III. 3 краткий терминологический словарь

Агнозия – нарушение процессов узнавания, возникающее при поражении различных отделов коры головного мозга. Наблюдается зрительная, слуховая, осязательная и другие виды агнозии.

Аграмматизм – нарушение понимания (импрессивный А.) и употребления (экспрессивный А.) грамматических средств языка.

Аграфия – вид нарушения письма, возникающий при различных расстройствах речи. Проявляется либо в полной неспособности писать, либо в грубом написании слов, пропусках слогов и букв, невозможности соединять буквы в слова.

Адаптация – приспособление организма к условиям существования. А. социальная - процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. В педагогической практике должны учитываться особенности процесса А. ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в учебно-воспитательное учреждение (ДОУ, школу), при вхождении в новый детский коллектив.

Акалькулия – нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.

Аксиология – (греч. - axia - ценность, logos - учение) - раздел философии, изучающий проблему ценностей (применительно к человеческому обществу - проблему социальных ценностей). Аксиологический принцип выделяется в настоящее время как один из методологических принципов специальной психологии и коррекционной педагогики.

Алалия – отсутствие или грубое недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением речевых зон коры больших полушарий головного мозга во внутриутробный или ранний прижизненный период развития.

Амнезия – нарушение памяти с утратой способности сохранять и воспроизводить приобретенные знания. Возникает при различных локальных поражениях мозга.

Анализ – мысленный процесс расчленения предмета (явления) на составные части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон.

Анализаторы – сложные нервные механизмы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма.

Анамнез – совокупность сведений о развитии ребенка и отмечаемом у него заболевании (нарушении развития). А. - важная часть комплексного обследования.

Апраксия – нарушение произвольных, прежде всего целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.

Астенический синдром – состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому или умственному напряжению.

Астигматизм – нарушение оптического аппарата глаза, при котором фокусирование параллельно падающих на глаз лучей невозможно в одной точке из-за различной преломляемости их в разных отделах глаза.

Асфиксия – удушье, угрожающее жизни патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови и проявляющееся комплексом тяжелых расстройств жизненно важных функций, г.о. деятельности нервной системы, дыхания и кровообращения.

Асфиксия новорожденного – состояние при рождении, характеризующееся отсутствием дыхания или нерегулярными дыхательными движениями при наличии сердечных сокращений.

Атаксия – нарушение моторики, проявляющееся расстройством координации движений.

Атрофия – патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них. А. - процесс, характеризующийся уменьшением объема и размеров, а также выраженными в той или иной степени качественными изменениями клеток, тканей и органов.

Атрофия зрительного нерва – заболевание, характеризующееся нарушением связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами. При А.з.н. наступают различные расстройства зрительных функций вплоть до полной слепоты.

Атрофия мышечная – нарушение трофики (питания) мышц, сопровождающееся постепенным истончением и перерождением мышечных волокон, уменьшением их сократительной способности.

Аудиограмма – графическое изображение данных исследования слуха с помощью специального электро-акустического прибора (аудиометра).

Аутизм – болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира.

Аффективные нарушения – расстройства эмоционально-волевой сферы. А.н. проявляются как в форме повышенной возбудимости (раздражительность, гневливость), так и виде снижения возбудимости (апатия, безразличие). А.н. могут возникать в связи с функциональными и органическими заболеваниями центральной нервной системы; у детей нередко возникают как следствие неправильного воспитания.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, возникающие внезапно под влиянием травмирующих ситуаций, эмоций отрицательного характера.

Ахроматическое зрение – расстройство цветового зрения, характеризующееся потерей способности различать хроматические тона. При А.з. весь окружающий мир воспринимается в сером цвете.

Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Внимания объем – количество элементов, одновременно воспринятых за один акт восприятия.

Возбудимость – способность организма, его органов и тканей переходить под влиянием действующего раздражителя из состояния физиологического покоя в состояние деятельности, возбуждения.

Воля – способность к произвольному выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В. обеспечивает произвольную регуляцию поведения.

Высшая нервная деятельность – деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и уравновешивание организма с окружающей средой.

Гемипарез – парез мышц одной стороны тела.

Гемиплегия - паралич мышц одной половины тела в результате нарушения проводимости центрального нейрона кортико-спинального (пирамидного) пути.

Генеалогический метод (исследования) – составление и анализ родословных человека (ребенка) с целью установления закономерностей наследственной передачи нормальных и патологических признаков.

Глаукома – заболевание глаз, основным проявлением которого является повышение внутриглазного давления.

Дальнозоркость (синон.: гиперметропия) – клиническая рефракция глаза (аномалия рефракции), при которой фокус параллельных лучей после преломления их в глазу расположен позади сетчатки. Причины Д.: ослабление функций преломляющего аппарата глаза или относительная короткость (небольшая величина) переднезадней оси глаза. В связи с этим выделяются такие формы Д., как рефракционная., осевая. и комбинационная форма дальнозоркости.

Деградация – общее прогрессирующее и частично обратимое снижение психической деятельности.

Деменция – слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности. Д. проявляется в ослаблении познавательной способности личности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта.

Депривация (психическая) – психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых у человека не имеется возможности для удовлетворения его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. Д. у ребенка - особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных личностных и социальных потребностей.

Дефект развития – физический или психический недостаток, вызывающий стойкое нарушение нормального развития ребенка.

Дефицитарное развитие – патологическое формирование личности детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, с комбинированными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Децибел (дБ) – единица измерения интенсивности (силы) звука. В дБ. принято измерять слуховые пороги у слабослышащих и неслышащих (глухих) детей.

Диагностика (мед.) – процесс распознавания болезни (дефекта развития) и оценки индивидуальных биологических и социально-психологических особенностей субъекта, включающий целенаправленное исследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде установленного диагноза.

Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития). В коррекционной психологии и педагогике для установления диагноза наряду с клиническими данными широко привлекаются данные педагогического и психологического исследований.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, ее темпа и выразительности вследствие органического поражения ЦНС. Обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата со стороны корковых (заднелобных) и подкорковых отделов головного мозга.

Дисграфия – несформированность или нарушение деятельности письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, слияние слов. Чаще всего в основе Д. лежит неразвитость фонематического слуха и недостатки произношения.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дистрофия клеток и тканей – патологический процесс, возникаю-щий в связи с нарушением обмена веществ и характеризующийся появлением в клетках и тканях измененных количественно и качественно продуктов обмена, что приводит к морфологическим (структурным) изменениям поврежденных органов. (Например, дистрофия сетчатки глаза, зрительного нерва и др.) Д. рассматривается как один из видов повреждения ткани.

Зона актуального развития – это актуальный уровень знаний, навыков и умений ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования. Понятие введено Л.С. Выготским.

Зона ближайшего развития (термин Л. С. Выготского) – уровень знаний, умений и навыков, которых ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого (а также продвинутого сверстника). Это потенциальные возможности развития ребенка

Зрительные функции – способность воспринимать свет, цвет, форму и пространственные отношения предметов.

Иннервация – наличие в органах и тканях организма нервных окончаний. Различают афферентные (центростремительные) нервы, по которым раздражения поступают в центральную нервную систему, и эфферентные (центробежные), передающие импульсы к периферии.

Катаракта – заболевание глаза, характеризующееся помутнением хрусталика.

Коммуникация - понятие, используемое для характеристики обмена информацией в человеческом обществе.

Компенсация – восстановление или восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие нарушений развития, перенесенных заболеваний или травм. Компенсация функций осуществляется путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Координация движений – согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленное на достижение определенного двигательного эффекта.

Коррекция дефекта – его устранение, преодоление отмечаемого нарушения развития.

Коррекционное обучение – особый вид обучения, имеющий целью полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение необходимой общеобразовательной подготовки.

Коррекционная (специальная) педагогика – наука о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии.

Коррекционно-воспитательная работа – система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического и физического развития детей.

Леворукость – предпочтительное использование левой руки для осуществления двигательных актов. Л. чаще всего является врожденной и обусловлена наследственно детерминированной спецификой развития и функционирования ЦНС.

Локализация функций – связь физиологических и психических функций с работой тех или иных групп клеток коры головного мозга.

Миопия (синон.: близорукость) – один из видов аномалий рефракции глаза, при котором параллельные лучи света, падающие на глаз, после преломления сходятся не на сетчатке, а впереди нее.

Моноплегия – паралич одной конечности. Частично выраженный паралич называется парезом (монопарез).

Мутации – возникающие естественно или вызываемые искусственно изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в генетическом материале организма - хромосомах и генах.

Мутизм – нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. относится к группе невротических реакций и носит временный, преходящий характер.

Нарушение фиксации взора – перемещение фиксирующей точки из области центральной ямки сетчатки в периферическую зону. Н.ф.в. приводит к неправильному восприятию локализации предметов в пространстве, нарушению ориентации. Наблюдается при катаракте, помутнениях роговицы и др. заболеваниях.

Неврозы – группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности. К ним относят: неврастению, невроз страха, истерические реакции, невроз навязчивых состояний.

Невропатия – врожденное патологическое состояние ЦНС с резко повышенной общей, особенно вегетативной возбудимостью и нервно-психической истощаемостью. Н. отрицательно сказывается на деятельности клеток коры головного мозга.

Негативизм детский – немотивированное и неразумное сопротивление ребенка воздействию на него со стороны окружающих людей. Может проявляться в грубости, упрямстве, замкнутости, отчужденности.

Недоразвитие речи – качественно низкий (по сравнению с нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нистагм – непроизвольные, быстро следующие друг за другом ритмические движения глаз (дрожание глаз). Н. наблюдается при наличии болезненных процессов в различных отделах глаза, при некоторых заболеваниях центральной нервной системы и поражениях вестибулярного аппарата.

Объект специальной (коррекционной) педагогики – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). СП охватывает весь жизненный цикл такого человека.

Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых свойств предметов и их отношений.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма, представляющий собой совокупность взаимосвязанных морфологических (анатомических), физиологических, метаболических (обмен веществ) преобразований в организме.

Ортодонтия – раздел медицины, занимающийся изучением, предупреждением и лечением деформаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета.

Ортопедия - отрасль медицины, занимающаяся профилактикой, диагностикой и лечением деформаций и нарушений функций опорно-двигательного аппарата.

Остатки слуха (остаточный слух) у глухих – сохранившаяся возможность слухового восприятия при глухоте, позволяющая непосредственно воспринимать некоторые звуки окружающего мира. По объему воспринимаемых частот выделяют 4 "слуховые" группы глухих детей, имеющих остатки слуха.

Остаточное зрение – зрение, характеризующиеся остротой зрения от светоощущения до 0,04 при применении обычных средств коррекции (очки).

Острота зрения – способность различать две точки как отдельные при минимальном расстоянии между ними.

Паралич – выпадение двигательных функций с отсутствием силы мышц в результате патологических процессов в нервной системе, вызывающих нарушение структуры и функций двигательного анализатора.

Парез – ослабление двигательных функций, сопровождающееся снижением силы мышц.

Патогенез – раздел патологии (мед.), изучающий механизмы возникновения и развития болезней.

Поле зрения – пространство, одновременно видимое глазом при неподвижном положении головы и фиксации взора в одной точке. Патологические изменения П.з. наблюдаются при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва, поражениях проводящих нервных путей или зрительных центров.

Полиомиелит – острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, характеризующееся поражением серого вещества спинного мозга и мозгового ствола (с развитием вялых парезов и параличей).

Профилактика – система мероприятий по предупреждению заболеваний (нарушений в развитии).

Психастения – тип астенической психопатии, болезненное состояние, характеризующееся некоторыми специфическими чертами характера (нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность).

Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме ощущений, представлений, мыслей, чувств, волевых действий и т.п.

Психопатия – патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к изменению условий внешней среды, в повышенной реактивности.

Психолого-педагогическая диагностика – диагностический процесс, направленный на установление особенностей психического и познавательного развития индивида (ребенка), выявление задержки или отклонений в психофизическом развитии, их характера и степени выраженности, основных проявлений психического дизонтогенеза. В П.-П. Д. используются методы специального психолого-педагогического изучения, методики нейропсихологического и патопсихологического обследований, метод педагогических наблюдений и др.).

Психотерапия – лечение при помощи психического воздействия на человека.

Работоспособность – способность человека выполнять трудовую

(учебную, предметно-практическую) деятельность в течение определенного времени с заданной эффективностью и качеством.

Реабилитация – в медико-педагогическом значении - возвращение больного к нормальной жизни и труду в пределах его психофизических возможностей.

Реактивные состояния - психические расстройства, возникающие в результате психических травм и не связанные с органическим поражением центральной нервной системы.

Рефракция глаза - преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях.

Сензитивный период (лат. sēnsus – чувство, ощущение) – период онтогенети- ческого развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды, сам же человек оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п.-ы определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, – оптимальные сроки эффективного обучения.

Соматический – в физиологии (раздел медицины) обозначает телесные явления в отличие от явлений психических. Производные термины: соматическое развитие, соматические заболевания, соматический статус (состояние здоровья и особенности конституционального развития организма человека).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение – общеобразовательное учреждение для лиц (детей и подростков) с ограниченными возможностями развития.

Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно (существенно затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями развития. С.О.У. включают специальные образовательные программы, методы и приемы обучения и воспитания, технические средства обучения, а также педагогические, медицинские, социальные услуги, другие виды социальной психолого-педагогической помощи.

Судороги – непроизвольное сокращение отдельных или целых групп мышц, возникающее внезапно и проявляющееся длительно или приступообразно.

Тактильная чувствительность – один из видов кожной чувствительности. С Т.ч. связаны ощущения прикосновения, давления и частично вибрации.

Токсоплазмоз – паразитарное заболевание, заражение которым может происходить от домашних животных (кошек, собак, кроликов, кур и др.) и диких животных (зайцев, сусликов и др.). Врожденный Т. (при внутриутробном заражении плода) может являться одним из факторов, приводящих к олигофрении и возникновению различных врожденных уродств.

Тонус – постоянная (фоновая) активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающая их готовность к действию. Тонус мышц - напряжение, обеспечивающее поддержание определенной позы тела и положение его в пространстве.

Фонация – голосообразование.

Фонематический слух – способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи - фонем. Ф.с. имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.

Эмоции – переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Э., участвуя в регуляции поведения, способствуют целостной оценке воспринимаемой ситуации. Э. способствуют усилению, ускорению и оптимизации когнитивных (познавательных) психических процессов в проблемных ситуациях.

Энцефалит – воспаление головного мозга, инфекционное заболевание, возникающее вследствие проникновения в мозговую ткань болезнетворных микроорганизмов.

Энцефалопатия – мелкоочаговое поражение головного мозга, обусловленное воздействием на мозг различных повреждающих факторов (травмы головного мозга, нарушения кровообращения, инфекции, интоксикации и др.).

Эпилепсия – нервно-психическое заболевание, выражающееся в периодически повторяющихся судорожных припадках, характерных психических нарушениях (инертность мышления, повышенная раздражительность, импульсивность и др.), а в некоторых случаях - в снижении умственных способностей. Э. у детей возникает чаще всего вследствие воспалительных заболеваний и травматических повреждений мозга.

Этиология – учение о причинах возникновения болезней

(нарушений развития).

Эхолалия – автоматическое повторение чужих слов. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими поражениями мозга, в т.ч. при олигофрении (при имбецильности и резко выраженной дебильности).

Язык – система знаков, служащих средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации и ее хранения.

___________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: