Комплект оценочных средств
Для проведения текущей и промежуточной
Аттестации (в форме экзамена) по учебной дисциплине «Психология»
в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО050146 «Преподавание в начальных классах»
(углубленной подготовки)
Зерноград
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации в форме экзамена по дисциплине «Психология» разработан на основе ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.11.2009 №535, и рабочей программы учебной дисциплины «Психология» (утв. директором ГБОУ СПО РО «ЗернПК» С.М. Завьяловой)
Разработчик: Дорошенко А.А., преподаватель психологии 1 квалификационной категории ГБОУ СПО РО «ЗернПК»
Рецензенты:
I. Паспорт комплекта оценочных средств
Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки промежуточных результатов освоения учебной дисциплины «Психология».
|
|
Таблица 1
Результаты освоения (объекты оценивания) | Основные показатели оценки результата и их критерии | Тип задания; № задания | Форма аттестации (в соответствии с учебным планом) |
Умение применять знания по психологии при решении педагогических задач. Знания: 1. особенностей психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой; 2. основ психологии личности; 3. основ психологии творчества. | - точное определение в названии предмета психологии как науки; - перечисление основных отраслей психологической науки и установление различий в предмете; - воспроизведение методов психологи (Б.Г. Ананьев) с объяснение достоинств и недостатков каждого метода; - описание компонентов сознания (А.Н. Леонтьев) с приведением примеров; - сопоставление и установление отличительных особенностей проявления психики человека и животных | Теоретические вопросы №1- 4 Практические задания № 1-8 | Экзамен |
-объяснение основных положений теорий развития личности в зарубежной психологии; - точное и последовательное изложение структуры способностей; - иллюстрирование примерами специфики различных видов способностей; - аргументированное объяснение отличий способностей и склонностей; - точное определение понятий «темперамент», «характер»; - аргументированное воспроизведение отличий темперамента от характера; - полное описание структуры характера, с приведением примеров; - глубина в характеристике различных типов темперамента с указанием достоинств и недостатков каждого типа; - полнота в перечислении акцентуированных типов характера и объяснение особенностей проявления акцентуированных черт в поведении личности; - воспроизведение базовых эмоций личности; - последовательное и точное изложение структуры волевого действия; - точное определение понятия «деятельность», название основных и специфических видов деятельности человека; - название когнитивных процессов, составляющих познавательную сферу личности; - осознанное и точное определение понятий «ощущение», «восприятие», «мышление», «речь», «память», «внимание», «воображение» - аргументированное воспроизведение отличий ощущения от восприятия, с установлением связи между сенсорно-перцептивными процессами; - классификация видов восприятия в зависимости от различных критериев (по форме существования материи, по ведущей модальности, по степени волевого контроля); - полнота в изложении основных свойств восприятия, внимания с иллюстрацией примерами; - установление связи между познавательными процессами мышлением и речью; - точное описание видов внимания; - перечисление и точная характеристика процессов памяти; - полное воспроизведение и описание различных видов памяти с приведением примеров; - представление классификации различных видов воображения в зависимости от различных критериев (по степени волевого контроля, степени активности). | Теоретические вопросы №5 - 10 Практические задания № 9-13 | Экзамен | |
Умение выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Знания: 1.возрастной периодизации; 2. закономерностей психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; 3.возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их учет в обучении и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях. | -точное определение основных понятий возрастной психологии: «психическое развития», «рост», «психологический возраст», социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «возрастной кризис», «новообразование», «сензитивный период»; -точное вопроизвдение возрастной периодизации психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). | Теоретические вопросы №17 Практические задания №14,15 | Экзамен |
- установление сходства и различий в подходах к объяснению специфики психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); -глубина в определении движущих сил, детерминант психического развития; - осознанное определение динамики психического развития на протяжении детства; - объяснение закономерностей и возможностей перехода от одного возрастного этапа к другому. | Теоретические вопросы №11-14, 16 Практические задания №16-28 | Экзамен | |
- точное и полное определение симптоматики кризисов на разных этапах детства; - полнота в изложении специфических особенностей эмоционально-волевой, познавательной сфер личности на разных этапах детства; -оследовательность в изложении компонентов учебной деятельности; - аргументированное перечисление возрастных и индивидуальных особенностей детей, лежащих в основе возникновения трудностей в учебной деятельности; -установление связи между различными компонентами психологической готовности к школьному обучению и успешностью овладения УУД. | Теоретические вопросы №15, 19-35 Практические задания №29-39 | Экзамен | |
Умениеприменять знания по психологии при решении педагогических задач. Знания: 1. особенностей общения и группового поведения, групповой динамики в школьном и дошкольном возрасте; 2. понятий, причин, психологических основ предупреждения и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения. | - глубина в описании групповой динамики; - последовательность и точность в изложении основных мотивов, форм общения на этапе дошкольного и школьного детства; - установление связи между индивидуально-личностными особенностями и социально-психологическим статусом в группе сверстников; | Теоретические вопросы №36-38 Практические задания № 40-41 | Экзамен |
- точное определение понятий «адаптация», «дезадаптация»; - аргументированное описание причин, лежащих в основе дезадаптации; - обоснованное представление форм и методов позволяющих предупредить процесс дезадаптиции. | Теоретические вопросы №39,40 Практические задания №42-48 | Экзамен |
1.2 Теоретические вопросы для проведения экзамена
|
|
|
|
- Определите предмет, задачи психологии. Обоснуйте роль психологического знания в деятельности педагога.
- Раскройте предмет, задачи возрастной психологии, её взаимосвязь с другими науками.
- Охарактеризуйте методы изучения психики ребенка.
- Сознание как высший уровень развития психики.
- Раскройте сущность природно-типологической сферы личности.
- Опишите эмоционально-волевую сферу личности.
- Дайте психологическую характеристику сенсорно-перцептивной сферы личности.
- Опишите деятельность сквозных познавательных процессов внимания и памяти.
- Раскройте особенности познавательных процессов: мышления и речи
- Воображение, творчество
- Дайте характеристику понятию «психическое развитие». (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Раскройте его движущие силы.
- Опишите закономерности и детерминанты психического развития.
- Проанализируйте проблему соотношения обучения и развития. (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже) Дайте определение понятиям: «зона актуального развития», «зона ближайшего развития».
- Дайте характеристику возрастным кризисам развития.
- Охарактеризуйте специфику психологического возраста. (Л.С. Выготский)
- Раскройте значение деятельности в развитии человека (А.Н. Леонтьев). Опишите типы ведущей деятельности.
- Объясните основные подходы к возрастной периодизации психического развития в отечественной психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
- Опишите концепции психического развития. Дайте характеристику одной из концепций (по выбору обучающегося).
- Раскройте общую характеристику периода новорожденности. Отметьте значение физиологических рефлексов для новорожденного.
- Дайте психологическую характеристику развития ребенка от рождения до года.
- Дайте психологическую характеристику периода раннего детства.
- Охарактеризуйте развитие познавательной сферы в период раннего детства.
- Охарактеризуйте предпосылки становления личности и кризис 3 лет
- Дайте психологическую характеристику периода дошкольного детства.
- Укажите значение сюжетно – ролевой игры для развития личности дошкольника.
- Опишите особенности развития познавательной сферы дошкольника.
- Охарактеризуйте особенности развития воли и произвольности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Охарактеризуйте симптоматику кризиса семи лет и проблему готовности к школьному обучению.
- Дайте психологическую характеристику ребенка младшего школьного возраста.
- Раскройте особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
- Опишите особенности развития познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста.
- Укажите специфические особенности мышления в младшем школьном возрасте.
- Объясните специфические особенности формирование характера в младшем школьном возрасте.
- Опишите индивидуально-типологические особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.
- Раскройте структуру учебной деятельности.
- Проведите сравнительный анализ развития общения со взрослым и со сверстниками в период дошкольного детства.
- Раскройте психологические особенности общения младших школьников со сверстниками.
- Обоснуйте роль учителя в становлении межличностных отношений младших школьников
- Опишите психологические аспекты адаптации к школьному образовательному учреждению.
- Перечислите основные причины школьной дезадаптации.
|
|