Методы менеджмента

Функции менеджмента показывают, что должен делать менеджер, чтобы управлять организацией. На вопрос, «Как менеджер должен управлять организацией?» отвечают методы менеджмента. В менеджменте используется три группы методов:

Методы менеджмента
Экономические методы
Организационно-распорядительные методы
Социально-психологические методы

Экономические методы менеджмента базируются на материальных интересах людей. Эти методы используются на разных уровнях управления:

на макроуровне,

микроуровне,

уровне отдельного работника.

На микроуровне, то есть на уровне организации, применяются методы планирования, в частности разработка планов финансового менеджмента (планирование прибыли, доходов от продажи товаров, цены компании и др.), стратегических, текущих и проектных планов.

К экономическим способам воздействия относятся:

· кредитование,

· финансирование,

· ценообразование,

· экономическое стимулирование,

· внутрифирменный расчет.

Все эти методы действуют без административного принуждения, хотя и не отменяют их.

    Важным экономическим методом, используемым на уровне предприятия, является внутрифирменный расчет. Внутрифирменный расчет осуществляется в границах единой собственности предприятия. Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. В соответствии с этим строится система внутрикорпоративных цен, отчислений и платежей, которые выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность подразделений предприятия.

Для мотивации сотрудников используются либо материальное вознаграждение за количество и качество труда, либо материальные санкции (штрафы) за несоответствующее качество и недостаточное количество.

В качестве основных инструментов управления здесь выступает система заработной платы и премирование, которые должны быть максимально связаны с результатами деятельности исполнителей.

Кроме того, к экономическим методам управления относится создание таких условий работы предприятия или подразделения, в которых работники максимально заинтересованы в улучшении качества своей работы и увеличении прибыли.

Например:

- предоставление подразделению права использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению,

- применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

Организационно-распорядительные методы
- это методы прямого воздействия, носящие директивный характер (руководящий), обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении. Различают следующие формы проявления организационно-распорядительных методов:
 
обязательное предписание согласительные методы рекомендации, пожелания
ПРИКАЗ, запрет, распоряжение, регламентирование, нормирование и т.п. консультация, компромисс Совет, инструктаж, разъяснение, предложение, общение, и т.п.
Методы организационного стимулирования входят в группу организационно-распорядительных методов управления и включают: перемещение в должности, предоставление дополнительных прав и функций, поощрение и наказание.
Организационно-распорядительные методы управления позволяют решить задачи повышения эффективности организации управления и четкого распределение прав и обязанностей в аппарате управления
Социально-психологические методы
Социально-психологические методы представляют собой совокупность приемов, которые используются в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения, и включают методы: широко применяемые в кадровом менеджменте (тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, опрос); методы исследований, применяемые для решения экстренных проблем (открытое наблюдение, эксперимент); методы активного обучения (деловые игры, управленческие ситуации).
Беседа, убеждение, личный пример Опрос, анкетирование, интервьюирование, тестирование
Наблюдение, эксперемент Методы активного обучения (деловые игры, управленческие ситуации)

К ним относятся:

- беседа, опрос, убеждение, моральное поощрение,

- личный пример руководителя,

- планирование карьерного роста сотрудников,

- регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе, поддержание позитивного морального климата в коллективе и т.п.

    Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач: диагностика профессиональной пригодности работников, оптимальный подбор и расстановка кадров, регулирование межличностных отношений в коллективе, повышение эффективности стимулирования деятельности работников, повышение эффективности воспитательной работы в коллективе, рационализация трудовых процессов. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 117, 119. – (Гриф УМО).

Хороший менеджер должен уметь грамотно комбинировать различные методы управления, выбирая те из них, что наиболее соответствуют сложившейся ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: