Принципы и методы прогнозирования

Таблица 1 – Основные принципы прогнозирования

п/н Принцип Краткая характеристика
1. Принцип системности Построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующих определенную иерархию и последовательность событий.
2. Принцип естественной специфичности. Предусматривает обязательный учет специфики природы объекта прогнозирования, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных границ развития.
3. Принцип целеустремленности   Содержательное описание поставленных заданий исследования, которые предусматривают уровень развития объекта, его целенаправленную конечную цель.
4. Принцип научной обоснованности Всесторонний учет требований объективных законов развития общества, использование мирового опыта.
5. Принцип оптимизации описания объекта прогнозирования Многоуровневое описание объекта как целостного явления и одновременно как элемента сложнейшей системы.
6. Принцип информационного единства Использование информации с равным уровнем обобщения и целостности признаков.
7. Адекватность объективным закономерностям развития — принципы выявления и оценки взаимосвязей и тенденций развития объекта, то есть обеспеченности соответствующими ресурсными факторами развития объекта прогнозирования.
8. Принцип последовательного решения неопределенности Интерактивная (целенаправленная) процедура продвижения от выявленных целей и условий, которые сложились, до определения возможных направлений развития.
9. Принцип альтернативности Выявление возможности развития объекта по различным траекториям, при различных взаимосвязях и структурных соотношениях.
10. Принцип аналогичности Предусматривает при анализе объекта постоянное сопоставление (сравнение) его свойств со свойствами, характерными для определенной области подобных объектов и их моделей, с целью найти объект-аналог и использовать при прогнозировании его модели или отдельные его элементы.
                        Методы прогнозирования                  
                                                         
      Фактографические             Эвристические      
         
                                                                                                                 
Статистические   Опережающие   Интуитивные     Аналитические          
           
                                                                   
                                                                     
Метод экстраполяции   Метод функций   Метод интерполяции   Корреляционный метод   Регрессионный метод   Метод кривых роста и огибающих кривых   Метод патентной экспертизы   Метод отмены научного начинания   Метод экспертной оценки   Метод «мозговой атаки»   Метод морфологического анализа   Метод аналогий   Метод построения дерева целей   Метод информационного моделирования   Метод оптимизации   Метод формирования сценариев      

Рис. 1 - Основные методы экономического прогнозирования развития предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности

Таблица 2 – Фактографические методы прогнозирования

Метод Описание
Метод экстраполяции Является одним из основных для прогнозирования развития сложных производственных систем: в его основу положено предположение о неизменности факторов, определяющих развитие объекта исследования. В связи с этим сущность метода экстраполяции состоит в распространении закономерностей развития объекта в прошлом на его будущее.
Метод функций Относится к математико-статистическим ме­тодам прогнозирования, которые базируются на использовании так называемых автокорреляционных функций (автокорреляция - выражение взаимной связи между соседними членами временного ряда).
Методы корреляционных и регрессионных моделей Прогнозирование с использованием корреляционных моделей (методов) состоит в поиске математических формул, характеризующих статистическую связь одного показателя с другим (парная корреляция) или с группой других (множественная корреляция).

Таблица 3 – Эвристические методы прогнозирования

Метод Описание
Метод экспертных оценок В его основу положен способ сбора необходимой информации путем анкетирования.
Метод «мозговой атаки» Является разновидностью метода групповых экспертных оценок и сводится к творческому сотрудничеству определенной группы экспертов - специалистов по решению поставленной задачи - путем проведения дискуссий.
Метод морфологического анализа Прогнозная оценка развития предприятия (организации) осуществляется путем комбинирования возможных вариантов будущего состояния объекта.
Метод построения «дерева целей» Применяется в прогнозировании с целью разбивки основных задач на подзадачи и создания системы «взвешенных» по экспертным оценкам связей.
Метод информационного моделирования Характерные особенности массовых потоков информации создают условия для прогнозирования развития конкретных объектов на основе таких источников информации, которые содержат необходимые, логически упорядоченные документы в определенной последовательности.
Метод оптимизации Анализ максимально возможного количества факторов, связанных с производством и финансово-экономическими показателями, с учетом степени взаимодействия этих факторов.

Экспертная оценка должна быть составлена таким образом, чтобы можно было получить:

1) количественно однозначные ответы на предлагаемые вопросы;

2) формализованные сведения в характере источников аргументации, степени влияния каждого из источников на ответ эксперта;

3) количественно определенную экспертом оценку уровня его знания предмета, предлагаемого для анализа и выводов.

7. Принципы и методы планирования

Таблица 4 – Основные принципы планирования

п/н Принцип Краткое описание
1. Принцип беспрерывности Планирование на предприятиях должно осуществляться постоянно в границах установленного цикла, а разработанные планы должны беспрерывно приходить на смену друг другу
2. Целевая направленность - Четко определенная конечная цель, которая является исходным пунктом планирования.
3. Принцип научности Планирование должно осуществляться на научной основе, то есть на достоверной информации и научно проверенных методах. В планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий.
4. Принцип участия Каждый член предприятия становится участником плановой деятельности независимо от должности и исполняемым им функций. Планирование, которое основывается на принципе участия, в западной литературе называют партисипативным.
5. Принцип системности Планирование охватывает все сферы деятельности предприятия, тенденции его развития, прямые и обратные связи в его системе.
6. Принцип стабильности Необходимый атрибут стабильности предприятия. Непредвиденное развитие событий может привести к потере финансовой стойкости и банкротству.
7. Принцип гибкости Состоит в предоставлении планам и процессу планирования способности изменять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
8. Принцип оптимальности использования ресурсов Касается и эффективного и полного (оптимального) использование производственных мощностей, которые принимают участие в производственной деятельности.
9. Принцип точности Планы должны быть конкретизированные и детализированы в такой мере, в которой это разрешают внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
10. Принцип сбалансированности Определяющее условие обоснованности планов, реальности их выполнения. Главным его проявлением является соответствие потребностей в ресурсах и их наличие.
  Принцип социальной ориентации Предусматривает решение рядом с техническими и экономическими проблемами социальных проблем (экологии, безопасности и т.д.).
12. Принцип ранжирования Дает возможность рационально распределить имеющиеся ресурсы.
13. Принцип вариантности Предусматривает разработку не менее двух-трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбор оптимального варианта.
14. Принцип автоматизации процесса планирования Предусматривает использование современных информационных технологий и компьютерной техники.

Преимущества принципа участия обнаруживаются прежде всего в том, что:

- каждый из участников получает более глубокое понимание предприятия, значение разных сторон его деятельности;

- непосредственное участие в процессе планирования ведет к тому, что планы предприятия становятся личными планами работающих;

- работники предприятия, беря участия в планировании, развивают себя как личность, приобретая навыки, знания, расширяют собственные возможности;

- партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто противоречат одна другой, - это оперативное руководство и планирование. Планирование перестает быть второстепенным делом для руководителей и непосредственных исполнителей.

Необходимость непрерывности планирования обусловленная такими моментами:

а ) неопределенность внешней среды и неизбежность непредвиденных изменений обуславливают необходимость постоянного корректирования ожиданий предприятия относительно внешних условий и соответствующего исправления и уточнения планов;

б) изменяются не только фактические предпосылки, а и представление предприятия про внутренние ценности и возможности. Если предприятие не будет учитывать таких изменений, запланированный и полученный.результат может оказаться никому не нужным;

в) беспрерывный процесс планирования дает возможность обеспечить постоянное привлечение работников предприятия к плановой деятельности со всеми выгодами, которые из этого выплывают.

На практике выделяют пять основных целей (групп целей) предприятия:

1) хозяйственно-экономическую - обеспечение высокой эффективности производственной системы выпуска общественно необходимой продукции;

2) производственно-технологическую - отображает основное функциональное назначение предприятия - выпуск продукции определенной номенклатуры и надлежащего качества:

3) научно техническую - постоянное улучшение качества продукции и обновлении технической базы производства;

4) социальную - планирование учитывает потребности человека, по этому социальное развитие может возрастать и оптимально обеспечивать потребности работников предприятия и в социальной, и духовной сфере;

5) экологическую - изготовление экологически безопасной (чистой) продукции, при этом обеспечиваются требования относительно чистоты и сохранения окружающей среды.

Таблица 5 – Группы методы планирования по классификационным признакам

п/н Метод Краткая характеристика
1. По исходной позиции разработки плана
1. Ресурсный метод Базируется на учете условий хозяйствования и имеющихся ресурсов и может использоваться при монопольном положении предприятия или слабой конкуренции.
2. Целевой метод (по потребностям) Используется при усилении конкурентной борьбы, когда начальным моментом планирования становятся потребности рынка, спрос на продукцию (услуги).
2. Зависимо от принципов определения конечных и промежуточных значений
1. Метод экстраполяции Промежуточные и конечные (на конец планового периода) значение плановых показателей определяются на основе динамики их показателей в прошлом, допуская, что темпы и пропорции достигнутые на момент разработки плана, будут сохранены в будущем.
2. Метод интерполяции Предприятие устанавливает цель для достижения в будущем и исходя из нее определяет продолжительность планового периода и промежуточные плановые показатели.
3. По способу расчета плановых задач
1. Исследовательско-статистический (средних показателей) Предусматривает для установления плановых показателей использование фактических статистических данных за предшествующие года, средние величины.
2. Факторный Плановые значения показателей определяют на основании расчетов влияния важнейших факторов.
3. Нормативный метод Плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменений в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом периоде.
4. Согласование потребностей с необходимыми ресурсами
1. Балансовый метод Разработка специальных таблиц-балансов, в одной части которых с разной степенью детализации показывают все направления использования ресурсов соответственно потребностям, а во второй - источники поступления этих ресурсов. В процессе разработки баланса должно быть решено такое основное задание: обеспечить равенство между указанными двумя частями баланса. Балансы на предприятии разрабатываются для разных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых).
2. Матричный метод Является дальнейшим развитием балансового метода и состоит в разработке моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями.
5. По способу выполнения расчетных операций
1. Ручной  
2. Механизированный  
3. Автоматизированный  
6. По форме предоставления плановых показателей
1. Табличный  
2. Линейно-графический  
3. Логико-структурный  

8. Система планов предприятия

 
 


Рис. 2 - Схема разработки и реализации плана


Рис. 3 - Система планов предприятия





Подборка статей по вашей теме: