Внешняя и внутренняя среда организации

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ЛЕКЦИЯ 5

9 октября 2015 года

Внешняя и внутренняя среда организации

Любая организация осуществляет три процесса:

1. Получение ресурсов из внешнего окружения

2. Изготовление продукции

3. Передача готовой продукции во внешнюю среду

Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы, обеспечивающие осуществление протекающих в организации процессов.

Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на её поведение.

Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя и анализируя её элементы и структуру, и с точки зрения динамики, анализируя протекающие в организации процессы.

Элементы внутренней среды:

1. Цели – это результаты и последствия, желательные для организации; это критерии оценки деятельности организации и её развития.

Типы целей:

a) Корпоративные

b) Цели предпринимательской деятельности

c) Функциональные цели

Каждому типу компании нужные конкретные и измеряемы цели, достижение каждой из которых способствует достижению глобальных целей компании. Общие цели компании должные конкретизироваться для каждого отдельного подразделения. Это позволит создать атмосферу компании всеобщей ориентации на результат.

Классификация целей предприятия:

a) По уровням

b) По источникам (заданные извне; сформированные внутри организации)

c) По комплексности (простые и сложные)

d) По степени важности (стратегические, тактические, оперативные)

e) По горизонту планирования или фактору времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)

f) По содержанию (личные; институциональные – цели производственно-хозяйственной деятельности: технологические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные)

g) По приоритетности (необходимые, желательные, возможные)

h) По направленности (направленные на конечный результат, на осуществление деятельности, на достижение определённого состояния)

i) По форме выражения (цели, описанные количественно, и цели, описанные качественно; финансовые и нефинансовые)

j) По особенностям взаимодействия (индифферентные, конкурирующие, комплементарные, антагонистические, идентичные)

k) По степени обязательности (цели задания и цели ориентирования)

l) По масштабности (глобальные, общие, частичные)

m) По степени реальности (действительные, мнимые)

n) По уровню (миссия, генеральные цели, стратегические цели, специфические цели)

2. Задачи

3. Люди

4. Технология – это технические средства, способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией.

5. Информация

6. Структура отражает сложившиеся в организации выделения отдельных подразделений, организация информационных и ресурсных потоков между этими подразделениями.

7. Организационная культура и т.д.

Люди

Деятельность любой компании состоит из большого количества различных процессов, подпроцессов и подсистем.

Подсистема организации:

a) Социальная формируется людьми, их отношениями и взаимодействиями.

b) Производственно-техническая включает комплекс машин, оборудований, сырья, материала, инструментов, энергии. Именно этот комплекс производит переработку входящих ресурсов в готовый продукт.

Основные характеристики этой подсистемы:

· Используемые технологии

· Производительность труда

· Издержки производства

· Качество продукта

· Объём запасов

c) Финансовая подсистема осуществляет движение и использование денежные средств в организации. Задача финансовой подсистема – поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности и инвестиционной привлекательности.

d) Маркетинговая подсистема связана с необходимостью удовлетворения потребностей клиентов в продуктах предприятия путём изучения рынка, создания системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также активного воздействия на рынок с целью формирования новых потребностей для увеличения рыночной доли компании и повышения рентабельности продаж.

Применительно к организации синергетический эффект состоит в следующем: потенциал и возможности организации как единого целого превышает сумму потенциалов и возможностей её отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и взаимодополнением.

Факторы формирования синергетического эффекта:

· Разделение труда и специализация работников и подразделений

Фазы жизненного цикла организации:

I. Создание: формирование миссии, стратегического видения, целей организации, выбор ресурсов, постановка основных задач.

II. Рост: развиваются инновационные процессы, формируется коммуникационная среда и структура организации. Главная цель этой фазы – получение кратковременной прибыли, её капитализации в организации, её направление на ускоренные рост. Основная задача – завоевание рынка.

III. Зрелость: структура стабилизируется, формируются правила, процедуры, формализуется процесс принятия управленческих решений. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. На этом этапе возрастает роль высшего руководства организации, расширяется доля рынка. Основная цель – повышения эффективности деятельности по всем направлениям. Важнейшие задачи: повышение имиджа предприятия, оптимизация организации труда, рост профессионализма работников. На этом этапе необходима периодическая корректировка структуры управления организации.

IV. Упадок, старение: в результате конкуренции, сокращения рынка организация может столкнуться с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Главная цель организации на этом этапе – сдержать тенденцию к упадку, попытаться обеспечить стабильность за счёт сохранения существующих позиций.

V. Возрождение (либо ликвидация)

Организационная культура – это совокупность ценностей, традиций, норм и образцов поведения, которые разделяются членами организации и направляют их поведение на достижение поставленной цели.

Функции организационной культуры:

Составляющие организационной культуры:

Элементы внешней среды:

· Факторы прямого воздействия включают такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс

· Факторы косвенного воздействия включают элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации, не прямо, а опосредованно. Эти факторы, как правило, не имеют специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и находятся вне её контроля.

Элементы внешней среды прямого воздействия:

· Потребители

· Поставщики

Элементы внешней среды косвенного воздействия:

· Экономические условия среды отражают общеэкономическую ситуацию в стране, регионе, мире: инфляция, процентные ставки по заёмным средствам, величина ВВП, производительность труда, налоговые ставки и т.д.

· Социокультурные факторы среды: социальная структура общества, демографические характеристики, существующие общественные ценности, традиции, этические нормы и т.д.

· Политика-правовая среда: характеристика политической системы, степень государственного регулирования бизнеса, основные отношения между бизнесом и правительством

· Технологические факторы: научные и технологические нововведения, которые позволяют предприятию модернизировать старую и создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы.

· НТР

· Международные факторы показывают степень вовлеченность или воздействия на компанию международного бизнеса.





Подборка статей по вашей теме: