристику одной из концепций (по выбору обучающегося).
  19. Раскройте общую характеристику периода новорожденности. Отметьте значение физиологических рефлексов для новорожденного.
  20. Дайте психологическую характеристику развития ребенка от рождения до года.
  21. Дайте психологическую характеристику периода раннего детства.
  22. Охарактеризуйте развитие познавательной сферы в период раннего детства.
  23. Охарактеризуйте предпосылки становления личности и кризис 3 лет
  24. Дайте психологическую характеристику периода дошкольного детства.
  25. Укажите значение сюжетно – ролевой игры для развития личности дошкольника.
  26. Опишите особенности развития познавательной сферы дошкольника.
  27. Охарактеризуйте особенности развития воли и произвольности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  28. Охарактеризуйте симптоматику кризиса семи лет и проблему готовности к школьному обучению.
  29. Дайте психологическую характеристику ребенка младшего школьного возраста.
  30. Раскройте особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
  31. Опишите особенности развития познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста.
  32. Укажите специфические особенности мышления в младшем школьном возрасте.
  33. Объясните специфические особенности формирование характера в младшем школьном возрасте.
  34. Опишите индивидуально-типологические особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.
  35. Раскройте структуру учебной деятельности.
  36. Проведите сравнительный анализ развития общения со взрослым и со сверстниками в период дошкольного детства.
  37. Раскройте психологические особенности общения младших школьников со сверстниками.
  38. Обоснуйте роль учителя в становлении межличностных отношений младших школьников
  39. Опишите психологические аспекты адаптации к школьному образовательному учреждению.
  40. Перечислите основные причины школьной дезадаптации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: