Тема: «Образование и бизнес» (4 часа).
Основные понятия: интеллектуальная собственность, внешний фактор хозяйственного механизма в сфере образования, внутриотраслевой фактор хозяйственного механизма в сфере образования.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Ключевые тенденции развития рынка образовательных услуг: особенности данного рынка, сегменты, проблемы развития.
2.Модели рынка образовательных услуг.
3.Позиционирование образовательной услуги на рынке. Маркетинговая стратегия и маркетинговое планирование в реализации услуг образования.
4.Прогнозирование спроса на образовательные услуги.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.
Литература для подготовки к занятию:
|
|
Основная:
1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Бюджетный кодекс РФ.
4. Налоговый кодекс РФ.
5. Национальная доктрина РФ в области образования.
6. Нормативно-правовая база образовательного учреждения. / Сост. Л.А. Дорофеева, А.В. Тимашева. - М.: Школьная книга, 2001.
7. О некоммерческих организациях. Федеральный закон РФ.
8. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 №505)
9. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
10. Трудовой кодекс РФ.
Дополнительная:
1. Арженовский С. Об оценке стоимости подготовки специалиста в вузе // Вестник высшей школы. 2002. № 10. С. 59-60.
2. Актуальные проблемы экономики образования: учебное пособие /Б.А. Саакян. - СПБ.: ГУАП, 2010. -176с.
3. Валиев Ш.З., Добрынин А.И. Образовательная услуга в рыночной экономике // Экономика образования. 2001. № 2. С. 30-35.
4. Доступность высшего образования в России / Под ред. С.В.Шишкина. M.: Независимый институт социальной политики, 2004.
5. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1995.
6. Запесоцкий А. Платное образование - не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 48-50.
7. Зуев В.М., Вертиль В.В., Гермаидзе Г.Е. Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования / Под науч. ред. П.Ф.Анисимова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004. С. 26 – 30.
|
|
8. Репина О.В. Финансовое планирование и формирование бюджета на университетском уровне // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4(15). С. 46-49.
9. Роденкова Т.Н. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учебное пособие. /Под ред. А.Г. Егоршина, И.Д. Никандрова. - Н.Новгород: НИМБ, 2004.
10. Роденкова Т.Н.Основы экономической теории. Учебное пособие для подготовки к экзаменам. - М.: ИСКМС, 2001.
11. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты. / Под ред. Т.Л. Клячко. М.: ГУ - ВШЭ, 2002.
Задания для СРС:
1. Позиционирование образовательных услуг АГПА в Краснодарском крае.
2. Выборка маркетинговых стратегий для реализации образовательных услуг вашего факультета.
3. Составление тезауруса: интеллектуальная собственность, внешний фактор хозяйственного механизма в сфере образования, внутриотраслевой фактор хозяйственного механизма в сфере образования.
4. Подготовка аналитических записок по темам: «Современный рынок образовательных услуг: федеральный уровень», «Современный рынок образовательных услуг: региональный уровень», «Современный рынок образовательных услуг: муниципальный уровень».
5. Анализ литературных источников из программного списка. Изучение нормативно-правовых актов и законодательства в сфере образования, образцов документации.