double arrow

Типология видов анализа воспитательного мероприятия


1. Краткий (оценочный) анализ - общая оценка мероприятия, характеризующая решение воспитательной, познавательной и развивающей задач.

2. Структурный (поэтапный) анализ - выявление и оценка доминирующих структур (элементов) мероприятия,их целесообразность и взаимосвязь.

3. Системный анализ - рассмотрение воспитательного мероприятия как единой системы с точки зрения решения главной воспитательной задачи.

4. Аспектный анализ - детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели мероприятия.

5. Содержательный анализ – анализ мероприятия, учитывающий специфику его содержания.

6. Полный система аспектных анализов, включающих оценку комплексных задач мероприятия,

7. Структурно-временной анализ - оценка использования времени мероприятия на каждом его этапе.

8. Комбинированный анализ - оценка (одновременная) основной цели и структурных элементов мероприятия.

9. Психологический анализ - изучение выполнения психологических требований к организации и проведения мероприятия.

Документ 1

Схема системного анализа воспитательного мероприятия




(разработана Аверкиевой Г.В.)

1.Общая характеристика:

- Тема воспитательного мероприятия, ее актуальность, познавательная, воспитательная и развивающая ценность. Условия выбора содержания и формы мероприятия для организации воспитательной работы с классом.

- Форма проведения, возраст и количество участников, краткое описание хода мероприятия.

2.Цели и задачи мероприятия (воспитательные, познавательные, развивающие).

3.Охарактеризуйте:

- Содержание (обоснованность отбора и дозировки, познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; занимательность, доступность, соответствие возрастным особенностям учащихся, их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности, особенностям ученического коллектива),

- Конкретную обстановку проведения данного мероприятия (обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах, место расположения участников, наличие технических средств, усиливающих воспитательное воздействие).

- Структуру (взаимосвязь этапов, продуманность начала и окончания, соразмерность частей с точки зрения используемого времени);

- Форму организации мероприятия (соответствие задачам и содержанию, оптимальность в выборе, целесообразность применения);

- Степень его подготовленности (четкость в организации, качество и целесообразность использования оформления);

- Умения и профессиональные качества организатора (создать необходимую эмоциональную атмосферу, поддерживать дисциплину и порядок, увлечь участников темой, вовлечь их в активное действие, импровизировать, быстро реагировать на неожиданные ситуации, убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися);



- Отношение участников к происходящему, степень их активности, психологическая реакция (заинтересованная, нейтральная, позитивная, негативная). Наличие спадов и подъемов интереса. Причины их возникновения.

Общая оценка мероприятия

- Степень достижения цели мероприятия.

- Реальная воспитательная, развивающая и познавательная ценность.

- Достоинства и недостатки мероприятия.

- Педагогические рекомендации.

Документ 3

Психологический анализ воспитательного мероприятия

(Данилова И.Л., Илгунова О.Е, Макаровская И.В., Сизова О.Р.,

Скороходова Н.Ю.)

I Обоснование содержания, формы и целей воспитательного мероприятия:

1. Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школьников.

2. Форма воспитательного мероприятия (классный сбор, групповое собрание, диспут, беседа, читательская конференция, встреча с выдающимися людьми и т.д.). Соответствие содержания форме мероприятия.

3. Соответствие данного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности).



4. Чем мотивируется выбор данного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся данного класса, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения; отметить, высказывали ли ребята желание и инициативу в отношении организации данного мероприятия)?

5. Каких конкретных воспитательных целей можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, изменить отношения к учению, вызвать интерес к чтению, научить уважать людей труду и т.д.)?

II Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия:

1. На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т.д.)?

2. Как конкретно будет проходить мероприятие, какой его общий «сценарий»?

3. Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?

4. Какие качества личности, умений и навыков потребуют от учащихся отдельные виды подготовительной работы и само проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо проявить (имеются в виду организаторские способности, музыкальные, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.)?

5. Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть?

6. Какими индивидуальными психологическими способностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному — привить чувство ответственности, другому — дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему — научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.)?

7. Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.)?

III Психолого-педагогический анализ хода мероприятия:

1. Насколько организованным было начало, вовремя ли, какой была дисциплина?

2. Как убранство помещения и внешний вид учащихся содействовали цели проведения мероприятия?

3. В какой мере школьники, ведущие мероприятие, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.)?

4. Вся ли масса участников мероприятия была увлечена его ходом? В чем проявлялась эмоциональная реакция школьников, и в какие моменты?

5. Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические чувства пробудились у учащихся в ходе мероприятия?

6. Дисциплина школьников.

7. Какие массовые явления наблюдались (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соревнования и др.)?

IV Общая оценка мероприятия:

1. Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении его снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым?

2. Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как они справились с заданиями по подготовке в проведению его? Какие качества личности выявили? Оправдали ли ожидания воспитателя в этом отношении?

3. В чем проявилось влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли на поведении, дисциплине, общественном мнении, отношении к учению, повлияло ли на межличностные отношения в коллективе и т.д.? (Дать анализ нескольких примеров.)

4. Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)? Что не учтено было в обосновании мероприятия при планировании?

Документ 3







Сейчас читают про: