Как принято называть теоретическую психологию?

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Какое определение «Методики преподавания психологии» как научной дисциплины верно?

А) МПП – это дисциплина, изучающая, структурирующая и организующая всю совокупность способов и приемов работы на уроках психологии и в учебном воспитательном процессе.

Б) МПП – это дисциплина, изучающая закономерности обучения и воспитания личности.

 

2. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе называется:

а) Метод в) Методология

б) Приём г) Принцип работы

 

3. Задачей изучения психологической дисциплины для специалистов - непсихологов является:

а) Научить мыслить психологически в рамках решения своих профессиональных задач

б) Формирование умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики

 

4. Психологическая культура – это …

А) тот уровень знаний о себе и о других людях, которого человек достигает за определенный отрезок своей жизни; как человек способен управлять собой, менять и реализовать себя в различных сферах.

Б) знание способов саморегуляции, выработанные народом; это то, что возникает, в непосредственном общении людей (освоение языка и др. культурных ценностей)

В) содействие изменению личности (различных психических процессов, коммуникативных качеств, интеллекта и др.)

 

5. Выделяют следующие уровни психологической культуры:

а) Профессиональный и житейский уровни

б) Доконцептуальный и научный уровни

в) Профессиональный и научный уровни

 

6. Соотнесите понятия. Связь методики преподавания психологии с другими научными дисциплинами выражается в следующем:

а) Риторика 1) В плане выработки общих принципов поведения в учебном и

воспитательном процессе

б) История 2) В правилах и нормах поведения в обществе

в) Педагогика 3) В умении доступно преподнести материал, заинтересовать

учащихся увлекательной формой изложения материала

г) Этика 4) Исследует, как методика преподавания дополнялась и

совершенствовалась в процессе истории в соответствии с

меняющимися потребностями общества.

а) б) в) г)

 

Как принято называть теоретическую психологию?

А) конкретизирующая

Б) объяснительная

В) практико-направленная

8. Исключите лишние пункты из предложенных методических средств, относящихся к преподаванию общей психологии:

А) соотношение теории с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями

Б) исторический обзор

Г) активные методы обучения

Д) дискуссии, диспуты

Е) программированное обучение

Ж) «блочная» подача лекционного материала

 

9. Продолжите фразу: «На семинарских, практических и лабораторных занятиях целью изучения общей психологии является…»

А) не только закрепление теоретических знаний, но и формирование у учащихся умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научно­го объяснения фактов и явлений психики

Б) преобра­зование психики человека в интересах развития его личности

 

10. Перечислите основные требования к организации групповой дискуссии:

А) четко сформулированные вопросы;

Б) наличие определенной базы знаний у студентов по определенному вопросу;

В) наличие базы знаний не столько значимо, главное – активность;

Г) умение точно выразить свою мысль.

11. Человеку любой профессии необходимы знания возрастной и педагогической области для того, чтобы научиться разбираться в психологических особенностях людей различных возрастов и оказывать на них воздействие при организации какой-либо деятельности:

А) да

Б) нет

12. Выберите правильный вариант ответа: Методика преподавания возрастной и педагогической психологии зависит от:

a) от количества учебных часов, отведенных на данный предмет

б) от специализации педагога, преподающего данный предмет

в) от того, как изучается дисциплина (как один или как два разных курса)

 

13. Выберите правильный вариант ответа:

Возрастная и педагогическая психология тесно связаны схожим объектом изучения, а именно:

a) учащимся как субъектом учебной деятельности

б) развивающейся, изменяющейся в онтогенезе личностью ребенка, обучающейся и воспитывающейся преподавателем

в) требовательным и авторитетным преподавателем

г) специализированной методикой преподавания

 

14. Вставьте пропущенные слова так, чтобы предложение обрело смысл:

Если преподавание учебных курсов ведется раздельно, то возрастная психология излагается как ………………, а педагогическая психология объясняет………………

 

15. Выберите правильный вариант ответа: Какие методические особенности преподавания нужно учитывать в подростковом возрасте:

a) метод ролевой метаморфозы;

б) тренинги общения, саморегуляции, психологические игры развивающего характера;

в) игровые методы, фольклор, сказки;

16. Выберите правильный вариант ответа: Социальная ситуация развития в подростковом возрасте выглядит следующим образом:

a) сверстники;

б) учитель, родители, сверстники;

в) родители, воспитатель, сверстники;

 

17. Выберете правильный вариант ответа: Какие методы обучения являются более эффективным в дошкольном, младшем школьном возрасте:

a) тренинги, активные методы обучения;

б) тренинги общения, саморегуляции, тематические беседы;

в) игры, сказки, фольклор;

18. Соотнесите между собой понятия двух столбцов:

Методы обучения Возраст

1) тренинги, активные методы; а) дошкольное детство;

2) тренинги общения, саморегу- б) младший школьный;

ляции, тематические беседы,

психологические игры;

3) игры, сказки, фольклор; в) подростковый;

4) игры, сказки на высоком уровне. г) юношество.

 

19. При изучении истории психологии студентам важно усвоить:

1. логику развития науки во времени;

2. первичное значение терминов, для дальнейшего их использования в своей учебной деятельности;

3. Изученные теории и гипотезы не играют роли при изучении других предметов.

 

20. Эффективное преподавание истории психологии включает в себя:

  1. параллельное преподавание истории психологии и обшей психологии или преподавание общей психологии предшествует преподаванию истории психологии;
  2. вначале следует преподавать историю психологии, затем общую психологию;
  3. параллельное преподавание истории психологии и всемирной истории.

 

21. Какие требования к лекции по истории психологии нужно соблюдать:

  1. Нет определённых требований к лекции по истории психологии;
  2. Лекции нужно компоновать так, чтобы логично и в хронологической последовательности были изложены основные вехи и этапы в истории психологии;
  3. События должны излагаться не в хронологической последовательности, а по усмотрению преподавателя;

 

22. В преподавании медицинской психологии мы исходим из понимания, что эта учебная дисциплина:

а) отрасль медицины, а не психологии;

б) изучает психологические проблемы, возникающие у больных;

в) самостоятельная учебная дисциплина, содержание которой не тождественно содержанию клинической психологии.

 

23. Методическими средствами преподавания медицинской психологии являются:

А) проблематика учебной дисциплины разделяется на пять, шесть или семь смешанных блоков в зависимости от количества часов и замысла преподавателя;

Б) разъяснение понятий «медицинская психология» и «клиническая психология», проблемное изложение теоретического материала, связь теоретического материала с примерами из жизни;

В) экскурс в историю науки, обсуждение заданий, организация дискуссий, деловых игр, социально-психологических тренингов;

 

24. В методике преподавания социальной психологии необходимо учитывать:

А) относительную молодость науки, споры о предмете науки, неочерченный круг проблем;

Б) изучение этой науки имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла;

В) эта отрасль науки олицетворяет связь психологии с медициной;

Г) логику развития науки во времени.

 

25. Для преподавания социальной психологии применение такого методологического средства, как перечисление имеющихся в научной литературе разных точек зрения на одну и ту же проблему:

А) позволит сформировать психологическую культуру студента;

Б) повысит мотивацию учебной деятельности студента;

В) нацелит студента на серьезную и увлекательную работу по анализу проблемы, обеспечит эффективный способ познания истины;

 

26. Какой специфический метод используется именно в преподавании юридической психологии?

А) метод наблюдения;

Б) метод мыслительного диалога;

В) метод «ролевой метаморфозы».

 

27. При изучении юридической психологии главным для студента-психолога является:

А) психологическое содержание деятельности юриста;

Б) психология людей;
В) особенности эмоционального проявления у юристов;

 

28. Метод преподавания психологии – это …

А) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;

Б) способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся под руководством преподавателя, который обеспечивает эффективное изучение программного материала.

 

29. Методы преподавания психологии в комплексе обеспечивают …

А) педагогическую организацию;

Б) наглядные приемы работы;

 

30. Авторами классификации методов преподавания психологии по характеру цели и решению познавательных задач являются:

а) И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин

б) М.А. Данилов и Б.П. Есипов

в) Н.М. Верлизин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант

 

31. По какому признаку Ю.К. Бабанский выделял классификацию методов преподавания психологии:

а) по сочетанию способов деятельности преподавателя и учителя

б) по комбинированию различных признаков

 

32. Перечислите методы обучения психологии по источнику полученных знаний (Н.М. Верлизин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант)

а) методы сообщения новых знаний, методы закрепления, объяснительно-иллюстрационный метод;

б) словесные, практические, наглядные и технические;

в) исследовательский метод, метод учения, практические методы.

 

33. Принципы преподавания психологии:

А) общедидактические, общепсихологические, практические (технологические);

Б) детерминизма, единства сознания и деятельности.

 

34. Лекция – это...

а) специфический метод объяснения, позволяющий излагать значительный объем нового материала;

б) обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога;

в) взаимодействие людей, которые принимают участие в образовательном процессе;

 

35. Назовите функцию лекции, которая предполагает информирование о достижениях современной науки, ее основных положениях, понятиях научной дисциплины:

а) ориентирующая; в) информационная;

б) разъясняющая; г) убеждающая.

 

36. Назовите функцию лекции, которая предполагает воодушевление идеями и воодушевление на серьезное занятие психологической наукой:

а) ориентирующая; в) информационная;

б) увлекающая; г) убеждающая.

 

37. Соотнесите предложенные понятия с определениями:

1. объясняющая функция;

2. убеждающая функция;

 

а) разъяснение существенных сторон нового для студентов научного понятия и его проецирование на жизненную практику;

б) осуществляется через доказательность утверждений лектора, через провозглашение даже самых очевидных истин с подчеркиванием их «нужности», «важности».

 

38. Чтобы быть интересной, лекция должна отвечать психологическим условиям:

а) осознание студентом личностного смысла в приобретении психологических знаний, новизныизлагаемого материала и его усвоение;

б) лектору необходимо сообщить как можно больше нового теоретического материала;

в) использование научной терминологии с пояснением.

 

39. Назовите основные принципы отбора материала для содержания лекции:

а) учебный научный материал должен содержать большое количество разнообразных примеров; материал лекции должен быть связан с материалом других учебных дисциплин или должен быть отобран из первоисточников;

б) материал должен соответствовать поставленным целям и ориентации на последующие практические занятия; необходимо учитывать уровень подготовки студентов и литературу, которой будут пользоваться студенты в самостоятельной подготовке.

 

40. Выберите из предложенных вариантов понятие, которое соответствует данному определению: «…это своеобразная творческая задача, в ходе которой нужно довести до сознания аудитории научное содержание основных понятий темы, четко дать определения терминам…»:

а) методика чтения лекции;

б) методика проведения практических занятий;

в) методика проведения семинарских занятий;

г) методика проведения лабораторных занятий.

 

41. Назовите вид занятий, на которых моделируются и обсуждаются практические ситуации, встречающиеся в психологической деятельности и жизненной практике.

а) лекции;

б) практические занятия;

в) семинарские занятия;

г) лабораторные занятия.

 

42. Целью групповых занятий по психологии является:

а) усвоение большого объёма материала;

б) самопознание учащихся;

в) экспериментальное подтверждение теоретических положений;

г) закрепление теоретических знаний студентов, полученных на лекции, в процессе пересказа, обсуждения и др.

 

43. Диалогическая форма учебного занятия, на которой студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения, предполагает глубокую работу с научной психологической литературой, подготовку сообщений для их обсуждения в группе:

а) семинары-практикумы;

б) практические занятия;

в) лабораторные занятия.

 

44. Форма учебного занятия, обучающая исследовательскому подходу, экспериментальному подтверждению и проверке теоретических положений:

а) семинары-практикумы;

б) семинары-дискуссии;

в) практические занятия;

г) лабораторные занятия.

 

45. Форма учебного занятия, целью которого является обучение решению задач по своей специальности и формирование практических умений:

а) семинары-практикумы;

б) семинары-дискуссии;

в) практические занятия;

г) лабораторные занятия.

 

46. Принцип подхода к разработке учебных задач по психологии для практического занятия, предполагающий анализ практических ситуаций с точки зрения теории:

а) принцип параллели;

б) «сверху вниз»;

в) «снизу вверх»;

г) «от теории к практике»;

д) «от практики к теории»;

 

47. Ниже приведена структура системы самостоятельной работы студента. Исключите неверный элемент:

а) чтение конспекта лекций.

б) зазубривание материала лекций и материала учебника.

в) комментирование и конспектирование учебной и научной литературы.

г) выполнение контрольной работы.

д) подготовка к экзаменам (зачетам).

 

48. Чтение конспекта лекций имеет несколько целей. Расположите их в правильной последовательности.

а) дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни, подкрепляющими и углубляющими понимание студентом ранее услышанного в лекциях.

б) вспомнить, о чем говорилось на лекциях.

в) прочитать по учебнику то, что в лекции подробно не могло быть раскрыто, но в то же время подчеркивались какие-то особенности, на которые студенту надо обратить внимание при чтении литературы.

 

49. Чем отличается учебник от других видов учебной литературы?

а) учебник является источником получения знаний для студентов, которых вполне достаточно для полного усвоения научной дисциплины.

б) учебник не претендует на исчерпывающее раскрытие всего научного содержания учебного предмета, а обозначает основные моменты, пользуясь которыми, нужно изучать науку дальше, чтобы глубже и шире в ней ориентироваться.

 

50. Условие эффективности самостоятельной учебной деятельности:

1) мотивация,

2) несформированный познавательный интерес,

3) формальное изучение предмета.

 

51. Выберите описание термина «контроль» с точки зрения МПП.

а) под контролем понимается «в широком смысле... проверка чего-нибудь», а в «узком - принцип обратной связи».

б) под контролем понимается особое учебное действие, целью которого является поддержание всех других учебных действий в рамках заданной программы учебной деятельности.

 

52. Исключите лишнее среди основных функций педагогического контроля учебной деятельности.

1- проверка качества усвоения студентами пройденного учебного материала и оценка эффективности учебного процесса;

2- выявление низкого уровня усвоения учебной программы студентами;

3- планирование основных корректирующих мер по преодолению обнаруженных недостатков и умножению достигнутых успехов.

 

53. Для эффективного функционирования системы педагогического контроля необходимо соблюдение данных условий. Исключите лишнее:

а) объективность контроля.

б) обоснованность контроля.

в) выносимые в результате контроля оценки не подвергаются сомнению, так как они основаны на объективных критериях.

г) системность контроля.

д) гласность контроля.

 

54. Соотнесите между собой термин и его определение:

а) личностный (индивидуальный) подход к вынесению оценки…

б) общепедагогический подход к вынесению оценки…

в) научный подход к вынесению оценки…

 

1) оцениваться должно знание вопроса именно в психологическом аспекте, а не в философском, логическом или педагогическом, когда студент подменяет психологическое понимание проблемы общефилософским или каким-либо другим.

2) предполагает, что преподаватель должен учитывать, как данный студент учился в течение, например, семестра.

3) соблюдение определенных педагогических и методических правил, обеспечивающих нормальные, психологически комфортные условия сдачи экзамена.

55. Урок психологии – это…

А) форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся.

Б) основная форма учебной деятельности, направленная на реализацию трех основных целей: обучающей, развивающей, воспитательной.

 

 

56. Назовите тип урока, структурные компоненты которого представлены следующим образом:

Организационный момент;

проверка и повторение пройденного материала;

изучение нового материала;

работа по формированию умений и навыков на практике;

домашнее задание;

подведение итогов;

выставление оценок и их комментарии.

57. Что не относится к структурным элементам урока?

а) домашнее задание;

б) организационный момент;

в) пересказ;

г) объяснение нового материала;

е) подведение итогов;

ж) выставление оценок и их комментарии;

з) сочинение;

58. К проведению контрольной работы предъявляются методические требования. Исключите лишнее:

а) материал должен быть хорошо осмыслен учащимися;

б) необходимо заранее предупреждать (за 1-2 недели);

в) содержание контрольной работы дается только по основным положениям;

г) полное самостоятельное выполнение;

д) лучше проводить в конце недели для подведения соответствующего итога.

59. Тип урока - урок изучения нового материала. Какой структурный компонент представлен как лишний:

А) Организационный момент;

Б) проверка и повторение пройденного материала;

В) изучение нового материала;

Г) работа по формированию умений и навыков на практике;

Д) домашнее задание;

Е) подведение итогов;

Ж) выставление оценок и их комментарии.

60. Тип урока - урок закрепления нового материала. Какой структурный компонент представлен как лишний:

А) Организационный момент;

Б) проверка и повторение пройденного материала;

В) изучение нового материала;

Г) работа по формированию умений и навыков на практике;

Д) домашнее задание;

Е) подведение итогов;

Ж) выставление оценок и их комментарии.

61. Уроки какого типа предназначены для оценки уровня усвоения учащимися учебного материала, диагностики уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции в процессе обучения?

62. Форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними – это…

63. Какие уроки психологии стимулируют учащихся к повторению больших разделов и блоков учебного материала, позволяют им осознать системный характер обучения?

а) уроки изучения нового материала;

б) комбинированные уроки;

в) уроки обобщений и систематизации;

г) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

 

64. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков могут быть проведены в следующем виде. Исключите «лишнее»:

а) кино-урок;

б) урок-лекция;

в) письменный опрос;

г) контрольная работа;

д) самостоятельная работа;

е) устный опрос;

 

65. Посещать факультативные занятия по психологии обязаны:

а) все учащиеся;

б) только те учащиеся, которые планируют поступление на психологический факультет;

в) факультативная работа строится на добровольной основе.

 

66. Факультативные занятия по психологии проводятся:

а) по согласованию с учащимися;

б) по отдельному графику, составленному преподавателем;

в) факультативные занятия включены в основное расписание.

 

67. Может ли факультатив носить научно-исследовательский характер?

68. Урок-экскурсия, урок-телеграмма, урок-музыкальная композиция, урок-интервью, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-телемост, урок-пресс-конференция и т.д. Какая классификация типов урока здесь представлена?

А) по дидактическим целям и задачам

Б) по жанровой разновидности

В) от места урока в системе уроков

 

69. Внеклассная работа по психологии в себя включает:

А) Психологические игры, психологические вечера, праздники, игры, викторины…

Б) Подготовка рефератов, поисковая работа по психологии, научно-исследовательская работа по предмету…

 

70. Психологический кружок – это…

А) Форма внеклассной работы по психологии

Б) Форма факультативной работы по психологии

 

71. Исключите лишнее. «Психологическое самообразование педагога включает систематическое ознакомление с …»

а) различными отраслями психологии;

б) психологическими журналами;

в) телепередачами, ток-шоу;

г) достижениями психологической науки;

д) научно-практическими изданиями;

е) книгами;

ж) библиотечными архивами.

 

72. Способность управлять собственным психическим состоянием и поведением с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях – это…

а) работа психолога по самообразованию;

б) повышение квалификации психолога;

в) психология педагогической саморегуляции.

 

73. Необходимость саморегуляции возникает, если…

а) педагог не может найти общего языка с учениками;

б) если педагог находится в состоянии повышенного умственного или физического напряжения;

в) если педагог не хочет продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности.

 

74. Психологическое самообразование включает в себя управление:

а) познавательными процессами и личностью в целом;

б) жизненными установками и приоритетами;

в) морально-этическими ценностями;

 

75. Соотнесите между собой фразы так, чтобы получились законченные предложения:

а) Непроизвольным вниманием учеников на уроках психологии можно…

б) Произвольным вниманием учеников на уроках психологии можно…

 

1) управлять при помощи методов, слов и стимулов, которые вызывают активность;

2) управлять косвенно.


Ответы:

А

В

А

А

Б

А-3, Б-4, В-1, Г-2

Б

Б, Е

А

А, Б, Г

А

В

Б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: