Терминологический минимум по педагогике

1. Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

2. Авторская школа — учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.

3. Адаптация — процесс и результат становления индивида социальным существом.

4. Адаптация (школьная) — процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.

5. Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

6. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

7. Аннотирование — краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

8. Безнадзорность детей — общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.

9. Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

10. Беспризорность — общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних.

11. Валидность — соответствие теста целям диагностики.

12. Вид обучения — обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

13. Воспитание (узкое педагогическое значение) — специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

14. Воспитывающие ситуации — обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.

15. Гипотеза исследования — научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

16. Гуманизм — направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности.

17. Движущие силы — противоречия между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим учеником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков.

18. Девиантное (отклоняющееся поведение) — система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.

19. Детская общественная организация — самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

20. Диагностика педагогическая — изучение состояния педагогического процесса.

21. Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

22. Дидактическая игра — коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

23. Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.

24. Закон — объективная, устойчивая, существенная связь между явлениями, сторонами процесса.

25. Закон педагогический — категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

26. Закономерности воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).

27. Запущенность педагогическая — отклонение от нормы в поведении ребенка, обусловленное недостатками воспитания.

28. Интериоризация — перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование новых по мере развития психологических структур личности.

29. Категория — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

30. Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

31. Классный час — собрание учеников класса для обсуждения классных дел.

32. Контроль — наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

33. Конференция (учебная) — организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

34. Концепция воспитания (обучения) — цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, средствах, формах.

35. Коррекция — система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

36. Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

37. Менеджер — профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.

38. Методика воспитательной работы — прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.

39. Методология — 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

40. Методология педагогической науки — учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

41. Методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

42. Методы контроля — способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

43. Методы обучения — способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

44. Методы педагогического исследования — способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

45. Методы управления — способы достижения поставленных целей управления.

46. Мировоззрение — система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

47. Молодежная субкультура — система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.

48. Мораль — совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.

49. Наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

50. Наказание — выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

51. Неформальные объединения молодежи — одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.

52. Образование (как процесс) — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.

53. Образование (как результат) — характеристика достигнутого уровня образованности.

54. Образованность личности — характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

55. Обучение — активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

56. Общение — одна из универсальных форм активности личности.(наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

57. Отметка — условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

58. Оценка — определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

59. Парадигма — теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т. е. научный подход.

60. Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

61. Педагогическая деятельность — разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

62. Педагогическая профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.

63. Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

64. Педагогический процесс — последовательная смена состояний педагогической системы.

65. Педагогический менеджмент — а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития; б) научно организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.

66. Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

67. Педагогическое мастерство — совершенное владение педагогической технологией.

68. Повышение квалификации — вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций.

69. Поощрение — выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы.

70. Правила обучения — конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

71. Прием воспитания (обучения) — составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

72. Принципы воспитания (обучения) — основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономерностями.

73. Принципы управления — основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

74. Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

75. Прогнозирование — научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.

76. Профессиональная ориентация — процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

77. Профессиональное самоопределение — состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии.

78. Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

79. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

80. Содержание воспитания — совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

81. Содержание образования — педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.

82. Социализация — процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе.

83. Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

84. Социум — окружение, в котором формируется человек.

85. Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

86. Средства воспитания — различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.

87. Средства обучения (дидактические средства) — источники получения знаний, формирования умений.

88. Стандарт образования — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

89. Структура урока — соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

90. Субкультура — комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возрастного и опре деленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

91. Тест — стандартизированная процедура измерения.

92. Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

93. Технология — проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.

94. Управление — целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).

95. Урок — форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

96. Учебная программа — нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.

97. Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.

98. Учебный план — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

99. Учебный план базисный — основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ.

100. Учение — целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

101. Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

102. Форма воспитательной работы — организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.

103. Форма обучения (как дидактическая категория) — внешняя сторона организации учебного процесса.

104. Форма организации обучения — конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

105. Функции управления — виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

106. Ценности (духовные) — абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.

107. Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

108. Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

109. Эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.

110. Экстериоризация — перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей.

111. Эмпатия — способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: