Деятельности
Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности будем в дальнейшем понимать совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься как:
· способ получения дополнительного заработка;
· способ избежать возможные напряжения в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
|
|
· способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
· выполнение своего профессионального долга;
· способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.
Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновацинной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства, только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая, лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, к тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.
|
|
Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, обо всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть как недостатков педагогической системы школы и своей практики, так и возможностей их устранения.
Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим условиям, реально существующим в данной школе. Если, например, учитель хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниевоориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии.
Степень компетентности учителя в инновационном образовании может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом аспекте.
Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:
· владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
· понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;
· знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;
· умеет изучать опыт учителей-новаторов;
· умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
· умеет разрабатывать и обосновать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
· умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
· умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
· умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;
· умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;
· умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.
Общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией от:
· уровня мотивационной готовности;
· уровня компетентности в инновационном образовании;
· уровня компетентности в педагогической инноватике.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства
Дополнительная литература:
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды – М., 1989
2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М, 1987.
|
|
3. Как-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
5. Меладзе М.А. Теоретические проблемы инновационной педагогической деятельности. – Владикавказ, 2001
6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998
7. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987
8. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993
9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.
10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений – М., 2000.
Содержание
Предисловие…………………………………………………… | ||
Часть 1. | Введение в педагогическую инноватику……………. | |
Глава 1. | Развивающееся образование……………………………. | |
1.1. Основные факторы развития образования………. | ||
1.2. Интенсификация процессов развития образования……………………………………….... | ||
1.3. Инновационное движение в российском образовании…………………………………………. | ||
Глава 2. | Что и как изучает педагогическая инноватика……… | |
2.1. Как возникла педагогическая инноватика?........... | ||
2.2. Исходные понятия педагогической инноватики… | ||
2.3. Объект педагогической инноватики……………… | ||
2.4. Предмет и задачи педагогической инноватики…. | ||
2.5. Методы педагогической инноватики……………... | ||
Глава 3. | Новшества и нововведения их типы и свойства……… | |
3.1. Типы новшеств……………………………………… | ||
3.2. Характеристики новшеств…………………………. | ||
3.3. Характеристики нововведений……………………. | ||
Глава 4. | Инновационный процесс: структура и факторы эффективности…………………………………………… | |
4.1. Жизненный цикл новшества……………………….. | ||
4.2. Жизненный цикл нововведения……………………. | ||
4.3. Обобщенная модель инновационного процесса… | ||
4.4. Факторы эффективности инновационного процесса……………………………………………… | ||
Часть 2. | Инновационная деятельность школы………………… | |
Глава 5. | Школа на пути в завтра…………………………………. | |
5.1. Изменяющаяся среда школы и необходимость ее развития………………………………………………. | ||
5.2. Нововведения в школах России……………………. | ||
5.3. Стили поведения школ в изменяющейся среде…... | ||
Глава 6. | Инновационная система школы………………………... | |
6.1. Понятие системы……………………………………. | ||
6.2. Определение инновационной системы школы….. | ||
6.3. Функции инновационной системы………………… | ||
6.4. Структура инновационной системы школы……… | ||
6.5. Уровни и показатели развития инновационной системы школы……………………………………… | ||
6.6. Педагогический коллектив как субъект инновационной деятельности……………………… | ||
Глава 7. | Модели развития педагогической системы школы….. | |
7.1. Развитие педагогической системы школы посредством рационализации труда учителей…… | ||
7.2. Развитие педагогической системы школы посредством освоения новой образовательной модели………………………………………………… | ||
7.3. Проектировочный подход к развитию педагогической системы школы…………………... | ||
7.4. Программно-целевой подход к развитию школы………………………………………………… | ||
Глава 8. | Поиск, выбор и внедрение новшеств ………………….. | |
8.1. Поиск новшеств во внешней среде и их оценка….. | ||
8.2. Факторы эффективности внедрения новшеств…... | ||
8.3. Проектный подход к внедрению новшеств………. | ||
8.4. Разработка целей внедрения новшества………….. | ||
8.5. Планирование внедрения новшества……………… | ||
8.6. Рабочая группа внедренческого проекта………… | ||
8.7. Сопротивление нововведениям……………………. | ||
Глава 9. | Опытно-экспериментальная работа в школе…………. | |
9.1. Понятия опытной работы и педагогического эксперимента………………………………………… | ||
9.2. Направления опытно-экспериментальной работы в школе……………………………………… | ||
9.3. Валидность эксперимента………………………….. | ||
9.4. Модели экспериментов…………………………….. | ||
9.5. Программа эксперимента…………………………... | ||
9.6. Выбор темы эксперимента и обоснование ее актуальности……………………………………… | ||
9.7. Постановка проблемы исследования, определение его объекта и предмета……………… | ||
9.8. Постановка целей и задач эксперимента…………. | ||
9.9. Разработка гипотезы………………………………… | ||
9.10. Планирование эксперимента……………………… | ||
9.11. Мониторинг хода эксперимента, оценка и оформление его результатов…………………… | ||
Глава 10. | Методы групповой работы……………………………… | |
10.1. Метод генерации идей – мозговой штурм……… | ||
10.2. Методы экспертных оценок………………………. | ||
10.3. Метод номинальных групп……………………….. | ||
Глава 11. | Инновационная деятельность учителя……………….. | |
11.1. Творчество в деятельности учителя……………… | ||
11.2. Строение инновационной деятельности учителя……………………………………………… | ||
11.3. Уровни сформированности инновационной деятельности учителя……………………………… | ||
11.4. Готовность учителя к инновационной деятельности……………………………………….. |
|
|
1 Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. - М, 1995. - С. 137
1 Прогностическая концепция целей и содержания образования. /Под. ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева. - М., 1994. - С. 7
1 Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. – М., 2002. – С. 129
[1] Днепров Э.Д. Школьная реформа между вчера и завтра. - М., 1996. – С. 167-168
1 Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997
1 Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М., 1989; Управление развитием школы / Под ред. М.М.Поташника и В.С. Лазарева. – М., 1995
2 Nicholls A. Managing Education Innovfations. – Lnd., 1983
1 Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И.Шамовой и П.И. Третьякова. – М., 1995.
2 Найн А.Я. Инновации в образовании. – Челябинск, 1995
1 Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978. – С. 52
[4] Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М., 1974. – С. 508-509
1 Основные критерии качества и эффективности научно педагогических исследований / Под ред. В.В. Краевского. – М., 1981.
[5] Управление развитием школы /Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарев. – М., 1995. – С. 128 - 131
1 См. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М., 1997,
С. 231 – 243; Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002. – С. 123-127
1 Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.
1 Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.
2 Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 1990.
1 Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997
1 Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. – Университетская книга, 1997, № 4. –
С. 26-36
1 Прогностическая концепция целей и содержания образования. Под. ред. И.Я. Лернера и И.К. Журавлева. – М., 1994.
2 Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. - М., 1997.
1 См. Белая книга российского образования. - М., 2000
1 Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. – М., 1996. – С. 35- 84
[6] См. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды - М., 1989. Следует отметить, что эта теория была разработана в 60-70-х годах ХХ столетия, когда существовали жесткие требования к целям, учебному плану, содержанию, формам и методам обучения. Степень свободы в изменении педагогической системы школы была очень незначительна. Теория оптимизации строилась, исходя из существовавших ограничений.
[7] Де Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. с англ. – Калуга, 1993.
[8] В рассматриваемой модели различают вертикальную, горизонтальную и комбинированную структуризации образовательных подразделений. При вертикальной интеграции существует несколько параллельных образовательных структур. Например, может быть поток гимназического образования, поток стандартного образования, поток для детей с задержками в развитии. Учителя объединяются в команды, работающие в том или ином потоке. При горизонтальной структуризации учителя объединяются в годичные команды, работающие в нескольких параллельных классах одного года обучения. Комбинированная структуризация предполагает использование обоих принципов структурного деления.
[9] Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995; Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
[10] См. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. – М., 1993; Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М., 1995; Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. - М., 1997.
[11] См. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002.
[12] См. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. – М.,, 2004
[13] Под вертикальной координацией понимают согласование действий участников совместной деятельности, осуществляемое в форме распоряжений, заданий, приказов руководством организации. Под горизонтальной координацией понимают согласование действий, осуществляемое самостоятельно их исполнителями без участия руководства.
[14] Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / Под ред. Ю.Н. Кантуревского. - СПб, 1999
[15] Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М., 1989.
[16] Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1998.
1 Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.,
2001, с.109
[17] Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1980
[18] Эксперимент в школе: организация и управление /Под ред. М.М. Поташника. – М., 1991.
[19] Об измерительных шкалах см. главу 8, п.8.4.
[20] Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987
[21] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004. – С. 134-135.
[22] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1995. – С. 47
[23] Там же. – С. 270
[24] Кларин М.М Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.– М., 1994.
[25] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004,
[26]См. Маслоу А.Г.Мотивация и личность. – СПб., 1999
[27] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1995. – С. 56
[28] Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997