Финансово-экономические кризисы на предприятии

Финансовый кризис – это вид локального кризиса на предприятии, который характеризует такое его состояние, при котором падают финансовые показатели, теряется платежеспособность, растет кредиторская задолженность, появляется угроза банкротства предприятия [38, С. 23].

Для того чтобы максимально возможно предотвратить финансовый кризис, необходимо в первую очередь вовремя его идентифицировать. Для этого необходимо знать основные симптомы кризиса.

Итак, предприятие в состоянии финансового кризиса, если:

а) Возрастает себестоимость продукции, а спрос на нее падает. При этом ухудшается и продуктивность труда.

б) Уменьшается количество клиентов, заказов, контрактов по продаже продукции.

в) Производство уже не стабильно и работает не в полную мощь. На складах появляется больше запасов, которые дорого содержать.

г) Объем выручки уменьшается.

д) Ухудшается платежеспособность предприятия. Появляется все больше долгов (кризис ликвидности).

е) Уменьшается объем денег в обороте. Уменьшается количество наличного капитала в обороте.

ж) Цены на акции предприятия падают.

Важно понять, что есть причиной таких не обнадёживающих последствий. Как известно, причины могут рождаться как вне предприятия, так и внутри него. То есть, причины, которые неподвластны влиянию предприятия, и такие, которые им и порождаются. Иерархическая модель среды состоит из: предприятия, сегмента рынка, отрасли, национальной экономики и мировой экономики.

К причинам, появление которых происходит извне, принадлежат:

- нестабильность на финансовом и/или валютном рынке;

- нестабильность или кризис соответствующей отрасли экономики;

- возрастание конкуренции в отрасли;

- изменение конъюнктуры в отрасли либо в экономике;

- высокий уровень инфляции;

- нестабильность экономики страны, а также нестабильность мировой экономики в целом;

- политическая нестабильность в стране;

- несовершенство законодательной базы и т.д. [11, С. 34].

На деятельность предприятия внешняя среда влияет непосредственно. Все, что творится в стране и в мире не только в экономической сфере жизнедеятельности, но и в политической, социальной, культурной, все определяет концепцию жизненного цикла предприятия. Макроэкономические показатели, деятельность других субъектов, влияние и отношение непосредственно власти к предприятию (поощрение либо, наоборот, дискриминация, давление, бюрократизм) – все имеет влияние на экономическую единицу – предприятие – и может привести его к кризису.

К причинам, которые возникают на самом предприятии, принадлежат:

- недостаточный уровень финансовой деятельности предприятия;

- несовершенство маркетинга и менеджмента;

- нерациональное управление затратами, производственными ресурсами;

- отсутствие четкой стратегии и эффективной тактики развития предприятия;

- низкая конкурентоспособность предприятия;

- неумение управлять рисками и пр. [15, С. 57].

Для того, чтобы не допустить появления финансового (и любого другого) кризиса, предприятие должно четко знать свои цели, иметь квалифицированных специалистов в экономической сфере, а также специалистов, умеющих управлять проектами (новая мировая концепция удачного ведения бизнеса); уметь использовать свой потенциал, рационально и оптимально управлять средствами, правильно подбирать партнеров по бизнесу и т.д. Конечно, даже при отличном ведении бизнеса, при наличии четких стратегий и тактик, а также при наличии крепких позиций на рынке, предприятие вполне может переживать кризис, если его создает мощное влияние внешней среды (сегмент рынка, отрасль, национальная экономика, мировая экономика). Но в этом случае сбалансированному предприятию удастся, как минимум, выжить и удержаться на рынке, а не обанкротиться и ликвидироваться. Мы наблюдаем подобное сегодня, в условиях мирового кризиса [19, С. 89]. Больше половины успешных компаний задела волна кризиса, что привело к массовому сокращению производства и предоставления услуг, сокращению штата, разбалансированности всей системы предприятий.

Наиболее распространенными методами борьбы являются, во-первых, изменение статьи затрат, усиленный над ними контроль, сокращение менее прибыльных видов деятельности либо приостановка производства менее спрашиваемых видов продукции из ассортимента. Также можно использовать резервы предприятия, попытаться уменьшить себестоимость продукции, уменьшить административные затраты и др.

В подавляющем большинстве случаев осуществление финансовой политики на предприятиях России осуществляют финансовые отделы, в задачи которых входит реализация следующих функций:

- реализация финансовой стратегии и финансовой политики;

- организация финансовой деятельности с целью эффективного использования финансовых ресурсов;

- разработка прогнозов экономического развития и участие в формировании ключевых показателей деятельности.

- участие в разработке бизнес-планов, составление перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов и оперативный контроль их выполнения;

- предоставление необходимой финансовой оперативной, регулярной и аналитической информации внутренним и внешним пользователям;

- комплексный экономический и финансовый анализ деятельности, разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами, снижению финансовых рисков и увеличению прибыльности;

- контроль над соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением договорных обязательств, расходами и поступлением доходов;

- взаимодействие с контрагентами и финансовыми организациями в рамках компетенции.

Основные функции финансовых отделов [21, С. 64]:

а) Ведение управленческого учета деятельности компании, формирование регулярной управленческой отчетности.

б) Разработка и внедрение корпоративных стандартов, норм, регламентов и положений по управленческому учету. Формирование учетной политики в соответствии с потребностями.

в) Управление денежными потоками, регламентация процедур осуществления платежей, контроль платежей в наличной и безналичной форме в порядке, определяемом внутренними документами компании, управление кредитным портфелем компании.

г) Оперативный контроль финансовых ресурсов с целью их эффективного использования. Организация и регламентация бюджетного управления.

д) Обеспечение процесса бюджетирования и контроля выполнения бюджета компании. Сведение бюджетов компании и отчетов об их выполнении. Доведение утвержденных показателей бюджетов компании и ключевых показателей деятельности до подразделений и обеспечение оперативного контроля над их выполнением.

е) Контроль над соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением договорных обязательств, расходами и поступлением доходов.

ж) Контроль над реализацией программы капитальных вложений и инвестиций.

з) Предоставление оперативной, регулярной и аналитической финансовой информации внутренним и внешним пользователям.

и) Комплексный экономический и финансовый анализ деятельности, разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами, снижению финансовых рисков и увеличению прибыльности компании.

к) Разработка предложений по ценообразованию.

л) Внедрение передовых информационных систем по управлению финансами в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, контроль над достоверностью информации;

м) Участие в организации и проведении тендеров.

Выводы по главе 1:

а) Экономический кризис – это серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

б) Первопричиной, т. е. возможностью возникновения экономический кризисов, является разрыв между производством и потреблением. В условиях свободной конкуренции экономические кризисы стали объективной закономерностью.

в) Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.). Причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

г) Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – одну или несколько подсистем. По проблематике кризиса следует указать макро– и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем.

д) При анализе реальных причин, вызывающих цикличность развития экономики, можно выделить три основных подхода. Во-первых, природу экономических циклов объясняют факторами, лежащими вне рамок экономической системы. Во-вторых, цикл рассматривают как явление внутреннее, присущее экономике. В-третьих, причины циклов усматривают во взаимодействии внутренних состояний экономики и внешних факторов. Фазы кризисов: депрессия, или застой, оживление, подъем.

е) Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике – это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабильного развития, а также адаптации экономической системы к постоянно изменяющимся условиям.

ж) Финансовый кризис – это вид локального кризиса на предприятии, который характеризует такое его состояние, при котором падают финансовые показатели, теряется платежеспособность, растет кредиторская задолженность, появляется угроза банкротства предприятия. Для того чтобы максимально возможно предотвратить финансовый кризис, необходимо в первую очередь вовремя его идентифицировать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: