Государственный надзор за деятельностью страховых компаний

Необходимость государственного надзора определяется важной ролью страхования в экономической жизни общества, связанной с ликвидацией последствий неблагоприятных событий и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а также потребностью защиты интересов страхователей.

Для обеспечения государственного контроля в этой области в феврале 1992 г. Указом Президента РФ была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) в форме федерального органа исполнительной власти. В 1996 г. функции Росстрахнадзора переданы Департаменту страхового надзора при Министерстве финансов Российской Федерации. Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора» была создана Федеральная служба страхового надзора (ФССН), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

В формировании системы государственного надзора Россия опирается на мировой опыт в этой области, ориентируясь прежде всего на немецкий подход к контролю за страховой деятельностью. Для Германии характерен жесткий контроль за соблюдением законов по защите интересов страхователей и четкая регламентация страховых операций. Обязательным является лицензирование страховой деятельности, публикация страховыми компаниями отчетов об их работе, законодательное установление и контроль соблюдения нормативов деятельности страховщиков.

В мировой практике существует также и английский вариант организации страхового надзора, особенностью является незначительное вмешательство государства в деятельность страховщиков. Здесь государство осуществляет лишь последующий контроль за законностью уже совершенных страховых операций.

Целью деятельности Федеральной службы страхового надзора Минфина России является контроль за соблюдением требований страхового законодательства, обеспечение эффективного развития страхового рынка, защита интересов и прав страхователей, страховщиков, государства и других - заинтересованных лиц. Поставленная обществом цель реализуется через закрепленные законодательством права и обязанности Федеральной службы страхового надзора.

В обязанности Федеральной службы страхового надзора Министерства финансов входит:

· ведение Единого государственного реестра страховых организаций и их объединений, а также реестра страховых брокеров;

· решение вопроса о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности и аудит в страховании;

· разработка правил формирования и размещения страховых резервов, учета и отчетности страховщиков, нормативных актов и инструктивных материалов в области страхования;

· контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховых компаний;

· обеспечение гласности страховой деятельности, проверка достоверности отчетных данных и правдивости информации о финансовом состоянии страховщиков;

· обобщение практики страховой деятельности, разработка предложений по совершенствованию страхового законодательства;

· обеспечение правопорядка в отрасли, для чего ФССН рассматривает нарушения закона, наказывает нарушителей, ограничивая, приостанавливая или отзывая лицензии на осуществление страховой деятельности;

· подготовка и повышение квалификации работников страхового надзора.

Федеральная служба страхового надзора Минфина России имеет право:

· получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также необходимую информацию от предприятий, организаций, банков, граждан;

· проверять соблюдение страховыми компаниями страхового законодательства и достоверность предоставляемой ими отчетности;

· давать предписания страховщикам по устранению выявленных нарушений, а в случае невыполнения ими этих предписаний - приостанавливать, ограничивать или отзывать лицензии;

· обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой компании в случае неоднократного нарушения законодательства РФ, а также о ликвидации страховщиков, осуществляющих страховую деятельность без лицензии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: