Классификация городов по функциям и численности

Первые города появились в III—I тыс. до н.э. в Египте, Месо­потамии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Ев­ропы и Африки, прилегающих к Средиземному морю. В греко-римском мире такие города, как Афины, Рим, Карфаген, игра­ли огромную роль. С развитием индустриального общества объек­тивная необходимость концентрации и интеграции разнообраз­ных форм и видов материальной и духовной деятельности яви­лась причиной усиления процесса урбанизации, возрастания концентрации населения в городах. На современном этапе ур­банизации в экономически развитых странах мира отмечается преобладание крупногородских форм поселений.

В условиях научно-технической революции урбанизированность неуклонно росла. В начале XX в. в городах жило немно­гим более 10% населения мира, в 1940 г. - 25, в 1950 - 29, а в 1983 г. - 40,5 %, а на пороге XXI в. уже почти 50%. В среднем доля городского населения ежегодно увеличивалась на 0,4-0,5 %.

С 1950 по 1983 г. число жителей в городах увеличилось с 730 до 1895 млн. человек, т.е. в 2,6 раза. За это же время сель­ское население возросло с 1797 до 2749 млн. человек, или всего на 53 %, а во многих развитых странах, в том числе и в СССР, даже уменьшилось.

Рост численности городских жителей происходил благодаря естественному приросту самого городского населения и вследствие притока части сельского населения в города, возникновения но­вых городов, включения в городскую черту пригородных террито­рий и преобразования сельских населенных пунктов в городские.

Роль миграций сельских жителей в росте городского населе­ния обычно особенно велика на ранних этапах урбанизации. Так, в бывшем СССР на долю этих миграций в 1927-1938 гг. приходилось 63% всего прироста городского населения, в 1959-1969 гг. - 46%; доля же естественного прироста в увеличении городского населения соответственно была равна 18 и 40% (в 1969-1978 гг. -43%).

В 1900 г. в мире насчитывалось примерно 360 городов с насе­лением свыше 100 тыс. жителей, в 1950 г. - уже 950, а в начале 1980-х гг. - 2368. После второй мировой войны доля жителей таких городов в общем населении Земли увеличилась на одну треть. Для послевоенного периода характерен опережающий рост именно больших городов; в 1950 г. в таких городах было сосре­доточено 50% городского населения мира (в 1900 г. - только 15%), а в начале 1980-х гг. - 59%. В начале 1980-х гг. в боль­ших городах мира жила почти четверть всего человечества.

Среди больших городов быстрее всего растут города-«мил­лионеры» (т.е. города с населением свыше 1 млн. человек); уве­личивается доля их жителей, как во всем населении, так и в городском. В 1900 г. было всего 10 таких городов, в 1950 г. -81, в I960 г. - 102, а в начале 1980-х гг. - 209. С 1950 по 1983 г. число миллионных городов и численность жителей в них почти утроилась. Сейчас в таких городах сосредоточена восьмая часть всего человечества. Обращает, однако, внимание некоторое за­медление роста больших городов в последние годы. Оно особен­но касается Европы и Северной Америки, где в целом доля го­рожан в населении почти не растет (несмотря на быстрый рост городов в социалистических странах Европы).

В 80-90-е гг. ежегодно горожан становилось больше на 50 млн. человек (сельских жителей - лишь на 25 млн.). Наиболее высо­кими темпами урбанизации отличались развивающиеся стра­ны, на долю которых приходилось 80% ежегодного прироста городского населения. В 1950-1983 гг. число горожан в этих странах возросло в 3,7 раза, а их доля в населении увеличи­лась с 17 до 30%. В ряде развивающихся стран численность мигрирующего сельского населения в города (особенно в круп­ные, и в первую очередь - в столицы) превышала их потребно­сти в рабочей силе, что увеличило армию безработных и полу­безработных. Но сама степень урбанизированности в Азии и Африке была меньше, чем в других странах света. Тем не менее, и здесь имелись высокоурбанизированные страны: в Япо­нии горожане составляют 80% населения, в Ливане - 78, в Ираке - 74, в Саудовской Аравии - 70, в Алжире - 64, в Сирии - 52.

Функции любого города подразделяются на градообслуживающие и градообразующие.

Градообразующие отрасли характеризуют его специализацию, место в общественном разделении труда, работу города для удов­летворения потребностей страны, региона, окружения самого города. Градообразующие отрасли, или градообразующая база, - именно та основа, которая способствует активной жизни города.

Градообслуживающие отрасли, как отмечают урбанисты, существуют для самого города, его населения. Они производят продукцию, потребляемую на месте. Однако надо отметить нечеткость деления отраслей на градообразующие и градообслуживающие. Это вызвано тем, что одни и те же предприятия могут выпускать продукцию как предназначенную для вывоза за пределы города, так и рассчитанную на местного потребителя. В городах, привлекающих большие массы людей на времен­ное жительство (в первую очередь в городах-курортах, где часто временное население превышает по численности постоянное), типично обслуживающие отрасли выпускают продукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих.

К числу градообслуживающих функции относятся: внут­ригородской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, большая часть сферы услуг (обслуживающая население самого города), определенная часть промышленности (например, хле­бозаводы, кондитерские фабрики, молкомбинаты и другие пред­приятия, продукция которых потребляется населением города).

Градообразующая база города может создаваться целенап­равленно как взаимообусловленное сочетание производств в соответствии с теорией территориально-производственных комплексов (ТПК) и энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) Н.Н. Колосовского.

Здесь уместно напомнить, что Н.Н. Колосовский - автор та­ких крупных работ, как «Теория экономического районирова­ния» и «Основы экономического районирования». Он участво­вал в разработке проекта «Урало-Кузнецкий комбинат», рабо­тал в Управлении по исследованию Ангары, в СОПСе (Совет по развитию производительных сил). Н.Н. Колосовский занимал­ся изучением процесса формирования пространственных эконо­мических систем, включая и развития городов; цель изучения этих систем - достижение максимальной эффективности терри­ториальной организации производительных сил страны.

Стремление разных отраслей и ведомств использовать город как интегральную градостроительную инфраструктуру, распо­лагающую комплексом условий для развития многих произ­водств, приводит к решениям, далеко не всегда учитывающим интересы города как целого, как среды для жизни людей. Это создает основу для столкновения интересов города и отрасли, территории и ведомства. В городе появляются плохо совмести­мые производства и виды деятельности, что осложняет его пла­нировочную организацию.

Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянного развития. Наиболее распространенный вариант эволюции градообразующей базы, ее основные направ­ления можно представить следующим образом:

- курс на многофункциональность, в промышленной сфере - на многоотраслевое производство;

- усиление комплексности, «обрастание» стержневой функ­ции (или производства) дополнительными, вспомогатель­ными и сопутствующими;

- возрастание доли нематериальной сферы (наука, культу­ра, образование, управление) при сокращении доли мате­риальной (промышленность, транспорт, стройиндустрия);

- совершенствование технологии (переход на новые техно­логии), повышение технического уровня;

- освобождение функциональной структуры от звеньев, став­ших для города неуместными или даже противопоказан­ными ему.

Градообразующие отрасли (в которых занята большая часть ра­ботающих в городе - обычно более 2/3-3/4) - это те виды деятель­ности, продукция (или услуги) которых идет «на сторону»: про­мышленность, внешний транспорт, строительство за пределами города, оказание услуг населению окружающей территории и т.д. В свою очередь градообразующие отрасли можно разделить на:

1) специальные - «профессию» города, обслуживание «дальних связей» (например, Сочи - курорт, Тольятти - автомобиле­строение, Новороссийск - морской порт, Суздаль - туристский центр);

2) центральные - обслуживание окружающей террито­рии. Это переработка сельскохозяйственного и другого сырья, материально-техническое снабжение, производственное обслужи­вание тяготеющей территории (ремонт, наладка оборудования, эксплуатация транспортных путей, строительство, мелиорация и др.), обслуживание населения, подготовка кадров, научно-тех­нические услуги (проектно-конструкторские работы) и т.д.

Подавляющее большинство городов выполняет множество центральных функций.

Специализация города, определяемая отраслями градообра­зующей базы, особенности функциональной структуры служат основанием для функциональной типологии городов. Важный показатель при этом - степень развитости функциональной структуры. По этому признаку города делятся на две большие группы - однофункциональные и многофункциональные.

Как правило, к первой группе относятся малые и средние города. К одной-двум функциям можно отнести промышлен­ность, транспорт, науку, НИОКР (научные исследования, опыт­но-конструкторские разработки), отдых, лечение, туризм. Иной раз это административные, военно-стратегические или религи­озные функции. Наиболее распространенные промышленные однофункциональные города нередко имеют градообразующую базу в виде одного крупного предприятия.

Если ведущая функция стимулирует появление дополняю­щих ее отраслей и видов деятельности, полностью на нее ориен­тированных, и продолжает сохранять преобладание, то возни­кает функциональный тип, который урбанисты называют спе­циализированным комплексом. Примером может служить го­род-курорт, в котором наряду с основными функциями - лече­ние, отдых, туризм - получают развитие наука (курортологи­ческая), подготовка кадров (медиков, экскурсоводов, перевод­чиков), транспорт (экскурсионный), стройиндустрия, пищевая и сувенирная отрасли промышленности.

Типология же - расположение городов по типу - основыва­ется на сочетании признаков. Ее можно назвать классификаци­ей по типу, т.е. высшей ступенью классификации.

Ряд ученых выделяет генетическую типологию. При этом обращают внимание на тот факт, что существующие генетичес­кие типологии не раскрывают в достаточной степени современ­ную роль городов, так как за точку отсчета в них принимается время возникновения города, а связать с ним особенности даль­нейшего развития весьма трудно. На протяжении жизни города в действие вступают такие факторы, которые коренным обра­зом меняют условия развития. Так произошло, например, когда наступила эпоха железных дорог, города-ровесники приоб­рели очень разное транспортно-географическое положение, и пути их развития сильно разошлись.

Чаще всего в научной литературе дается детальная характе­ристика функциональной типологии. Причем ключевая роль в функциональной типологии отдается градообразующим функ­циям. Учитывая, что градообразующие функции не всегда (и полно) учитываются, демографы, социологи и экономисты-гео­графы используют данные о распределении работающего насе­ления по отраслям хозяйства без разделения их на градообразу­ющие и градообслуживающие. В построении функциональных типологий приобретают значение следующие признаки: степень развитости функциональной структуры, территориальное содер­жание функций, экономико-географическое положение.

Французский урбанист Жорж Шабо, рассматривая функции городов, выделил семь основных, по его мнению, функций.

Военная функция. По мнению автора, эту функцию часто обхо­дят молчанием, хотя именно она была первопричиной возникнове­ния большинства современных городов. Ведь многие города были созданы в военных целях. «Убежище (у римлян: oppidum) - это еще не город, но оно становится зародышем города».

К числу городов, выполняющих военную функцию, отно­сятся поселения, в которых размещаются воинские гарнизоны, города-крепости, военные порты. Ж. Шабо военные порты де­лит на две категории: к первой относятся те порты, которые созданы для обороны (охраны) морских границ; ко второй - порты, служившие базами для флота.

Торговую функцию урбанисты нередко называют основной, ибо она создала многие города. «Нет такого города, - отмечает Ж. Шабо, - который не вел бы какой-нибудь торговли с вне­шним миром». Простейшими формами, выражающими торго­вую функцию, являются местный рынок, местные ярмарки, фактории.

Предпосылкой для появления крупной торговли стало разви­тие наземного и морского транспорта. Важную роль в становлении крупной континентальной торговли на всех этапах урбани­зации играли ярмарки. Хотя ярмарки проходили нерегулярно, они в период их действия превращали местные рынки в крупные торговые центры, а места» где они происходили, определялись скрещиванием больших дорог. Можно назвать такие всемирно известные ярмарки, как Лейпцигская (началась в ХШ в.), Лион­ская (год зарождения 1420), Нижегородская и др.

Промышленную функцию в развитии городов практически выделяют все демографы, ибо именно развитие промышленно­сти приводит к образованию городов. Но если промышленность порождает города, то города в свою очередь способствуют раз­витию промышленности. Промышленные города, по мнению Ж. Шабо, значительно отличаются от торговых; для них не ха­рактерно медленное развитие в соответствии с возрастающими потребностями прилегающих районов; они зачастую как бы на­вязываются извне окружающим им районам. Они не могут раз­виваться без притока извне рабочей силы. Промышленные го­рода более неустойчивы н уязвимы, чем торговые; они всегда находятся в стадии развития.

Среди промышленных городов ЭК. Шабо выделяет две кате­гории: горнодобывающие центры и центры обрабатывающей, промышленности.

Культурная функция. Французский урбанист, выделяя эту функцию, подчеркивает, что не все функции, выполняемые родами, носят экономический характер. «Существуют и таки функции, которые оказывают духовное влияние...». Ж. включает в города, выполняющие культурные функции, религиозные центры (Иерусалим, Мекка и др.), университетские города, культурные и художественные центры, города-музеи, города фестивалей и конгрессов.

Функция «гостеприимства» по мнению Ж. Шабо, выполняется отдельными городами, которые располагают соответствующими рекреационными ресурсами и средствами для оздоровления, отдыха и развлечения. Отличительной особенностью таких городов и поселков городского типа является то, что подавляющая часть населений приезжает сюда на время считает своим постоянным местом жительства другие поселения. Речь идет, в первую очередь, о городах-курортах, морских, горных, городах на целебных источниках.

Административную и политическую функцию выполняют многие крупные города мира. Вышеназванные функции» как подчеркивают урбанисты, возникли и развиваются в определенной степени спонтанно.

Иным образом, города наделяются административными функциями. «Государственные власти, вверяя эту функцию какому-либо городу, тем самым признают за ним определенное превосходство, с которым вынуждены считаться другие населенные пункты. Административный центр оснащает аппаратом для выполнения своей функции. Таким образом, административная функция поддерживается Ipso facto (в силу очевидиц факта), каковы бы ни были при этом остальные обстоятельства».Можно огласиться с утверждением Ж. Шабо, считающего, что административная городская функция достигает полного развития только тогда, когда она подкрепляется политической функцией.

К числу таких городов можно отнести столицы, города-государства, центры субъектов федераций, административных районов и т.д.

Здесь уместно напомнить, что Жорж Шабо по праву счита­ется крупнейшим представителем классического этапа разви­тия французской географической школы. Он долгие годы воз­главлял в Сорбонне кафедру географии, на которой его сменила Жаклин Воже-Гарвье. Размышлениям Ж. Шабо уже более по­лувека, и, естественно, некоторые положения ученого нужда­ются в углубленном осмыслении, некоторые - не совсем полно отражают реалии развития городов в начале XXI в.

Урбанисты нередко выделяют синтетическую (интегральную функциональную типологию городов. Очевидно, что такая ти­пология может быть построена на сочетании следующие основных признаков, каждый из которых характеризует сущность города с позиций экономической географии:

- величина города, характеризуемая с помощью показателя людности;

- сочетание функций, среди которых важно выделить веду­щую, стержневую и показать ее связи с другими;

- территориальное содержание функций, т.е. территориаль­ная сфера проявления деятельности города, ее пространственная ориентация;

- экономико-географическое положение, указывающее и на реализацию этого специфического ресурса и на еще не исполь­зованные возможности развития города.

Выделяют и социально-географическую типологию городов. Чаще всего это следующие показатели, характеризующие наиболее существенные признаки города как социального организма и среды жизнедеятельности людей:

- относящиеся к населению и раскрывающие особенности его структуры динамики, территориального распределения, например, качество населения, (здоровье, образование, квалификация); относящиеся к городской среде, оценивающие состояние природной среды, наличие и ценность историко-культурного наследия, развитость сферы обслуживания, само население, как компонент среды;.

- характеризующие город как своеобразную форму бытия и позволяющие представить особенности ритма городской жизни, мобильность жителей города, роль центра и особенности функционирования разных функциональных зон. В ООДЮ гг. прошлого века получило развитие новое научное направление - патология урбанизации. Понятие «патология», как отмечает Г.М. Лаппо, может интерпретироваться в двух значениях, В разговорной речи - это способ поведения, являющийся отклонением от существующих норм права и морали. Термину «социальная патология» придается более широкий смысл. По этой проблеме можно представить целый перечень патологий: экономически мотивированные конфликты, такие как забастовка; преступность другие отклонения от морали; алкоголизм, наркомания, азартные игры, проституция, самоубийства, психические заболевания, распад семьи, коррупция и т.д.

Собственно, городская патология включает только те явления, которые порождены данным способом организации про­странства. Так, городская патология включает жилищные про­блемы, загрязнение окружающей среды, неудовлетворительную работу транспорта, плохо функционирование технической инфраструктуры, плохое качество обслуживания и т.д.

В России, как и в других странах, города подразделяются по административному значению. Это центры субъектов РФ, федеральных округов, центры административных районов.

Возможна классификация городов по их возрасту (об этом мы уже говорили), происхождению, по выполняемым основным функциям (помимо административных). Города делятся на про­мышленные центры, транспортные узлы, курортные центры, «наукограды»; организационно-хозяйственные центры сельских районов. Вокруг крупных городов возникают «города-спальни», основная часть занятого населения которых ездит на работу в эти крупные города, которые имеют широкий круг выполняе­мых ими функций. Крупный город - это обычно и промышлен­ный, и транспортный, и торгово-финансовый центр, и центр куль­туры, науки, высшего образования, и административный центр субъекта РФ.

Наиболее проста и удобна классификация городов по числу жителей (людности) в них.

При людности до 50 тыс. города считаются малыми.

Иногда города с числом жителей от 20 до 50 тыс. относят к полусредним.

К средним относят города с населением от 50 до 100 тыс.,

к большим - от 100 до 500 тыс.,

к крупным - от 500 тыс. до 1 млн.,

свыше 1 млн. - города-миллионеры.

Крупнейшие города Азии (с населением более 3 млн. чело­век), без городов Российской Федерации: Чунцин (15,3 млн., Китай), Калькутта (15 млн., Индия), Мумбан (Бомбей - 14 млн., Индия), Шанхай (14,5 млн., Китай), Токио (12 млн., Япония), Тегеран (12 млн. с пригородами, Иран), Сеул (11 млн., Республи­ка Корея), Дели (свыше 10 млн., Индонезия), Стамбул (свыше 10 млн., Турция), Тяньцзинь (9,5 млн., Китай), Дакка (9,5 млн., Бангладеш), Чэнду (9,8 млн., Китай), Карачи (9,5 млн., Пакис­тан), Бангкок (9 млн., Таиланд), Чиннаи (Мадрас, 6 мл, Ин­дия), Анкара (4 млн., Турция), Лахор (5,5 млн., Пакистан), Шэнь­ян (5,1 млн., Китай), Хошимин (5 млн., Вьетнам), Бангалор (4,5 млн., Индия), Ахмедабад (4 млн., Индия), Хайдарабад (4 млн., Индия), Янгон (4 млн., Мьянма), Дамаск (3 млн., Сирия), Сингапур (3,5 млн.), Багдад (3,2 млн., Ирак), Баку (3,2 млн., Азербай­джан).

К числу крупнейших городов Америки (свыше 2 млн.) отно­сятся: Мехико (20 млн.), Буэнос-Айрес (с пригородом 12,5 млн., Аргентина), Рио-де-Жанейро (9 млн., Бразилия), Нью-Йорк (св. 7 млн., США), Сан-Паула (8 млн., Бразилия), Санта-Фе-де-Бого-та (7 млн., Колумбия), Лима (7 млн., Перу), Сантьяго (6 млн., Чили), Каракас (4,5 млн., Венесуэла), Лос-Анджелес (3,5 млн., США), Гавана (2,5 млн., Куба), Санто-Доминго (2,2 млн., Доми­никанская Республика), Ла-Пас (2,2 млн., Боливия), Гватемала

(2,2 млн., Гватемала).

Крупнейшие города Африки (свыше 1 млн.): Каир (13 млн., Египет), Лагос (6 млн., Нигерия), Киншаса (4,5 млн., Демокра­тическая Республика Конго), Касабланка (4 млн., Марокко), Алжир (3,5 млн.), Луанда (3 млн., Ангола), Абиджан (2,5 млн., Кот-д'Ивуар), Хартум (2 млн., Судан), Аддис-Абеба (2,4 млн., Эфиопия), Дуала (2 млн., Камерун), Лусака (1,6 млн., Замбия), Найроби (2 млн., Кения), Дакар (2 млн., Сенегал), Три­поли (1,5 млн., Ливия), Аккра (1,5 млн., Гана), Хараре (1,4 млн., Зимбабве), Дар-эс-Салам (1,5 млн., Танзания), Тунис (1,8 млн.), Мапуту (1,2 млн., Мозамбик), Яунде (св. 1 млн., Камерун), Анта­нанариву (свыше 1 млн., Мадагаскар).

Крупнейшие города Австралии и Океании: Сидней (4 млн.), Мельбурн (3,1 млн.), Брисбен (1,3 млн.), Перт (1,2 млн.), Аделаи­да (1 млн.) - все Австралия; Окленд (около 1 млн., Новая Зелан­дия); Порт-Мореби (200 тыс., Папуа - Новая Гвинея). Выделим также ряд мегаполисов.

В США находятся три мегаполиса: «Бостуош», или «Бостваш» (от Бостона до Вашингтона), в нем проживает около 50 млн. человек; Приозерский (между Чикаго и Кливлендом), с числом жителей 35 млн.; Калифорнийский (между Сан-Дие­го и Сан-Франциско), получивший название «Сан-Сан» с чис­лом жителей 25 млн.

В Японии выделяется мегаполис «Токайдо», включающий три крупные агломерации - Токио, Осака и Нагоя, он протянулся вдоль побережья «солнечной стороны» на 600 км, в нем проживает около 70 млн. человек, т.е. более половины всех жи­телей страны. В Западной Европе расположен Пиренейский мегаполис с числом жителей около 40 млн. человек. Он факти­чески расположен на территории Германии, Франции и стран Бенилюкса. По мнению географов, идет формирование мегапо­лиса в Великобритании по оси Лондон - Ливерпуль.

Однако в 90-е гг. и начале XXI в. отмечается снижение доли городских жителей во всем населении в ряде высокоурбанизированных стран Европы. Более того, уменьшается и абсолют­ная численность населения некоторых больших городов. Так, в ФРГ, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Швей­царии и некоторых других странах с 1970 г. уменьшилось чис­ло жителей более чем в половине больших городов, а в отдель­ных европейских государствах снижается даже процент город­ского населения.

В половине городов-«миллионеров» зарубежной Европы, в том числе Лондоне, Глазго, Бирмингеме, Гамбурге, Вене, Не­аполе, Милане, горожан стало меньше. В городах-«миллионе­рах» США число жителей в целом ежегодно сокращается почти на 1 млн. Уменьшается и население Токио.

Объяснить это явление можно несколькими причинами. Во-первых, все сильно урбанизированные страны отличаются весь­ма низким естественным приростом населения. Еще ниже он в городах, а в некоторых из них, особенно крупных, он даже отри­цателен (т.е. смертность превышает рождаемость). Во-вторых, для многих жителей городов стало характерно желание изменить образ жизни - быть ближе к природе, а широкое развитие транспорт­ных связей дает возможность работающим в городах жить в сель­ской местности. Стремление к переселению на периферию сти­мулируется также и загрязненностью городской среды, более низкой платой за жилье в окрестностях городов и близлежащих селах. Можно предполагать, что отмеченные выше тенденции коснутся в ближайшем будущем и других стран со сравнительно высокой долей городского населения.

Иная ситуация характерна для Китая. В 1949 г. Китай за­нимал одно из первых мест среди стран мира, хотя уровень урбанизации был весьма низко: только 10,6% населения проживало в городах. Однако во второй половине XX в. урбанизация шла, что называется, гигантскими шагами. В 1979 г. в городах проживало уже 185 млн. чел. (19% в общей численности населения), а годовой прирост составил 12,5%. В 1989 г. в городах проживало 575 млн. (51,7%), а годовой прирост равнялся в 1986 г. - 56,5%; в 1987 г. - 62,6%; в 1989 г. - 31,2%. В 1987 г. число городов в Китае достигло 381, из них 73 города-миллионера.

Город - чрезвычайно многоплановый, социальный организм, сложный экономико-географический, архитектурный и инженер­но-строительный, культурный комплекс. В самом общем виде го­род - это крупный населенный пункт, преобладающее большин­ство жителей которого занято вне сельского хозяйства: в промыш­ленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре.

Есть и другие определения города. Анализируя разные по­нятия «город», Ж. Боже-Гарнье и Ж. Шабо отмечают, что, по Ф. Ратцелю, город - это долговременное скопление людей и их жилищ, занимающих значительное пространство, и расположен­ное в центре крупных коммуникаций, по X. Вагнеру - «пункты концентрации торговли», по Фр. Рахтгоферу - «группировка, где обычные средства к существованию обеспечиваются концен­трацией таких видов деятельности, которые не связаны с зем­леделием, и в первую очередь торговлей или промышленностью», а по Бабеку, кроме непрерывности агломерации и значительно­сти размеров, в понятие «город» включается в качестве решаю­щего признака критерий «образ жизни». А какова позиция са­мих французских исследователей географии городов? «Не отри­цая ценности других определений, - пишут Ж. Боже-Гарнье и Ж. Шабо, - мы примем в качестве решающего признака города критерий «образ жизни». В этом случае наше определение бу­дет близко к тому, которое дает Бабек» 110|.

В географии городов и градостроительстве принята следую­щая классификация городов по их величине: малые города - до 50 тыс. жителей, средние - 50-100, большие - 100-250, крупные -250-500, крупнейшие - 500-1 млн., города-миллионеры - свыше 1 млн. |11|.

Города сосредотачивают значительные культурные ценности. Сама городская планировка является нередко историческим памятником.

Задача градостроителей сделать города гармоничными и удоб­ными, обладающими полноценной городской средой - необы­чайно сложна. Ее решение требует надежных научных основа­ний 112|.

Со структурной сложностью и сложностью динамики города, по мнению урбанистов, связаны такие его свойства, как противо­речивость и парадоксальность, как отмечает Г. М. Лаппо |13|. Противоречия заложены в нем изначально, заключены в самой его сущности. Ресурсы города используются разными функция­ми, между которыми и возникают противоречия - своего рода конкуренция функций. Проявляется конфронтация между ста­рыми и новыми производствами. Разные слои населения предъяв­ляют разные требования к организации городской среды, стре­мятся сформировать ее в соответствии со своими потребностями, вкусами и представлениями. Город, увеличиваясь в размерах, как бы вырастает из ставшей ему тесной старой одежды. Стано­вятся слишком узкими улицы, не способные пропускать возрос­шие потоки транспорта. Центр не справляется с обслуживанием и города, и агломерации. Мощность систем коммунального хо­зяйства оказывается исчерпанной. Это не трудно проследить на судьбе многих российских городов. Даже столичные города, к примеру, Москва, испытывают эти противоречия.

Особенности города как среды и многокомпонентного соче­тания разных видов деятельности при ограниченности ресурсов подводят к необходимости определить пропорции градообразу­ющей базы, масштабы развития отдельных ее звеньев на основе принципа субоптимизации. При этом приоритет отдается инте­ресам целого, а не отдельного элемента, той или иной отрасли. Только при таком подходе интересы частей согласуются на ос­нове учета интересов целого.

Особая проблема, требующая большого внимания, - это вза­имоотношение города и окружающей среды. Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой - приводит к вытеснению природных систем искусственными, за­грязнению окружающей среды, повышению химической и пси­хологической нагрузки на организм человека.

Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды - атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрогра­фическую сеть, подземные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный в целом развитием общественного производства и характером социальных отношений, сам оказы­вает все более разностороннее влияние на развитие и размеще­ние производства другой сферы, деятельности общества, изме­няя его социальную и экономическую структуру, демографи­ческие показатели, условия развития личности.

Появление мегаполисов привело к стихийной реконструк­ции больших территорий Земли. При этом страдают воздуш­ный и водный бассейны, зеленые массивы, нарушаются транс­портные связи.

Проблема соотношения природных ресурсов и населения, естественно, связана не только с ростом производства, но и с увеличением численности населения. Основная часть этого уве­личения приходится на развивающиеся страны, испытывающие острый недостаток в продовольствии, средствах производства, финансовых ресурсах.

Наряду с общим ростом населения все более серьезные про­блемы природопользования выдвигаются концентрацией насе­ления в крупных городах. Кризис городов стал одним из ярких проявлений общего мирового кризиса. Проблемы урбанизации по сути своей носят социальный характер. Должны централи­зованно осуществляться государственные меры по борьбе с за­грязнением городов. Добровольные перемещения (миграции) населения стимулируются в направлениях, соответствующих потребностям экономического развития и экологического рав­новесия. Общая перспектива состоит в формировании единой системы расселения, построенной на оптимальном учете требо­ваний экономики, необходимости сохранения чистоты среды обитания, создания для людей самых благоприятных условий труда и отдыха.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: