Объективные признаки административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования

 

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Одним из прав граждан Республики Беларусь является право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 46 Конституции Республики Беларусь) [31].

Современное состояние окружающей среды характеризуется наличием крупномасштабного загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Загрязненная и деградирующая окружающая среда с каждым годом все больше влияет на здоровье граждан. Отмечается сильная корреляция комплексного загрязнения окружающей среды с общей смертностью и с такими ее причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания [15, с. 110].

Снижение численности здорового населения и увеличение общей смертности населения, по причине ухудшения состояния окружающей среды, представляют прямую угрозу государству, поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость признать экологическую безопасность важнейшим видом безопасности, наряду с государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной безопасностью [39, с. 42].

Признание экологической безопасности важнейшим видом безопасности позволило отнести обеспечение экологической безопасности к приоритетному направлению деятельности государства и общества.

Экологическая безопасность может быть обеспечена только при условии эффективного правового регулирования.

Данные обстоятельства повлекли необходимость закрепления в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) отдельной главы (глава 15), определяющей перечень административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования [35].

Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – это совершенные умышленно или по неосторожности общественно вредные деяния, предусмотренные ст.ст. 15.1 – 15.64 КоАП, причиняющие вред земле, водам, природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.

Рассмотрение административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования следует начать с исследования их объективных признаков.

Проблема определения объекта административного правонарушения затрагивает сейчас не только науку административного права и близкородственную науку уголовного права, но и теорию государства и права, где не однозначно определяется объект правонарушения. Большинство ученых (Агапов А.Б., Битяк Ю.П.), занимающихся проблемами административной ответственности, характеризуют объект административного правонарушения как охраняемые административным законодательством общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение [10; 12]. Таким общественным отношениям, в результате совершения административного правонарушения, всегда причиняется социальный вред, так как происходит дестабилизация сложившихся в обществе связей. Очень часто совершение административного правонарушения сопряжено с причинением реального (фактического) вреда либо созданием угрозы его причинения.

В науке административного права различают: общий, родовой, видовой и непосредственный объект административного проступка [1; 4; 25].

Однако этот общепризнанный тезис начинает подвергаться критике. Эта концепция, утверждают Бачило И.Л., Хаманева Н.Ю. не полностью отвечает современным взглядам на оценку социальных ценностей [5, с. 206]. Основным ее недостатком, считают они, является преувеличение значения категории «публичного» относительно категории «частного» в сфере социальной жизни, т.е. человек с его потребностями отошел на второй план. Такую же точку зрения отстаивает в своих работах Г.Г. Доронина [24, с. 8].

Не вдаваясь в полемику, отметим только, что полностью поддерживаем точку зрения Э.Н. Жевлакова, который пишет, — «понятно, что правонарушение посягает на общественные ценности, но каково практическое значение такого определения объекта правонарушения, как его использовать для определения общественной сущности правонарушения, его признаков, для квалификации [28, с. 52]. Никакого практического значения оно не имеет и иметь не может». Поэтому считаем, что объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые нормами законодательства.

Под общим объектом понимаются все общественные отношения, регулируемые законодательством Республики Беларусь и охраняемые нормами законодательства об административных правонарушениях.

Родовой объект — это однородная группа общественных отношений, на которые посягают административные проступки. В зависимости от родового объекта посягательства административные проступки размещены по главам в Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, в главе 15 КоАП содержатся административные правонарушения, посягающие на экологическую безопасность, окружающую среду и порядок природопользования [35].

На современном этапе развития общества экологическая безопасность является неотъемлемым условием существования и развития личности, общества и государства. Проблемам правового обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды посвящены труды таких отечественных юристов, как С.А. Балашенко [11], О. И. Крассов [33, с. 72], М.М. Бринчук [17, с. 102] и др.

Экологическая безопасность представляет собой сложную социальную систему, в основе которой находятся жизненно важные интересы и потребности личности, общества и государства. Правовое обеспечение любой социальной системы подразумевает приведение ее в определенное состояние, соответствующее предписаниям правовых норм, иными словами, «придание данной системе социальных отношений необходимого уровня нормативности». В свою очередь, в качестве средства приведения в действие юридических норм выступают правоотношения, конкретизирующие общие предписания норм права для индивидуально определенных субъектов этих отношений, переводя данные предписания в плоскость их субъективных прав и обязанностей. Правоотношения служат средством упорядочения связей и взаимодействий между социальными субъектами, конкретизируя для данных субъектов общие предписания норм права. Следовательно, именно через административно-правовые отношения достигается цель административно-правового обеспечения экологической безопасности – придание системе экологической безопасности необходимого уровня нормативности, соответствующего предписаниям административно-правовых норм.

Следует отметить, что согласно статье 55 Конституции Республики Беларусь охрана природной среды является долгом каждого [31]. Из содержания данной нормы вытекает, что достижение и поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды являются обязанностью всех субъектов правоотношений в данной области. Это означает, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения являются не только субъектами административно-правовых отношений в области экологической безопасности, но и субъектами ее обеспечения.

Между тем необходимо различать понятия «субъект обеспечения» и «субъект административно-правового обеспечения». Следует подчеркнуть, что административно-правовые отношения складываются «не просто в сфере государственного управления, а в связи или по поводу реализации полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции». Поэтому, как справедливо отмечают Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов, «административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства [1, с. 194]. Но такого рода задачи не могут выполняться гражданами, негосударственными объединениями. Они под силу только такому субъекту, который, во-первых, действует от имени государства и, во-вторых, является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера».

Из изложенного следует, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения являются субъектами обеспечения экологической безопасности, а также могут выступать сторонами административно-правовых отношений, складывающихся в указанной сфере. Однако под субъектами административно-правового обеспечения экологической безопасности следует понимать исключительно органы государственного управления.

Таким образом, административно-правовое обеспечение экологической безопасности является составной частью единого механизма государственного управления. Данная деятельность осуществляется органами государственного управления, носит публичный, государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер, направлена на реализацию экологической функции государства и представляет собой непрерывный и динамический процесс достижения и поддержания приемлемой степени экологической защищенности личности, общества и государства, максимально позволяющей реализовывать их права и удовлетворять интересы в данной сфере.

Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в законодательстве Республики Беларусь обеспечение экологической безопасности не выделяется как самостоятельное направление деятельности органов государственного управления.

Так, в Законе «Об охране окружающей среды», являющемся на данный момент основным нормативным правовым актом, устанавливающим основы государственного управления в сфере экологии, полномочия органов государственной власти сосредоточены на деятельности по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, тогда как функция по обеспечению экологической безопасности непосредственно не отнесена к их компетенции [43].

Обеспечение экологической безопасности как обособленная функция органов государственного управления не выделяется и в соответствующих разделах таких значимых нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере экологической безопасности, как Водный кодекс Республики Беларусь, Воздушный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о земле, законах Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», «О растительном мире», «О защите растений» и др.

По-видимому, законодатель при принятии указанных нормативных правовых актов обеспечение экологической безопасности рассматривал как деятельность, тождественную либо осуществляемую в рамках охраны окружающей среды.

К примеру, в Законе Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О магистральном трубопроводном транспорте» закреплено, что обеспечение экологической безопасности представляет собой «комплекс мер по охране окружающей среды от негативного воздействия деятельности по эксплуатации магистрального трубопровода, которое может привести к угрозе жизни и здоровью граждан, причинению вреда окружающей среде и другим неблагоприятным последствиям» [44]. Из данной нормы следует, что определенная совокупность мер по охране окружающей среды и есть обеспечение экологической безопасности, что ставит знак равенства между этими двумя видами деятельности.

Анализ объекта данных сфер правоотношений позволяет утверждать, что обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды имеют отличительные признаки.

Так, охрана окружающей среды согласно Закону «Об охране окружающей среды» представляет собой деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий (ст. 1) [43].

В ст. 5 Закона «Об охране окружающей среды» определены объекты отношений в области охраны окружающей среды. К ним относятся: земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир в его видовом разнообразии, особо охраняемые природные территории и природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, типичные и редкие природные ландшафты, климат, естественные экологические системы, иные природные объекты, а также право природопользования[43].

Таким образом, целью деятельности по охране окружающей среды является сохранение объектов природной среды, поддержание ее биологического разнообразия и ресурсоемкости, а к объектам правоотношений в данной сфере относятся природные объекты, а также связанное с ними право природопользования.

Вместе с тем экологическая безопасность представляет собой прежде всего естественную потребность личности, общества либо государства в получении определенного блага, в качестве которого выступает состояние их максимальной защищенности от экологических угроз. Соответственно, интересы субъектов правоотношений, складывающихся в области экологической безопасности, заключаются в достижении и поддержании этого состояния. А под материальными и духовными благами, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения, в научной литературе и понимается объект правоотношения [50, с. 37].

Из этого следует, что в качестве объекта правоотношений, складывающихся в сфере экологической безопасности, выступают жизнь и здоровье граждан, стабильное функционирование и развитие общества и государства. А значит, правоотношения в сфере обеспечения экологической безопасности имеют существенное отличие от правоотношений в сфере охраны окружающей среды, которое проявляется в их объекте. В связи с этим ученые подчеркивают, что «обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды», так как эти виды деятельности представляют собой «самостоятельные виды деятельности, два важных направления в реализации экологической функции государства, обладающих несомненной содержательной спецификой».

Следует признать, что, как правило, меры по охране окружающей среды в то же время являются и мерами по обеспечению экологической безопасности либо наоборот. Однако в процессе государственно-управленческой деятельности могут складываться административно-правовые отношения, относящиеся исключительно к одной из рассматриваемых сфер государственного управления.

К примеру, правоотношения, возникающие в связи с совершением таких административных правонарушений, предусмотренных КоАП, как «нарушение требований по охране и использованию диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, мест их обитания и произрастания» (ст. 15.8), «нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий» (ст. 15.9), «жестокое обращение с животными» (ст. 15.45), являются исключительно природоохранными, так как объектом административно-правовых отношений в данном случае выступает животный и растительный мир [35]. В свою очередь, реальных либо потенциальных угроз объектам экологической безопасности (личности, обществу, государству) в результате совершения данных правонарушений не возникает.

Лаевская Е.В. утверждает, что нет ни одной меры по обеспечению экологической безопасности, которая не была бы мерой охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов [11, с. 27].

Можно выделить административно-правовые отношения, складывающиеся исключительно в сфере обеспечения экологической безопасности и не относящиеся к отношениям по охране окружающей среды.

К примеру, санитарно-гигиенический контроль качества продуктов питания, осуществляемый органами Министерства здравоохранения Республики Беларусь, представляет собой вид государственно-управленческой деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности населения, так как в данном случае контрольные мероприятия реализуются в целях недопущения негативного экологического воздействия на жизнь и здоровье человека. Но указанная деятельность не связана с сохранением природной среды либо предотвращением вредного воздействия на нее, что позволяет относить данный вид правоотношений исключительно к отношениям в сфере обеспечения экологической безопасности.

Отношения, возникающие в процессе государственного управления охраной труда на производствах при работе с опасными для жизни и здоровья работников технологиями либо веществами, также связаны только с обеспечением экологической безопасности, так как объектом указанных правоотношений выступают жизнь и здоровье работников на данных предприятиях, а не сохранность и целостность природных объектов.

Изложенное позволяет выделить обязательный признак правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения экологической безопасности, – наличие реальных или потенциальных экологических угроз жизни и здоровью личности, стабильному функционированию и развитию общества и государства. Если же отношения складываются по поводу окружающей среды, однако подобные угрозы отсутствуют, значит, речь идет исключительно о природоохранных правоотношениях [14, с. 8].

В этой связи, как справедливо отмечает С.А. Боголюбов, «охрана окружающей среды близко соприкасается с обеспечением экологической безопасности как деятельности по защите жизненно важных экологических интересов человека. Более того, природоохранительные отношения составляют основу обеспечения экологической безопасности человека, ибо закладывают принципиальные положения о сочетании экологии и экономики в современных условиях развития». Однако каждое из указанных направлений деятельности «имеет свой специфический объект, свой предмет правового регулирования, что и выделят их в относительно самостоятельные области отношений» [13, с. 49].

Таким образом, отличие рассматриваемых сфер правоотношений проявляется в их объекте и заключается в следующем: объектом правовых отношений в сфере обеспечения экологической безопасности являются жизнь и здоровье личности, стабильное функционирование и развитие общества и государства, тогда как в области охраны окружающей среды в качестве объекта правоотношений выступают природная среда и ее компоненты (воды, леса, воздух, недра, земля, животный и растительный мир и т.д.).

Этим обстоятельством обусловлена и специфика административно-правового обеспечения экологической безопасности: данная деятельность всегда направлена на устранение или минимизацию экологических угроз для личности, общества либо государства. При этом предпринимаемые меры могут быть не связаны с сохранением объектов природной среды или поддержанием ее биологического разнообразия и ресурсоемкости.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что административно-правовое обеспечение экологической безопасности является самостоятельным направлением деятельности органов государственной власти в сфере реализации экологической политики, что обусловливает необходимость рассмотрения данного вида деятельности как обособленной функции государственного управления, осуществляемой наряду с охраной окружающей среды.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов [43].

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

- обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;

- научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;

- охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;

- государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;

- платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

- экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;

- независимости контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

- учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов, биотопов и природных комплексов;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;

- обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;

- сохранения биологического разнообразия;

- обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;

- запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;

- гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;

- недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и функций природопользования;

- ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

- обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры;

- международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Впервые термин «природопользование» появился в 1958 г. в работах Ю.Н. Куражковского [34], Т.Г. Рунова [46], которые считали, что это научное направление, занимающееся «разработкой общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной с непосредственным пользованием природы, ее ресурсов, либо с изменяющимся воздействием на нее». В последующих работах Ю.Н. Куражковский определил природопользование как «общую систему взаимоотношений человека с природой, возникающую в процессе его трудовой деятельности и складывающуюся в соответствии с характером исторических, социальных и географических условий» [34, с. 16].

Существует несколько определений этого понятия. Например, словарь-справочник Н.Ф. Реймерса содержит шесть таких определений: как «совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению и воспроизводству», как «комплексную научную дисциплину, исследующую общие принципы рационального использования природных ресурсов человеческим обществом» и «совокупность воздействий человека на географическую оболочку», а также, как взаимоотношение производительных сил и производственных отношений с природой. В более поздних определениях природопользование рассматривается как «единство двух сторон, то есть антропогенного воздействия и ответной реакции на него природы» [45, с. 73].

По мнению Э.С. Комиссаровой, «природопользование в сущности своей есть процесс взаимодействия разнокачественных систем (природы и общества), причинные отношения между которыми обладают в первую очередь генетическим характером [30, с. 11].

Как считает Л.М. Корытный, термин «природопользование» можно понимать как в узком смысле (ресурсопотребление), так и в широком – отождествляясь с общественным производством, или как взаимодействие общества и природы. По особенностям территориальной структуры всю совокупность видов воздействия человека на природу Л.М. Корытный предложил разделить на фоновое или зональное (землепользование, лесопользование, природозащитное природопользование) и очаговое (транспортное, промышленное и др.) [32, с. 29].

Анализируя содержание статей Особенной части КоАП можно выделить также непосредственный объект посягательства. Под непосредственным объектом понимаются общественные отношения, на которые посягает административный проступок, подпадающий под признаки конкретного состава. Например, непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного в ст. 15.4. КоАП «Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами», являются общественные отношения, которые складываются в процессе установленный порядок, обеспечивающий экологическую безопасность окружающей среды [35].

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП «Порча земель», выступает экологическая безопасность земель как компонента окружающей среды.

Понятие «непосредственный объект административного правонарушения» и «предмет административного правонарушения» часто отождествляются в науке административного права.

Поводом для этого является само законодательство об административной ответственности.

Непосредственный объект и предмет административного правонарушения являются элементами состава, характеризующие его объект.

Под предметом административного правонарушения следует понимать овеществленный элемент материального мира, воздействуя на который виновный осуществляет посягательство на непосредственный объект административного правонарушения. Предмет, как факультативный элемент объекта административного правонарушения, не всегда закрепляется в диспозиции статьи, устанавливающей административное правонарушение и ответственность за него [25, с. 50].

Предмет административного правонарушения — это то, что подвергается противоправному воздействию для нанесения вреда непосредственному объекту административного правонарушения. Например, предметом загрязнения леса и иной древесно-кустарниковой растительности (Статья 15.30 КоАП) является:

-лес – совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях (ст. 1 Лесного кодекса [36]);

-древесно-кустарниковая растительность, не входящая в государственный лесной фонд.

Предметом правонарушения, предусмотренного ст. 15.35 КоАП «Нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства», является:

- рыба;

- водные животные – дикие животные (рыбы и водные беспозвоночные), обитающие в воде и имеющие для этого характерные приспособления (ст. 1 Водного кодекса [22]): раки, моллюски, дафнии и др.

От наиболее точного определения объективной стороны административного правонарушения, то есть от максимально полного описания самого противоправного деяния, зависит привлечение лица к административной ответственности и соответственно размер штрафных санкций.

Объективная сторона правонарушения - это само противоправное действие или бездействие, его неблагоприятные (вредные) последствия, а также причинно-следственная связь между ними. Ее образуют признаки, характеризующие правонарушение с внешней стороны. К ним относятся: общественно опасное деяние (действие или бездействие), общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями, способ, средства, место, время и обстановка совершения правонарушения [27, с. 12].

Как указывает Ю.М. Козлов «сердцевину объективной стороны составляют деяние, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями» [7, с. 161]. Эти признаки принято называть в юридической литературе обязательными, а место, время, обстановку и средства совершения правонарушения именуют факультативными признаками. Такие названия весьма условны, так как любое правонарушение характеризуется временем его совершения, конкретными способами, обстановкой и т.п. Однако в некоторых случаях законодатель не придает им значение и не указывает в диспозиции правовой нормы. Таким образом, они становятся нейтральными (факультативными) для квалификации деяния как правонарушения. В других случаях законодатель специально указывает на место, время, способ совершения правонарушения в диспозиции правовой нормы, придавая юридическое значение этим признакам.

Для ряда состава правонарушения достаточно только совершения деяния, хотя бы оно и не повлекло последствий (выход на работу в нетрезвом состоянии, нарушение правил охраны труда, хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения и т.п.). Если это деяние несет вредные последствия, то ответственность за него либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность [8, с. 175].

Состав правонарушения включает определение последствия деяния и, соответственно, предполагает установление причинной связи деяния и наступивших последствий, т.е. причиненный вред (нарушение правил дорожного движения пешеходом, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, нарушение правил охраны труда, ставшее причиной производственных травм и т.п.).

Под причинной связью понимают такую объективную связь между деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует во времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие.

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничение пользования или, стеснение свободы поведения других лиц (организаций), ущемление их субъективных прав. Формы выражения вреда многообразны. Он может носить физический, материальный и иной характер, посягать на специфические или общие интересы. Некоторые правонарушения влекут организационные последствия, заключающиеся в нарушении нормальной деятельности учреждений и органов.

Бесспорно, характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда имеет социальный вред. Он может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или нет, более или менее значительным, ощущаемым отдельным человеком, коллективом и обществом в целом. Однако наличие вреда является необходимым признаком всякого правонарушения, обуславливающим все правонарушения в качестве общественно опасных деяний. Поэтому, характер деяния и причиняемый при этом вред являются объективными основаниями для определения степени общественной опасности, ограничения правонарушений от иных отклонений от правопорядка.

Согласно постулатам теории правонарушения объективное выражение деяния возможно в двух формах: действия, нарушающего юридические запреты, и бездействия, нарушающего общеобязательные предписания, за невыполнение которых санкцией правовой нормы предусматривается применение мер юридической ответственности. Тем самым с внешней стороны действие проявляется в активном поведении субъекта, бездействие - в пассивном, в не совершении определенных общественно необходимых поступков, которые лицо должно было и могло осуществить. Вполне очевидно, что конкретная форма экологически негативного поведения определяется конструкцией, содержанием юридической нормы, формулирующей соответствующие предписания или запреты [9, с. 68].

Следует отметить, что деяние предстает в качестве признака объективной стороны административного правонарушения в области охраны окружающей среды главным образом постольку, поскольку оно способно причинить вред охраняемому эколого-правовыми нормами объекту - частным и (или) публичным интересам, социальным отношениям, возникающим и функционирующим в сфере взаимодействия общества и природы.

Именно в силу указанного обстоятельства подобные акты поведенческой деятельности запрещаются данными нормами под угрозой применения мер административной ответственности. В принципе, формулирование какого-то особого, специфического понятия деяния не является задачей административно-правовой науки. Круг поступков, имеющих юридическое значение, очерчивается посредством фиксации их в соответствующих нормах. По форме совершаемого деяния исследуемы правонарушения совершаются посредством действий. Конструкции действующих в настоящий момент правовых норм, формулирующих составы нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, свидетельствуют об известном разнообразии возможных форм противоправного поведения.

Например, объективной стороной нарушения порядка захоронения радиоактивных отходов (ст. 15.5 КоАП) является следующее действие - самовольное захоронение радиоактивных отходов, продуктов, материалов или других предметов, загрязненных радионуклидами [35].

Объективная сторона незаконного уничтожения, изъятия или повреждения деревьев и кустарников или иной растительности (ст. статья 15.22 КоАП) - это незаконное уничтожение, изъятие либо повреждение деревьев и кустарников до степени прекращения роста, произрастающих в лесах первой группы лесного фонда, а также древесно-кустарниковой растительности (насаждений), не входящих в лесной фонд, включая сеянцы и саженцы.

В форме действия выражена объективная сторона правонарушения, предусмотренного статья 15.30 КоАП «загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности», - загрязнение леса отходами или сточными водами либо иным способом [35].

По механизму оказания противоправного посягательства на окружающую среду следует различать варианты поведенческой деятельности, связанные с непосредственным либо опосредованным воздействием на нее. Специфика первой разновидности правонарушений заключается в том, что причинение вреда природе является результатом посягательства на какой-либо ее компонент. Вследствие ухудшения его качественных (а зачастую - и количественных) характеристик происходят неблагоприятные изменения в естественных экологических системах и природной среде в целом. Так, в большинстве своем, противоправные посягательства на компоненты окружающей среды осуществляются преимущественно посредством нарушения правил охоты и добычи водных биологических ресурсов, эксплуатации очистных сооружений, незаконной рубки, а также уничтожения или повреждения лесных насаждений, превышения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, производства выбросов и сбросов вредных веществ без специального разрешения, приводящих к загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенного слоя земли. Однако нарушения законодательства в области охраны окружающей среды не следует ограничивать исключительно сферой «непосредственного использования» природных компонентов, как это предлагается О.Л. Дубовик [26, с. 183], поскольку функционирование общественных экологических отношений проявляется не только на уровне непосредственного природопользования.

В случае опосредованного воздействия на окружающую среду наступление вредоносных последствий обусловливается противоправным посягательством не на природные компоненты, а на субъективные экологические права. И уже в качестве результата данного посягательства необходимо квалифицировать угрозу причинения вреда предмету правонарушения. Так происходит, в частности, при реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы (ст. 15.3 КоАП) [35].

И действие, и бездействие характеризуются известным своеобразием содержания. Противоправное деяние может быть простым - заключающемся в одном человеческом телодвижении (или их ограниченном количестве, направленном на решение локальной задачи), либо сложным, которое чаще всего объединяет несколько поступков субъекта.

Примером первого из обозначенных вариантов могут служить, в частности, случаи загрязнения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов в результате выбросов и сбросов вредных веществ.

Второй вариант предполагает определенную систему актов поведенческой деятельности, образующих в совокупности единое деяние. В их числе следует отметить продолжаемые деяния, под которыми в теории правонарушения понимается поведение, состоящее из ряда тождественных противоправных поступков, направленных к общей цели и объединенных единым умыслом, и длящиеся деяния - действия (бездействие), характеризующиеся длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного.

В сфере взаимодействия общества и природы они проявляются в фактах загрязнения природных компонентов отходами производства, несоблюдения экологических требований при эксплуатации объектов хозяйственного назначения, происходящих непрерывно в течение длительного времени [37, с. 11].

Конструктивная особенность отдельных составов нарушений законодательства в области охраны окружающей среды заключается в альтернативном описании деяния. Тем самым диспозиция охранительной административно-правовой нормы закрепляет несколько возможных вариантов действия: например, выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, либо сверхнормативные потери или сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при их добыче, либо иные нарушения требований рационального использования недр (ст. 15.18 КоАП); незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных, принципы которых основаны на использовании электромагнитного поля, звука и других физических эффектов, оказывающих на них воздействие (ст. 15.36 КоАП).

При этом о наличии соответствующего состава свидетельствует совершение любого из них (равно как и двух, трех или даже всех означенных деяний).

Среди основополагающих характеристик административного правонарушения против экологической безопасности как социального явления необходимо указать следующую его специфическую черту. Тесная взаимосвязь различных составляющих окружающей среды предопределяет достаточно высокую степень вероятности причинения ущерба нескольким ее компонентам одним противоправным деянием. Факты реальной действительности подтверждают это.

Например, аварийный разлив концентрированной серной кислоты на рельеф местности, произошедший на территории предприятия, может привести к загрязнению почвы, а также атмосферного воздуха.

К весьма значительному стоимостному выражению отрицательных последствий правонарушения привел длящийся характер его совершения (как справедливо отмечается в литературе, подобные факты достаточно часто встречаются в сфере промышленного производства): например, вытекание раствора из железнодорожной цистерны на рельеф местности после его обнаружения продолжалось в течение трех последующих дней. От сложного действия (бездействия) необходимо отграничивать комплекс тождественных либо однородных поступков, сочетание которых признается административно-правовыми нормами единым правонарушением, носящим усложненный, собирательный характер и обладающим повышенной степенью вредоносности, во многих случаях достигающей уровня общественной опасности.

В научной литературе в качестве обязательного условия наступления административной ответственности за совершение экологического правонарушения указывается наступление экологического вреда, или угроза наступления такого вреда [42, с. 64].

Экологическое законодательство исходит из достаточно широкого определения экологического вреда: это «вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду».

Производственная деятельность неизбежно связана с определенными потерями для окружающей природной среды. Минимизация экологических рисков, основанная на обеспечении возможности восстановления природной среды и отсутствии угроз для здоровья человека, – важнейшая задача государства. Уровень допустимого воздействия на окружающую природную среду проверяется государственной экологической экспертизой в ходе разработки и внедрения проектов по размещению, строительству, вводу в эксплуатацию, непосредственному использованию и выводу из эксплуатации промышленных и иных объектов. В целях обеспечения экологической безопасности уполномоченными государственными органами установлены нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, иные нормативы в области охраны окружающей среды. Поэтому экологическая безопасность представляет собой такое качество окружающей природной среды, когда при соблюдении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду отсутствуют угрозы возникновения опасного состояния для жизни и здоровья людей [48, с. 11].

Экологический вред может выступать первичного и вторичного происхождения. Экологический вред первичного происхождения имеет преимущественно экологический характер и выражается в отрицательных изменениях в окружающей природной среде. В объективной действительности он проявляется в реальных изменениях (ухудшениях) состояния компонентов природной среды или природных комплексов либо в порче или утрате природных объектов или комплексов: загрязнении земель, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха; уничтожении или повреждении природных комплексов или объектов (в том числе особо охраняемых); гибели растительности или диких животных; истощении вод; снижении плодородия почв или иной деградации земель и др. Непосредственное причинение вреда окружающей среде может стать детерминантом экологического вреда второго порядка – имущественного вреда либо вреда, причиненного жизни и здоровью человека.

Вместе с тем далеко не всегда имущественный ущерб или вред, причиненный жизни или здоровью человека, имеет производный характер от вреда, причиненного окружающей среде. При совершении некоторых правонарушений против экологической безопасности вред здоровью человека может быть причинен непосредственно, без опосредованного воздействия на человека загрязненными компонентами природной среды [41, с. 77]. Однако в таких случаях всегда причиняется вред и окружающей среде.

Создание угрозы причинения экологического вреда предполагает порождение такой ситуации, при которой экологический вред первичного или вторичного порядка был бы причинен, если бы вопреки воле причинителя вреда его наступление было прервано своевременно принятыми мерами или наступлению вреда препятствовали какие-либо обстоятельства. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда окружающей среде и человеку.

В соответствии со ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» причинение вреда окружающей среде – это «вредное воздействие на окружающую среду, связанное с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь, в том числе путем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в водные объекты с превышением установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ по одному или более загрязняющему веществу или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством Республики Беларусь, незаконного изъятия дикорастущих растений и (или) их частей, диких животных, других природных ресурсов» [43].

Загрязнение недр является одним из возможных результатов нарушения правил охраны недр. Предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, и в первую очередь при подземном хранении нефти, газа и иных веществ и материалов, захоронении производственных, бытовых и иных отходов, сбросе сточных вод согласно экологическому законодательству является одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр. Загрязнение недр может быть следствием нарушения правил проведения специальных работ, связанных с захоронением производственных, бытовых и иных отходов, в эксплуатации предприятия при отсутствии устройств для очистки сточных или шахтных вод и т.д.

Загрязнение вод представляет собой «поступление в водный объект загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла, нарушающих состав и свойства воды». Загрязнение вод выражается в существенном ухудшении природных свойств воды (изменение химических, физических, биологических (микробиологических) показателей, характеризующих качественный состав воды).

Загрязнение вод признается экологическим вредом в случае, если загрязняющие или иные вещества поступили в поверхностные или подземные воды либо в источник питьевого водоснабжения. Согласно ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь поверхностные воды образуют «воды, расположенные на поверхности суши в виде различных водных объектов», а подземные воды – «воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры во всех физических состояниях» [22]. Источником питьевого водоснабжения является «водный объект (водоем, водоток, водоносный горизонт), воды которого используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения после соответствующей обработки или без нее».

Особым является вопрос о загрязнении вод в результате производственной деятельности. Загрязнение вод в таких случаях будет только тогда, когда имеет место превышение установленных нормативов допустимого воздействия на воды (нормативов предельно допустимых концентраций микроорганизмов, химических и иных веществ; нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ; нормативов предельно допустимых физических воздействий и др.) [23, с. 54].

Специфической разновидностью экологического вреда, причиняемого водному объекту, является засорение вод. Статья 1 Водного кодекса Республики Беларусь определяет засорение вод как «накопление в водных объектах посторонних предметов» [22]. Засорение вод может произойти вследствие попадания в водный объект производственных отходов добывающих предприятий, отходов животноводческих комплексов, бытового мусора и т.д. Засорение вод приводит к ухудшению состава вод либо затрудняет использование водных объектов.

Загрязнение или засорение поверхностных или подземных вод оказывает негативное воздействие на растительный мир водоемов, на водных и околоводных животных, на состояние почв, лесов, качество урожая сельскохозяйственных культур, может повлечь иные неблагоприятные для окружающей природной среды экологически вредные последствия.

Загрязнение атмосферного воздуха выражается в отрицательном изменении качества атмосферного воздуха вследствие попадания в него загрязняющих веществ от источников выбросов с превышением установленных нормативов допустимых выбросов и (или) временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются важными показателями нормирования в области охраны атмосферного воздуха. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух образуют собой максимальные величины поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества атмосферного воздуха. К последним относятся величины допустимых концентраций химических веществ, их смеси, микроорганизмов в атмосферном воздухе, при соблюдении которых не оказывается ни прямое, ни косвенное вредное воздействие, включая отдаленные последствия, на окружающую среду, здоровье человека. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для стационарных источников выбросов. В соответствии со ст. 19 Закона «Об охране атмосферного воздуха» к нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся: предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду); предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в нормальном метре кубическом (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива – в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются с учетом нормативов качества атмосферного воздуха; нормативов допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух; фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе зоны воздействия источников выбросов; прогнозов изменения профиля, объемов производства продукции, вида выполняемых работ, объема оказываемых услуг, используемых сырья и материалов, внедрения наилучших доступных технических методов; технологических (отраслевых и индивидуальных) нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и других показателей и требований, предусмотренных законодательством об охране атмосферного воздуха. Обоснованность нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух соответствующий субъект хозяйствования подтверждает актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарные источники выбросов. В случае, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух превышают нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут устанавливаться временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условия осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух [11, с. 57].

Загрязнение леса представляет собой изменение внешнего и структурного состояния леса как экологического комплекса вследствие насыщения его отходами или вредными веществами (засорение леса путем размещения в нем остатков строительных материалов, создания свалок из бытовых отходов, насыщение леса бактериально-паразитическими организмами, химическими, радиоактивными и иными вредными веществами, захламление леса при разрубке и расчистке лесных площадей под трассы дорог или размещение других сооружений и т.д.).

Уничтожение природного комплекса или объекта особо охраняемой природной территории представляет собой приведение их в такое состояние, при котором соответствующий природный объект или комплекс полностью утрачивают свою экологическую, экономическую и иную ценность.

Повреждение природного комплекса или объекта особо охраняемой природной территории – это такое изменение природного объекта (комплекса) либо их части, которое в целом не создает опасности для исчезновения соответствующего природного объекта (комплекса), однако существенно снижает его экологическую, эстетическую и иную ценность.

В соответствии со ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» природным объектом признается «естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства», а природным комплексом – «функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками». Действующее экологическое законодательство выделяет особо охраняемые природные территории, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования (например, заповедники).

Уничтожение плодородного слоя почвы выражается в утрате почвенным слоем своей важнейшей функции – плодородия. Уничтожение леса или торфяника – это приведение их в такое состояние, при котором они полностью утрачивают свою экологическую, экономическую и иную ценность (например, выгорание торфяной залежи на всей площади торфяного месторождения)

[16, с. 145].

Экологический вред непосредственно связан с экономическим вредом. Экономический вред при совершении экологических правонарушений имеет троякое значение.

Во-первых, причинение экологического вреда может затрагивать интересы природопользователя (государства, юридических или физических лиц), что предполагает экономическую оценку поврежденных или утраченных природных ресурсов, находящихся в естественном состоянии (сгоревшей торфяной залежи, незаконно добытых охотничьих животных, поврежденной товарной древесины и т.д.). В экологическом праве такой вред называют экологическим ущербом (убытками), который предполагает наличие материальных потерь. Эти материальные потери имеют индивидуализированный характер, они проявляются по отношению к конкретному компоненту природной среды и включают в себя реальные и предполагаемые утраты в природной среде. Следует заметить, что в нормативных правовых актах Республики Беларусь термины «вред», «ущерб» и «убытки» часто употребляются как равнозначные по своему содержанию понятия.

Во-вторых, вред, причиненный окружающей среде, может детерминировать причинение экономического ущерба тем материальным ценностям, в которые вложен труд человека (гибель сельскохозяйственных животных в результате распространения патогенных микроорганизмов, утрата урожая сельскохозяйственных культур вследствие загрязнения земли, сгорание зданий и сооружений в результате лесного пожара и т.д.). При этом может иметь место сочетание экологического и экономического ущерба.

В-третьих, экологический вред может повлечь неполучение предполагаемых доходов от производственной или иной хозяйственной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: