Общая характеристика рынка капитала

План

Введение…………………………………………………………….

1. Общая характеристика рынка капитала………………………….

2. Процент, как цена использования капитала……………………..

3. Дисконтирование…………………………………………………..

Практикум………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………...

Список использованной литературы……………………………..

Введение

В условиях рыночных отношений рынок капитала занимает очень важное значение, так как является важным источником долгосрочных финансовых ресурсов. В рынок капитала входят рынок ценных бумаг и рынок банковских услуг, что способствует платежеспособности финансовой системы.

Важнейшей функцией финансового рынка является трансформация свободных денежных средств в ссудный капитал, затем перераспределяет между различными хозяйствующими субъектами экономики, которые ставят перед собою одну цель – увеличение капитала.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время активизировался интерес к рынку капитала с той или иной стороны.

Целью курсовой работы является изучить и раскрыть особенности рынка капитала. Исходя из поставленной цели нужно решить следующие задачи: раскрыть сущность капитала и процента, как цену использования капитала.

Общая характеристика рынка капитала

Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Рынок капитала – это часть финансового рынка, где формируется спрос и предложение на среднесрочный и долгосрочный заимообразный капитал.

Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Рис.1 Кривая спроса

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис.1), как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом, чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

Например, фирма в розничной торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить три новых магазина, при более высокой ставке процента она решит построить только два магазина, при еще более высокой - только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

2. Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях.

Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев.

Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Предположим, что потребитель хочет купить рояль, который стоит 10 000 рублей. Для того чтобы собрать нужную сумму, потребителю нужно десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель может не ждать десять лет, а взять в долг 10 000 рублей и купить рояль сразу, а потом в течение десяти лет выплачивать долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от рояля, но рояль ему обойдется дороже. Величина процентов, которые он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить рояль.

Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Изменение ставки процента меняет выбор потребителей - чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не "терпеть" до того момента, пока накопят нужную сумму сами.

Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Кривая предложения капитала имеет положительный наклон (рис.2), который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

Рис. 2 Кривая предложения

1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Каковы причины появления "лишних" денег?

Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо.

Амортизацией называется денежное возмещение износа основных фондов. Амортизация осуществляется в виде ежемесячных отчислений от стоимости ОС в амортизационный фонд предприятия.

Накопление денежных средств достигается за счет включения в издержки производства так называемых «амортизационных» сумм отчислений. Амортизационные отчисления являются одним из элементов издержек производства и включаются в состав себестоимости продукции.

Например, если фирма владеет каким-то оборудованием, которое стоит 1 млн рублей и изнашивается в течение 5 лет, ей нужно в течение 5 лет собрать необходимую сумму для приобретения нового блага взамен изношенного. Например, она может откладывать каждый год из выручки по 200 тысяч, чтобы по прошествии этих 5 лет получить необходимый миллион. Таким образом, каждый год у фирмы будут появляться 200 тысяч рублей, которые при этом оказываются временно "лишними" и могут быть отданы в долг на рынке капитала.

Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

2. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, как мы уже говорили, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов.

В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает в качестве кредитора. Рантье могут быть "вечными" продавцами или кредиторами на рынке капитала.

Таким образом, предложение заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

Рынок капиталов выполняет следующие функции:

- Во-первых, объединяет мелкие, разрознены денежные сбережения населения, государственных подразделов, частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создает большие денежные фонды.

- Во-вторых, трансформирует денежные средства в заимообразный капитал, который обеспечивает внешние источники финансирования материального производства национальной экономики.

- В-третьих, предоставляет ссуды государственным органам и населению для решения таких важных заданий, как покрытие бюджетного дефицита, финансирования части жилищного строительства и тому подобное.

Формы оборота денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов:

- банковская ссуда;

- акции;

- облигации;

- финансовые деривативы;

- коммерческие бумаги.

Кредитный рынок позволяет осуществить накопление, движение, распределение и перераспределение заимообразного капитала между сферами экономики. Кредитный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимосвязи между предприятиями и гражданами, которые нуждаются в денежных средствах, и организациями и гражданами, которые могут их предоставить (одолжить) на определенных условиях.

В то же время кредитный рынок – это синтез рынков разных платежных средств. В странах с развитой рыночной экономикой кредитные соглашения опосредствуют, во-первых, кредитными институтами (коммерческими банками или другими учреждениями), которые берут в долг и предоставляют заемы, и, во-вторых, инвестиционными или аналогичными организациями, которые обеспечивают выпуск и движение разных долговых обязательств, которые реализуются на особенном рынке ценных бумаг.

Функционирование рынка капитала позволяет предприятиям разрешать проблемы как формирования инвестиционных ресурсов для реализации реальных инвестиционных проектов, так и эффективного финансового инвестирования (осуществление долгосрочных финансовых вложений). Финансовые активы, которые вращающиеся на рынке капитала, как правило, менее ликвидные; для них характерный наибольший уровень финансового риска и соответственно высший уровень прибыли.

Следует заметить, что такое традиционное разделение финансовых рынков на рынок денег и рынок капиталов в современных условиях их функционирования носит условный характер. Эта условность определяется тем, что современные рыночные финансовые технологии и условия эмитирования многих финансовых инструментов предусматривают относительно простой и быстрый способ трансформации отдельных краткосрочных финансовых активов в долгосрочных и наоборот.

Характеризуя отдельные виды финансовых рынков за обоими вышерассмотренными признаками, следует заметить, что эти виды рынков тесно взаимосвязываются и функционируют в одном рыночном пространстве. Да, все виды рынков, которые обслуживают обращение разных за направленностью финансовых активов (инструментов, услуг), являются одновременно составной частью как рынка денег, так и рынка капиталов.

Капитал как фактор производства выражает совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли. В состав капитала входят: здания, сооружения, оборудование, инструменты, технологии, разработки, материалы, сырье, полуфабрикаты.

Различные элементы капитала в процессе производства участвуют по-разному. Важно заметить, что одна составная часть капитала используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства. Другая часть функционирует в течение нескольких лет и постепенно потребляется на протяжении ряда производственных циклов. Первая часть капитала называется  оборотным капиталом, а вторая -  основным.

К оборотному капиталу  – сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты и т.д.

Рынок оборотного капитала будет типичным рынком ресурсов. В принципах его организации и в механизме установления на нем равновесия имеется много общего с рынком трудовых ресурсов. Максимизация прибыли на рынке оборотного капитала достигается в точке равенства предельного продукта в денежной форме и предельных издержек действующего материального ресурса. Иначе говоря, при оптимизации предприятием спроса на оборотный капитал действует правило МRР = МRС.

Не стоит забывать, что важной особенностью оборотного капитала будет то, что его элементы трансформируются в денежные средства. Почему оборотный капитал называется  оборотными средствами.

Создание любых ценностей предполагает использование  основного капитала. Организация нового производства невозможно без капиталовложений в сооружения, здания, оборудование. Функционирование предприятия требует также затрат на обновление и восстановление действующего основного капитала.

Поскольку основной капитал участвует в хозяйственной деятельности в течение нескольких лет, особую важность в функционировании рынка основного капитала приобретает фактор времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: