double arrow

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Основные подходы в понимании феномена цивилизации.

1. Впервые культура становится предметом философского изучения как одна из центральных категорий просветительской «философии истории» (Вольтер, Вико, Гердер). Идея культуры выражала степень развитости разумного начала, поступательного исторического развития, воплощённого в религии, науке, искусстве, праве, морали.

В истории философского осмысления культуры можно выделить её следующие основные модели:

«Натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественым формам её проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Натурализм превращает культуру в одну из ступеней природной эволюции, благодаря которой человек образует высшее звено в её развитии.

В XIX веке завершается формирование «классической» модели культуры. В этой модели человек, как субъект культуры, выступает как разумное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции. Классическая модель характерна жёстким разделением объекта и субъекта познания, предметом которого выступает надындивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека.

Следующая модель «неклассическая» (модернистская) ориентируется на повседневную жизнь человека. Культура личности, этноса, социума рассматриваются как элементы культурной реальности, взаимодействующие между собой и воспринимающие человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия. Для модернистской модели характерны пессимизм, идея абсурдности, приоритет личного перед общественным в жизни человека.

Следующая «постмодернистская» модель связана с осмыслением того, что мир противится воздействию на него человека, им мстит ему за попытки преобразования. Такое понимание влечёт за собой отказ от систематизации мира: он не умещается ни в какие теоретические схемы. Субъект культуры как центр системы представлений о мире распадается. В отличие от классической, постмодернистская модель отказывается от универсальности представлений о сводимости всех проявлений культуры к первооснове и обращает внимание на их самодостаточность.

При философском осмыслении феномена культуры можно выделить несколько подходов.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении мира ценностей человека, к которому и применимо понятие культуры. Она выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, как реализация идеально-ценностных целей.

В деятельностном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности, придающим человеческой активности внутреннюю целостность и направленность.

При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве её сущностной характеристики: знаковый механизм передачи опыта через социокод как знаково закреплённую совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование. Так как символы и знаки являются средствами реализации ценностей и смыслов культуры, она имеет символически коммуникативную природу.

При структуралистском подходе культура рассматривается каксовокупность социальных элементов – носителей ценностных отношений, регулирующих их деятельность (брак, семья, обычаи, символы), но без учёта личного фактора.

При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который даёт обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры.

При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры, которая рассматривается как процесс, включающий все виды творчества и регулируемый человеком как субъектом коллектива. Культура, таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.

Таким образом, философия изучает культуру не как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, обществом и человеком, а как всеобщую характеристику мира как целого. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития. Культура есть весь мир, в котором человек находит себя.

2. Культура не существует вне своего живого носителя – человека. Единство мира культуры определяется его целостностью, действующего как целостное существо. Индивид усваивает её через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются а процессе общественной практики. Биологически человеку даётся только организм, обладающий потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приёмами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Степень его приобщённости к культуре определяет меру его общественного развития.

В обществе существуют определённые нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры, которые интегрируют деятельность отдельного человека в единое целое.

Культурные нормы – это определённые образцы, правила поведения, которые складываются и утверждаются в обыденном сознании общества. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях. Однако нормы культуры изменчивы, а сама культура имеет открытый характер. Поэтому культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре – это традиция: элементы культурного наследия, сохраняющиеся и передающиеся от поколения к поколению. Благодаря традициям общество развивается, так как каждое новое поколение, усваивая достигнутый человеческий опыт, продвигается вперёд, основываясь на нём.

В то же время, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Поэтому единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры.

Различное соотношение традиций и творчества в культуре даёт основания для разделения обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над творчеством. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы не одобряются и отрицаются. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Каждая культурная ценность носит неповторимый и уникальный характер.

3. Понятие «цивилизация» первоначально появилось во Франции в середине XVIII века в русле теории прогресса и употреблялось в единственном числе. Философы эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо) понимали под цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Именно здесь произошла замена понятия «культура» на понятие «цивилизация». Немецкие просветители связывали понятие «культура» с личностным развития человека, тогда как «цивилизация» отождествлялось с социально-политической жизнью людей.

Для философии ХХ века характерно разведение этих понятий: культура остаётся символом всего позитивного, а цивилизация иногда несёт негативный смысл. Цивилизация, как синоним материальной культуры, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, олицетворяет собой технический прогресс и способствует достижению материальных благ. Вместе с тем, техника, материальное изобилие сами по себе не означают духовного и культурного расцвета, они не могут оцениваться нравственно или безнравственно – они нейтральны. Культурная значимость технических завоеваний зависит от того, в каком контексте ценностей они используются. Понятие цивилизации поэтому чаще всего связывается с культурно-нейтральным по своей внутренней природе развитием техники, а понятие культуры, наоборот, максимально сблизилось с понятием именно духовно прогресса. Таким образом, цивилизация – это преобразованный человекоммирматериальных объектов, а культура – это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его полной зависимости от окружающего социума или его духовной автономности.

В первой трети ХХ века О. Шпенглер сформулировал негативное отношение к цивилизации как к «агонии культуры». К негативным качествам цивилизации относят её тенденцию к стандартизации мышления, низкой оценки независимости и индивидуализации. Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества. Цивилизация понимается как синоним урбанизации, тирании машин, как источник дегуманизации мира.

На данный момент существуют несколько подходов в понимании понятия «цивилизация»:

В отечественной литературе преобладает культурологический подход, когда под цивилизацией подразумевается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии. В рамках этого подхода О. Шпенглер противопоставил цивилизацию культуре, считая первую заключительным этапом развития последней, для которого характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы. М. Вебер и А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определёнными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия.

В русле социологического подхода концепция Д. Уилкинса отвергает понимание цивилизации как социума, характеризующегося однородной культурой. Понятие цивилизации употребляется как синоним социального образования, имеющего общий временной и пространственный ареал и образующийся вокруг городских центров благодаря действию механизмов их социально-политических связей. Такое образование базируется на отношениях сотрудничества и конфликтности.

С позиции этнопсихологического подхода Л. Гумилёв связывал понятие цивилизации с особенностями этнической истории. Цивилизационный критерий усматривается в специфике культуры и психологии какого-либо народа. При таком понимании цивилизация отождествляется с национальным характером народа.

Представители географического детерминизма (Л. Мечников) считают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда существования народа, которая влияет на формы кооперации людей.

Начиная со второй половины ХХ века представления о цивилизации основываются на понятии локально-исторических образований, сущность которых сводится к специфике социокультурного кода, а культура понимается как связующее звено между цивилизациями и объединением этих понятий в одну глобальную систему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. – 1992.№8. – С. 146 – 157.

2. Бабаев Ю.В. Основы философии. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 544 с.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: 1999. – 786 с.

4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: 1994. – 350 с.

5. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность. – 1996.№6. – С. 117 – 127.

6. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. – СПб.: 1999. – 479 с.

7. Всемирная философия. ХХ век / Авт.-сост. А.П. Андриевский. – Мн.: Харвест, 2004. – 832 с.

8. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М.: 1979. – 288 с.

9. Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика // ОНС. – 1997.№1. – С. 117 – 124.

10. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопросы философии. -1998.№2.

11. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально – философские аспекты. – Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 1999. – 199 с.

12. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: Введение в человекознание. – СПб.: 2001. – 280 с.

13. История философии / Под ред. Д.А. Гусева. – М.: СЛОВО, 2004. – 448 с.

14. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. – М.: 2000. – 608 с.

15. Келасьев В.Н. Проблема самореализации человека в современных условиях // Социология и социальная антропология. – 1997.№3. – С. 76 – 77.

16. Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии. – 2001.№10. – С. 99 – 113.

17. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

18. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844г. Сочинения. Изд-е 2-е. т.1 – М.: 1955. – 652 с.

19. Мартынов Б.В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях. – Ростов н/Д.: Ростиздат, 2005. – 180 с.

20. Медведев В.П. Самосознание как атрибут человека и личности. – Саратов, 1996. – 71 с.

21. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. – Ростов н/Д.: ДГТУ, 1999. – 247 с.

22. Основы современной философии. – СПб.: «Лань», 2004. – 352 с.

23. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. – 1991.№6. – С. 46 – 86.

24. Проблема человека в западной философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: 1988. – 380 с.

25. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. – 1995.№8. – С. 63 – 72.

26. Рябова Л.В. Проблемы самореализации человека. – Ростов н/Д.: ДГТУ, 1993. – 85 с.

27. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. – М.: 2000. – 585 с.

28. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 816 с.

29. Стёпин В.С. Теоретическое знание: Структура, история, эволюция. – М.: 2000. – 743 с.

30. Хьел Л, Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: 2003. – 608 с.

31. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: 1991. – 512 с.

32. Шаповалов В.И., Казаков Н.В. Законы синергетики и глобальные тенденции // ОНС. – 2002.№3. – С. 141 – 148.

33. Философия: Курс лекций: Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Калашникова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 384 с.

34. Философия: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 576 с.

35. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990. – 331 с.

Словарь терминов

Абсолютный дух — в философской системе Гегеля — заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субьективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.

Аксиология — философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности.

Амбивалентность — двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту.

Антагонизм — одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций.

Антиномия — противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (теории).

Антропология (философская) — учение о человеке, его сущности и природе.

Априорный — не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный.

Архетип — бессознательная, предшествующая форма, которая представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.

Атеизм — исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.

Бессознательное — совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта.

Богоискательство — религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Предлагалось перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновленного христианства. (Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., Мережковский Д.С., Гиппиус З.Н., Минский Н.)

Бытие — философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, Бытие обладает различными уровнями.

Вера — принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

Верификация — в обычном словоупотреблении — доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.

Вещь в себе — философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании; одно из центральных понятий «Критики чистого разума» И. Канта.

Власть — в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия.

Воля — стремление и способность осуществлять свои желания, достигать поставленных целей; либо власть, возможность распоряжаться.

Герменевтика — (от греч. hemieneutikos — разъясняющий — истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. — учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).

Гносеология — раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Гностицизм — (от греч. gnostikos — знающий) — философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения, популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.

Государство — основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономических и социальных структур, подавление социальных противников.

Гражданское общество — необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу; мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов общества подменяются интересами государственного аппарата.

Гуманизм — исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

Движение — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.

Дедукция — (от лат. deductio — выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства.

Деизм — религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

Дефиниция — определение.

Деятельность — способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром.

Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Дуализм — (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен X. Вольфом. Один из крупнейших представителей — Р. Декарт.

Дух — свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любые границы, поэтому он способен доходить до вершин мироздания.

Душа — понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти. Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля Душа — активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях Душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало.

Жизнь — одна из форм существования материи, способная к развитию (эволюции). В метафизическом смысле — основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека; жизненная судьба вообще.

Западничество — В России в середине 19 в.: общественное течение, представители которого, принадлежа к разным политическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский капиталистический путь развития приемлемым для России. Представители: П.В. Анненков. В.П. Боткин, Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С. Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин

Идеал — (греч. idea — идея, понятие, представление) — совершенство, совершенный образец чего-то, высшая цель стремлений, деятельности.

Идеализм — направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю — вторичными.

Идентификация — (отождествление) бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Играет важнейшую роль в формировании личности.

Идеология — (греч. idea — понятие, представление + логия) — система идей, взглядов, нравственных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы соц. групп.

Имманентный — внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство.

Индивид — (от лат. individuum — неделимое) — единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива.

Индивидуализм — тип мировоззрения, сутью которого является, в конечном счете, абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.

Индустриальное общество — общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующее модели рынка, потребителя, социальной организации, науки и культуры. Ориентация людей на постоянный рост объема производства, потребления, знания. Идея роста и прогресса — «ядро» индустриального мифа или идеологии. Экстенсивное развитие производства, «механизация» общественных связей, отношений человека с природой.

Интенция — намерение, цель, направление и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.

Информационное общество – общество, основанное на производстве, хранении, переработке и передачи информации. Ориентация людей на постоянную самореализацию, развитие своего творческого потенциала.

Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон.

Истина — соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.

Космизм — совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.

Культура — форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты.

Либерализм — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки Либерализма — в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др. направленных против абсолютизма и феодальной регламентации.

Либидо — преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремления, желания, склонности.

Личность — индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также — своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.

Логика — (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум) — наука о законах и операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель.

Максима — (лат. maxima (regula, sententia) — основное правило, принцип) — краткое изречение, вид афоризма нравственного, этического характера; правило поведение, принцип, которым человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующей или наставительной форме.

Материализм — это одно из направлений в философии, которое исходит из того, что мир — по природе своей материален, материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания; материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично, производно; мир и его закономерности вполне познаваемы.

Материя — (латинское materia) вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы).

Метафизический — относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный.

Метод — (от греч. methodos — путь исследования — теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мифология (от греч. mylhologia от греч. mytnos — предание + logos— учение) изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой. Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Монада — (от греч. топаз — род. п. топ ados — единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г.В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир.

Мораль — (от лат. moralis — нравственный) совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемых и выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; одна из основных форм общественного сознания, достижение гуманистической культуры человека.

Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

Натурфилософия — (от лат. natura — природа) — фил. природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее последовательности. Возникла в Древней Греции в досократовский период (милетская школа) и явилась по существу первой ист. формой философии.

Ноосфера — сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

Общественный договор — философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми.

Общество — совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Объект — (от лат. objectum — предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.

Онтология — раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Отчуждение — процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Парадигма — (от грен, paradeigma — пример — образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе, система основных науч. достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

Патристика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Отцы церкви пытались согласовать Священное писание и языческие тексты античных философов.

Плюрализм — (от лат. pluralis — множественный) — философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «Плюрализм» введен X, Вольфом.

Пограничные ситуации — ситуации, в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. Пограничные ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающимися восстановлением нашего самобытия (самосознания).

Познание — процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.

Постмодернизм — явление, характерное в последние десятилетия ХХ в. для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления.

Право — система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им; включает также права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяющие правовой статус личности.

Прагматизм — (от греч. pragma — род. п. pragmatos — дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.

Прогресс — тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Просвещение — политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодального и утверждения буржуазного строя.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Религия — (religion, от пат. religio — благочестие, культ, святыня) — весьма влиятельное миропонимание и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога (богов), сверхъестественного.

Релятивизм — методологический принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний.

Рефлексия — (от позднелат. reflexio — обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Сакральный — (от латинского sacralis — священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.

Свобода — способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.

Славянофильство — в России в середине 19в.: идейно-политическое течение, представители которого противопоставляли исторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировали патриархальные черты русского быта и культуры.

Смерть — прекращение жизнедеятельности организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы.

Смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо.

Сознание — человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

София — в русской религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божья, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своём сердце всю природу и одновременно является идеей самого человечества. Олицетворяет женственное в Боге и является символом тайны мира.

Справедливость — категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека.

Субстанция — (лат. substantia — сущность; то — что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Субстрат — общая основа всех процессов и явлений.

Субъект — (от лат. subjectus — лежащий внизу — находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на обьект.

Судьба — в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость, как удача и случайность, как всеохватывающая непреложная предопределенность. Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.

Схоластика — (от греч. scnolastikos — школьный — ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Так нередко называли знание, оторванное от реальной жизни.

Сциентизм — (от лат. scientia — наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Теизм — (от греч. theos — бог) — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает Теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога — от деизма.

Телеология — (от греч. telos — род. п. teleos — цель и...логия), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность), которые или устанавливаются Богом, или являются внутренними причинами природы.

Теократия — (от греч. theos — боги...кратия) — форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

Теология — (от-греч. theos — Бог и...логия) (богословие) — совокупность религиозных, доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.

Теоцентризм — идея, по которой основой мироздания является Бог. Все поступки человека имеют смысл тогда и только тогда, когда они связаны с Богом.

Толерантность — (лат. tolerantia—терпение) — терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека.

Традиция — (от лат. traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Трансцендентальный — (от лат. transcendens — род. п. transcendents — выходящий за пределы), в схоластике — предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). В философии Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные.

Трансцендентный — запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом.

Утопия — изображение идеального общественного строя, лишенного научного обоснования.

Утилитаризм — (от лат. utilitas — польза — выгода) — принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Фатализм — мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Феминизм — комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих положение женщины в обществе.

Фрейдизм — общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции 3. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, Фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Цивилизация — (civilization, от лат. civilis — гражданский) — высокая ступень, уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; синоним культуры; совокупность достижений общественного прогресса; общество.

Экстраполяция — распространение выводов относительно одной части какого-либо явления на другую часть, на явление в целом, на будущее и т.п.

Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

1. Предмет, роль и функции философии………………………………..4

2. Исторические типы философии. Философия Древнего Востока…...9

3. Древнегреческая философия…………………………………………15

4. Философия Средневековья…………………………………………...21

5. Философия эпохи Возрождения……………………………………...27

6. Философия Нового времени………………………………………….32

7. Философия Просвещения…………………………………………….38

8. Немецкая классическая философия………………………………….44

9. Материалистическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса………50

10. Современная западная философия……………………………….…56

11. Русская философия………………………………………………..…62


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: