Основные проблемы детей помимо их объективного психофизиологического статуса вызваны состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права воспитываться в семье, зафиксированное в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного семейного образа жизни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ростом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказов от детей.
Растет число неполных семей, каждая пятая из них имеет детей. По государственной статистике, подавляющее число неполных семей относится к малообеспеченным категориям граждан, которые не в состоянии содержать своих детей. Вне зарегистрированного брака рождаются около 20 % детей. В результате распада брачных пар только в течение года остаются без одного из родителей более 600 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Люди, не познавшие счастья в настоящей, гармоничной семье, редко строят полноценные семейные отношения. В этих условиях постоянно девальвируются такие социально важные ценности, как семья, брак, дети, родительство.
|
|
В последнее время многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже и необходимый физиологический уровень содержания. Брошенные дети — следующая стадия распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. В стране отсутствует социально-психологическая и экономическая поддержка дезадаптированных матерей — группы риска по отказу от своих детей.
Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, — всегда нежелательное и противоестественное явление. Содержание младенца с первых недель жизни даже в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях, но вне контакта с матерью закономерно приводит в более чем 90 % случаев к нарушениям его Развития. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники
детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, они находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.
|
|
В этой ситуации детские дома и школы-интернаты призваны не только выполнять образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников. В этой деятельности определенную роль играет педагог-психолог учреждения интернатного типа, который должен глубоко разбираться в психологических особенностях детей и подростков.. Его функции в специфических условиях приобретают более целенаправленный характер:
1) формирование гуманного отношения к воспитанникам, охрана и защита прав, интересов и психологического здоровья детей в педагогическом процессе;
2) создание для ребенка обстановки психологического комфорта и безопасности в быту и досуговой деятельности;
3) изучение индивидуально-типологических и возрастно-пси-хологических особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности;
4) выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в их социальном поведении и социально-психологической адаптации;
5) психолого-педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации;
6) социально-педагогическая и психологическая реабилитация дезадаптированных и социально и педагогически запущенных воспитанников;
7) посредничество между воспитанником, учреждением и членами его семьи;
8) взаимодействие с педагогами, социальным педагогом, опекунами, родителями или лицами, их заменяющими, в оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам.
Пребывание детей в учреждениях интернатного типа, переживание ими в детстве критических ситуаций, несомненно, накладывают глубокий отпечаток на формирующуюся личность. Воспитанники детских домов и школ-интернатов имеют обусловленные психической депривацией особенности и различный социальный статус, которые необходимо учитывать психологу (см. с. 105 — 106).
Карта психологических особенностей и статуса воспитанников детских домов и школ-интернатов
Дошкольники | Младшие школьники | Подростки | Вес лозрастные группы | Статус детей |
Эмоциональная глухота Задержка делового общения со взрослыми Невосприимчивость к образцам деятельности взрослого Неадекватное отношение к оценке взрослого Сниженная эмоциональная активность Пассивность во всех видах деятельности Отсутствие способности к сопереживанию Импульсивность всех видов поведения Неосознаваемость поведения Отклонения в развитии образа «Я» | Дисгармоничность и нтелл ектуал ьной сферы Недоразвитие наглядно-образных форм мышления Несформированность внутреннего (идеального) плана мышления Ситуативностьмышления и поведения Столкновение потребности общения со взрослыми с фрустрацией потребности в эмоционально-личностном общении | Несформированность внутренней позиции Слабая ориентация на будущее Конфликтность системы требований к мужественности и женственности Ориентировка в отношении к себе на оценку окружающих Размытость и неяс-" ность образа «Я» Слабость интимно-личностных контактов со взрослыми Малая избирательность в отношении со сверстниками | Слабая ориентация на будущее Эмоциональная упло-щенностьи обесцененное содержание образа «Я» Сниженная самооценка Несформированность избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и предметному миру Импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения | Дети-сироты Дети, оставшиеся без попечения обоих родителей Дети, находящиеся под опекой Дети одиноких матерей Брошенные дети Отказные дети Подкидыши Дети из бедных семей Дети, родители которых находятся на длительном лечении |
Виды деятельности педагога-психолога в детском доме
|
|
Социально-психологическая диагностика и консультирование | Профилактическая работа | Коррекционно-развивающаяработа |
Цель — отслеживание динамики социо-генезаличности, определение причин его нарушений; вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения. Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников Выявлениевоспитанников группы социального риска Изучение интересов, способностей и склонностей детей Составление индивидуальных карт социального развития Диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин Диагностика причин неуспешности в овладении социальными умениями и навыками | Цель — предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Разработка и реализация программ профилактикипсихического напряжения и нервных срывов у детей Создание благоприятного социально-психологического микроклимата Оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, "педагогами и сверстниками Работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению Психолого-педагогические консилиумы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, паразитического образа жизни, сексуальных перверсий Профилактика межличностных конфликтов | Цель — активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической и психологической реабилитации. Развитие житейских умений и навыков ПрофориентацияПсихосексуальное воспитаниеи подготовка к семейной жизни Развитие коммуникативных навыков и культуры общения Коррекция различных отклонений в поведении (агрессии, аутоагрессии, аддиктивногоповедения, застенчивости, аутизма) Психотерапия акцентуаций характера Коррекция образа «Я» Психологическая гимнастика Кризисная интервенция в критических ситуациях |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
|
|
Задачи:
анализ источников и причин социальной дезадаптации воспитанников;
обеспечение психолого-педагогической поддержки дезадаптированных детей и подростков;
включение всех воспитанников в социально-полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями;
координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса воспитанников, преодоления комплекса неполноценности;
защита и охрана прав.сетей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.
План работы педагога-психолога
Содержание деятельности п еда гог а-пс ихол о га | Сроки | Ответственные | ||||||||||||
1. Выявление воспитанников группы риска | Сентябрь | Психолог Социальный педагог | ||||||||||||
Изучение личных дел воспитанников | Зам. директора по учебно-воспитатель- | |||||||||||||
Комплектация по классам | ной работе | |||||||||||||
Составление социальной кгрты класса | Классные руководители | |||||||||||||
Корректировка списков детей по социальному статусу | Воспитатели | |||||||||||||
Определение детей группы риска | ||||||||||||||
2. Изучение психолого-Meduf о -педагогических особенностей детей | Октябрь | Психолог Социальный педагог | ||||||||||||
Наблюдения в урочной и внеурочной деятельности через посещение Уроков, кружковых занятий | Руководители кружков Воспитатели | |||||||||||||
Беседы с воспитанниками л воспитателями | ||||||||||||||
Тесты личностных особеннэстей | ||||||||||||||
Диагностическое обследование детей с ослабленным здорсвьем | ||||||||||||||
3. Анализ полученных результатов, отслеживание динамики развития ребенка | Ноябрь-март | Психолог Социальный педагог Руководители | ||||||||||||
Анкетирование «Адаптация» школе» ДДО А.Е. Климова «Профехио-нальное предпочтение» — иэмощьв | кружков Воспитатели Учителя | |||||||||||||
выборе кружковой деятельности | Инспектор ИДН | |||||||||||||
Проведение педконсилиумов по классам, требующим особого внимания | ||||||||||||||
Еженедельный совет по дезадаптированным детям совместно с инспектором по ИДН | ||||||||||||||
Информация о текущей работе на совещаниях воспитателей и педагогов | ||||||||||||||
4. Разработка индивидуалыю-коррек-ционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности | Каждую неделю с сентября | Психолог Социальный педагог | ||||||||||||
5. Обеспечение реализации программ | Постоянно | Специалисты | ||||||||||||
Контрольное диагностирование: | ||||||||||||||
а) цветопись настроения; | ||||||||||||||
б) графические (рисуночные) методы тестирования; | ||||||||||||||
в) опрос старшеклассников по актуальным темам («Про это...»); | ||||||||||||||
г) карты и дневники наблюдений специалистов | ||||||||||||||
Работа с девиантными детьми и подростками: | Постоянно | Психолог Специалисты | ||||||||||||
а) постоянное наблюдение и своевременная помощь; | Социальный педагог | |||||||||||||
б) еженедельная работа совета с детьми, состоящими на учете в ИДН; | ||||||||||||||
в) участие в районных ИДН; | ||||||||||||||
г) оформление документов для | ||||||||||||||
дальнейшего обучения в училище (школе); | ||||||||||||||
д) проведение профилактической работы через беседы с представителями ИДН | ||||||||||||||
Работа с детьми-инвалидами: | Постоянно | Психолог | ||||||||||||
а) своевременное оформление инвалидности и пенсионного пособия; | Социальный педагог | |||||||||||||
б) санаторное пролечивание или системное обследование; | ||||||||||||||
в) участие в работе программы | ||||||||||||||
«Дети-инвалиды» | ||||||||||||||
Профилактическая работа с подростками: | В течение года | Психолог Инспектор ИДН | ||||||||||||
а) направление для психологического консультирования в специализированные центры; | Социальный педагог Педиатр | |||||||||||||
б) посещение консультаций; | Специалисты от- | |||||||||||||
в) направление в тренинговые группы (коррскиионные); | дела социальной защиты населения | |||||||||||||
г) посещение консультаций; | Руководители | |||||||||||||
д) направление для обследования или пролечивания в отделение неврозов, соматические отделения; | кружков | |||||||||||||
е) циклы бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр); | • | |||||||||||||
ж) посещение городских семинаров ' Центра планирования семьи | ||||||||||||||
6. Оказание консультационной помощи ребенку в семье | В течение года | Социальный педагог | ||||||||||||
Обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов, многодетных, малообеспеченных, с асоциальным поведением | Психотерапевт Психолог Гинеколог Нарколог | |||||||||||||
Индивидуал ьно-консультационная помощь родителям | ||||||||||||||
Проведение классных родительских собраний | ||||||||||||||
7. Способствование формированию благоприятного микроклимата | В течение года | Психолог Социальный | ||||||||||||
Информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещаниях учителей и воспитателей | педагог Зам. директора по воспитательной работе | |||||||||||||
Анализ работы с детьми группы риска на методических объединениях | Воспитатели Психотерапевт | |||||||||||||
Индивидуальная помощь классным Руководителям и воспитателям | Логопед Дефектолог | |||||||||||||
Консультативные совещания при Директоре совместное работниками специализированных центров | ||||||||||||||
Роль защитника интересов в разрешении конфликтов | ||||||||||||||
Пропаганда знаний о правах ребенка | ||||||||||||||
8. Координация различных видов социально-ценностной деятельности воспитанников, направленных на развитие социальных инициатив | В течение года | Социальный педагог Администрация Педколлектив | ||||||||||||
Участие в городском конкурсе творчества юных | Психолог Работники | |||||||||||||
Участие в конкурсной программе «Дети-инвалиды» | библиотеки Организатор | |||||||||||||
Участие в праздниках детско-юношеских библиотек | досуга Учитель | |||||||||||||
Участие в работе учреждений дошкольного образования | литературы | |||||||||||||
Изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников в связи с выбором профессии | ||||||||||||||
Проведение профконсультирования Устройство воспитанников на учебу | ||||||||||||||
Контроль за предоставлением льгот воспитанникам детского дома во время учебы | ||||||||||||||
9. Защита и охрана прав детей Выявление статуса ребенка по запросам в различные социальные институты | В течение года | Социальный педагог ЗАГСы ' Отделы социаль- | ||||||||||||
Восстановление жизненно важных документов ребенка | ной защиты Отделения Сбер- | |||||||||||||
Оформление пенсий по утере кормильца | - | банка Специалисты по | ||||||||||||
Работа со Сбербанком, оформление и проверка поступлений денежных средств на лицевые счета воспитанников | охране прав детей департамента образования Работники | |||||||||||||
Оформление пенсий по инвалидности | прокуратуры, суда мпк | |||||||||||||
Ведение наследственных дел с оформлением документов | ||||||||||||||
Определение статуса воспитанника на основании решения суда о лишении родительских прав, оформление документов | ||||||||||||||
Участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка | ||||||||||||||
Решение вопроса о жилье в пользу несовершеннолетнего | Постоянно | |||||||||||||
Оформление пакета документов в банк данных на детей-сирот | ||||||||||||||
Отслеживание адаптированности в приемной семье воспитанников, зашита их интересов | ||||||||||||||
Устройство выпускников на учебу или работу | ||||||||||||||
Контрольза предоставлением льгот воспитанникам детского дома | ||||||||||||||
Оказание помощи в решении бытовых проблем | ||||||||||||||
Оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов на счет учреждения | • | |||||||||||||
10. Повышение профессиональной ком пет ент ноет и | 1 раз в 5 лет Постоянно | Семинары, курсы повышения квалификации Самообразование | ||||||||||||
Циклограмма работы педагога-психолога
Дни недели | Виды работы | Содержание работы | ||
I | 2" | |||
Понедельник | Психологическое консультирование и психокоррекция | Индивидуальные и групповые консультации Коррекционные и тренинговые группы | ||
Вторник | Работа с девиантными детьми и подростками | Сопровождение детей в учебно-воспитательном процессе | ||
Среда | Социально-психологическая диагностика | Диагностирование прямое и косвенное Обработка результатов, анализ, выводы, рекомендации | ||
Четверг- | Психопрофилактика Деятельность по охране прав ребенка | .Индивидуальные консультации со специалистами по охране прав, с правоохранительными органами Работа по запросам и жалобам детей | ||
Пятница | Психологическое информирование | Проведение методических совещаний по результатам текущей работы, участие в педсоветах, педконеилиумах Консультативное совещание при директоре интернатного учреждения | ||
Суббота | Методический день | Работа в библиотеке Самообразование | ||
ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА «АДАПТАЦИЯ»
Цель: создание социально-психологических условий для развития личности в условиях интернатного учреждения.
Объект деятельности: воспитанники группы риска в учебно-воспитательном процессе.
Предмет деятельности: социально-психологические условия развития личности воспитанника группы риска.
Задачи:
1) выявление дезадаптированных воспитанников группы риска;
2) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей;
3) разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-психологической реабилитации по преодолению школьных и семейных репрессий, разрешению конфликтных ситуаций, коррекции общения и поведения, восстановлению ребенка в статусе субъекта учебной деятельности, общения;
4) подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с участниками воспитательного процесса для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий;
5) оказание системно-консультационной или иной помощи по ликвидации кризисной ситуации.в микросреде ребенка;
6) совместное взаимодействие с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка.
Ожидаемые результаты: социальная адаптация воспитанников как результат успешной социализации личности.