Становление научной педагогики за рубежом

Педагогическая система Яна Амоса Коменского (1592 – 1670).

Чешский педагог – гуманист, выдающийся общественный деятель. Разработал гуманистический проект Мирового порядка, создатель научной педагогики. В школы следует отдавать детей "знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях".

           
 
Важнейшие труды Я.А. Коменского.
  1. Великая дидактика.
  2. Лабиринт света и рай сердца.
  3. Законы хорошо организованной школы.
  4. Материнская школа.
  5. Открытая дверь языков.
  6. Мир чувственных вещей в картинках.
  7. Новейший метод языков.
  8. Пансофическая школа.
  9. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих.
 
 
 
Цели воспитания: 1. Подготовка к земной жизни и трудовой деятельности. 2. Подготовка к загробной жизни.  
 
Задачи воспитания: 1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание). 2. Управление собой (нравственное воспитание). 3. Стремление к богу (религиозное воспитание).  
 
Методы воспитания: 1. Личный пример. 2. Поучение. 3. Упражнение. 4. Поощрение. 5. Наказание.
 
 
Природосообразность воспитания. Воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек.  
 
 
Разработал теорию обучения. "Золотое правило" дидактики. "Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами".  
 
 
Дидактические принципы. 1. Наглядность: "Золотое правило" дидактики. "Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами". 2. Сознательность: "Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудку". 3. Систематичность и последовательность: "Все последующее должно опираться на предыдущее". 4. Посильность: "Все подлежащее изучению должно разделить сообразно ступеням возраста. 5. Упражнение и прочное усвоение знаний: "Все должно закрепляться постоянными упражнениями".  


Проект пансофической школы, т.е. школы всеобщей мудрости

(на основе возрастной периодизации)

Возраст, период Тип школ Где создается Кто обучается Содержание образования и воспитания.
Преддошкольный возраст (0-2лет) Собственный дошкольный возраст (3-6 лет) До 6 лет детство Материнская школа В каждой семье Все юношество обоего пола Преддошкольный возраст – уход, кормление, физическое воспитание. В дошкольном возрасте – необходимый в деятельной игре. Развитие органов чувств. Первоначальное представление о природе и общественной жизни. Приучение к хозяйству и труду. Физическое и нравственное воспитание. Развитие эстетических чувств.
6-12 лет отрочество Школа родного языка В каждой общине, семье, городе Все юношество обоего пола. Обучение на родном языке. Чтение. Письмо, счет, пение. Элементы хозяйства и политики. История, религия. Ремесло. Учение о нравственности.
12-18 лет юность Школа латинского языка В городе, уезде. Наиболее успешно окончившие школу родного языка Семь свободных искусств. Физика. География. История. Родной латинский, греческий и один из новых языков. Классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический, риторический.
18-24 лет возмужалость Академия В большой провинции Будущие ученые Факультеты: юридический, медицинский, богословский. Кругосветное путешествие.

Должность учителя очень почетна, "настолько превосходна, как никакая другая под солнцем". Учитель должен "могуче увлекать учеников благим примером". Для этого учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным человеком. Он должен безгранично любить свое дело, быть отцом учащихся, учитывать и будить интерес детей к учению.

"Материнская школа" Я.А. Коменского – прообраз программы развития и обучения детей дошкольного возраста.
"Дети, как драгоценный дар Божий и отношение к ним". Дети это бесценное сокровище, об этом свидетельствует дух божий устами Давида так: «Вот наследие от Господа: дети; и плод чрева - Его дар; как стрелы в руке, так юные сыновья». Какими счастливыми называет он тех, кому Бог дарует детей. Я. А. Коменский придерживается библейских принципов о ценности детей как драгоценнейшим Божиим даром.   "С какой целью, и к чему следует стремиться при их воспитании". Цель воспитания юношества: 1) Вера и благочестие. 2) Добрые нравы. 3) Знание языков и наук. Две стороны истиной небесной мудрости т.е. человек должен стремиться и развивать: 1)-Ясное, истинное познание Бога и всех его чудных дел. 2)-Умение осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей и будущей жизни. Воспитание и образование юношей в первое шестилетие жизни: Коменский выделяет следующие формы, или цели, этого воспитания. А) Жить на пользу Богу и людям. Б) Воспитан в благочестии, добрых нравах и полезных науках. Основные принципы развития у детей речи. АЗЫ ГРАММАТИКИ: - В конце первого года у детей начинают формироваться некоторые звуки или даже слоги: а, е, и, ба, ма, та и т.д. Но наследующей год это обыкновенно проявляется полнее, когда дети пытаются произносить целые слова: тетя, мама, папа и т.д. - На четвертом, пятом, шестом году вместе с пониманием окружающего речь будет обогащаться. АЗЫ РИТОРИКИ: - Приблизительно на третьем году дети начинают по жестам понимать фигуральные выражения и подрожать, иногда спрашивая, иногда выражая удивление, иногда умалчивая, когда что-либо рассказывают. Основные принципы воспитания детей в нравственности и добродетелях. - Постоянный образ добродетелей - Своевременное и разумное наставление и упражнение. - Умеренная дисциплина. Основы «Материнской школы»: Физическое воспитание детей. - давал советы женщине, готовящейся стать матерью: "не пугаться, в работе быть бодрой, воздерживаться от объедания и опьянения"; - самой вскармливать ребенка, не отдавать кормилицам; - не приучать к лекарствам; - следить за здоровьем, предохранять от ушибов, от простуды, перегревания; - соблюдать упорядоченный режим; - ежедневные движения; - развлечения, радость – ½ здоровья. Коменский уделял много внимания и призывал родителей, в частности матерей, заботиться о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важное требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений - давать им возможность бегать, играть, резвиться. Игра как необходимая для ребенка форма деятельности. Нравственное воспитание детей. Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим, и воспитывать любовь к труду. Умственное воспитание. В первые шесть лет жизни ребенок должен узнать: -из области физики и естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и название деревьев, цветов, животных и т.д. -из области астрономии, что называется небом, солнцем луной и звездами. -из географии - место, где он родился и где он живет, а также представлять себе, что такое гора, долина, река, город, деревня. Знать некоторые единицы времени и время года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, зима, осень). Оптика – что такое тьма, свет, различение цветов. Хронология – час, день, неделя, месяц, год, времена года. История – что произошло вчера, сегодня, в прошлом году. Экономика – кто относится к составу семьи. Политика – сознавать кого-либо в государстве (консул, сенатор). Диалектика – понимать что такое вопрос, ответ, отвечать прямо на вопрос. Арифметика – знать, что такое мало, много, считать до 20 или 60, что такое число четное, нечетное, 3 > 2; 3+1 =4 Геометрия – что значит малое и большое, короткое и длинное, узкое, широкое, тонкое, толстое. Называть четверть, локоть, сажень. Музыкальное воспитание – спеть стишок из гимнов (пение, стихи) Ремесло или труд – рубить, полоть, строить и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: