double arrow

Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос

С5. Назовите любые три группы потребностей человека.

· биологические (физиологические),

· социальные,

· идеальные,

· экзистенциальные,

· престижные.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «потребности человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.

· под потребностями человека понимается состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования,

· потребности не должны противоречить нравственным нормам общества,

· разумными являются те потребности, которые помогают развитию в человеке подлинных человеческих качеств

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о человеческой деятельности.

· под деятельностью понимается специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования,

· деятельность человека, в отличие от активности животных носит продуктивный, творческий, созидательный характер,

· человеческую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании

Максимальный балл – 2.

С6. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.

· наличие субъектов деятельности (учитель и ученики),

· наличие объекта деятельности (изучаемого предмета – физики),

· нацеленность на приобретение новых знаний и умений,

· использование комплекса методов учения (решение задач, лабораторные работы) и преподавания (проблемный подход, лекции),

· использование средств обучения (учебник, рабочая тетрадь).

Максимальный балл – 3.

С7. Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчистить делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

Понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. Аргументы:

· именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата),

· лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты – орудия труда.

Максимальный балл – 3.

С7. Широкую известность приобрели исследования Дж. Лавик-Гудолл жизни шимпанзе в естественных условиях. По ее наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжевывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях.

Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельности человека от орудийных действий животных. Укажите три отличия.

· изготовление человеком орудий труда с помощью другого орудия,

· общение людей в процессе труда с помощью языка и речи,

· осознанность и целесообразность трудовой деятельности человека,

· накопление и передача опыта в виде традиций или предметов материальной культуры следующим поколениям.

Максимальный балл – 3.

С7. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности.

Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения:

· игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения),

· учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Максимальный балл – 3.

С7. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся.

С опорой на курс обществознания и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

В ответе могут быть даны следующие подтверждения:

· с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры),

· игры можно придумать, то есть игра как проявление творчества,

· можно менять правила игры, в результате чего игра фактически меняется,

· в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.

Максимальный балл – 3.

. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.

Ответ:

· Диалог культур – взаимодействие культур, обмен культурными ценностями.

· диалог культур – это процесс, последствия которого неоднозначны,

· диалог культур может способствовать как взаимному обогащению культур, так и уничтожению некоторых из них.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об искусстве.

Ответ:

· Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.

· важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах,

· предметом искусства являются эстетические отношения человека к действительности, его задача – художественное освоение мира.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три функции современной науки.

Ответ:

· культурно-мировоззренческая,

· функция науки как непосредственной производительной силы общества,

· функция катализатора процесса непрерывного совершенствования производства,

· социальная функция.

Максимальный балл – 2.

С6. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.

Ответ:

· проявления социальной функции науки: социального развития и управления, социального прогнозирования,

· примеры:

· демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства,

· экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством,

· ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

Максимальный балл – 3.

С6. С помощью 3 примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, элитарной и массовой культур.

Ответ:

· сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений,

· использование в качестве рекламных слоганов название произведений литературной классики или цитат из нее,

· использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

Максимальный балл – 3.

С6. Существует расхожее представление о том, что творчество – удел только ученого, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трех примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений.

Ответ:

· творческий характер имеют действия ребенка, придумывающего со своими товарищами новую игру (отсутствие возрастных ограничений),

· творчество проявляет хозяйка, изобретающая новый соус для мяса (отсутствие ограничений, связанных с уровнем образования),

· творчество проявляет ученик, студент, молодой рабочий или мастер, предлагающие свои способы решения поставленной перед ними задачи (отсутствие профессиональных ограничений и ограничений, связанных с уровнем квалификации).

Максимальный балл – 3.

С6. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

Ответ:

· представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренне и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений),

· участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма),

· возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательного процесса),

· участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе),

· ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических и книжных новинках, театральных премьерах и так далее).

Максимальный балл – 3.

С7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу». К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в задании.

Ответ:

· газета обращена к массовой аудитории, широкому кругу читателей,

· категория СМИ – «желтая пресса», «бульварная пресса»,

· признаки: акцент на развлекательность; отказ от серьезной аналитики; преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хронике, спорту; приоритет интересов коллектива перед интересами личности.

Максимальный балл – 3.

С7. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

Ответ:

· СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры,

· художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность. Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнес (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни звезд).

Максимальный балл – 3.

С7. Нередко можно услышать мнение о необходимости ограничить свободу средств массовой информации, введя цензуру. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

Ответ:

Мнения:

· да, необходимо ограничить свободу СМИ, введя цензуру, так как существующая полная безответственность СМИ может привести к размыванию нравственных устоев общества,

· нет, современная демократия немыслима без свободы СМИ.

Аргументы для первого мнения:

· многие СМИ в погоне за тиражом регулярно публикуют всяческие небылицы-сенсации, фактически обманывая людей,

· практически все СМИ уже имеют свою «цензуру» - ограничения, которые устанавливает владелец СМИ, поэтому лучше заменить их на ограничения, установленные государством.

Аргументы для второго мнения:

· подлинная демократия невозможна без обладания объективной и достоверной информацией, соответствующей реально происходящим политическим, социальным, экономическим процессам,

· ограничение свободы СМИ путем введения цензуры дает государству возможность манипулировать общественным сознанием, навязывать единую официальную идеологию, что может привести к тоталитаризму.

Максимальный балл – 3.

С7. Критик так отозвался об этом произведении: «Фантастические спецэффекты, захватывающий сюжет, звездный состав исполнителей, легко запоминающиеся песни». Предположите, к какой форме культуры можно отнести это произведение. Приведите три обоснования этого предположения с позиций знания основных форм культуры.

Ответ:

· форма культуры – массовая культура,

· обоснования:

· произведение имеет развлекательную направленность (захватывающий сюжет),

· произведение рассчитано на массового зрителя (привлечение звезд, легко запоминающиеся песни),

· произведение имеет коммерческую направленность.

Максимальный балл – 3.

С7. Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

Ответ:

· форма культуры – элитарная культура,

· признаки:

· некоммерческий характер,

· высокая содержательная и эстетическая сложность,

· доступность ограниченному кругу специалистов и знатоков.

Максимальный балл – 3.

С7. Существует мнение, что нравственность является основой свободы человека. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

Ответ:

Мнения:

· да, свободным можно назвать только человека, обладающего сильным нравственным стержнем, так как он не позволяет порокам руководить собой,

· нет, свобода – понятие абсолютно самостоятельное от категорий добра и зла.

Аргументы для первого мнения:

· свобода – это осознанная необходимость, ограниченная нравственными нормами, а не безответственное потакание своим страстям,

· свобода невозможна без ответственности перед обществом, а ответственность имеет в своей основе нравственные начала.

Аргументы для второго мнения:

· свобода всегда предполагает наличие выбора, а человек не всегда делает выбор, исходя из интересов общества,

· нравственные нормы отличаются у разных народов и стран, поэтому нельзя мерить свободу нравственными норами одной из человеческих общностей.

Максимальный балл – 3.

С5.Назовите любые три характеристики общества как динамической системы. · целостность, · состоит из взаимосвязанных элементов, · элементы изменяются с течением времени (постоянные изменения в жизни общества), · меняет характер взаимосвязи между системами, · меняется система в целом. С5.Укажите четыре отличия человека от животного. · сложно организованный мозг, · членораздельная речь, · прямохождение, · совершенство руки как производящего орудия, · способность производить орудия труда и использовать их, · способность к творческой деятельности, · целеполагание, · самосознание. С5.Назовите любые три уровня развития способностей человека. · задатки, · способности, · одаренность, · талант, · гениальность. С5.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности. · под личностью подразумевается индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности · каждый человек ценен для общества, прежде всего, своими социально-значимыми качества, которые характеризуют личность, · чтобы стать личностью, надо обладать определенными чертами – разумом, самосознанием, способностью нести ответственность за свои поступки действия С5.Перечислите любые три фактора, определяющие развитие личности. · врожденные анатомо-физиологические особенности, · особенности социального окружения, · социальные нормы, принятые в обществе, · принципы воспитания, · ценности группы, в которые входит ребенок и с которой себя отождествляет.
С6.К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример. · неформальные отношения в семье (забота о младшем брате, помощь родителям, проявление уважения и внимания к бабушке), · формальные отношения в школе (отношения с учителями, классным руководителем), · неформальные отношения со сверстниками (отношения с приятелями во дворе, совместные занятия любимым делом). С6.Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими людьми. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека (в каждом случае назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось). · овладение речью под влиянием общения в семье, · складывание системы ценностей под влиянием межличностных отношений и совместной деятельности, · усвоение традиций социальной группы под влиянием участия в национальных праздниках.
С7.Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения. В случае согласия с приведенным мнением могут быть приведены следующие аргументы: · понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли), · на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди, · под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность. В случае несогласия с приведенным мнением могут быть приведены следующие аргументы: · чтобы «являться» личностью, недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию, · проявлять себя ка личность – значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность), · деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность. С7.Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека» (сформулируйте три суждения). · определение человека как существа культурного (общественного, социального), а не только биологического, · объяснение различий в понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность», · указание на роль социализации (воспитания, обучения, общения с другими людьми) в развитии личности, · суждение о том, что речь (сознание, мышление) человека может развиваться только в общении с другими людьми (только в обществе).

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Привлекая знания из курса обществоведение, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

Ответ:

Под истиной понимается достоверное, правильное знание, то есть правильное отражение действительности в мыслях. Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины.

Абсолютная истина понимается как полное, достоверное, исчерпывающее знание о действительности и как тот элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем.

С7. В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

Ответ

В данном фрагменте речь идет о двух методах:

1) наблюдение (ученый делает выводы на основе астрономических наблюдений, систематизирует эти данные);

2) выдвижение гипотезы (ученый выдвинул гипотезу, которая стала законом).

В первом случае речь идет об эмпирическом уровне научного познания, так как ученый получает научные факты на основе произведенных наблюдений. Во втором речь идет о теоретическом уровне научного познания, так как он выдвигает научную гипотезу, используя данные об объектах.

С7. Как-то А.Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

Ответ

В данном фрагменте речь идет о двух методах:

1) наблюдение (ученый фиксирует изменение реального состояния объекта на протяжении длительного времени, систематизирует эти данные);

2) научное моделирование (ученый мысленно представляет себе – «на обороте старого конверта» – структуру, функции и связи познаваемого объекта в идеальных условиях).

В первом случае речь идет об эмпирическом уровне научного познания, так как ученый получает научные факты на основе произведенных наблюдений. Во втором речь идет о теоретическом уровне научного познания, так как он имеет дело с логическими моделями, которые нельзя непосредственно наблюдать.

С7. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

Метод – научный эксперимент, наблюдение.

Уровень научного познания – эмпирический.

Аргумент: итогом исследования является научный факт, установленный в результате эксперимента.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность». Составьте два предложения, содержащие информацию о многопартийности.

Многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничавших друг с другом в борьбе за власть.

Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии. Многопартийность – одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе.

С5. Назовите четыре функции политической партии в обществе.

· политическая – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы, разработка политического курса (варианта политики),

· социального представительства – каждая партия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе, формулирует политические программы, требования, лозунги и доводит их до властных структур, формирует общественное мнение,

· социальной интеграции – примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе, посредничество между гражданским обществом и государством,

· политического рекрутирования – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов,

· идеологическая – разработка партийной идеологии и программ,

· электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях,

· набора новых членов в партию и их политическое воспитание.

С5. Назовите любые три функции политики в государстве.

· обеспечение стабильности в государстве,

· мобилизационная,

· управленческая,

· предотвращения и регулирования социальных конфликтов,

· гуманитарная.

С5. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные только для демократического государства.

· обеспечение прав и свобод граждан,

· развитие парламентаризма,

· согласование интересов основных социальных групп.

С6. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

· в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, а в парламентской – президент обычно избирается законодательным собранием,

· в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской – лидер партии парламентского большинства,

· в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, а в парламентских – только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.

С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

· консервативное правительство стремится сохранить существующее положение в политической сфере (форму государственного правления, административный аппарат, судебную систему, существующие политические партии),

· консервативная власть часто ограничивает свободу действий политиков-реформаторов,

· сужается свобода низовых структур путем передачи части их функций вышестоящим органам власти.

С7. Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты.

· в целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством,

· Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

С7. Американский ученый Ф. Фукуяма в работе "Конец истории" (1992) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: "У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив". Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания права.

Несогласие.

· в современном мире сосуществуют как общества с рыночной экономикой, так и общества с традиционной и смешанной экономическими системами,

· применимость модели либеральной демократии в конкретной стране ограничивается, например, менталитетом нации,

· в современном мире существуют как общества, основанные на ценностях либеральной демократии, так и авторитарные, тоталитарные общества.

С6. В стране Ч. после многолетней диктатуры постепенно стал формироваться парламентаризм. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

С6. В стране К. после многолетней диктатуры постепенно стало формироваться демократическое общество. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

С6. В стране Р. происходит становление правового государства. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

С6. В стране Ч. произошел военный переворот и установился политический режим, который политологи охарактеризовали как авторитарный. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

С6. В стране Н. произошел государственный переворот и стал формироваться политический режим, который политологи охарактеризовали как тоталитарный. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

С5. Назовите любые три источника права, существующие в РФ.

нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент.

С5. Назовите два основных признака субъекта права.

правоспособность, дееспособность

С5. Назовите три имущественных права супругов.

Право на имущество, нажитое в браке. Право на личное владение имуществом, которое было приобретено до брака. Право на личное владение имуществом, полученным в дар или по наследству, как до брака, так и во время его.

С5. Назовите любые три фактора, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования.

Уровень дохода и образование избирателя. Влияние социальной среды и окружения. Позиция средств массовой информации, которые ему доступны. Национальные, религиозные, культурные факторы.

С5. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.

Низкая активность может быть связана с политической стабильностью, отсутствием интриги. Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям. Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

С6. Приведите три примера, иллюстрирующие конституционное положение о светском характере современного Российского государства.

С6. Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.

Осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти. Следит за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами. Имеет право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Имеет право привлекать к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан. Имеет право возбуждать уголовные дела на должностных лиц по жалобам граждан.

С6. Раскройте на трех примерах деятельность адвокатуры по защите прав граждан.

В ходе уголовного судебного процесса адвокат защищает права граждан, обвиняемых в совершении преступления. Адвокат представляет интересы клиента в суде. Адвокат участвует в качестве представителя сторон в Конституционном суде. Адвокаты дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам. Адвокаты составляют документы правового порядка.

С6. Назовите любые три правоотношения, регулируемых гражданским правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.

Отношения: купли-продажи (покупка машины), аренды (аренда квартиры), наследование (наследование авторских прав).

С6. Назовите любые три правоотношения, регулируемых административным правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.

Переход улицы на красный сигнал светофора. Плавание в запрещенном для купания месте. Выгул собаки без намордника.

С7. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако с каждым годом в стране растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

Люди привыкли к стабильной и сытой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти. У людей преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются общественными проблемами, а том числе политической борьбой. На политической арене страны нет ярких политических лидеров. Часть неголосующих граждан могут быть недовольны своим положением, например, безработицей. Они не видят тех сил на политической арене, которые могут улучшить их положение. Никий уровень гражданской культуры может сочетаться с высоким уровнем материального достатка общества.

С7. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%. Можете ли вы поздравить его с избранием? Приведите два аргумента.

Его можно поздравить с избранием, так как сказано, что он победил в одномандатном округе, выборы осуществлялись по мажоритарной системе.

С7. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два аргумента.

Выборы осуществлялись по мажоритарной системе. Аргументы: выборы по избирательным округам относятся к мажоритарной избирательной системе, при мажоритарной системе победу может одержать кандидат, завоевавший менее половины голосов избирателей, но больше, чем каждый из его соперников.

С7. Совершеннолетний гражданин пришел на избирательный участок в день голосования, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилию в списках избирателей. Как гражданину следует поступить в этом случае: уйти, не проголосовав, или потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих? Приведите два объяснения своего ответа.

Гражданину следует потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих, так как участие в выборах – право гражданина, необходимо бороться за его восстановление; участие в выборах – проявление гражданской ответственности.

С7. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования в этой области.

Положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям. Многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали. Кандидаты не учли интересы избирателей. Люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

С7. Гражданин П. проголосовал на выборах под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздействия СМИ право на свободное волеизъявление?

СМИ являются «четвертой властью». Выбор, сделанный под влиянием только одной информации, не является вполне осознанным и свободным. Только знакомство с различными материалами СМИ, программами кандидатов, наблюдение за предвыборной борьбой позволит осуществить осознанный выбор в условиях альтернатив.

С7. Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите три любые признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

Правовая норма (норма права). Признаки: общеобязательность, формальная определенность, нормативность, установление и защита государством.

С7. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Являются ли его действия правонарушением? Укажите любые три признака, по которым вы это определили.

Действия подростка являются правонарушением. Признаки правонарушения: виновность, совершено деяние, противоправность, общественная опасность.

С7. 17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?

Юноша имел право на совершение этой сделки. Гражданский кодекс РФ (источник). 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.

С7. 14-летний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Приведите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?

Аргументы: деяние запрещено законом, деяние совершил субъект, подлежащий юридической ответственности. Вид ответственности – уголовная юридическая ответственность.

С7. Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Сын обязан оказывать материальную помощь отцу, так как: согласно Конституции РФ взрослые дети обязаны оказывать материальную помощь своим нетрудоспособным родителям; несмотря на то, что отец был с матерью в разводе, он не уклонялся от указание тому материальной помощи до совершеннолетия сына; Семейный кодекс гласит, что суд может взыскать с сына алименты в пользу отца, а Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за уклонение.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

Смысл понятия: социальная группа – это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак,

Информация о социальных группах в обществе:

- социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, биосоциальным признакам (расовой принадлежности, полу, возрасту),

- по числу участников социальные группы делятся на большие и малые группы, по характеру взаимоотношений – формальные и неформальные группы,

- в группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.

- группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности,

- в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес,

- в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку,

Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

- наличие ролевой системы (ученик, учитель),

- наличие совокупности учреждений (институт, школа),

- наличие регулирующих правил или норм (закон об образовании, устав школы),

- наличие важных общественных функций (социализация молодежи).

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три фактора социализации личности.

- семейные воспитательные традиции,

- социальное окружение,

- социальные нормы,

- коммуникативные способности.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Черты человека, предопределяющие негативное отклоняющееся поведение:

- ограниченность потребностей и интересов,

- искаженное представление о том, "что такое хорошо и что такое плохо",

- отсутствие чувства социальной ответственности,

- привычка к некритической оценке собственного поведения,

- психические отклонения.

Максимальный балл – 2.

С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

- семья как социальный институт способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло, справедливость и так далее,

- школа (образование) как социальный институт дает необходимые знания,

- средства массовой информации как социальный институт способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Максимальный балл – 3.

С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Модель ситуации: Сидоров, сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря чему за короткий срок значительно увеличился объем продаж.

Положительные санкции: руководство фирмы одобрило его новаторство, и Сидорову выписали премию, или вручили грамоту, или предложили новую должность с перспективой карьерного роста.

Максимальный балл – 3.

С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

- традиции – гостеприимство, регулярные встречи выпускников школы,

- обычай – празднование юбилея, празднование Нового года в ночь на 1 января,

- церемония – коронации, инаугурации.

Максимальный балл – 3.

С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ

Основными тенденциями в развитии межнациональных отношениях являются:

- интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество),

- стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, корейское меньшинство в Японии),

- противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Максимальный балл – 3.

С6. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Ответ

Проявлениями функции поддержки физического здоровья родителей и детей являются:

- отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить),

- активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток),

- усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой),

- проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа).

Максимальный балл – 3.

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Ответ

Примеры функций:

- социализация детей,

- хозяйственно-экономическая,

- социально-статусная.

Функцию социализации детей теперь осуществляет также и школа; хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку могут обеспечить армия, церковь, средства массовой информации, профессия.

Максимальный балл – 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: