Нормативная и дескриптивная подсистемы. Любую организацию можно рассматривать как нормативно-дескриптивную систему, основанную на сочетании реально управляемых и неуправляемых, наблюдаемых систем и процессов. В этом случае в качестве нормативной, т.е. реально управляемой, подсистемы выступают система управления организацией и руководство, принимающее управленческие решения. В качестве дескриптивной, т.е. реально неуправляемой, наблюдаемой подсистемы финансового управления выступает потребительский рынок — совокупность всех реальных и потенциальных потребителей продукции организации, участников финансовых отношений, каждый из которых имеет как общий для определенного круга потребителей, так и собственный локальный критерий полезности приобретения и использования данного вида товаров (услуг). Частью дескриптивной системы могут являться также и государственные условия.
Обе подсистемы (нормативная и дескриптивная) находятся на рынке и тесно взаимосвязаны, причем реакцию дескриптивной подсистемы (клиентов) в определенном смысле формирует нормативная подсистема (политика и стратегия организации), так как управленческие решения принимаются руководством организации, а потребители (покупатели, пользователи) реагируют на эти решения.
|
|
С другой стороны, конъюнктура рынка заставляет руководство фирмы менять решения. То есть мы наблюдаем «игру» организации, с одной стороны, с объединенным потребительским рынком, интересами партнеров и конкурентов, влиянием государства и его условий, с другой стороны. Организация делает ход, определяет финансовую политику,: вырабатывает управленческую стратегию и тактику, а совокупность ответов потребителей в соответствии с конъюнктурой при данных условиях конкуренции и влияния государства определяет реакцию внешней среды на политику организации или образует обратную связь. С учетом обратной связи в зависимости от силы внешних влияний делается поправка в долгосрочной политике, в стратегии организации и проводятся соответствующие тактические изменения в краткосрочной политике. Рынок вновь реагирует на эти изменения и т.д. Таким образом, стратегический финансовый менеджмент сопровождается непрерывными процессами изменений финансовой политики организации в зависимости от конъюнктуры рынка и полученных результатов предыдущих решений. Поэтому в основе реализации краткосрочной и долгосрочной финансовой политики лежит нормативно-дескриптивный подход, заключающийся в воздействии и адекватном реагировании руководства организации на реально управляемые и неуправляемые, наблюдаемые системы и процессы в режиме обратной связи при выработке и реализации финансовой политики, в стратегических и тактических приемах и методах управления.
|
|
Инжиниринг и реинжиниринг. Набор приемов и методов, используемый для проектирования бизнеса в соответствии с поставленными целями, называют инжинирингом бизнеса, или бизнес-инжинирингом. Основные из этих методов и приемов представляют собой:
• бухгалтерский учет (финансовый и управленческий);
• экономический анализ (финансовый и управленческий);
• мониторинг финансово-хозяйственной деятельности;
• финансовое планирование;
• бюджетирование;
• финансовое регулирование;
• финансовый контроль и др.
Таким образом, инжиниринг бизнеса выступает в роли арсенала приемов и методов проектирования бизнеса как средства проведения финансовой политики.
Политика инжиниринга может быть направлена не только на текущее усовершенствование бизнеса, но и на существенное, ускоренное улучшение деятельности фирмы. Совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности организации путем моделирования, анализа и перепроектирования существующих, создания принципиально новых бизнес-процессов, называют реинжинирингом бизнеса (Business Process Reengineering), или бизнес-реинжинирингом. Это метод кардинальной перестройки бизнес-процессов в целях достижения качественно иного, более высокого уровня показателей деятельности организации, ускоренного повышения эффективности бизнес-процессов.
Реинжиниринг используется как комллексное средство реорганизации предприятия или отдельных его организационных единиц и характеризуется единовременностью осуществления преобразова ний, применением новейших информационных технологий, высоким риском проводимых изменений. Подробнее бизнесс-процессы реинжиниринга рассмотрены в специальной литературе1.
Реинжиниринг бизнеса — одно из средств реализации финансовой политики, особенно при существенных изменениях в бизнесе. Однако реинжиниринг может быть не только средством, но и причиной изменений в финансовой политике организации или условием выработки новых финансово-политических решений.
При решении коренных вопросов финансовой политики, проведении реинжиниринга возможны существенные изменения в деятельности организации, включая реорганизацию, реформирование, реструктуризацию или реконструкцию, производимые на основе тщательно разработанной стратегии. Они образуют следующую последовательность в порядке усложнения:
реорганизация ® реформирование ® реструктуризация
Реорганизация — преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (преобладают организационно-управленческие аспекты).
Реформирование — изменение принципов действия предприятия, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности, улучшению финансовых результатов (доминируют производственно-экономические аспекты).
Реструктуризация — комплексная оптимизация системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению, в числе которых могут использоваться методология бизнес-реинжиниринга, информационные технологии и системы и др.2 (гармонично сочетаются все аспекты деятельности предприятия).
|
|
1 Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и
информационные технологии. — М.: Финансы и статистика, 1997; Тренев Н.Н.
Бизнес-реинжиниринг. Методология стратегического управления предприятием
на основе самоорганизации // Аудит и финансовый анализ. 2001. № 4. С. 97—
190; Кутелев П.В., Мишурова И.В. Технология реинжиниринга бизнеса: Учеб.
пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов *н/Д-: Издательский центр «МарТ», 2003.
2 В отдельных случаях реструктуризация может проводиться не только для
принципиального улучшения управления организацией, но и с целью ослабления кризисных явлений, например реструктуризация бухгалтерского баланса.
Концептуальные отличия указанных терминов также заключаются в следующем:
реорганизация чаще всего понимается в узком смысле слова — как структурное преобразование подразделений, осуществляющих организацию и управление;
реформирование более традиционно связывается с предприятием как субъектом хозяйствования, его принципами;
реструктуризация соотносится с предприятием как объектом хозяйствования — бизнесом, системой его функционирования.
В соответствии с вышеприведенным определением реинжиниринга бизнес-процессов реорганизацию, реформирование, реструктуризацию и другие мероприятия можно отнести к реинжинирингу только в тех случаях, если они направлены на кардинальное, ускоренное улучшение основных показателей деятельности организации в целях достижения качественно иного, более высокого уровня этих показателей.
Вопросы финансовой политики, связанные с реструктуризацией бизнеса, будут рассмотрены далее.
Финансовая политика определяет также выбор методов и инструментов улучшения финансовых расчетов, специальных решений комплексных проблем управления риском, составляющих финансовый инжиниринг, который основывается на применении финансовых деривативов. Политика и методы финансового инжиниринга раскрыты нами в соответствующей главе.