Утверждения и развития капитализма

(вторая половина XIX в. – начало ХХ в.)


Реформаторские поиски в России начала XIX в. Изменения в общественном и государственном строе России в начале XIX века. Либеральные реформы

60-70-х гг. XIX в. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. Развитие права в

пореформенный период.

В историографии периода выделяется два основных направления. Первое связано с именем В.О. Ключевского. Его последователями стали авторы сборников «Вехи», «Из глубины» и другие. Многие из них после Октябрьской революции продолжили работу в эмиграции: Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.Б. Струве, Г.П. Федотов и др.

Их научная концепция заключается в том, что российская государственность держалась на репрессиях и на религиозном самосознании крестьянина с царем, причем на иррациональном уровне. Периодически оно разрушалось, и являлся «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». По мнению этой группы ученых, весь уклад русской жизни во всех его проявлениях не мог быть изменен насильственным путем. Единственный выход заключался в постепенной модернизации существующего строя и в подъеме народного просвещения.

В настоящее время идеи этих мыслителей наиболее полно в трудах А.С. Ахиезера, В.Ф. Антонова, Н.М. Пирумовой, Н.Я. Эйдельмана.

Второе направление складывалось, с одной стороны, в марксизме, с другой – в народничестве. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что особенности России не выходят за рамки европейской общности, что Россия через революцию и социальные потрясения также перейдет к «классическому» капитализму. Народники, наоборот, полагали, что страна через свое специфическое развитие – крестьянскую революцию, перейдет к социализму.

Во второй половине XIX века их настроения стали все более антигосударственными, что сделало возможным своеобразное соединение марксизма и народничества в большевизме. На этой основе образовалось направление исторической науки, отстаивающее прогресс через борьбу и революции. Обобщенно это направление представлено в коллективных трудах по Истории СССР, государства и права СССР, в книгах М.Н. Покровского, Б.Г. Литвака, С.В. Юшкова и других.

В настоящее время все больше утверждается третье направление – «догоняющее и циклическое» развитие России. Ещё П.Я. Чаадаев выдвинул идею о том, что Россия находится «вне истории»,»вне западной цивилизации и движется по замкнутому кругу».

Эти идеи получили развитие в работах С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, а также К. Маркса и Ф. Энгельса. Серьезный вклад в обоснование этого направления внес русский экономист Н.Д. Кондратьев.

Современные исследователи А.С. Ахиезер, В.И. Пантин, Е.Г. Плимак и др. делают акцент на том, что исторические условия России определили становление в ней общества иного типа чем на Западе. Типологическое отличие России от Запада заключается во всеобъемлющей роли соборности и государства в организации жизни страны, в подавлении ими частного интереса и политической оппозиции. Такое общество не выдержало военно-технического противоборства с Западом, а это заставляло государство проводить реформы, наспех заимствуя чужой опыт. Однако радикальные реформы в истории России, ускоренное «строительство» нового общества сопровождались контрреформами. Через некоторое время государство было вынуждено идти на и новый цикл реформ, затем дополняло их контрреформами и т.д. И Россия, несмотря на периодические потрясения, никак не могла приблизиться к западноевропейским меркам.

Реформаторские поиски в Росси начала XIX века. 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота на российский престол вступил Александр I, сын убитого, по существу с его ведома, Павла I и любимый внук Екатерины II. Это было встречено в верхах общества с одобрением, торжественно отметили это мероприятие в церквах.

Александр I заявил, что будет править по «законам и сердцу» Екатерины II, подтвердил ее многие указы, восстановил в правах лиц, подвергшихся гонениям при Павле I, возвратил на службу без суда отстраненных офицеров и чиновников, объявил прощение всем беглецам, кроме убийц, ликвидировал Тайную экспедицию Сената и Совет при высочайшем дворе, освободил священников от телесных наказаний.

Изменения в общественном строе. В начале XIX века все отчетливее стали проявляться противоречия общественного развития страны: всеобъемлющий кризис охватил крепостническую систему хозяйства; в промышленности крепостная мануфактура не выдерживает конкуренции с капиталистической мануфактурой, происходит промышленный переворот, постепенно складываются основные классы буржуазного общества – капиталисты и наемные рабочие, меняется социальная структура общества и др.

Образование новых классов происходило в рамках прежней сословной системы. Правовое положение отдельных групп населения было прежним. Вместе с тем царизм вынужден был делать уступки растущей буржуазии. В 1832 году было введено новое правовое состояние в сословии горожан – почетное гражданство.

Эта категория граждан являлось неподатным сословием, по своему статусу близким к дворянству.

В 1810 году Александр I разрешил верхушке купечества приобретать у казны населенные земли, специально оговорив, что это не дает, однако, покупателю никаких дворянских прав. Еще в 1801 году была запрещена раздача дворянам новых имений.

При Николае I принимаются меры к тому, чтобы затруднить приобретение дворянства по службе. В 1845 году были резко повышены требования к государственным служащим, претендующим на дворянство. В 1831 году был введен порядок, по которому прямо участвовать в дворянских выборах могли лишь крупные землевладельцы и крестьяновладельцы. Имущественное положение дворян было неоднородным. Во второй четверти XIX века всего дворян было свыше 250 тыс., из них около 150 тыс. не имели крестьян, свыше 100 тыс. сами занимались хлебопашеством.

Экономическое развитие страны, крестьянское движение заставили сделать некоторые шаги по ослаблению крепостного права. В 1803 году был принят известный Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 году было разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности, в 1848 г. крестьянам разрешили покупать недвижимое имущество.

Классовое и сословное деление российского общества дополнялось этническим делением. В Россию входили районы, стоявшие на разных уровнях развития, что сказывалось на социальной структуре империи. Присоединение новых территорий означало включение инонациональных феодалов в общую структуру российских феодалов, а феодально зависимого населения ‑ в состав эксплуатируемых. Права российского дворянства были предоставлены прибалтийским баронам, польским шляхтичам, молдавским боярам, грузинским дворянам.

Инонациональные крестьяне имели определенные преимущества перед великорусскими. В Прибалтике раскрепощение крестьян было проведено раньше, чем в Центральной России, личная свобода сохранялась за крестьянами Царства Польского и Финляндии, молдавским крестьянам было предоставлено право перехода.

Происходят изменения и в государственном строе. Общим итогом внешнеполитических усилий России в этот период явилось заметное расширение ее территории. Она увеличилась примерно на 20%, а население достигло 70 млн. чел.

Фридрихсгамский мир со Швецией укрепил позиции России на балтийском море, к ней отошла Финляндия. По бухарестскому договору 1812 г. России от Турции отошла Бессарабия и участок Черноморского побережья Кавказа с городом Сухуми. По решению Венского конгресса большая часть Герцогства Варшавского, созданного Наполеоном, была передана России. Еще раньше, по Тильзитскому договору Александра I с Наполеоном, к России от Пруссии отошла Белостокская область.

Расширялись пределы Российской империи и на Кавказе: Восточная и Западная Грузия, Северный Азербайджан, Эриванское и Нахичиванское ханства. В первой половине XIX века был присоединен Казахстан.

Все это поставило в повестку дня вопрос о форме государственного единства.

Существовали районы, имевшие особый правовой статус, который складывался в феодальных формах.

Широкое самоуправление имела в составе Российской империи Финляндия. Став частью России, она не только ничего не потеряла, но впервые в своей истории приобрела государственность, хотя и с определенными ограничениями. Она официально именовалась Великое княжество Финляндское, имела органы власти, в том числе и сейм, независимую от России судебную и правовую системы. Титул великого князя принадлежал российскому императору, а в Финляндии его особу представлял генерал-губернатор.

Другим национальным районом, обладавшим первоначально широким государственно-правовым статусом, была Польша, получившее после присоединения к России Герцогства Варшавского название Царство Польское. Оно получило Конституцию, которой Александр I даже присягнул, что создало своеобразное положение, когда самодержавный император стал ограниченным во власти в части государства. В Царстве Польском действовал парламент, избираемый прямыми выборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян, сохранялась своя армия. В качестве официального государственного языка выступал польский, органы власти формировались, как правило, из поляков.

Вместе с тем, ля России включение этого края в состав империи оказалось источником беспокойств на всем протяжении XIX и даже XX в. Польское шляхетство мечтало о восстановлении независимости Польши, причем в границах Речи Посполитой. Это явилось главной причиной восстания 1830-1831 годов, которое привело к потере существовавших вольностей. Личная уния сменилась инкорпорацией, был упразднен сейм, правовое положение края стало определяться Органическим статутом, изданным Николаем I в 1832 году. Из государства Царство Польское превратилось в провинцию.

Прибалтика была инкорпорирована еще в XVII в. В рассматриваемый период она делилась на три губернии – Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую, объединенных одним генерал-губернаторством Остзейского края.

Управление Бесарабией до 1816 года осуществлялось гражданским губернатором и Временным областным правительством во главе с губернатором. В 1816 г. в Бесарабии была учреждена должность наместника, при котором функционировал Временный комитет. В 1818 году были учреждены Верховный совет во главе с наместником в составе 11 человек и областной суд. С 1818 года на ее территории была введена общерусская административная система.

С завершением вхождения Закавказья в Российскую империю существовавшая здесь ранее государственность была упразднена. Управление было вверено Главнокомандующему отдельного Кавказского корпуса. Непосредственное управление Грузией было сосредоточено в Верховном грузинском правлении, во главе которого стоял царский генерал.

В Казахстане управляли ханы, избранные местными султанами и утвержденные российским императором. В XIX веке ханская власть упраздняется и там вводится общеимперская система управления.

Таким образом, в развитии формы государственного единства в рассматриваемый период имели место две взаимосвязанные тенденции: к усложнению, вызванному расширением территории империи, и к упрощению, обусловленному политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в определенной степени русификации национальных окраин.

Изменения в государственном строе в первой половине XIX в. В этот период асолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица – императора.

Развитие государственного механизма в целом характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения невелики и относятся в основном к периоду правления Александра I. М.М. Сперанскому было поручено разработать проект преобразований государственного механизма.

Были учреждены министерства и Государственный совет. Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты, после чего они утверждались императором. На этот орган возлагались обязанности по финансовому управлению.

Государственный совет состоял из общего собрания и четырех департаментов: департамента законов, департамента дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Госсовета считался сам император.

В 1802 году Александр I ввел новые органы отраслевого управления – министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г. «Общим учреждением министерств». Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия.

Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Это был совещательный орган при царе, имевший, прежде всего, межведомственные и надведомственные функции.

Под непосредственным подчинением царя находилась Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае I в этой Канцелярии было создано шесть отделений, права которых почти не отличались от прав министерств.

Местное управление в данный период не претерпело существенных изменений. В главе губерний стояли губернаторы. На окраинах группы губерний были объединены в края, которые возглавляли генерал-губернаторы. Во главе уездов стояли капитан-исправники, осуществлявшие свои функции совместно с нижним земским судом, который по сути был не судебным, а полицейским органом. Уезды делились на станы. Для управления государственными крестьянами были созданы волости, во главе которых стояли волостные правления: волостные головы, старосты и писари.

Судебная система не подверглась существенным изменениям, оставалась сложной и громоздкой. При Павле I была несколько упрощена структура сословных судов: отпало верхнее звено трех сословных судов – верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа.

Не претерпела принципиальных изменений и организация Вооруженных сил. Наиболее заметным событием этого периода было создание военных поселений. В них жила треть армии. Однако военные поселения не оправдали себя ни экономически ни политически и, в конечном счете, трансформировались в подсобные хозяйства Вооруженных сил.

Право. Все изменения в праве этого периода производились только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки.

К началу XIX века неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.

В 1801 году была учреждена Комиссия составления законов. Её работу фактически возглавлял М.М. Сперанский.

Сначала было подготовлено Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Оно включало в себя нормативные акты с Соборного уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тысяч, они составили 46 томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством.

Следующим этапом систематизации стало создание Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Материал в нем был расположен по особой системе, разработанной М.М. Сперанским. Он строился по отраслевому принципу. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских концепций буржуазного права, восходящих к римскому праву. Но М. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книг.

Книга первая включала по преимуществу законы об органах власти и управления, государственной службе, вторая – уставы о повинностях, третья – уставы казенного управления, четвертая – законы о сословиях, пятая – гражданское законодательство, шестая – уставы государственного благоустройства, седьмая – уставы благочиния, восьмая – уголовные законы.

Сразу после издания Свода законов началась разработка Уложения о наказаниях. Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 году, а утверждены императором в августе 1845 г. Введено в действие Уложение было 1 мая 1846 года.

Уложение содержало более 2000 статей, разбитых на 12 разделов. Закон был очень громоздким, т.к. в нем не удалось преодолеть казуальность. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки.

Впервые Уложение содержало общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Оно делило правонарушения на преступления и проступки. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность, и т.д. Для военнослужащих действовал Военно-уголовный устав 1839 года.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления.

Уложение предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам, степеням. Все наказания делились на уголовные и исправительные.

К уголовным относились: лишение всех прав состояния, соединенные со смертной казнью, каторгой или ссылкой.

К исправительным наказаниям относились: потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепость, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения наказаний.

Параллельно с систематизацией общеимперского законодательства были проведены работы по инкорпорации остзейских законов, отражающих привилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства.

Таким образом, политическая надстройка России в дореформенный период оставалась феодальной, приспособленной к защите устоев феодального общества. В середине XIX века феодальная государственность вступила в полосу сильнейшего кризиса. Нужны были перемены, которые и были вскоре произведены буржуазными реформами 60-70-х годов.

Стремлению закрепить феодально-крепостнические порядки служит система законодательства. Не смотря на свой крепостнический характер, Свод законов Российской империи – большое достижение юридической мысли XIX в.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. Закончившаяся подписанием в 1856 г. Парижского мирного договора русско-турецкая война была проиграна Россией и показала как слабость империи, так и необходимость срочных и решительных изменений во всех сферах жизни общества и государства.

Именно неуверенность и растерянность вследствие сокрушительного поражения в войне, наблюдавшиеся в кругах дворянства, позволили Александру II совершить то, что не удалось Александру I, а именно отменить крепостное право.

Воспитанник Жуковского, он видел не только тормозящее действие крепостного строя, но и его безнравственность.

Крестьяне фактически находились в рабстве. Их продавали и покупали, их обменивали на говорящих попугаев и породистых щенков. С ними могли сделать что угодно.

Например, в домашнем тире российского помещика, поэта екатерининских времен Струйского господа развлекались тем, что заставляли крепостных мужиков бегать на ограниченном пространстве и стреляли по ним из ружей и пистолетов пулями. Иногда промахивались, иногда попадали. Иногда этот поэт устраивал судидилище над кем-нибудь из своих крестьян по всей форме, но приговор всегда был одинаков: “Запытать до смерти”. Для этого у него была целая бригада палачей и большая коллекция пыточных орудий, скопированных со средневековых образцов.

По воспоминаниям известного путешественника Семенова-Тянь-Шанского, у его знакомого предводителя дворянства “гости после обеда с обильным винным возлиянием выходили в сад, где на пьедесталах были расставлены живые статуи из крепостных девушек, предлагаемых гостеприимным хозяином гостям на выбор”.

Либеральные устремления императора привели к появлению множества частных записок, проектов освобождения крестьян, посвященных актуальным проблемам России и передававшимся из рук в руки.

Особого внимания заслуживает «Записка об освобождении крестьян», написанная в конце 1855 г. наставником наследника престола К.Д. Кавелиным.

Основные положения этой записки:

обязательное освобождение крестьян с землей с вознаграждением помещиков,

закрепление за крестьянами того количества земли, которым они обладали на момент освобождения,

разработка и контроль правительства за проведением выкупных операций.

По мнению автора, крестьянская реформа должна была стать лишь первым шагом на пути к неизбежным либеральным реформам. Такая позиция К. Кавелина привела его к отлучению от двора, но «Записка» легла в основу многих положений крестьянской реформы.

В начале 1857 г. по приказу императора был создан Негласный комитет для обсуждения программы освобождения крестьянства, составленной Министерством внутренних дел. В том же году Негласный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу, работа его стала открытой.

К лету 1858 г. практически во всех губерниях были созданы дворянские комитеты для обсуждения проекта крестьянской реформы и внесения своих предложений по этому поводу в редакционные комиссии, возглавлявшиеся Я.И.Ростовцевым.

Вся же текущая деятельность по подготовке проекта реформ была возложена на товарища (заместителя) министра внутренних дел Н.А. Милютина, большую помощь которому оказал Ю.Ф. Самарин.

Они пришли к мысли о необходимости внесения особых изменений в проект реформы отдельно для черноземных и нечерноземных областей страны, так как в первых основную ценность представляла собой сама земля, а во вторых — оброк, как результат крестьянского труда.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и 17 законодательных актов о реформе.

С момента опубликования Манифеста все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей с возможностью самостоятельного заключения любых договоров, заключения сделок, ведения судебных дел и проч.

Крестьяне, проживавшие в пределах одного поселения, объединялись в сельское общество с собственными органами самоуправления — сельскими сходами. Исполнителем решений схода был выборный на три года сельский староста.

Несколько соседних сельских обществ объединялись в волость, выполнявшую полицейско-административные функции. Волостной сход, на котором избирался волостной старшина, состоял из сельских старост и выборных от сельских обществ.

Деятельность крестьянских органов самоуправления, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками, назначавшимися Сенатом из местных дворян. Мировые посредники не были подчинены ни губернаторам, ни министру и обязаны были руководствоваться исключительно положениями закона.

Для разбора мелких уголовных дел и конфликтов между крестьянами создавались волостные суды, принимавшие решения на основании неписаного обычного права. Волостной суд и мировые посредники имели право выносить решения о телесных наказаниях виновных.

В соответствии с нормативными документами крестьянской реформы вся земля в имении дворянина признавалась его собственностью до тех пор, пока крестьяне не заключат с ним выкупную сделку, уплатив единовременно 1/5 часть суммы за выкупаемый надел.

Остальную часть расходов временно брало на себя государство, кредитуя крестьян на 49 лет с обязательной выплатой 6% годовых. До заключения выкупной сделки крестьяне имели право пользоваться своими наделами за барщину или оброк. Такое положение называлось временнообязанным.

Размеры и стоимость выкупаемых крестьянами наделов фиксировались в уставных грамотах, вводившихся под контролем мировых посредников.

Разница между приоритетами ценностей в черноземных и нечерноземных губерниях привела к тому, что в последних земля стоила дороже ее реальной цены, так как в ее стоимость была заложена некоторая сумма оброка, которого лишались помещики вследствие освобождения крестьян.

Чтобы воспрепятствовать оставлению крестьянами своих неплодородных и дорогих наделов, законодательно было запрещено крестьянам покидать места своего проживания в период проведения выкупных операций. За отсутствующего крестьянина ежегодную выкупную сумму платило все сельское общество.

Кроме того, помещики настояли на законодательном разрешении безвозмездно передавать крестьянам во владение часть подлежавшей выкупу земли, а остальную часть забирать себе. Такие «дарственные» земли, естественно, не могли прокормить крестьянские семьи и согласившиеся на такой порядок приобретения земли крестьяне вскоре обнищали.

В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян, однако условия для них были более льготными, нежели для частновладельческих.

Буржуазные тенденции в развитии России в рассматриваемый период не могли не наложить отпечаток на государственный механизм страны. Но в его высшем звене изменения были незначительными.

Созданный в 1861 г. новый высший орган — Совет министров в составе министров, начальников главных управлений и других высших сановников под председательством императора имел совещательный статус. Комитет министров при этом сохранялся, но в его ведении находились только текущие дела.

Вследствие проведения огромных выкупных операций в масштабах всей страны усилилась роль Министерства финансов. При нем было создано Главное выкупное учреждение. Проводилась реорганизация полицейских органов и пенитенциарной системы.

В большой мере изменения коснулись местных органов управления. По причине отсутствия в казне средств на благоустройство жизни в сельской местности правительство пошло навстречу пожеланиям либеральной общественности и 1 января 1864 г. была начата земская реформа. В компетенцию создававшихся органов местного самоуправления как раз и входило руководство всеми хозяйственными делами на подведомственной территории.

Распорядительными органами земств, создававшихся на уровне губерний и уездов, были соответствующие земские собрания, а исполнительными — земские управы. Выборы гласных (депутатов) уездных земских собраний проходили по трем куриям[47], а уже уездные земские собрания выбирали гласных губернского уровня.

Предполагая в составе земств опереться на представителей дворянства, правительство не пошло на введение земских учреждений в Сибири и Архангельской губернии, где представителей этого сословия практически не было, а также в Астраханской, Оренбургской губерниях и в Области войска Донского, где существовало казачье самоуправление.

Подобные преобразования были проведены в 1870 г. на основе «Городового положения» в городах, где в качестве распорядительных органов создавались Думы, а исполнительныхгородские управы. Городская управа и городской голова избирались думой, последний при этом возглавлял и Думу и управу.

Судебная реформа. Одновременно с земской реформой начала проводиться судебная реформа. Основными нормативно-правовыми актами этой реформы были Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Проведение судебной реформы было объективно предопределено рядом обстоятельств:

1) практически все слои населения России высказывали свое недовольство судебной системой страны, которая к тому же отставала в своем развитии от европейских стран;

2) судоустройство было чрезвычайно громоздким и сложным;

3) в результате крестьянской реформы появился обширный слой мелких собственников, интересы которых нуждались в защите.

Высшей судебной инстанцией по-прежнему являлся Сенат. Суды делились на общие (окружные суды и судебные палаты) и местные (мировые и волостные суды).

Центральное место в судебной системе занимал окружной суд. Обвинение в нем поддерживал прокурор, а интересы подсудимого отстаивал защитник (присяжный поверенный).

В уголовном судопроизводстве присяжные заседатели в количестве 12 человек, избранные по жребию из представителей всех сословий, по окончании судебного разбирательства выносили вердикт («виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта коронный суд выносил приговор.

Судебные палаты рассматривали апелляции на решения окружных судов. Решения окружных судов по уголовным делам, вынесенные на основании вердикта присяжных, мог пересматривать только Сенат в порядке кассации. В качестве суда первой инстанции судебные палаты рассматривали дела о государственных и должностных преступлениях.

Мелкие уголовные и гражданские дела подлежали ведению мирового суда, состоявшего из одного человека, избиравшегося земскими собраниями или городскими думами на три года.

Для судов всех уровней был характерен принцип несменяемости судей.

Во главе российской прокуратуры находился генерал-прокурор, в каждом департаменте Сената появились обер-прокуроры. Обязательным являлось присутствие прокурора в составе общих судов, где в их задачу, кроме поддерживания обвинения, входило вынесение протестов на приговоры и решения судов. Важным новшеством судебной реформы стало создание независимой адвокатуры. Предварительное следствие поручалось судебным следователям.

Военные реформы. В 1861 г. военным министром был назначен генерал Д.А. Милютин. Учитывая итоги Крымской войны, он понимал необходимость создания многочисленного обученного резерва на случай военных действий. Рекрутская система набора в армию не могла предоставить такой контингент. Идея военных поселений, отвергнутая еще в 1857 г., после отмены крепостного права окончательно изжила себя. Это отчетливо показал опыт франко-прусской войны.

Военной реформой предусматривался отказ от рекрутских наборов и переход к всеобщей воинской повинности.

1 января 1864 г. был принят закон, согласно которому мужчины всех сословий, достигшие 20 лет и годные по состоянию здоровья, обязаны были проходить военную службу: 7 лет на флоте и 6 лет в пехоте. Для лиц, имевших высшее образование, срок службы сокращался до полугода, для окончивших гимназию — до полутора лет, имевших начальное образование — до четырех лет. Многие нерусские народы освобождались от действительной военной службы.

Контрреформы 80-х-90-х годов XIX в. После трагической гибели Александра II от рук народовольцев в 1881г. на престол вступил Александр III. В высочайшем манифесте о вступлении на престол было заявлено, что новый царь восходит на престол «с верой в силу и истину самодержавной власти».

Такой поворот во внутренней политике заставил уйти в отставку либерально настроенных сановников: министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова, практически добившегося от царя согласия приступить к подготовке проекта созыва сословно ‑ представительного органа, военного министра Д.А. Милютина, председателя Государственного совета великого князя Константина Николаевича.

В том же году было опубликовано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», позволявшее в любой момент вводить в губерниях России чрезвычайное положение, дававшее представителям власти чрезвычайные же полномочия.

Особенно сложная ситуация сложилась с крестьянской реформой. Нерешительные и неполные шаги правительства к превращению крестьянина в полноправного члена общества не могли удовлетворить самое многочисленное сословие страны и требовали продолжения.

Сначала новый император по инерции продолжил либеральный курс своего отца: в 1882 г. был создан особый Крестьянский банк. В его функции включалась обязанность выдавать крестьянам ссуды на покупку земли. С 1 января 1883 г. все крестьяне, до того момента не заключившие выкупных сделок, переводились на обязательный выкуп. Сумма выкупных платежей была несколько снижена.

Однако впоследствии, с приходом на пост министра внутренних дел Д.А. Толстого, правительство начинает прокладывать курс на всемерную поддержку власти дворянства над крестьянами.

В 1885 г. создается Дворянский банк. Любой дворянин мог получить в нем льготный кредит под залог имения. Допускался перезаклад земельной собственности. На такие меры правительство вынуждено было пойти, чтобы предотвратить обнищание дворянства (своей социальной базы) в условиях формирования капиталистических тенденций в стране.

В то же время в ответ на жалобы помещиков на почувствовавшее свободу крестьянство, правительство в 1889 г. вводит «Положение о земских участковых начальниках». Согласно этому «Положению» институт мировых судей упразднялся. Каждый уезд отныне делился на участки, в которых административная и судебная власть сосредотачивалась в руках земских (но при этом не имевших никакого отношения к земствам) участковых начальников.

На такие должности обычно назначали представителя местных помещиков. Руководил работой земских начальников уездный предводитель дворянства. Земские начальники имели полномочия приостанавливать любые приговоры сельских и волостных сходов, арестовать главу крестьянского самоуправления любого уровня, наложить штраф на участников схода.

В этот период начались повсеместные притеснения земств. Было предложено превратить земские собрания в совещательный орган при губернаторе, а в земские управы чиновников назначать.

Учитывая, однако, зародившийся либеральный опыт земской общественности, император на подобные шаги не решился. Лишь в 1890 г. было издано новое «Положение о земских учреждениях». В соответствии с новым законом изменялся имущественный ценз на право занятия постов гласных: для дворян - землевладельцев понижен, для горожан — повышен.

Таким образом, земство приобретало сословную структуру, чего удавалось избегать ранее. Крестьянские же гласные стали назначаться губернатором из числа кандидатов, заявленных на волостных сходах.

В соответствии с новым городовым положением (1892 г.) также повышался имущественный ценз для выборщиков.

Таможенные органы. В 1857 году был утвержден и новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса.

Он предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и сотрудниками таможен могли назначаться только те лица, которые имели уже выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были «в верности испытаны и доверия достойны».

Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений: «Никакое начальство, ни гражданское, ни военное, не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной части». Устав также запретил таможенным чиновникам требовать и принимать подарки в любой форме.

В 1892 году на западной сухопутной границе России в дополнении к пограничной и таможенной страже создавалось специальная и «карчемная стража» из вооруженных стражников и объездчиков с целью пресечения контрабанды заграничных напитков посредством устройств засад, досмотра обозов, транспортов.

К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральный из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде т.п.

Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от «прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинных товаров» на главные складочные таможни: таможни первого класса; таможни второго класса; таможни третьего класса; таможенные заставы; переходные пункты.

Таможенные уставы 1904-1910 г.г. отразили происшедшие после 1892 г. перемены в таможенном деле. В частности, они больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи.

Развитие права в пореформенный период. Направление развития права в рассматриваемое время определялось буржуазными тенденциями в развитии государства и общества.

Источники права практически не изменились: были выпущены второе и третье издания Полного собрания законов, регулярно выпускались обновленные своды законов. Действовавшее с 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных подверглось редактированию в 1866 и 1885 гг.

В результате трансформации российского общества произошли серьезные изменения в гражданском праве. Вследствие освобождения крестьян от крепостной зависимости изменился их правовой статус. Отныне все подданные государства, пусть и не в равной степени, являлись полноправными субъектами права. Каждое физическое лицо обладало правоспособностью с момента рождения и дееспособностью по достижении 21 года. Дееспособность могла быть ограничена только по решению суда для душевнобольных лиц и находящихся под опекой расточителей.

Сформировался статус юридического лица нескольких видов: публичные, частные, соединения лиц, учреждения.

Имущество делилось в двух плоскостях: на движимое и недвижимое, родовое и благоприобретенное.

Различалось наследование по закону и по завещанию. При этом для собственности в ее благоприобретенной форме применялись оба вида наследования, а родовая собственность могла переходить лишь к наследникам.

В области семейно-брачных отношений непререкаемым авторитетом оставалась церковь. Она заключала и расторгала браки, осуждала (иногда на тюремное заключение) детей, вступивших в брак без согласия родителей.

В семейных отношениях главную роль играл мужчина, жена и дети обязаны были подчиняться главе семьи.

К сфере ведения государства относилось регулирование имущественных отношений членов семьи.

Обязательственное право того времени явно несет на себе отпечаток буржуазных отношений. В качестве основных принципов заключения договоров можно выделить их добровольность, обязательность исполнения, возможность защищать свои нарушенные интересы в суде. Незаконные способы заключения договоров делали договоры недействительными.

Для смягчения постоянной социальной напряженности в промышленном секторе экономики правительство пошло на некоторое законодательное ограничение произвола молодой буржуазии. В частности, рабочий день в соответствии с законом не мог превышать 11,5 часов, ограничивался труд детей и подростков. Для надзора за исполнением этой части законодательства были созданы фабричные инспекции.

Таможенное право. Период с 1857 по 1868 г.г. отличался все тем же неуклонным стремлением к обновлению таможенного права в духе проводившихся либеральных реформ.

Продолжалось понижение ввозных пошлин по целому виду товаров. Главным мотивом понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны.

Так в своем представлении в Госсовет 21 мая 1859 года Министр финансов А.М.Княжевич взывал к безотлагательной государственной поддержке «начавшегося у нас машиностроения, особенно важного не только для снабжения отечественной промышленности усовершенствованными орудиями и уменьшения отлива за границу денег на покупку машин и судов, но и для обеспечения самому государству возможности приобретать различные механизмы на русских заводах.

В 1865 году состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения 1865 года были направлены на сокращение числа статей тарифа посредством соединения некоторых из них, на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход, а также на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров.

В 1867 году была учреждена новая комиссия по председательством сенатора Г. Неболсина. Отправной точкой работы тарифной комиссии стала записка вице директора Департамента таможенных сборов (до1864 г.-Департамента внешней торговли) Министерство финансов И.Н. Колесова, предложившего значительное понижение пошлин.

Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года. Отвечая в целом принципом свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей.

Понижение ввозимых пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. Достаточно сказать, что в первое пятилетие после 1868 г. таможенный доход государства увеличился более чем на 50% в сравнении с предыдущим пятилетием.

С первыми признаками кризиса 1873 г., ухудшением платежного баланса и финансового состояния страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины.

В условиях утверждавшегося полнокровного товарно-денежного хозяйства, когда страна не могла развиваться без собственной угольно-металлургической базы, либеральные начала в таможенной политике должны были уступить место протекционистским.

К этому подводило и потребность в частных иностранных инвестициях производственного назначения. Их масштабное привлечение в Россию было невозможно без существенной корректировки прежнего курса.

Наконец военно-политическая необходимость заставляла правительство оказывать поддержку отдельным отраслям и производством военно-стратегического значения.

С воцарением в 1881 году Александра III, который был убежденным защитником национальной промышленности и во время своего правления решительно вводил систему таможенного покровительства, поворотом в таможенной политике Росси стал необратимым.

В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз в сторону увеличения. При Министре финансов И.А. Вышнеградском (1887-1892 гг.) была осуществлена разработка нового таможенного тарифа.

Официально провозглашались принципы таможенной политики России на обозримую перспективу: первостепенная важность защиты промышленных интересов перед фискальным; равномерное покровительство всем нуждающимся отраслям промышленности.

К участию в разработке нового тарифа привлекались ученые, специалисты во главе с Д.И. Менделеевым.

Новый тариф признавался своего рода образцовым творением государственного попечительства о национальном труде в протекционистском направлении. Тариф был принят 11 июня 1891 года.

Введение тарифа 1891 года с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза.

Именно поэтому в 1892 году был принят новый таможенный устав, обновивший соответствующий законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением.

К началу 90-х годов в стране сформировалась разветвление систем таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступления: внешние пошлины (ввозные и отпускные) складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм, за бандероли, штрафные деньги, и т.д.

Тариф 1891 года рассматривался правительством России в качестве минимального. В дополнение к нему путем прибавок создавался максимальный тариф.

В 1893 году он был воплощен в жизнь в законе о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших России предоставлении льготных условий для ввоза или транзита российских товаров, облагались пошлинам на 15-20% превышавшими обычные ставки.

Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказывалась предоставить на товар из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор.

Началась торговая война между Россией и Германией. После нескольких месяцев бессмысленной и изнурительной войны Россия и Германия пришли в 1894 году к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет. Приложенные к этому договору «конвенционный тариф» 1894 года частично смягчил систему протекционизма.

По 125 статьям тарифа 1891 года понижение пошлин составило 10-33%. Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговых отношений.

Во избежание похожих конфликтов европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов.

Россия помимо Германии заключила подобное конвенционное соглашение с Францией, Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией.

По истечении срока действия русско-германского торгового договора в 1903 году был утвержден новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве. Введенный в действие с февраля 1906 года содержал «целый ряд вновь и отчасти весьма значительно повышенных ставок».

Характеризуя в целом таможенную политику России конца XIX - начала XX в.в. следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинулась вперед «по пути рационального построения таможенного протекционизма».

Устав 1904 года впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам». Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы.

Уголовное право в этот период получило дальнейшее развитие, что было связано с неуклонным движением страны от феодализма к капиталистическому строю. В "Уложении о наказаниях уголовных и исправительных" 1885г. повышается уровень теоретической базы раздела о соучастии, в котором начинают различать скоп, сговор и шайку. Несмотря на устрашение, как главную цель наказания, сохраняется применение смертной казни, основной упор делается на тюремное заключение, ссылку и каторгу. Наказание ставилось в зависимость от стадии покушения на преступление.

Таким образом, абсолютизм в России достигает своего апогея. Монарх, особенно в годы правления Николая I, концентрирует всю государственную власть в своих руках. Его личная канцелярия становится одним из важнейших органов управления.

В первой половине XIX в. осуществлялась систематизация российского законодательства, которая была направлена на укрепление феодально-крепостнических порядков.

Таким образом, во второй половине XIX в. в России были проведены важные либеральные реформы. Страна стала на рельсы капиталистического развития, что сыграло решающую роль в изменении общественного и государственного строя, а также права.


Лекция 10. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ (1905 – октябрь 1917 гг.)

Историография темы. Влияние I русской революции на изменение в

общественном и государственном строе. Развитие права. Государство и право

России после февральской буржуазно-демократической революции.

Историография, посвященная России начала ХХ века, характеризуется сильной политизированностью. Это связано с тем, что рассматриваемый период – это время столкновения различных потенциалов исторического развития страны. Остро стояла проблема выбора вариантов и моделей государственного и общественного развития.

В советской литературе 20-30-х годов тема разрабатывалась согласно формуле М.Н. Покровского «История – политика, перевернутая в прошлое». Формационно-классовый подход связывал период 1900 – 1917 годов созреванием предпосылок для перехода от капитализма к социализму. События 1905 – 1907 годов В.И.Лениным были обозначены как «генеральная репетиция Октябрьской революции». Отрезок с 1907по 1910 годы получил название «третьеиюньской монархии и политической реакции в стране»,а 1910 – 1914 годы трактовались как «новый подъем революционного движения».

В советской историографии закрепилась ленинская классификация общественных течений в России начала ХХ века, подразделяющая на три политические лагеря: самодержавно-помещичий; либерально-буржуазный и революционно-демократический. Настойчиво критиковались взгляды российских историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Б.Н.Чичерина о надклассовом характере царской власти.

Эмигрантская историография отвергало ленинскую классификацию. Кадетские, эсеровские, меньшевистские публицисты главным противоречием ХХ века называли противоречие между демократическими устремлениями общества и самодержавной политикой правительства. Их подход подразумевал два основных лагеря: демократический и антидемократический.

Эмигранты-монархисты считали самодержавие исторической формой политической власти в России, определяя смысл событий начала века как новую Смуту и покушение на Российскую государственность.

Эсеровско-кадетская публицистика, признавая революцию, отвергая её советскую трактовку. Разница в оценках, достигая полярности, касалась таких явлений как Государственная дума, реформа Столыпина, роль интеллигенции и др. Многие политические деятели эмиграции писали мемуары (П.Н. Милюков, Н.П. Извольский, С.Д. Сазонов, В.В. Шульгин и др.), преломляя революционные события через призму личного восприятия.

Некоторые историки-эмигранты предприняли серьезные попытки преодолеть субъективизм в подходе к теме и рассматривать события начала ХХ века в контексте всей российской истории (Г.В. Вернадский, Н.И. Ульянов, И.Л. Солоневич, М.М.Назаров и др.).

В советской историографии, в свою очередь, после Великой Отечественной войны постепенно вызревали признаки отхода от схематизма и однолинейности в изображении событий, неуклонно углубляя анализ процессов, происходящих в начале века.

Доныне тема является полем столкновения различных позиций и взглядов, концепций. Но ряд положений признается независимо от личных пристрастий авторов.

Во-первых, никем не оспаривается тезис о кризисе государственной власти вё1905-1907 годах, хотя и видят разные его причины. Так, Н.Д. Кузнецов, С.А. Трофимов, И.И. Ильин, В.В. Шелохаев, С.А. Чибиряев, С.Г. Кара-Мурза, О.И. Чистяков по –прежнему выделяют тезис о классовой борьбе, а К.Ф. Шацило, И.А. Исаев и др.в качестве главного фактора выделяют развитие демократических движений, Б.В. Леванов, И.И. Рогозин пытаются увязать эти две позиции. И.И. Солженицын,Ф.А Шипунов корень проблемы видят в деятельности террористических и оппозиционных организаций, связавших правительству руки в проведении целенаправленных реформ.

Интересной представляется версия о том, что политический кризис в России стал результатом действия внешних сил, «наказавших» её правительство за заботу о российских национальных интересах. По этой версии, как только Николай II ограничил вывоз капитала из страны пределом в 12,8%, то сразу России была навязана война с Японией (а позднее – с Германией), осложнившая внутреннюю ситуацию и приведшая к активизации левых экстремистов. Д.М. Балашов пишет, что Россия в начале ХХ века «начала теснить европейских и американских конкурентов на международном рынке». Поэтому промышленные и финансовые корпорации Европы и Америки работали на развал России и щедро финансировали русскую революцию.

В 70-х годах появились работы Н.Н. Яковлева и В.И. Старцева, где доказывалось, что до 1917 года в России действовала тайная массонская организация, проводившая антигосударственную и пораженческую линии и объединявшая верхушку кадетов, эсеров, меньшевиков,, бундовцев. Против этой версии выступили А.Я. Аврех, И.И. Минц и др.

Некоторыми авторами делается попытка проследить исторические корни кризиса начала ХХ века в духе традиций Н.И. Ульянова, И.Л. Солоневича. Например, М.В. Дъяков видит эту проблему следующим образом: «Симфония власти и религии, существовавшая до ломки России Петром, создавала равновесие, исключавшее вероятность плутократии, милитаризма, клерикализма или какого-либо из интеллигентских произвольных вывертов. Имперская Россия медленно, но верно убивала церковь, и, убив, скончалась сама». Ф.Ф. Нестеров выдвинул концепцию, по которой революционерам в начале ХХ века удалось разбудить энергию русского народа, тем самым задействовав присущие ему качества – «привычку к централизации и дисциплине, готовности к величайшему самопожертвованию».

Во-вторых, неоспоримым моментом в историографии является признание мощной динамики экономического развития России в начале ХХ века. Историки-марксисты признают её в качестве аргумента, подтверждающего высокий уровень российского капитализма и зрелось предпосылок для перехода к социализму. Представители антисоветского лагеря используют те же факты для противоположных выводов, говоря, что при такой динамике развития необходимости в революционных переворотах и потрясениях не было.

Таков далеко не полный спектр мнений и оценок, касающихся России начала ХХ века.

Мы при анализе развития государства и права в этот период исходим из того, что вступление России в ХХ век отмечено весьма значительными изменениями в экономической и политической жизни страны. Сложность развития империализма в России заключалось в том, что высоко концентрированная крупная капиталистическая промышленность уживалась с глубокими пережитками крепостничества во всей экономике и политической жизни.

Русская буржуазия выросшая под покровительством царского правительства, оказалась неспособной к политической борьбе и превратилась в контрреволюционную силу (особенно после революции 1905—1907 гг.).

В 1900 г. в России разразился экономический кризис, в результате которого закрылось около 3 тыс. легких и средних заводов и фабрик. 1902—1903 гг. произошел резкий подъем рабочего движения во многих городах России. В 1905—1907 гг. Россию потрясла первая русская революция.

На развитие государства и права наложили отпечаток русско-японская война 1905 г. и Первая мировая война.

Период с февраля по октябрь 1917 года в России юридически существовала буржуазная государственность.

Влияние первой русской революции на изменение в элементах общественного и государственного строя. Развернувшиеся с начала 1905 года революционные события вынудили царизм идти на отдельные уступки с тем, чтобы ослабить размах в силу революции и спасти самодержавный строй.

Одной из таких уступок было создание Государственной думы. В августе 1905 года были приняты: «Манифест об учреждении Государственной думы» (получивший название «Булыгинской») и «Положение о выборах в Государственную Думу».

По этим законам Дума должна была собираться на обсуждения законодательных проектов, вносимых Государственным Советом на утверждение царю. Она имела право законодательной инициативы (исключая основные законы государства) и обсуждения бюджета.

Выборы Думы были задуманы как многостепенные, по трем куриям:

1. уездных землевладельцев — (34% выборщиков);

2. городских избирателей — (24% выборщиков);

3. уполномоченных от волостей (42% выборщиков).

Из участия в выборах исключались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, горожане, не имевшие недвижимой собственности и не снимавшие отдельных квартир, кочевники. Однако эта Дума не была созвана, она была сметена нарастающей революцией, которая продолжала развиваться.

В разгар всеобщей забастовки в октябре 1905 года царь издал Манифест от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка", который утверждал следующее:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы не началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе «... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав...».

3. "Установить, как незыблемое правило, чтобы ни какой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Дальнейшее развитие революции заставило царизм принять 2 декабря 1905 года Указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу" и изданных в дополнение к нему узаконений. Общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 года, были сохранены. Однако V раздел указа представлял очень ограниченные избирательные права рабочим. I и II разделы увеличили круг избирателей по городской курии.

Порядок организации и деятельности Государственной Думы и Государственного совета были определены следующие законы: "Манифест об изменении учреждения Государственного совета" и "О переустройстве учреждения Государственной Думы" от 20 февраля 1906 года; Указ "Учреждение Государственной Думы" 20 февраля 1906 года; "Свод основных государственных законов" от 23 апреля 1906 года.

Эти законы не поколебали царской власти, которая, по прежнему, объявлялась носителем верховной самодержавной власти (ст.ст. 4—22 Свода Основных государственных законов).

Законодательную власть император осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной Думой (ст.ст. 86—87 "Свода законов"). При этом только он имел право законодательной инициативы в отношении пересмотра основных законов, за ним оставалось право утверждать законы, он мог издавать законы и без Государственной Думы (в перерывах заседаний Совет министров мог представить проекты законов непосредственно императору).

Хотя срок деятельности Думы был определен 5 лет, царь мог распустить ее досрочно. Первая Государственная Дума начала работать 24 апреля 1906 года и была распущена Манифестом царя от 9 июля 1906 года. Вторая Государственная Дума начала работать 20 февраля 1907 года и была распущена Манифестом от 3 июня 1907 года.

Причем "Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу" и "Положение о выборах в Государственную Думу" от 3 июня 1907 года свидетельствует о реакционном государственном перевороте, т.к. представители рабочих и крестьян почти полностью были устранены от участия в Думе.

Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года). Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков.

Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда: а) первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков; б) второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%.

Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года).

По новым законам были избраны II и IV Государственные Думы (1907—1912 гг.). Формально компетенция Государственной Думы была обширной: издание законов, утверждение бюджета, верховный надзор за государственным контролем, дела о строительстве железных дорог, об учреждении компаний на акциях и т.д. (ст. 31 "Учреждение Государственной Думы", от 20 февраля 1906 года).

В действительности законодательные функции думы были ограничены: не могла рассматривать вопросы об отмене Основных законов; принятые ею проекты законов могли быть отклонены Государственным советом и царем; ведомства могли не приостанавливать исполнение бюджета, даже если дума отказывала в его утверждении и т.д.

Дума внешне напоминала буржуазно-парламентский орган (избираемость членов, право запросов, право Законодательной инициативы и т.д.), но фактически была лишь законосовещательным органом.

Переустройство Государственного Совета в соответствии с Указом от 20 февраля 1906 года как второй палаты явилось нарушением Манифеста 17 октября, в котором говорилось только о Государственной думе.

Государственный совет состоял из членов по назначению царя и членов по выборам в равном количестве. Первую половину состава царь единолично назначал ежегодно. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет с таким расчетом, чтобы каждые 3 года 1/3 их выбывала и избирались новые.

Выборы производились не населением, а высшими дворянскими обществами, промышленниками и торговцами, Синодом, Академией наук и университетами. Председатель и вице-председатель назначались императором. При совете сохранялась канцелярия.

Государственный совет получил в области законодательства права, одинаковые с Думой. Он имел право законодательной инициативы, без утверждения Совета законопроект не передавался царю на утверждение.

Реорганизация Государственного Совета, придания ему значения верхней палаты, существенно ограничивало право Думы (законопроекты на утверждение представлялись председателем Государственного Совета).

В соответствии с Манифестом 19 октября 1905 года "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений" был преобразован Совет Министров.

По Указу Совет министров создавался как правительственный орган во главе с председателем, назначаемым царем. Царь сохранял существенные прерогативы в непосредственном руководстве внешней политикой и военными вопросами, минуя парламент (Государственный Совет и Думу).

Совет Министров превращался в высшее правительственное исполнительное учреждение. Но вместе с тем, только в период между I и II Думами (июль 1906 — февраль 1907 г.) через Совет Министров было проведено 59 законов, важнейшие из которых были направлены на борьбу с революционным движением.

Сущность изменений в государственном строе, по меткой характеристике В.И. Ленина, состояла в том, что российская монархия сделала новый шаг на пути превращения её в буржуазную монархию.

После подавления революции в России наступил период реакций (1907—1910 гг.) царским правительством широко применялись формы военного подавления, организовывались карательные экспедиции.

После Русско-японской войны, в которой Россия потерпела поражение, в русской армии был проведен ряд военных преобразований. Проводилась централизация военного управления, повышалась роль военного министра. Ему подчинялись учреждение генерал-инспектора пехоты, кавалерии, инженерных войск и военно-учебных заведений, Главное управление Генштаба, Морской Генштаб.

В европейской части России в 1910 г. была введена территориальная система комплектования, созданы корпусные, дивизионные и полковые районы пополнения, что облегчило мобилизацию.

Было улучшено материальное положение офицеров, принят новый устав о пенсиях офицерам (после войны было уволено около 7 тыс. офицеров по возрасту и служебному несоответствию).

В 1912 году был введен новый устав воинской повинности, закрепивший сокращенные сроки действительной службы: в пехоте — с 5 до 3 лет, в других войсках — с 5 до 4 лет, на флоте с 7 до 5 лет.

В 1909—1912 годах были приняты новые уставы с учетом опыта прошедшей войны. Улучшено техническое оснащение армии (в1909 -1910 годах приняты на вооружение 122 и 152 мм гаубицы и 107 мм пушки, в полках созданы пулеметные команды и др.).

Военные реформы, тем не менее, не устранили большинства недостатков в военном деле, порожденных общим кризисом буржуазно-помещичьей России.

Первая мировая война, начавшаяся в середине 1914 года обусловила изменение в государственном аппарате в соответствии с задачами военного времени.

В августе 1914 года были созданы, прежде всего, по инициативе буржуазии, общероссийские


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: