Функции менеджмента показывают, что должен делать менеджер, чтобы управлять организацией. На вопрос, «Как менеджер должен управлять организацией?» отвечают методы менеджмента. В менеджменте используется три группы методов:
Методы менеджмента |
Экономические методы |
Организационно-распорядительные методы |
Социально-психологические методы |
Экономические методы менеджмента базируются на материальных интересах людей. Эти методы используются на разных уровнях управления:
на макроуровне,
микроуровне,
уровне отдельного работника.
На микроуровне, то есть на уровне организации, применяются методы планирования, в частности разработка планов финансового менеджмента (планирование прибыли, доходов от продажи товаров, цены компании и др.), стратегических, текущих и проектных планов.
К экономическим способам воздействия относятся:
· кредитование,
· финансирование,
· ценообразование,
· экономическое стимулирование,
· внутрифирменный расчет.
Все эти методы действуют без административного принуждения, хотя и не отменяют их.
Важным экономическим методом, используемым на уровне предприятия, является внутрифирменный расчет. Внутрифирменный расчет осуществляется в границах единой собственности предприятия. Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. В соответствии с этим строится система внутрикорпоративных цен, отчислений и платежей, которые выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность подразделений предприятия. |
Для мотивации сотрудников используются либо материальное вознаграждение за количество и качество труда, либо материальные санкции (штрафы) за несоответствующее качество и недостаточное количество.
В качестве основных инструментов управления здесь выступает система заработной платы и премирование, которые должны быть максимально связаны с результатами деятельности исполнителей.
Кроме того, к экономическим методам управления относится создание таких условий работы предприятия или подразделения, в которых работники максимально заинтересованы в улучшении качества своей работы и увеличении прибыли.
Например:
- предоставление подразделению права использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению,
- применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.
Организационно-распорядительные методы | ||
- это методы прямого воздействия, носящие директивный характер (руководящий), обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении. Различают следующие формы проявления организационно-распорядительных методов: | ||
обязательное предписание | согласительные методы | рекомендации, пожелания |
ПРИКАЗ, запрет, распоряжение, регламентирование, нормирование и т.п. | консультация, компромисс | Совет, инструктаж, разъяснение, предложение, общение, и т.п. |
Методы организационного стимулирования входят в группу организационно-распорядительных методов управления и включают: перемещение в должности, предоставление дополнительных прав и функций, поощрение и наказание. | ||
Организационно-распорядительные методы управления позволяют решить задачи повышения эффективности организации управления и четкого распределение прав и обязанностей в аппарате управления |
Социально-психологические методы | |
Социально-психологические методы представляют собой совокупность приемов, которые используются в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения, и включают методы: широко применяемые в кадровом менеджменте (тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, опрос); методы исследований, применяемые для решения экстренных проблем (открытое наблюдение, эксперимент); методы активного обучения (деловые игры, управленческие ситуации). | |
Беседа, убеждение, личный пример | Опрос, анкетирование, интервьюирование, тестирование |
Наблюдение, эксперемент | Методы активного обучения (деловые игры, управленческие ситуации) |
К ним относятся:
- беседа, опрос, убеждение, моральное поощрение,
- личный пример руководителя,
- планирование карьерного роста сотрудников,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе, поддержание позитивного морального климата в коллективе и т.п.
Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач: диагностика профессиональной пригодности работников, оптимальный подбор и расстановка кадров, регулирование межличностных отношений в коллективе, повышение эффективности стимулирования деятельности работников, повышение эффективности воспитательной работы в коллективе, рационализация трудовых процессов. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 117, 119. – (Гриф УМО). |
Хороший менеджер должен уметь грамотно комбинировать различные методы управления, выбирая те из них, что наиболее соответствуют сложившейся ситуации.