Основной формой изучения интегрированного модуля «Философия» (с основами психологии и педагогики) является самостоятельная работа. Она требует интереса к учебе, времени, усилий, воли, способности к систематическому труду, рациональной организации самостоятельных занятий. Для этого студентам заочной и дистанционной форм обучения необходимо умение пользоваться первоисточниками, электронными образовательными средствами, учебно-методическими пособиями, библиотечными каталогами, справочной литературой, статьями в периодической печати.
Контрольная работа (далее КР) – контролируемая самостоятельная управляемая преподавателем работа студента, выполняемая по индивидуальным заданиям согласно программе учебной дисциплины с целью приобретения необходимых компетенций (знаний, умений и навыков), предусмотренных программой учебной дисциплины. Студент готовит 1 КР, включающую одну тему. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по учетному учебному номеру студента или порядковому номеру в списке группы. Ориентировочный объем КР составляет 12000–14000 знаков. Оформление в бумажном или электронном виде индивидуального задания не требуется.
Контроль компетенций, приобретенных студентом при выполнении индивидуальных заданий КР, осуществляется преподавателем очно. Если студент не защитил КР до текущей аттестации или в ходе ее проведения, он получает неудовлетворительную отметку по итогам текущей аттестации.
Студент заочной формы обучения выполняет одну контрольную работу, студент дистанционной формы – две.
| № темы по п.1 | Наименование контрольной работы | Содержание | Обеспеченность по пункту 2.2 |
| 1. | Философия как феномен культуры | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Философия как особый тип мировоззрения. Отличие философии от мифологии и религии. 2. Основные проблемы философии. 3. Функции философии. Структура философского знания. | |
| 2. | Древневосточная философия | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Специфика философии Древнего Китая и Древней Индии. 2. Основные школы, понятия и проблемы китайской и индийской философии. | |
| 3. | Философия Античности | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Космоцентризм и особенности античной натурфилософии. 2. Философия классического периода. 3. Античная философия в эллинистически-римскую эпоху. | |
| 4. | Философия средневековья и Возрождения | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Основные этапы развития средневековой философии: патристика, схоластика, поздняя схоластика. 2. Проблема соотношения веры и разума. 3. Номинализм и реализм о природе универсалий. 4. Философия эпохи Возрождения. Возрождение на Беларуси. | |
| 5. | Философия Нового времени и эпохи Просвещения | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Особенности философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм – гносеологические ориентации философии XVI-XVII вв. 3. Социально-исторические основания философской мысли эпохи Просвещения. 4. Французский материализм XVIII в. | |
| 6. | Немецкая классическая философия | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Основные черты немецкой классической философии. 2. «Критическая» философия Канта. 3. Объективный идеализм в учении Гегеля. Диалектический метод. 4. Антропологический материализм Фейербаха. | |
| 7. | Диалектико-материалистическая философия | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Марксизм о функциях и предмете философии. 2. Материалистическая диалектика. 3. Материалистическое понимание истории. | |
| 8. | Философия позитивизма | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Возникновение и истоки позитивизма. Основные этапы развития. 2. Борьба с «метафизикой» и идеал «позитивного» знания. 3. Проблема верификации. 4. Позитивистские традиции в западной философии науки. | |
| 9. | Психоаналитическая философия | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Проблема бессознательного в философии. 2. Психоаналитическая концепция человека, культуры и творчества. 3. Неофрейдизм о социальной природе психики. | |
| 10. | Русская и отечественная философия в исторической динамике | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Философия всеединства В. Соловьева. 2. Русский космизм. 3. Религиозные мотивы русской философии. 4. Философская мысль Беларуси. | |
| 11. | Философия экзистенциализма | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Теоретические истоки экзистенциализма. 2. Понятие, проблемы и представители экзистенциализма. | |
| 12. | Неклассическая западная философия | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. 2. Анализ и исследование языка, понимания и культуры. 3. Философия постмодерна. | |
| 13. | Проблема бытия в философии | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Проблема бытия в истории философии. 2. Структура бытия. 3. Материя как современная философская категория. 4. Категории движения, пространства и времени в философии. | |
| 14. | Философия природы | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Эволюция представлений о природе в философии и науке. 2. Понятие биосферы и ноосферы. 3. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа». Необходимость формирования экологического сознания в контексте глобальных проблем современности. | |
| 15. | Проблема человека в философии | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека. 2. Круги человеческого бытия. 3. Гуманизм и его формы. | |
| 16. | Проблема сознания | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Проблема сознания в истории философии. 2. Сущность и структура сознания. 3. Проблема происхождения сознания. 4. Сознание и язык. Функции сознания. | |
| 17. | Теория познания и ее проблема | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Проблема познания в истории философии. 2. Единство чувственного и рационального в познании. 3. Понятие истины. 4. Диалектика относительной и абсолютной истины. | |
| 18. | Наука в системе культуры и социальных ценностей | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Понятие науки и ее гносеологический и социокультурный статус. 2. Функции науки в современном обществе. 3. Наука как социальный институт. Идеалы и нормы научного познания. | |
| 19. | Общество как предмет социальной философии | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Определение предмета социальной философии. 2. Теоретические модели общества: натурализм, идеализм, материализм. 3. Основные сферы и процессы жизни общества, их структура и взаимосвязь. 4. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе. | |
| 20. | Теория социального действия в современной философии | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Понятие социального действия. 2. Современные философские концепции социального действия. 3. Структура и виды социальных действий. | |
| 21. | Научно-техническая революция | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Понятие техники и научно-технической революции. Основные этапы развития НТР. 2. Особенности и направления современной НТР. 3. Гуманистическая и прагматическая идеология социальных действий человека в условиях НТР. | |
| 22. | Понятие культуры и духовности | Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемому примерному плану: 1. Основные подходы к определению понятия культуры. Сущность культуры. 2. Материальная и духовная культура. Исторические типы культуры. 3. Духовный мир человека. Мир культуры и повседневная жизнь. 4. Проблемы культурного развития белорусского народа. | |
| 23. | Предмет, задачи и методологические основы психологии | Целью контрольной работы являются самостоятельные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть достаточно развернутыми, последовательными, логически обоснованными: 1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы истории психологии, которым соответствовали различные представления о ее предмете. 2. Какое место занимает современная психология в системе научного знания? 3. Назовите основные методологические принципы современной научной психологии, охарактеризуйте их и попытайтесь обосновать важность, значимость и необходимость каждого принципа. 4. Нарисуйте структурную схему классификации методов психологического исследования. | 2, 3, 4 |
| 24. | Психика, ее природа, функции, уровни и проявления | Целью контрольной работы являются самостоятельные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть достаточно развернутыми, последовательными, логически обоснованными: 1. В чем состоит связь психического и физиологического? 2. Какие основные функции выполняет психика человека? 3. Каково значение бессознательного в жизни человека? 4. Нарисуйте схему структуры сознания, охарактеризуйте ее основные компоненты и опишите процесс функционирования сознания. | 2, 3, 4 |
| 25. | Психология личности | Целью контрольной работы являются самостоятельные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть достаточно развернутыми, последовательными, логически обоснованными: 1. Назовите основные свойства личности и дайте им характеристику. 2. Что такое «мотивационная сфера личности», каковы ее свойства и как она функционирует? 3. Что такое «деятельность» и чем она отличается от «поведения» человека? 4. Объясните и подтвердите примерами, почему руководителю коллектива нужно знать темперамент подчиненных. | 2, 3, 4 |
| 26. | Познавательные процессы личности | Целью контрольной работы являются самостоятельные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть достаточно развернутыми, последовательными, логически обоснованными: 1. Как возникло мышление, и какие основные стадии оно прошло в своем развитии? 2. Нарисуйте схему классификации видов памяти и проиллюстрируйте ее собственными примерами. 3. Опишите и проиллюстрируйте примерами основные виды «психологических барьеров» в мышлении. 4. Что такое творческие способности и как их можно у себя развить? | 2, 3, 4 |
| 27. | Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования | Целью контрольной работы являются самостоятельные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть достаточно развернутыми, последовательными, логически обоснованными: 1. Чем различаются эмоции человека и животных? 2. Объясните, почему человеку необходима воля. 3. Нарисуйте схему классификации психических состояний. 4. Сформулируйте, практические рекомендации по уменьшению частоты и интенсивности стрессовых ситуаций в процессе учебной деятельности студента. | 2, 3, 4 |
| 28. | Социально-психологические явления и процессы | Целью контрольной работы являются самостоятельные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть достаточно развернутыми, последовательными, логически обоснованными: 1. Назовите психологические причины объединения людей в группы. 2. Что такое «кооперация» и «конкуренция» как виды взаимодействия людей? 3. Как можно противостоять давлению группы, как снизить уровень конформизма? 4. Какова роль групповых традиций, являются ли они препятствием взаимопонимания различных групп? | 2, 3, 4 |
| 29. | Психологические условия эффективного управления | Целью контрольной работы являются самостоятельные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть достаточно развернутыми, последовательными, логически обоснованными: 1. Назовите основные виды психологической совместимости людей и дайте им характеристику. 2. Опишите разницу между лидерами и руководителями. 3. Назовите типичные стили руководства и дайте им характеристику. 4. Назовите основные причины конфликтов в организациях и дайте им характеристику. | 2, 3, 4 |
| 30. | Педагогика как наука, ее предмет и задачи | Целью контрольной работы являются самостоятельные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть достаточно развернутыми, последовательными, логически обоснованными: 1. Почему педагогику рассматривают как науку и искусство? 2. Обоснуйте и представьте в виде схемы взаимосвязь основных понятий и категорий педагогики. 3. Как связаны между собой процессы развития и воспитания человека? 4. Каковы основные парадигмы современной педагогики и их содержание? | 2, 3, 4 |
| 31. | Педагогика как теория обучения | Целью контрольной работы являются самостоятельные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть достаточно развернутыми, последовательными, логически обоснованными: 1. Что такое «дидактика» и как она связана с педагогикой? 2. Каковы сильные и слабые стороны лекционно-семинарской системы обучения? 3. Каким должен быть контроль за учебной работой студентов в вузе? 4. Каково значение самостоятельной работы и ее наиболее эффективные формы в вузе? | 2, 3, 4 |
| 32. | Педагогика как наука о воспитании | Целью контрольной работы являются самостоятельные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть достаточно развернутыми, последовательными, логически обоснованными: 1. Как связаны между собой процессы воспитания, развития и социализации? 2. Что подразумевается под воспитанием социально-компетентной личности? 3. Как формировать национальное самосознание у современной молодежи? 4. Назовите и охарактеризуйте основные методы семейного воспитания. | 2, 3, 4 |






