Государственная политика в области ФКиС является частью социально-экономической политики государства.
Государственная экономическая политика – генеральная линия действия и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.
Социальная политика – это деятельность государства, политических, социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни обществ, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей.
Основные задачи государственной социально-экономической политики:
1.Повышение доходов граждан и уровня их жизни.
2.Стабилизация жизненного уровня нетрудоспособного населения.
3.Гарантии потребления минимального объема социальных благ.
4.Развитие социальной сферы.
5.Охрана труда.
6.Региональное развитие.
Государство в рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать лишь целевые государственные и региональные программы. Выполняя данную обязанность, государство обеспечивает соблюдение публичных интересов общества в целом. В процессе организации работы по выполнении целевых программ Правительство РФ определяет государственных заказчиков, обеспечивающих реализацию указанных программ, и предоставляет их на утверждение Федерального собрания (см. ст. 71 н "е" и ст. 176 Конституции РФ).
Предприятие-изготовитель обязано изготовить продукцию, выполнить работу, оказать услуги и передать их государственному заказчику. На государственном заказчике лежит обязанность принять и оплатить исполненное.
Государственный заказчик выдает предприятию-изготовителю аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование, а также несет ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по финансированию государственных нужд в форме возмещения предприятию-изготовителю причиненных в результате этого убытков.
Финансовая поддержка может осуществляться в виде:
ü дотаций - это ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков;
ü компенсаций - возмещение государством понесенных предприятием расходов; методом компенсирования возмещаются, например, затраты на приобретение минеральных удобрений (п. 2 Постановлений Правительства № 702);
ü субсидий - денежная помощь, оказываемая государством в качестве дополнительного источника покрытия расходов. Например, государством субсидируется часть кредитов, используемых сельскохозяйственными производителями на приобретение высокопроизводительных машин (п. 4 Постановления Правительства № 1186).
ü самофинансирование - финансы занимают особую роль в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме.
Финансовые ресурсы предприятия составляют денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта, и отражают процесс образования, распределения и использование его доходов.
Способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. Средства уставного капитала направляются на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности. Он может также расходоваться на приобретение лицензий, патентов и т.п.
Первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки.
Однако выручка - это еще не доход, хотя и является источником возмещения затраченных на производство продукции средств и формирование денежных фондов и финансовых резервов предприятия.
В процессе использования выручка делится на качественно разные составные части.
Одно из направлений использования выручки - формирование амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа производственных товаров потребителю и поступления выручки.
Создавая товар, предприятие расходует сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты. Их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляет издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости.
Если сопоставить полученную от реализации продукции выручку и производственные затраты и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает прибыль.
Полученная прибыль не остается полностью в его распоряжении: часть в виде налогов поступает в бюджет.
Налог - обязательный взнос в госбюджет или внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
ü налог на прибыль - налог, взимаемый с прибыли юридических лиц;
ü налог на имущество - вид прямого налога, взимаемого с физических и юридических лиц - собственников или арендаторов имущества;
ü налог на добавленную стоимость (НДС) - налог на стоимость, добавленную в процессе производства товара и услуги (косвенный налог);
ü налог на ресурсы - платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов;
ü акцизы - включаются в цену или тарифы, они устанавливаются на высокорентабельные товары (алкогольные напитки, табачные изделия, меха и т.д.);
ü таможенная пошлина - взимается через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, производимых через таможенную границу (косвенный налог);
ü платежи во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, является главным источником финансирования его потребностей, которые можно определить как накопление и потребление. Именно пропорции распределения прибыли на накопление, и потребление определяют перспективы развития предприятия. Средства, направленные на накопление (амортизационные отчисления и часть прибыли), составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно-техническое развитие. На этой основе происходит формирование финансовых активов - приобретения ценных бумаг, долей участия в других предприятиях. Другая часть прибыли направляется на социальное развитие предприятия, в том числе на потребление.
ü Благотворительное финансирование - нужды предприятий могут обеспечиваться путем получения денежных сумм от благотворительных организаций или других предприятий на благотворительной основе;
ü Грант - целевые средства, предоставленные безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиями, организациями, физическим лицам в форме денежной или натуральной на проведение научных или других исследовательских, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Организации, получившие грант, по окончании года, предоставляют в налоговую инспекцию по месту своего нахождения отчет о поступившей сумме и ее использовании.
Методы воздействия государства на экономику:
1.Прямое регулирование:
ü Прямое государственное финансирование - государственное участие в инновационной деятельности непосредственно финансовая поддержка централизованными средствами.
ü Косвенное финансирование - создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств.
ü Программно-целевые методы - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования, построено по логической схеме «цели - пути – способы – средства». Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий, объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели. Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия. Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.;
ü Госзаказ - заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных (муниципальных) бюджетов.
ü Лицензирование - это особый вид деятельности, при котором государственные органы обязаны осуществлять контроль над определенными видами деятельности коммерческих субъектов. Мероприятия, связанныеспредоставлениемлицензии, переоформлениемдокументов, подтверждающихналичиелицензии, приостановлениемивозобновлениемдействиялицензии, аннулированиемлицензии.
ü Государственное предпринимательство - это важная составляющая все сферы предпринимательского бизнеса, где поставлена рыночно - ориентированная экономика. Субъекты государственного предпринимательства всегда играли существенную роль на рынке услуг и товаров. Сегодня государственная предпринимательская деятельность включает в себя управление такими важными стратегическими объектами как железные дороги, почты и т. д. Государственную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: государство как субъект рыночных отношений и государство как регулирующий механизм.
2.Косвенное регулирование с помощью инструментов налоговой, кредитно-денежной, таможенной, амортизационной политики государства.