Понятие эффективности производства. Экономическая эффективность

Эффективность производства сложная экономическая категория. Эффективность производственной деятельности – это результативность хозяйствования. Она показывает, ценой каких затрат капитала (ресурсов) достигается конечный результат.

При характеристике результатов деятельности предприятия следует различать два понятия: эффект и эффективность.

Эффект – это результат, следствие, результат тех или иных мероприятий, проводимых на предприятии. Например, эффект от применения удобрений выражается в виде прибавки урожая; от использования кормов – в увеличении надоев молока и т.д. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Различают следующие виды эффекта:

– производственный – в виде объемов полученной продукции;

– экономический – в виде размера прибыли или чистого дохода;

– социальный – в виде улучшения условий труда или жизненного уровня;

– экологический – в виде улучшения условий окружающей среды.

Но, полученный эффект не дает представления о выгодности применения удобрений или кормов. Как они окупаются, становится известно лишь при сравнении полученного результата с теми расходами, которые связаны с использованием удобрений и кормов. Только по одному эффекту недостаточно судить о целесообразности проводимых мероприятий. На эти вопросы наиболее полный ответ дает показатель экономической эффективности.

Мера, с которой общество подходит к установлению степени результативности производства, называется критерием эффективности. Критерий отражает цель любых видов производственной деятельности с указанием их характеристик, показателей и параметров.

 

Понятие эффективности как раз соотносит результат с затратами или ресурсами, направленными на его достижение.

 

В рыночных условиях сохраняется и общий народнохозяйственный критерий эффективности: максимизация национального дохода, валового внутреннего продукта на единицу затрат и ресурсов для повышения уровня жизни народа.

Различают общую (абсолютную), сравнительную (относительную) и социально-экономическую эффективност ь.

Первый показатель (общая (абсолютная) эффективность) применяется для оценки результатов производственной деятельности на макро и микроуровнях за определенный период и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям, отраслям, межотраслевым комплексам, а также по районам, областям и республике в целом.

Сравнительная (относительная) эффективность используется при обосновании вариантных решений и отборе среди них наиболее оптимального.

Социальная эффективность – соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей за счет создаваемого продукта и связана с уровнем жизни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, масштабами свободного времени.

Экономическая и социальная эффективность взаимосвязаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов, В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач. Степень решения социальных проблем (отношение к труду, моральный климат и т.п.) нередко оказывает решающее воздействие на динамику экономической эффективности производства, И экономическая, и социальная эффективность в единстве оказывают влияние на общий экономический эффект.

Социальные аспекты эффективности производства в полной мере не могут быть выражены количественно. Вместе с тем повышение эффективности производства представляет собой не только научно-техническую или производственно-экономическую, но и социальную проблему.

Эффективность общественного производства выражает требования закона экономии времени, содержание которого охватывает экономию живого и овеществленного труда. Кроме того, его действие распространяется и на ту часть внерабочего времени, которая связана с выполнением семейно-бытовых обязанностей, передвижением на транспорте и т.д. Сокращение этого времени ведет к увеличению свободного. Последнее, являясь важнейшим условием повышения культурно-технического уровня, активизации человеческой деятельности в экономике, оказывает многостороннее воздействие на рабочее время, делает его более плодотворным и эффективным.

Виды экономической эффективности:

– народнохозяйственная эффективность – размер национального дохода в расчете на душу населения или ВВП;

– эффективность производства – размер валового дохода в расчете на единицу материальных или трудовых затрат;

– эффективность предприятия;

– эффективность отрасли;

– эффективность отдельного мероприятия (например, установка очистных сооружений и др.);

Все эти виды эффективности неразрывно связаны между собой. Конечный результат экономической деятельности зависит от рационального использования всех ресурсов, систематическую борьбу за повышение качества продукции, снижение себестоимости и повышение производительности труда.

 

2. Прибыль и ее виды. Методы планирования прибыли

Прибыль является главным и конечным финансовым показателем, характеризующим деятельность предприятия. В общем виде прибыль - это разница между денежной выручкой предприятия и полной себестоимостью реализованной продукции.

Валовая прибыль - разность между чистым доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Себестоимость реализованной продукции, кроме производственных затрат, также включает в себя величину сопутствующих платежей: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств; плата за землю; акцизный сбор и т.д. Соответственно валовая прибыль уменьшается на эти сборы и платежи.

Налогооблагаемая прибыль - так же расчетная величина, из нее исключаются различные виды платежей, доходов и льгот. Для ее получения исключаются рентные платежи, вносимые в бюджет из прибыли; дивиденды и проценты, получаемые по ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; прибыль от посреднических операций.

Кроме того, налогооблагаемая прибыль уменьшается на величину

льгот:

- льготы на прибыль, направляемую на капитальные вложения на производственные цели и жилищное хозяйство;

- прибыль на кредиты банка и проценты;

- льготы на прибыль, которая направляется на проведение научно­исследовательских работ;

- льготы в пределах нормативов на содержание ЖКХ, фонд поддержания предпринимательства, благотворительности.

Все перечисленные льготы не могут уменьшить налогооблагаемую прибыль более, чем на 50%. Кроме того, льготами пользуются предприятия, использующие труд инвалидов, если их более 50% от среднесписочной численности; малые предприятия, занимающиеся производством продовольствия, товаров народного потребления, медицинской техники, медикаментов и др.

Первые два года с момента организации не уплачивается налог на прибыль, если эти виды деятельности составляют не меньше 70% выручки от основного производства и затем сумма налога снижается, если - 90% выручки от основного производства.

Чистая прибыль - это прибыль, которая поступает в распоряжение предприятия после уплаты налога на прибыль. Чистую прибыль предприятие использует по своему усмотрению в двух направлениях:

Прибыль каждого предприятия формируется из таких источников:

Прибыль от реализации продукции (предоставления услуг) - это прибыль от операционной деятельности предприятия. Данный вид прибыли отображает результат от основной деятельности предприятия на рынке и его профиля. Прибыль от реализации является разностью между выручкой от реализации продукции (без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) и полной себестоимостью продукции.

Прибыль от продажи имущества - это прибыль предприятия от продажи материальных активов (основных фондов, запасов) и нематериальных активов, ценных бумаг и т.д. Прибыль от продажи имущества определяется как разница между ценой продажи и балансовой (остаточной) стоимостью объекта, который продается.

Прибыль от внереализационных операций - это прибыль от совместной деятельности предприятий, проценты по приобретенным акциям, штрафы, которые выплачиваются другими предприятиями за нарушение договорных обязательств, доходы от владения долговыми обязательствами, роялти и т.д.

Так как прибыль - это важнейший результативный показатель, то ее планирование - это планирование эффективного бизнеса.

Прибыль предприятия, как экономическая категория, характеризует результат его предпринимательской деятельности. Различают следующие виды прибылей:

- валовая прибыль – это общая сумма прибыли от всех видов деятельности, то есть от реализации продукции, товаров, работ и услуг, промышленной продукции,

- прибыль от продаж – это разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами (при этом управленческие расходы не включаются в себестоимость продукции),

- прибыль до налогообложения – рассчитывается как разница между прибылью от продаж и разницей между внереализационными доходами и расходами (сальдо), в качестве доходов включаются: проценты к получению, доходы от участия в деятельности других организаций, субсидии из бюджетов и прочие доходы; внереализационные расходы – это проценты к уплате по ссудам, по акциям и прочие операционные расходы,

- прибыль от обычной деятельности – это разница между прибылью до налогообложения и иных обязательных платежей из прибыли,

- чистая прибыль – это разница между прибылью от обычной деятельности и чрезвычайными расходами, связанными со стихийными бедствиями и т.д.

Прибыль – реализованный чистый доход. Определяется как разница между выручкой (В) от реализации продукции и ее полной себестоимостью (ПС) (затраты на производство и реализацию):

Для более полной и обоснованной характеристики рентабельности применяют относительные показатели:

– уровень рентабельности (убыточности);

– норма прибыли (убытка).

 

В практике используется ряд методов планирования:

1) метод прямого счета.

Он применим для тех предприятий, которые имеют небольшой ассортимент выпуска. В этом случае прибыль рассчитывается как разница между плановой выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов и полной себестоимости продукции. Достоинством этого метода является простота расчета.

2) нормативный метод планирования.

В этом случае плановая прибыль определяется с помощью норматива. В качестве норматива используется норма (%) прибыли на собственный капитал; норма прибыли на активы предприятия; на единицу реализованной продукции.

Проблема в этом методе - обоснование самого норматива.

3) метод экстраполяции основан на выявлении фактических тенденций в изменении прибыли за ряд предшествующих лет и перенесение этой тенденции на будущее. Такого рода планирование используется при разработке технико-экономического обоснования проекта, а также для планирования деятельности предприятия в краткосрочный период.

4) аналитический метод.

Он применяется предприятием, имеющим большой ассортимент выпускаемой продукции. В этом случае применяются многофакторные модели планирования прибыли. При этом учитывается влияние каждого из факторов на конечный результат.

Среди факторов, влияющих на прибыль выделяют:

- величину остатка нереализованной продукции;

- изменение объемов производства и реализации продукции.

В целом, если продукция прибыльна, то чем больше ее реализация, тем больше будет прибыль. При этом важным является определение стратегии предприятия.

Больший объем прибыли может быть обеспечен как за счет роста нормы прибыли (в расчете на единицу), так и за счет снижения нормы (стабилизации) прибыли, но увеличения объема продаж.

На величину прибыли влияет:

1) структура производимой и реализуемой продукции: чем выше в структуре доля высокорентабельной продукции, тем выше величина прибыли;

2) изменение уровня себестоимости продукции: чем ниже себестоимость, тем выше выручка;

3) изменение цен на рынке продукции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: