double arrow

Бюджетное финансирование физической культуры и спорта

Бюджетное финансирование — это предоставление в безвозврат­ном порядке средств из государственного бюджета предприятиям (организациям) для полного или частичного покрытия их расходов.

Структуру и содержание бюджетного финансирования физи­ческой культуры и спорта в России можно охарактеризовать на основе анализа действующей с 2000 г. бюджетной классификации.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и рас­ходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюд­жетов, применяется при составлении проектов бюджетов и испол­нении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость пока­зателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В состав бюджетной классификации Российской Федерации входят: классификация доходов; функциональная, ведомственная и экономическая классификация расходов; классификация источ­ников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов; клас­сификация видов государственных внутренних и внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


Рассмотрим более подробно функциональную, ведомственную и экономическую классификацию расходов бюджетов в аспекте финансирования физической культуры и спорта.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации отражает направление бюджетных средств на выпол­нение основных функций государства и осуществляется на не­скольких уровнях.

Первый уровень функциональной классификации расходов пред­ставлен разделами, определяющими расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Важнейшим для отрасли разделом бюджета является «Здраво­охранение и физическая культура». Доля средств государственно­го бюджета по данному разделу в последние годы составляла: 1998 г. - 1,88; 1999 г. - 1,78; 2000 г. - 1,87; 2001 г. - 1,86% расход­ной части бюджета.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов яв­ляются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Раздел «Здравоохранение и физическая культура» состоит из трех подразделов — «Здравоохранение», «Санитарно-эпидемио­логический надзор» и «Физическая культура и спорт». Доля средств государственного бюджета по подразделу «Физическая культура и спорт» в последние годы составляла: 1998 г. — 0,09 (4,6 % от расхо­дов по разделу «Здравоохранение и физическая культура»); 1999 г. — 0,08 (4,6%); 2000 г. - 0,09 (4,7%); 2001 г. - 0,07% (4,6%) расход­ной части бюджета.

Третий уровень функциональной классификации расходов об­разуют целевые статьи, отражающие финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов.

Подраздел «Физическая культура и спорт» предусматривает следующие целевые статьи расходов: «Государственное управле­ние и местное самоуправление», «Фундаментальные исследова­ния и содействие научно-техническому прогрессу», «Образова­ние», «Здравоохранение и физическая культура» и др.

Четвертый уровень функциональной классификации расходов составляют виды расходов, которые детализируют направления финансирования расходов в пределах целевых статей.

Целевая статья «Здравоохранение и физическая культура» под­раздела «Физическая культура и спорт» предусматривает, напри­мер, такие виды расходов, как «финансирование части расходов на содержание сборных команд», «ведомственные расходы на физическую культуру и спорт» и «прочие расходы (нужды) на федеральные целевые программы», и т.д.

Анализ практики бюджетного финансирования физической культуры и спорта свидетельствует, что оно осуществляется и по





другим разделам функциональной классификации расходов бюд­жетов — «Национальная оборона», «Образование», «Социальная политика» и др. Для финансирования отрасли периодически ис­пользуются также резервные фонды Президента и Правительства Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов бюджетов Российской Федерации предназначена для обеспечения адресного выделения финансовых ресурсов и отражает распределение бюджетных ас­сигнований по главным распорядителям средств, реализующим функциональные разделы и подразделы бюджетной классифика­ции расходов.

Главными распорядителями средств федерального бюджета в отрасли «физическая культура и спорт» в настоящее время явля­ются Государственный комитет Российской Федерации по физи­ческой культуре, спорту и туризму и Российская оборонная спор­тивно-техническая организация (РОСТО).

Характеристика ведомственных расходов Государственного ко­митета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в 1999 — 2001 гг. представлена в табл. 19.

Как показывают данные таблицы, долевой состав расходов наиболее значим по целевой статье «Здравоохранение и физиче­ская культура». В связи с этим сделаем более детальный анализ именно этих затрат на примере 2000 г. — года проведения Игр XXVII Олимпиады.

Данная целевая статья ведомственных расходов в объеме 754,3 млн руб. предусматривала: заработную плату работников сборных команд — 45,2 млн руб.; содержание государственного учрежде­ния «Центр спортивной подготовки» — 50,0 млн руб.; проведение спортивных мероприятий — 659,1 млн руб. За счет дополнитель­ных доходов федерального бюджета было предусмотрено выделе­ние 200,0 млн руб. на финансирование мероприятий по подготов­ке и участию российских спортсменов в Играх XXVII Олимпиады. Таким образом, на «проведение спортивных мероприятий» в це­лом было выделено 859,1 млн руб.

Из данной суммы средств на обеспечение подготовки и учас­тия российских спортсменов в Играх XXVII Олимпиады было на­правлено 593,8 млн руб., в том числе на подготовку по летним видам спорта — 227,8 млн руб., участие в Олимпийских играх — 31,6 млн руб., выплату призовых спортсменам и тренерам — 334,5 млн руб.

Остальные средства в объеме 265,3 млн руб. предназначались для проведения физкультурно-массовых мероприятий среди на­селения (45,0 млн руб.); подготовки и участия спортсменов-инва­лидов в Паралимпийских играх (28,8 млн руб.); участия в чемпи­онатах мира и Европы, международных отборочных соревновани­ях, всероссийских соревнованиях и учебно-тренировочных сборах


спортсменов по зимним видам спорта по подготовке к зимним Олимпийским играм 2002 г. (44,0 млн руб.); участия молодежных, юношеских и юниорских составов сборных команд России в пер­венствах мира и Европы, международных соревнованиях, всерос­сийских первенствах и учебно-тренировочных сборах (133,0 млн руб.); проведения чемпионатов России по неолимпийским видам спорта (14,5 млн руб.).

Приведенные данные со всей очевидностью свидетельствуют, что львиная доля средств предназначалась для финансирования различных мероприятий, относящихся к сфере спорта высших достижений. На долю же финансового обеспечения физкультур­но-массовых мероприятий среди населения приходилось лишь 5,2 % средств.

Подлинная оценка участия государства в финансировании фи­зической культуры и спорта может быть сделана на основе анали­за не планируемых, а фактически перечисленных сумм. Практика последних лет свидетельствует, что бюджетные поступления зача­стую существенно отличаются от сумм, заложенных в бюджет при его утверждении. Так, в 1995 г. отрасль «физическая культура и спорт» из государственного бюджета реально получила только 59,3% запланированных средств, в 1998 г. — 42,3% и т.п.; из пре­дусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации средств на развитие физической культуры и спорта реально было выделе­но в 1998 г. 85,4%, а в 1999 г. — 98,3% от плановых показателей и т.д.

Ведомственные расходы РОСТО, источником которых явля­ются средства раздела «Национальная оборона» государственного бюджета, в последние годы составляли: 1998 г. — 17 000,0; 1999 г. — 12 478,2; 2000 г. - 13 300,0; 2001 г. - 32 636,0 тыс. руб.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации отражает виды финансовых операций, с помощью ко­торых государство выполняет свои функции, и состоит из следу­ющих важных для физической культуры и спорта категорий рас­ходов.

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечива­ющая функционирование органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления, бюджетных организаций, оказа­ние государственной поддержки бюджетам других уровней и от­дельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и суб­венций на текущее функционирование.

В категорию «Текущие расходы» включены: «Закупки товаров и оплата услуг» (оплата труда государственных служащих — основ­ной оклад, надбавки к заработной плате и т.п.; начисления на оплату труда — страховые взносы в Фонд социального страхова­ния, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования; приоб-


тение предметов снабжения и расходных материалов — канце­лярских принадлежностей, мягкого инвентаря и т.п.; команди­ровки и служебные разъезды; оплата транспортных услуг; оплата услуг связи; оплата коммунальных услуг, в том числе аренды по­мещений, и др.); «Субсидии, субвенции и текущие трансферты» (субсидии и субвенции; текущие трансферты; трансферты населе­нию — выплата пенсий и пособий, стипендий и т.п.) и др.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспе­чивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

В категорию «Капитальные расходы» включены: «Капитальные вложения в основные фонды» (приобретение оборудования и пред­метов длительного пользования; капитальное строительство; ка­питальный ремонт); «Создание государственных запасов и резер­вов»; «Приобретение земли и нематериальных активов»; «Капи­тальные трансферты» и др.

Такова обобщенная характеристика бюджетного финансирова­ния физической культуры и спорта в России.

Однако финансирование отрасли не ограничивается бюджет­ными средствами. В условиях построения рыночной экономики все более важное значение приобретают внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: