Характеристика класса, составленная классным руководителем

(Социальный паспорт класса)

Классный руководитель ___________________________

3. Описание функциональных обязанностей студента на период практики (перечислить функциональные обязанности, выбрать необходимое).

1) На основе бесед с администрацией школы, классным руководителем, преподавателем-организатором ОБЖ и преподавателями-предметниками ознакомиться с особенностями и традициями образовательного учреждения, режимом его работы, основными идеями и принципами деятельности педагогического коллектива, формами и методами учебно-воспитательной работы;

2) для изучения передового педагогического опыта в образовательном учреждении посетить и проанализировать уроки преподавателя-организатора ОБЖ, уроки учителей-предметников (химия, физика и др.);

3) составить индивидуальный план работы;

4) ознакомиться с учебно-материальной базой школы и учебно-методическим комплексом по ОБЖ;

5) в соответствии с тематическим планированием, проводить уроки в различных параллелях с 5 по 11 классы;

6) посещать уроки коллег-студентов;

7) проводить анализ уроков и самоанализ;

8) разработать и провести внеклассные мероприятия по ОБЖ (экскурсию или массовое мероприятие);

9) ознакомиться с содержанием работы преподавателя-организатора ОБЖ по ГО в школе;

10) при необходимости проводить дополнительные внеклассные занятия по предмету в своем классе, а также факультативные занятия;

11) оформление отчетной документации по педпрактике;

12) методическая работа в кабинете ОБЖ (например, изготовление наглядности для уроков);

13) разработка планов-конспектов по ОБЖ;

14) проведение профориентированной работы об университете и о специальности «Безопасность жизнедеятельности»;

15) оказание помощи классному руководителю в проведении классного часа.

4. План воспитательной работы классного руководителя (на период практики)

План воспитательной работы составляется либо на полугодие, либо на учебный год. Задача студентов-практикантов изучить, проанализировать план воспитательной работы классного руководителя, закрепленного за студентом класса и сделать выписку согласно числам прохождения педагогической практики.

5. Календарно-тематическое планирование учителя-предметника (на период практики).

Задачи студентов-практикантов: 1)изучить, проанализировать календарные и тематические планы учителя-организатора ОБЖ и сделать выписки, согласно числам прохождения педагогической практики; 2) составить развернутый план-конспект проведенного урока (не менее десяти); 3) составить план-конспект экскурсии; 4) составить план проведения и содержания массового мероприятия

1) Выписка из календарно-тематического планирования учителя-организатора ОБЖ

Табл.1.Вариант календарного планирования

№ /урока Тема урока Дата проведения
     

Табл.2.Вариант тематического планирования

№/п Тема урока Тип урока Краткое основное содержание К/р, самосто-ятельные, лаборатор-ные (практичес-кие работы) Оборудование Литература ДД/з
               

Табл. 3.Вариант тематического планирования

Тема, тип, вид урока, дата   Задачи урока Структура урока Основное содержание урока Основные понятия Средства и методы обучения
           

Табл. 4.Вариант поурочного планирования

Тема урока. Образовательно- воспитательные задачи урока, содержание урока, в том числе в каждой его структурной части Источники знаний и методы обучения     Деятельность учителя Деятельность ученика Уровни познавательной деятельности учащихся
         

2) Развернутый план-конспект урока, должен быть составлен следующим образом:

Образец 1.План-конспект комбинированного урока

Тема: (название, количество часов)

Тип урока: (комбинированный)

Цель урока:

Ведущие понятия: (основные термины)

Задачи: (не менее трех)

1. Образовательные: (ключевые слова – изучить, выявить, познакомиться, дать понятие, раскрыть основные положения и т.д.)

2. Воспитательные: (сформировать научное мировоззрение через связь, воспитать культуру труда в ходе выполнения практического занятия, воспитывать культуру речи)

3. Развивающие: (развитие познавательного интереса, памяти, мышления, например, при формулировании выводов, развитие внимания, например, задания на сравнение, развитие самостоятельности, развитие познавательного интереса, развивать умения: общепредметные: работать с тетрадью, таблицами, учебником, практические: раздаточным материалом, оборудованием, интеллектуальные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать).

Ведущий метод: например, рассказ с элементами беседы.

Методы: наглядные, словесные, практические

Оборудование: (карточки для самостоятельной работы, плакат «Индивидуальные средства защиты населения», проектор и т.д.), то, что необходимо для проведения урока.

Литература для урока:

1. Учебник

2. Дополнительная литература

3. Электронные ресурсы

Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 мин.). Цель – установить в классе рабочее настроение, мобилизовать внимание, проверить готовность учащихся к уроку.

2. Проверка знаний и умений (8-10 мин до 15 мин)

-устно

-письменно

-практически

Вопросы простые и сложные, требующие лаконичного ответа по предыдущей теме.

1 и 2 этапы можно объединить в один – Подготовительный этап

3. Изучение нового

-сообщение темы урока

-подчеркивание связи с предыдущей темой

-напоминание об основных терминах и понятиях

-перспектива для изучения нового

-постановка познавательных вопросов и задач

4. Основной этап (25 мин) – изложение нового материала

5. Закрепление (3-5 мин) – вторичное восприятие и осмысление изученного материала, цель – добиться запоминания и систематизации изученного учебного материала, проверить усвоение новых знаний.

6. Домашнее задание (1-3 мин) – четкая инструкция для учащихся: как выполнить, что необходимо хорошо усвоить

5 и 6 этапы можно объединить в один – этап Подведения итогов или Заключительный этап.

Ход урока можно заполнять в виде таблички:

Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся
     

Все материалы, применяемые на уроке в виде раздаточного материала, должны быть приложены к плану-конспекту урока, например, работа по карточкам, карточка №1 и ее описание, задания, вопросы полностью.

Образец 2. План –конспект вводного урока

Основная задача – возбудить интерес к изучаемому материалу

Место проведения – в начале года (введение в предмет), в начале нового раздела или цикла тем (введение в тему)

Особенности – нет этапа повторения знаний предыдущего урока

Важно! – в содержании должны быть установки, позволяющие учащимся войти в новую тему

Тема: (название, количество часов)

Тип урока: (вводный)

Цель урока:

Ведущие понятия: (основные термины)

Задачи: (не менее трех)

1.Образовательные: (ключевые слова – изучить, выявить, познакомиться, дать понятие, раскрыть основные положения и т.д.)

2.Воспитательные: (воспитывать культуру речи)

3.Развивающие: (развитие познавательного интереса, памяти, мышления, например, при формулировании выводов, развитие внимания, например, задания на сравнение, развитие самостоятельности, развитие познавательного интереса, развивать умения: общепредметные: работать с тетрадью, таблицами, учебником, практические: раздаточным материалом, оборудованием, интеллектуальные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать).

Ведущий метод: беседа

Методы: наглядные, словесные, практические

Оборудование: (учебник, таблица), то, что необходимо для проведения урока.

Литература для урока:

1.Учебник

2.Дополнительная литература

3.Электронные ресурсы

Ход урока:

1.Подготовительный этап - Организационный момент (1-2 мин.). Цель – установить в классе рабочее настроение, мобилизовать внимание, проверить готовность учащихся к уроку.

2.Основной этап – изучение нового (25-30 мин)

-сообщение темы урока

-выяснение сущности учебного предмета, или раздела, цикла тем:

1) если предмет изучался ранее, то в общих чертах вспомнить:

-объект изучения дисциплины

-что известно

-что интересно

-вопросы, которые будут рассмотрены

-учебник и учебные пособия, которые будут использованы в процессе обучения

2) если предмет изучается впервые (5 класс)

-как ориентироваться в учебнике

-анализ содержания учебника

-в виде схемы основное содержание курса

-новые сигналы-символы (их сущность разбирается и повторяется)

3. Заключительный этап – Подведение итогов – Закрепление материала

Беседа по вопросам, Д/з можно не задавать, либо самостоятельно ответить на вопросы (блиц-опрос): заранее подготовить вопросы, в виде раздаточного материала, для выяснения мнения учащихся по поводу предмета, качества учебника, знаний в области ОБЖ.

Ход урока можно заполнять в виде таблицы:

Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся
     

Все материалы, применяемые на уроке в виде раздаточного материала, должны быть приложены к плану-конспекту урока, например, работа по карточкам, карточка №1 и ее описание, задания, вопросы полностью.

Образец 3. План –конспект урока изучения нового материала

Виды: -урок изложения нового материала учителем

- школьная лекция

- урок-экскурсия, киноурок

- урок с сообщениями и докладами учащихся

Отличительная особенность – весь урок, или большая его часть – изучение значительного по объему и сложности учебного материала; необходимость в организации активной деятельности учащихся.

Систематизация знаний с помощью: -четкого плана урока;

-обобщения, повторения и закрепления нового материала по основным вопросам темы.

Тема: (название, количество часов)

Тип урока: (урок изучения нового материала)

Цель урока:

Ведущие понятия: (основные термины) – не обязательно для заполнения

Задачи: (не менее трех)

1.Образовательные: (ключевые слова – изучить, выявить, познакомиться, дать понятие, раскрыть основные положения и т.д.)

2.Воспитательные: (воспитывать культуру речи)

3.Развивающие: (развитие познавательного интереса, памяти, мышления, например, при формулировании выводов, развитие внимания, например, задания на сравнение, развитие самостоятельности, развитие познавательного интереса, развивать умения: общепредметные: работать с тетрадью, таблицами, учебником, практические: раздаточным материалом, оборудованием, интеллектуальные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать).

Ведущий метод: рассказ, школьная лекция (для старших классов)

Методы: наглядные, словесные, практические

Оборудование: (учебник, таблица), то, что необходимо для проведения урока.

Литература для урока:

1.Учебник

2.Дополнительная литература

3.Электронные ресурсы

Ход урока:

1.Подготовительный этап - Организационный момент (1-2 мин.). Цель – установить в классе рабочее настроение, мобилизовать внимание, проверить готовность учащихся к уроку.

2.Повторение изученного (2-3 мин): краткий фронтальный опрос с целью установления связи нового учебного материала с ранее изученным.

3.Основной этап – изучение нового (35-40 мин)

-сообщение темы урока

-изложение нового материала (организация учебной работы учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию учебного материала)

4.Заключительный этап (1-2 мин): обсуждение домашнего задания

Ход урока можно заполнять в виде таблицы:

Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся
     

Все материалы, применяемые на уроке в виде раздаточного материала, должны быть приложены к плану-конспекту урока, например, работа по карточкам, карточка №1 и ее описание, задания, вопросы полностью.

Образец 4. План –конспект урока формирования практических умений

Цель – осмысление и закрепление формируемых умений

Условия:

-знания учащихся об изучаемых объектах и процессах;

-знания о способах познавательных и практических действий, о приемах учебной работы;

-упражнения в применении этих знаний при выполнении специальных учебных заданий.

Тема: (название, количество часов)

Тип урока: (урок формирования практических умений)

Цель урока:

Ведущие понятия: (основные термины)

Задачи: (не менее трех)

1.Образовательные: (ключевые слова – применить на практике, изучить, выявить, определить сущность, определить основные действия и т.д.)

2.Воспитательные: (воспитывать культуру речи, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, личностное воспитание)

3.Развивающие: (развитие познавательного интереса, памяти, мышления, например, при формулировании выводов, развитие внимания, например, задания на сравнение, развитие самостоятельности, развитие познавательного интереса, развивать умения: общепредметные: работать с тетрадью, таблицами, учебником, практические: раздаточным материалом, оборудованием, интеллектуальные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать).

Ведущий метод: объяснение, показ, демонстрация

Методы: практические, наглядные, словесные

Оборудование: (учебник, таблица), то, что необходимо для проведения урока.

Литература для урока:

1.Учебник

2.Дополнительная литература

3.Электронные ресурсы

Ход урока:

1.Подготовительный этап - Организационный момент (1-2 мин.). Цель – установить в классе рабочее настроение, мобилизовать внимание, проверить готовность учащихся к уроку.

2.Основной этап (30-35 мин)

-сообщение темы урока;

-цели урока (научиться, определять, уметь, сформировать навыки)

-показ и объяснение учителя

-работа по заданиям учащихся (индивидуальные задания и групповое задание), при этом учитель обходит учащихся, контролируя их работу и помогая тем, кто испытывает затруднения

3.Заключительный этап (5-10 мин): обсуждение результатов выполненных заданий, учитель подводит учащихся к общему выводу. Домашнее задание на усмотрение учителя.

Ход урока можно заполнять в виде таблицы:

Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся
     

Все материалы, применяемые на уроке в виде раздаточного материала, должны быть приложены к плану-конспекту урока, например, работа по карточкам, карточка №1 и ее описание, задания, вопросы полностью.

3) План-конспект экскурсии

Экскурсия – форма группового внеклассного занятия поискового характера.

Значение:

-прочность знаний

-установление связи теории с практикой

-развитие познавательных возможностей школьников

Признаки экскурсии:

-изучение объектов происходит вне класса – музей, производство, природа (исключение, урок-экскурсия)

-учебно-познавательная деятельность школьников направлена на изучение конкретных объектов с максимальным использованием наглядности

-способы получения знаний – наблюдения, самостоятельная работа по заданиям

Схема плана-конспекта экскурсии

Тема:

Цель:

Задачи:

Оборудование:

Литература:

Этапы экскурсии:

1. Подготовительный этап (подготовка к проведению самой экскурсии), определение темы, места проведения, подготовка литературы, объявление ученикам о предстоящей экскурсии, сообщение темы и места, экипировки, оборудования (как одеться, что с собой взять). Подготовка самостоятельных заданий.

2. Проведение. Непосредственно перед началом экскурсии: сообщение темы, целей экскурсии, места проведения, беседа по вопросам изученного материала (если это экскурсия-закрепление), связь предыдущего материала с новым (если это экскурсия – изучение нового), озвучивание заданий, которые необходимо выполнить в процессе экскурсии.

Экскурсия может проводиться либо учителем (тогда приводится подробный рассказ учителя на экскурсии, либо специалистом (например, пожарный инспектор в пожарной части, тогда приводится краткий конспект рассказа инспектора, который может сопровождаться комментариями и репликами учителя, с концентрацией внимания учащихся на том или ином объекте).

3. Подведение итогов.

-обобщение (обсуждение, домашнее задание - лучше творческого направления)

-использование результатов в других формах работы (организация выставки работ, отчет на факультативном занятии, проведение викторины и др.)

4) План-конспект массового мероприятия (план-сценарий)

Массовые внеклассные мероприятия включают:

- тематические праздники

-неделя здоровья (неделя безопасности в школе)

-веселые старты

-день защиты детей

-соревнования («Безопасное колесо», «Дорожная азбука» и др.)

Особенность: участвуют школьники разного возраста, требует тщательной подготовки и планирования

В организации и проведении принимают участие не только учитель ОБЖ, но и учитель физической культуры, классные руководители и учителя-предметники (по возможности).

План массового мероприятия включает следующее:

Тема:

Цель:

Оборудование: (в т.ч., украшение кабинета, актового зала)

Литература:

1.Подготовительный этап

1) подготовка в проведении конкурсов (как, кем, тематика, условия), оформлении газет, плакатов

2) подготовка инсценировок на тему мероприятия

3) подготовка спортивного соревнования на тему

4) подготовка праздника

Подготовка учащихся проводится учителем по параллелям (например, пятые классы или 5-6-е).

2.Проведение (содержание, сценарий):

1) встреча с интересными людьми (с кем, когда, тема беседы, для какого класса)

2) лекция для старшеклассников (когда, тема, содержание)

3) викторина, конкурс (сценарий)

4)видеотека (какой фильм демонстрируется, для какого класса, где, когда)

3. Подведение итогов – жюри, грамоты и призы, церемония награждения.

6. Индивидуальный план работы студента-практиканта

Индивидуальный план заполняется в виде таблицы.

В таблицу заносятся сведения о выполненной работе за период педагогической практики на каждую неделю (1-я неделя, 2-я неделя, 3-я неделя и т.д.). 1-я неделя – это пассивная практика, последующие недели – активная практика.

Можно предварительно распечатать таблицы на каждую неделю и письменно заполнить их по мере выполнения определенных мероприятий.

Индивидуальный план подписывается классным руководителем, учителем-организатором ОБЖ и групповым методистом.

При заполнении индивидуального плана необходимо учитывать следующее:

Учебно-методическая и внеклассная работа(1-я колонка в таблице) по предмету включает следующие мероприятия:

- посещение уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителя(ей)-предметника(ов) (не менее трех);

- подготовка и самостоятельное проведение уроков различных типов с применением разнообразных методов и форм организации учебных занятий;

- посещение уроков и внеклассных мероприятий по предмету студентов-практикантов (не менее трех);

- участие в обсуждении и анализе проведенных практикантами уроков и внеклассных мероприятий по предмету;

- проведение дополнительных занятий с отстающими учениками;

- участие в заседании методического объединения (совещания) учителей-предметников;

- разработка методического обеспечения к проводимым урокам, внеклассным занятиям;

- изготовление наглядных пособий по предмету;

- подготовка и самостоятельное проведение внеклассных мероприятий по предмету.

Воспитательная работа (работа классного руководителя (2-я колонка в таблице) может включать следующие мероприятия:

- участие в текущей воспитательной работе: дежурство по школе и классу; уборка территории; проверка и заполнение дневников; помощь в организации вечеров, экскурсий, походов и т.п.;

- участие в подготовке и проведении родительского собрания;

- выступление на родительском собрании;

- посещение (совместно с классным руководителем или социальным педагогом) учащихся на дому;

- посещение воспитательных мероприятий классного руководителя;

- подготовка и самостоятельное проведение воспитательных мероприятий;

- организация профориентационной работы с учащимися.

Исследовательская работа (3-я колонка в таблице) может включать следующие мероприятия:

- выполнение исследовательского задания по психологии (психологическая характеристика класса), анализ урока, анализ школьной документации, анализ и изучение направлений воспитательной работы классного руководителя, анализ плана ГОиЧС школы;

- выполнение опытно-экспериментальной, исследовательской работы по теме курсовой и (или) дипломной работы.


Образец составления индивидуального плана:

Первая неделя с ___________________ по ____________________________

  Учебно-методическая и внеклассная работа по предмету Воспитательная работа (работа классного руководителя) Исследовательская работа
понедельник Составление плана-конспекта урока Дежурство по классу Психологическая характеристика класса
вторник Изготовление карточек для работы на уроке Дежурство по школе Анализ урока учителя ОБЖ
среда Изготовление таблицы для показа на уроке Уборка территории Анализ направлений учебно-воспитательной работы школы
четверг Подготовка презентации для показа на уроке Помощь учителю в проверке дневников Анализ плана воспитательной работы классного руководителя
пятница Составление плана-конспекта урока Помощь учителю в подготовке классного часа Анализ плана календарно-тематического планирования учителя ОБЖ
Суббота Составление плана-конспекта урока Дежурство по классу Анализ плана школы ГО

Подпись классного руководителя______________________________________

Подпись учителя-предметника________________________________________

Подпись группового(ых) методиста(ов)________________________________


Вторая неделя с ___________________ по ____________________________

  Учебно-методическая и внеклассная работа по предмету Воспитательная работа (работа классного руководителя) Исследовательская работа
понедельник      
вторник      
среда      
четверг      
пятница      
Суббота      

Подпись классного руководителя______________________________________

Подпись учителя-предметника________________________________________

Подпись группового(ых) методиста(ов)________________________________

Третья, четвертая, пятая и др. недели заполняются подобным образом, согласно представленному образцу, таблицы должны быть полностью заполнены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: