Согласно разработанному Советом Безопасности России проекту «Основ государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации», государственная политика в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации (далее – государственная информационная политика) представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти по достижению национальных интересов Российской Федерации в информационно-психологической сфере.
Целью государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации является противодействие угрозам безопасности личности, общества и государства и достижение национальных интересов Российской Федерации в информационно-психологической сфере.
Концепция государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации включает в себя цели, задачи, принципы и основные направления деятельности государства по противодействию угрозам психическому здоровью, системе ценностей и свободе воли человека и общества, возникающим вследствие воздействия на них информации, а также – по обеспечению безопасности социальных информационных систем, информационных ресурсов и процессов циркуляции информации в информационно-психологической сфере, обеспечивающих нормальное функционирование и жизнедеятельность государства, общества и граждан.
|
|
Правовую базу государственной информационной политики составляют Конституция Российской Федерации, Устав Всемирной организации здравоохранения, Европейская конвенция о защите основных прав человека, федеральное законодательство, другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
Концепция государственной информационной политики развивает и конкретизирует положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации применительно к защите национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере от угроз, связанных с воздействием информации на психическую деятельность человека.
Система государственной информационной политики представлена на рис. 3.
Приоритетными направлениями деятельности по реализации государственной информационной политики являются:
совершенствование отечественного законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, и системы международных договоренностей по вопросам противодействия угрозам безопасности информационного общества (создание системы нормативного правового обеспечения информационной/информационно-психологической безопасности Российской Федерации);
|
|
совершенствование системы организации правоохранительной и судебной деятельности в области обеспечения безопасности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере как в России, так и на международном уровне;
совершенствование технологического обеспечения безопасности информационной инфраструктуры, средств защиты информации, проведения оперативно-следственных мероприятий, включая нормативное обеспечение процессов их создания, распространения и использования;
совершенствование системы подготовки кадров для реализации функций обеспечения безопасности информационной сферы общества;
создание системы культурно-образовательного обеспечения безопасности информационной сферы [47].
Рис. 3 |
Нормативное правовое обеспечение информационно-психологической безопасности является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации.
Государственная политика в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации основывается на принципах:
законности;
соблюдения и баланса интересов личности, общества и государства;
открытости;
приоритетности национальных интересов Российской Федерации.
Принцип законности предполагает соблюдение при осуществлении деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации.
Принцип баланса интересов личности, общества и государства предусматривает установление и соблюдение приоритетов этих интересов при регулировании общественных отношений в информационной сфере. При определении баланса интересов личности, общества и государства необходимо исходить из того, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, реализует гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, организует противодействие угрозам национальной безопасности Российской Федерации с привлечением общественных организаций и отдельных граждан.
Принцип открытости предполагает в процессе реализации федеральными органами государственной власти и общественными организациями деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
Принцип приоритетности национальных интересов Российской Федерации заключается в использовании этих интересов в качестве основы при формировании государственной политики в рассматриваемой области, отстаивании этих интересов с использованием имеющихся у государства возможностей и учетом общепринятой международной практики.
Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации:
организует и проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации, разрабатывает меры и механизмы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации;
организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, парирование и нейтрализацию угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации, локализации и ликвидации последствий их проявления, а также деятельность судебных органов государственной власти по обеспечению правосудия;
|
|
организует взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с общественными организациями и гражданами в процессе выявления угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации и определения правовых механизмов противодействия этим угрозам;
поддерживает законную деятельность общественных объединений в области противодействия угрозам информационно-психологической безопасности Российской Федерации, а также обеспечению в устанавливаемых законодательством рамках общественного и государственного контроля деятельности средств массовой информации;
организует разработку требований по безопасности современных информационных технологий для психического здоровья граждан и информирует о них общество;
осуществляет контроль деятельности федеральных органов государственной власти по реализации государственной политики обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации;
осуществляет необходимую протекционистскую политику в отношении организаций, участвующих в формировании открытых информационных ресурсов общего пользования и оказывающих информационные услуги российским гражданам на основе этих ресурсов;
обеспечивает защиту психики детей и молодежи от воздействия информации, способного нанести ущерб их психическому здоровью, разрушить основы их нравственности;
пресекает противоправную деятельность общественных организаций и религиозных объединений, наносящую ущерб психическому здоровью человека и общества;
способствует становлению и развитию системы психологической реабилитации граждан.