I. Содержание курса

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА 1. Внешняя политика государства как теоретическая конструкция и реальный феномен. Внешняя политика: определение, парадигмальные особенности формирования и реализации. Современная теория внешней политики. Внешняя политика в эпоху глобализации. Национальные интересы как интересы, реализуемые государством. Разнообразие трактовок национальных интересов, их типологии. Коллизии между «государственными» и «национальными» интересами. Российские теоретики о природе национальных интересов. Адекватные и неадекватные трактовки национальных интересов. Принципиальное несовершенство определения национальных интересов. Внешнеполитическая идеология, ее обязательность для великих (крупных) государств; основных аспекта внешнеполитической идеологии. Внешнеполитические принципы, их морально-этическое и правовое содержание. Наука как альтернатива внешнеполитической идеологии. Внешнеполитические доктрины: формулирование стратегий внешней политики, их виды. Стратегическое планирование внешней политики. Определение долгосрочных и среднесрочных целей внешнеполитических стратегий. Внешнеполитические ресурсы, их 5 категорий..Достаточность, дефицитность и избыточность внешнеполитических ресурсов. Проблема ресурсного баланса. Внешнеполитический курс, его особенности. Внешнеполитические акции и операции. Механизм принятия внешнеполитических решений как условие обеспечения эффективности внешнеполитического курса. 5 главных признаков механизма принятия ВПР. Механизм принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации.

ТЕМА 2. Международные отношения, мировая политика и геополитика в эпоху глобализации. Международные отношения как исторический феномен и этапы его теоретизирования. Возникновение международно-политической науки, Анархический характер международных отношений и основные подходы к их осмыслению и изучению. Международные отношения как система и их поствестфальская периодизация. Глобализация международных отношений и появление в них новых аспктов и моментов. Появление «акторов вне суверенитета», глобальных проблем и вызовов. Мировая политика как международные отношения глобальной эпохи с включением в них внутренней политики государств. Понятие мировой политики. Проблематика мировой политики в работах зарубежных авторов. Особенности отечественных трактовок мировой политики. Методология системного исследования мировой политики. Проблема регулируемости мировой политики. Формы сотрудничества субъектов мировой политики. Управление миром или решением глобальных проблем? Глобальное управление и мировой правительство. Глобальная и мировая безопасность с точки зрения мировой политики. Мировая политика и современный миропорядок. Американские концепции статус-кво и современного миропорядка. Отечественные исследователи об адекватном современному мировому развитию миропорядке. Геополитика постиндустриального мира. Геополитическая катастрофа конца ХХ столетия и складывание новой геополитической картина мира. Преодоление признаков униполярного мира. Дж. Най о своеобразии возникающего многополярного миропорядка. Освоение геополитикой новых пространств человеческой деятельности. Геополитика глобальных проблем. Геополитика и экология современного мира. Постбиполярная геополитика и проблема идентификации модернизирующихся государств.

РАЗДЕЛ II

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ТЕМА 3. Россия и вызовы постиндустриально-информационной революции. «Осевое время» постиндустральной революции. П. Гуревич и теория «антропогенной цивилизации». Информационное общество versus индустриального? Концепция «реванша истории» А.С. Панарина. «Конец истории» Ф. Фукуямы. Основные характеристики постиндустриального мира. Тренд перехода человечества к постиндустриализму. Преобразование труда абстрактного в труд всеобщий, универсальный (В. Библер). Новый технологический способ производства. Информатизация современных стран. А.И. Ракитов об информационном обществе. «Экономика знаний» по Э. Тоффлеру. Постиндустриальный (информационный) способ производства.и его составные элементы. Возникновение творческой личности, становящейся высшей целью новой модели социального развития. Человек и природа в постиндустриальном обществе. Сетевой организационный дизайн информационного общества. Складывание киберократии – «социального интеллекта». Концепция «революции власти» (Э. Тоффлер) в постиндустриальном обществе. Наступление эры «компьютерной демократии». Рождение неоэтатизма. Государство как основной агент социального развития. Смена технокультуры социокультурой (Д. Белл), появление «многомерного человека».

Информационное общество и решения глобальных экологических проблем: тенденции восстановления баланса в системе отношений «человек-общество-природа». Проблема возвращения человека в эволюцию. Глобализация как процесс универсализации информационного общества. Глобализация локального и локализация глобального. Индекс информационного императива и социальная градация современного мира. Монологический и диалогический варианты складывания информационного общества. Зарубежные исследователи и мыслители о результатах российской социально-экономической и политической трансформации. «Узкие» места «шоковой терапии». Сведение экономического реформирования к триаде: либерализация- макроэкономическая стабилизация- приватизация. Монетаристские аспекты экономических преобразований в России и ее «пиратизация» (Голдман). Россия и перспективы перехода к информационному обществу. Задачи модернизации Российской Федерации.

ТЕМА 4. Российская Федерация в поисках новой стратегии поведения в меняющемся мире. Глобализация и тенденции демократизации, экономизации, информатизации, культурной стандартизации социумов современного мира. Ценностная универсализация как угроза национальным идентичностям современных стран. Китай, Индия и Россия как самые «крепкие орешки» в «жерновах глобализации». Адаптационный потенциал современной идентификации стран и народов. Глобализация как «битва идентичностей». Связь между уверенной самоидентификацией и успешной модернизацией государств. Культурный глобализм и рост агрессивного национализма. Постмодернизм как враг национальных идентичностей. Россия как «слоеный пирог». Россия перед необходимостью обретения нового самоопределения. Россия как «мир миров» и концепт служения государству (Петр Великий). Культура как главная арена «битвы идентичностей» в XXI веке. Исторический опыт России преодоления идентификационных кризисов укреплением государств. Соблазн «третьего пути» в модернизации как проблема соотношения традиций и современности в менталитете народа. Россия как оплот антизападничества в современном мире. Экономическая политика России и современная ее модернизация. Проблемы адаптации российской экономики к глобальным экономическим процессам. Зависимость модернизации РФ от отношений с США и странами ЕС. Российская цена перехода к рынку. Е.М. Примаков о новой идеологии развития Российской Федерации. Стратегия 2020 и главные цели социально-экономической и политической трансформации страны. Энергетическая дипломатия Москвы. «Евразийский проект XXI века» для России и всего человечества: трансконтинентальный транспортный коридор для АТЭС и ЕС и замыкание северного кольца наиболее развитых демократических стран современного мира.

Концепция и практика, основные задачи и приоритеты внешней политики РФ.Разработка российской внешнеполитической концепции и ее корректировка. Определение национально-государственных интересов и задач России на международной арене. Выдвижение российской дипломатией на первый план задачи развития отношений с США, другими индустриальными державами Запада в соответствии с главной целью внутренней политики – созданием "демократического рыночного общества", вхождением в "современную цивилизацию". Реалии и иллюзии курса "на партнерство с Западом", на формирование нового "евразийского" центра международных отношений. Внешнеполитическая доктрина Примакова. Традиционные цели внешней политики обеспечение суверенитета, безопасности и благосостояния государства и общества в преломлении к реальной ситуации переходного периода в России. Вопросы национальной безопасности в новой военной доктрине России.

Требования проведения сбалансированной внешней политики, ориентированной на равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами и регионами, участие в международных процессах и организациях. Экономические, геополитические, военные и гуманитарные императивы активизации российской политики в "ближнем зарубежье". Вовлечение российской дипломатии в урегулирование региональных конфликтов, обеспечение международной стабильности, решение актуальных глобальных проблем современности - экономических, экологических, продовольственных, демографических,

Закрепление в российской внешней политике сбалансированного подхода к международным делам. Балканский кризис и признаки новой “холодной войны” с Западом. Расширение НАТО на Восток и опасность нового раскола европейского континента. Внешнеполитическая доктрина В.В. Путина и 4 условия строительства многополярного демократического мира.

Россия в поисках новой стратегии поведения в мире: вестернизаторская, антивестернизаторская, изоляционистская и восстановительная позиции. Внешнеполитическая концепция «балансирующей равноудаленности» Е.М. Примакова. Приоритет отношений со странами СНГ. Путинская Концепция внешней политики России 2000-го года и ее основные положения. Концепция внешней политики Российской Федерации (2008 г.) Д.А. Медведева и особенности ее реализации.

РАЗДЕЛ III

РОССИЯ И СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

(CНГ)

ТЕМА 5. Внешняя политика РФ и Содружество Независимых государств. Международное признание Российской Федерации как правопреемника СССР, постоянного члена Совета безопасности ООН. Изменения в геополитическом и геостратегическом положении России. Проблемы деидеологизации и демилитаризации российской внешней политики. Курс на партнерство с США как квинтэссенция внешнеполитической концепции России. Политические и экономические предпосылки и возможности внешней политики и дипломатии Российской Федерации. Основные представления российского руководство о деятельности СНГ. Реальные процессы в рамках Содружества в период конца 1991 - первой половины 1992 гг. Причины расхождений между декларациями инициаторов создания Содружества и реальными отношениями между бывшими союзными республиками. Проекты создания единого экономического, военно-стратегического, политического пространства, "прозрачных" границ и политика России, других членов СНГ.

Причины возникновения напряженности, недоверия и подозрительности между Россией и другими членами СНГ. Последствия определяющего воздействия на становление Содружества политического, субъективного фактора в действиях руководителей России, других бывших республик Союза. Дезинтегрирующая тенденция в СНГ на стадии его формирования. Новые моменты в подходах России, других членов СНГ к взаимоотношениям в рамках СНГ в период второй половины 1992 - начала 1993 года. Влияние усугубления кризисных явлений в экономике, внутреннем социально-политическом положении в России на концептуальные установки и практику ее отношений с государствами Содружества. Проблема утверждения подлинно равноправных отношений, в первую очередь в сфере торгово-экономических связей в СНГ. Выдвижение на первое место в политике России экономического фактора. Совершенствование российских концептуальных подходов к развитию интеграционных процессов в рамках СНГ.

Неоднозначность позиции России относительно нынешних интеграционных и дезинтеграционных тенденций в СНГ. Усиление взаимозависимости развития внутренних процессов в России и ситуации в Содружестве. Проблема осознания Россией своих национальных интересов в Содружестве и их соотнесение с национальными интересами других членов СНГ. Вопросы "имперского наследия" во внешней политике России. Новые моменты в ее взаимоотношениях с другими членами СНГ в экономической, политической, военно-стратегической и прочих сферах. Внутренние и внешние факторы, укрепляющие и снижающие эффективность российской политики в Содружестве, сущность происходящих в нем интеграционных процессов и их перспективы.

ТЕМА 6. СНГ как поле внешнеполитической борьбы и сотрудничества. Проблемы демократизации, перехода на рыночные основы хозяйствования, государственного строительства в странах Содружества. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции. Притягательность постсоветского пространства для внешних акторов международных отношений. Концепция интеграции России с соседними странами СНГ: практика разноуровневой и разноскоростной интеграции. «Цветные революции» и усиление центробежных тенденций в Содружестве. Претенденты на влияние в постсоветском пространстве и их политика в регионе: Российская Федерация, США, Евросоюз, Китай, Турция, Иран. Расширение присутствия на пространстве Содружества ЕС и США и столкновение с интересами укрепляющейся России (А. Рар). Появление американских военных баз на территории постсоветских стран Центральной Азии. Выход в 2004-2007 гг. на границы СНГ Европейского союза с одновременным «поглощением» Балтии. Выработка Европейской политики соседства как паллиатив дальнейшего расширения Евросоюза. Включение в орбиту действия ЕПС Украины, Молдовы, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии, а также центрально-азиатских государств Содружества. Вывод России их ЕПС как государства-партнера Евросоюза.

Россия, СНГ, Евросоюз и проблема снабжения энергоносителями. «Газовые войны». Нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, газопроводы «Набукко», «Южный поток» и «Северный поток». Проект «Восточного партнерства». СНГ и политика общего соседства.

РАЗДЕЛ IV

ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА 7. Россия, Западная Европа, Европейский союз и страны Восточной Европы: политика сотрудничества и добрососедства. Место Западной Европы в системе международных отношений. Уроки исторического опыта взаимоотношений России с западноевропейскими государствами. Отношения со странами Западной Европы как одно из ведущих направлений российской внешней политики. Состояние и перспективы сотрудничества в "треугольнике" Россия - Западная Европа - США. Новая экономическая, политическая и военно-стратегическая обстановка в Европе. Постановка вопроса о европейской безопасности в современных условиях и пути ее осуществления. Россия и разоруженческие процессы в Европе.

Основные дилеммы формирования новой Европы после завершения “холодной войны”. Объединенная Германия и ее роль в Европе. Проблемы адаптации к новым условиям развития постсоциалистических стран Европы. Возникновение очагов напряженности, конфликтов и войн на континенте. Дальнейшее развитие процессов европейской интеграции и транснационализации жизни ЕС и одновременно превращение его в “Европу регионов”. Вмешательство НАТО в конфликт в Косово (1999) как пример выхода блока за пределы зоны собственной ответственности без санкции или просьбы ООН. Нетрадиционные измерения безопасности и реакция Объединенной Европы. Смена парадигмы формирования единой Европы, которая после 1993-1997 рождалась не на “сближении” Востока и Запада, а в результате постепенного расширения на восток ЕС и НАТО.

Общая характеристика места и роли России в Европе: старые тенденции и новые реалии. Разработка концептуальных основ внешней политики России на европейском направлении. Отношения России с европейскими организациями: EС, Советом Европы, НАТО, ЗЕС. Роль этих организаций в урегулировании конфликтов, обеспечении безопасности и стабильности, развитии сотрудничества; их возможности, перспективы и лимиты. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между российской Федерацией и Европейским союзом (1994, вступление в силу – 1997). Вывод торговли и принципов сотрудничества с Россией на уровень правил ВТО. Идея четырех совместных пространств сотрудничества и перспективы расширения взаимодействия России и Евросоюза в различных сферах международной жизни.

Новая экономическая, политическая и военно-стратегическая обстановка в Европе. Вопрос о европейской безопасности в современных условиях и путях ее реализации. Сотрудничество России и западноевропейских государств в урегулировании конфликтов и войн в Европе. Экономическое, финансовое и торговое сотрудничество России со странами Западной Европы. Вопросы погашения российских долгов, получения Россией кредитов, займов, западноевропейских инвестиций. Пути и возможности сотрудничества и кооперации российской экономики со странами ЕС. Состояние и особенности российско-германских, российско-французских, российско-английских, российско-итальянских, российско-испанских политических и экономических отношений. Ведущая роль ФРГ и Франции в “восточной политике” Западной Европы. Пути и возможности интенсификации сотрудничества РФ со странами Евросоюза.

Политика в отношении восточноевропейских стран - одно их важнейших направлений реализации национально-государственных интересов России в международной сфере. Формирование новых отношений между Российской Федерацией и восточноевропейскими странами. Выделение среди стран Центральной и Восточной Европы лидирующей пятерки (Чехия, Польша, Венгрия, Словакия и Словения). Формирование Балтии (Латвия, Литва и Эстония), Юго-Восточной Европы (Болгария, Румыния, Албания), возникновение других европейских субрегионов. Радикальная смена внешнеполитических целей восточноевропейских стран, переориентировавшихся на Запад и осложнение проблем взаимодействия России с этими странами. Необходимость преодоления "отчуждения" России от Восточной Европы.

ТЕМА 8. Отношения с США во внешнеполитической стратегии России. Основные факторы развития отношений между Россией и США на современном этапе. Отказ политической элиты России от идеологических установок предшествующего периода и переориентация на западную систему ценностей. Роль “личной дипломатии” и переговоров на высшем уровне в российско-американских отношениях. Демонтаж конфронтации и противоборства в области ракетно-ядерных вооружений и других средств массового уничтожения. Осознание необходимости сокращения уровней милитаризации при поддержании стабильности на мировой арене. Проблемы ликвидации ядерного, химического и другого оружия массового уничтожения, предотвращения гонки вооружений в космосе. Вопросы сокращения обычных вооружений, сотрудничества вооруженных сил России и США.

Воздействие внутриполитических процессов в США и России на двусторонние отношения. Проблема обеспечения политических интересов России в пределах территории бывшего СССР и политика США. Программа "Партнерство во имя мира" и опасность выдвижения военно-политического блока НАТО к границам России. Движение НАТО на Восток и позиция России. Сравнительный анализ интересов США и России по актуальным международным проблемам и конфликтам в различных регионах мира и “горячих точках”.

Стремление России получить иностранную помощь, найти внешние источники финансирования национальных программ развития и войти в мировой рынок, где США располагают решающими позициями и эффективным политическим, экономическим и финансовым инструментарием. Перспективы выхода России на внешние рынки высокотехнологических товаров и услуг. Особенности американской инвестиционной политики в России. Российско-американское сотрудничество в области науки и техники, культуры, разрешения глобальных проблем и др.

Видение путей мирового развития в США и место России в американской "картине мира", среди участников "прорыва в будущее". Российская концепция взаимоотношений с США как с "равноправным партнером". Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом.

ТЕМА 9. Проблемы обеспечения евроатлантической безопасности и политика России. Кризис биполярной системы международных отношений в первой половине 70-х годов ХХ столетия. Начало формирования новой системы безопасности в Европе. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, 1975) и «три корзины» сотрудничества: экономической кооперации, соблюдения прав человек и военной безопасности. Парижская хартия для новой Европы (1990) – констатация окончания эры конфронтации и раскола Европы. Преобразование СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Лиссабонский саммит ОБСЕ (1996) и Декларация об общей и всеохватной модели безопасности для Европы на XXI век. Саммит ОБСЕ в Стамбуле (декабрь 1999) и Хартия европейской безопасности.

Трудности реализации объединительного потенциала ОБСЕ в постбиполярную эру: а) новый баланс сил в мире при гегемонии США; б) разрастание численного состава ОБСЕ до 55 членов. Изменение позиции РФ по отношению к ОБСЕ. Инициативы Москвы в борьбе за общеевропейский характер деятельности ОБСЕ.

Отношения России с НАТО: объявление о продвижении этого блока на Восток и протест российского общественного мнения. Партнерство по формуле 16+1. Подписание в 1997 году Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Создание Совместного постоянного совета Россия-НАТО. Вступление России в Совет Европы (1996). Начало процесса сотрудничества России с ЗЕС. Позитивные (демилитаризация, политизация, курс на сотрудничество с Российской Федерацией) и негативные тенденции в деятельности НАТО после окончания «холодной войны» (расширение членского состава блока, объявление о глобальной его ответственности и т.п.).!990-е годы – период относительной демилитаризации альянса и объявления НАТО центром безопасности евроатлантического пространства. Стратегическая концепция НАТО 1999 года: «право» осуществлять любые силовые действия, в том числе и за пределами Европы. Проявление доктрины на практике – нападение 1999 г. на Югославию. Две «волны» расширения альянса.

Россия и НАТО: институционализация отношений: 1991 – обмен мнениями в ССАС; 1997 – был принят Основополагающий акт о взаимных отношениях РФ и НАТО, создан Совместный постоянный совет (СПС), который был полностью дезавуирован нападением США на Югославию. Замораживание отношений с НАТО во время балканского кризиса. В начале 2000-го года – решение Москвы о восстановлении конструктивных отношений с Североатлантическим альянсом. Усиление сотрудничества между РФ и НАТо после 11 сентября 2001 г. Римская декларация 2002 г., создание Совета Россия-НАТО в формате «19+1» в качестве механизма для консультаций. Московская «красная линия» для расширения НАТО на восток. Новое осложнение в связи с отражением вторжением Грузии на территорию Южной Осетии. Первое 10-летие XXI века: развитие и углубление отношений России с НАТО. Инициатива России по началу переговоров с целью создания новой системы европейской безопасности.(2008). Лиссабонский саммит 2010 г. и перспективы сотрудничества с Североатлантическим альянсом. НАТО в Москве продолжает рассматриваться в качестве одной из основных составляющих общеевропейской системы безопасности.

РАЗДЕЛ V.

ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

ТЕМА 10. Азиатско-тихоокеанское направление во внешней политике России. Геополитическое и геостратегическое положение России как евразийской державы. Особенности социально-экономического и политического развития Сибири и российского Дальнего Востока (ДВ). Заинтересованность России в расширении связей с государствами АТР, упрочении российского влияния в регионе. Расширение позиций России в Тихоокеанской Азии. Основные этапы эволюции внешней политики России в АТР:

- конец ХУШ – середина XIX вв. – военно-силовая и колониальная экспансия;

- cередина XIX - начало XX в. – ‘’экономическое "врастание" России в регион. Становление российского тихоокеанского регионализма;

- 1920 – 1940-е гг. - cоздание и ликвидация Дальневосточной республики, уход СССР из региона. Сибирь и Дальний Восток изолируется от АТР и превращаются в "военный форпост";

- 1945 – 1991 гг. – "золотой век" социализма в Азии. «Холодная война» и конфронтация с США и их союзниками в АТР. Нарастающее экономическое отставание Сибири и РДВ от азиатско-тихоокеанских стран;

- АТР в современной политике России. Появление концептуальной основы развития отношений с государствами АТР. Нерешенность проблемы развития Сибири и Дальнего Востока. Взаимоотношения "Центр - Дальний Восток". Опасения "дальневосточного сепаратизма". Китайский фактор на ДВ.

Основные приоритеты российской политики в Азиатско-тихоокеанском регионе: контакты с "ближним зарубежьем" (Центральной Азией), с Японией, Китаем, с новыми индустриальными странами Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, с Австралией и Новой Зеландией, со странами Океании. Проблемы АТР в российско-американских отношениях. Политические и экономические достижения последних лет. Россия и тихоокеанская экономическая интеграция. Российское военное присутствие в АТР. Участие России в работе регионального форума безопасности АСЕАН. Перспективы и возможности расширения азиатско-тихоокеанского влияния России. Настоятельная необходимость концептуального осмысления российских национальных интересов в АТР, разработки реалистического обоснованного регионального курса.

ТЕМА 11. КНР в российской внешней политике. Р аскол между СССР и КНР и его причины. Перерастание политико-идеологических противоречий в военно-стратегическое противостояние (60-е - 70-е годы). Смена курса в Пекине и ее воздействие на советско-китайские отношения на рубеже 70-х - 80-х годов. Перестройка в Советском Союзе и постепенная нормализация двусторонних отношений между СССР и КНР. Падение коммунистического режима в Советском Союзе, и развал СССР и шок в КНР. Российские демократы и КНР. Улучшение российско-китайских отношений в 1992 году. Основные факторы этого улучшения. Обмены визитами и переговоры между руководителями России и КНР. Наращивание российско-китайского сотрудничества на различных направлениях в 1992-1994 годах. Факторы, затрудняющие развитие этого сотрудничества.

Пограничные и экономические, военно-политические, региональные и глобальные проблемы во взаимоотношениях между Россией и Китаем. Позиции КНР в вопросах ядерных вооружений, прекращения ядерных испытаний, нераспространения ракетно-ядерного оружия, появления такого оружия у КНДР. Отношение КНР к вопросам урегулирования территориальных, этнических и других противоречий и конфликтов. США и российско-китайские отношения. Позиция РФ по проблеме “двух Китаев”. Перспективы российско-китайских отношений.

ТЕМА 12. Япония во внешнеполитической стратегии РФ. Поражение Японии во второй мировой войне и его политические, экономические и стратегические последствия для японского общества. Демилитаризация и демократизация Японии в период оккупации страны вооруженными силами США. Япония и Сан-Францисский мирный договор 1951 года. Просчеты советской дипломатии по вопросу о заключении мирного договора с Японией. Территориальные споры между Японией и СССР. Советско-японская декларация 1956 года и ее влияние на развитие отношений между двумя государствами.

Возможности сближения позиций России и Японии по вопросам обеспечения безопасности и стабильности в азиатско-тихоокеанском регионе. Национальная безопасность России и вопросы многостороннего сотрудничества в АТР. Российско-японский диалог по территориальным вопросам. Перспективы разрешения территориальной проблемы. Российско-японские усилия по проблеме мирного воссоединения Кореи и соблюдения Договора о нераспространении ядерного оружия в регионе. Треугольник отношений Москва-Пекин-Токио.

Проблемы и перспективы российско-японского хозяйственного и научно-технического сотрудничества, кооперации в разделении труда при освоении и развитии производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока. Японский опыт НТП, менеджмента и др., и возможности его выборочного использования в процессе модернизации России. Перспективы разрешения противоречий и налаживания сотрудничества между Россией и Японией на двустороннем, региональном и глобальном уровнях.

ТЕМА 13. Страны Юго-Восточной и Южной Азии во внешней политике России. Геополитические, экономические, военно-стратегические интересы России как евроазиатской державы в Южной и Юго-Восточной Азии. Тесное индийско-советское сотрудничество в прошлом - фундамент развития отношений между Россией и Индией в настоящем и будущем. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индия от 28 января 1993 года. Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, о возвращении долгов как новый импульс расширения российско-индийского сотрудничества.

Налаживание российской дипломатией связей с Пакистаном. Вопросы урегулирования конфликта в Афганистане. Проблема возвращения российских военнопленных. РФ и общие политические проблемы Южной и Центральной Азии: конфликт вокруг Кашмира, перспективы появления ядерного оружия в Южной Азии, поставки криогенных ракетных двигателей Индии. Активизация политики России в Юго-Восточной Азии. Подготовка и заключения нового Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Вьетнамом. Расширение экономических связей между двумя странами. Вьетнамские иммигранты в России.

Россия и страны АСЕАН. Отношения Москвы с Индонезией и Малайзией. Экономическое сотрудничество, продажа оружия. Обсуждение вопросов упрочения мира, стабильности и безопасности в Юго-Восточной Азии. Проблемы и перспективы дальнейшего развития отношений России со странами Южной и Юго-Восточной Азии.

РАЗДЕЛ VI

РОССИЯ И СТРАНЫ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА

ТЕМА 14. Ближневосточная политика России. Новые измерения ближневосточной политики России в меняющейся системе международных отношений. Анализ упущений и просчетов в российской политике на Ближнем и Среднем Во­стоке на первом этапе ее формирования. Причины корректиров­ки и активизации деятельности российской дипломатии в ближневосточном регионе. Концепция "осколочной дипломатии" на Ближнем и Среднем Востоке, ее содержание и сферы прикладного применения. Определение объемов и уровней двусторонних отношений - новая методологическая проблема в политике России. Анализ отношений с Кувейтом, Оманом, Израилем, Турцией.

Участие России в создании системы региональной безопасности в зоне Персидского залива. Влияние проблемы Kрыма на военно-стратегический баланс в Средиземноморье. Россия и ближневосточные конфликта, анализ степени ее вовлеченности как показатель присутствия в регионе. Постепенный рост участия России в ближневосточном урегулировании. Российско-израильские отношения. Угроза распространения исламского фундаментализма и международные отношения. Исламские террористические организации и война в Чечне. Россия и война США против Ирака. Ее позиция при обсуждении иракской проблемы ООН.

Роль государственного и частного секторов в налаживании двустороннего экономического сотрудничества России с ближневосточными государствами на примерах Турции, Омана, ОАЭ. Проблема арабского долга России. Россия на ближневосточном рынке оружия. Возможности взаимодействия на мировом рынке нефти и газа. "Русские челноки" и туристы – новое явление в отношениях России со странами региона. Необходимость создания российско-ближневосточной торговой палаты как координирующего и контролирующего органа экономических обменов.

РАЗДЕЛ VII

АФРИКАНСКИЙ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ВЕКТОРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА 15. Россия и Африка в современных международных отношениях. Африка как международный регион. Цивилизационный и геополитический раскол в Африке. Афропессимизм и оценки его представителями будущего континента: позиции Г. Киссинджера, С. Хантингтона и др. Социально-экономическая характеристика Африки в конце ХХ – начале XXI веков. Бедность как основная африканская проблема. Конфликты и войны на континенте. Идея «реколонизации (А. Мозруи). Трудности и неудачи развития молодых африканских государств.

Положительные сдвиги в развитии стран континента во второй половине 90-х годов ХХ века. Объединения африканских государств. Интеграционные процессы и проблемы модернизации. Общая проблема интеграционных группировок – несовершенство программ развития и нехватка внешних инвестиций. «Новое партнерство для развития Африки» и 3 стратегических направления действий. Африканский союз и его цели (2001). Внешние партнеры африканского развития. ООН и программы преодоления слаборазвитости. План Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. «Восьмерка» и инициативы помощи африканским странам. Деятельность Международного валютного фонда и Всемирного банка в Африке. Программы помощи экономическому возрождению африканского континента. Судьба африканского внешнего долга: инициативы его списания. Рост военных расходов африканских государств.

Политика ведущих стран мира в отношении Африки в начале XXI века. Китайская экспансия на континенте. США: интерес к природным ресурсам. Франция и борьба за сохранение зоны франкофонии. Содержание и основные аспекты отношений России с африканскими государствами. Преемственность и изменения в российской политике, учет прежней и создание новой международно-правовой базы развития взаимовыгодного сотрудничества на двусторонней основе. Падение уровня отношений с африканскими государствами. Влияние внутренней социально-экономической и политической ситуации в России на развитие сотрудничества со странами Африки. Анализ и оценка процессов, происходящих в указанных государствах и их учет во внешнеполитических подходах России.

ТЕМА 16. Россия и Латинская Америка: модернизационные процессы и геополитика. Геополитические параметры Латинской Америки как международного региона. Конец ХХ века для латиноамериканского континента – десятилетие качественных сдвигов в социально-экономической и политической областях. Интенсификация интеграционных процессов. «Инициатива для Америк» Дж. Буша-младшего. Рост взаимозависимости стран Северной и Южной Америк. Проблемы иммиграции. «Интеграционная эйфория» в Латинской Америке. Саммит глав 34 государств Западного полушария в декабре 1994 г. в Майами (США). Решение о создании к 2005 Панамериканской зоны свободной торговли.

ОАГ: современная структура, функции, цели. Возникновение МЕРКОСУР – Общего рынка стран Южного конуса. Деятельность Группы Рио, как механизм политических консультаций и коллективной дипломатии. Внерегиональные международные инициативы коллективных организаций Латинской Америки. Сотрудничество и связи латиноамериканских стран с Европейским союзом. Встреча глав государств ЕС и Латинской Америки в Рио-де-Жанейро 1999 г. Принципы партнерства стран двух регионов. Саммиты глав государств Латинской Америки, Испании и Португалии. Возникновение иберо-американской системы взаимодействия. Участие в иберо-американских встречах представителей Кубы..

АТР как новое направление внешнеполитической активности латиноамериканских стран. США и новая система региональной безопасности. Проблемы наркотрафика в межамериканских отношениях.

Российская Федерация и Латинская Америка: проблемы возвращения и восстановления отношений.!996 год – открытие нового этапа в латиноамериканском направлении внешней политики России. Визиты Е.М. Примакова. 1992 – 2000-ые годы – 140 двусторонних и многосторонних договоров и соглашений. «Договоры нового поколения». Визиты в Латинскую Америку В.В. Путина в 2000-м и 2004-м годах и их значение для активизации российского присутствия на континенте. С.В. Лавров об экономическом сотрудничестве с латиноамериканскими странами. Политическое и гуманитарное сотрудничество. Д.А. Медведев о перспективах латиноамериканского вектора внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

РАЗДЕЛ VIII

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: