Тема. Маркетинг персонала: подходы к определению, принципы, уровни и виды

 

Маркетинг: подходы к определению. Принципы маркетинга персонала. Уровни маркетинга персонала: стратегический и оперативный. Внешний и внутренний маркетинг персонала. Персонал-маркетинг-микс: модели, средства, стратегии управления персоналом.

 

Маркетинг персонала — вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.

 

Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:

 

1) маркетинг как основной принцип управления, ориентированного на

 

рынок;

 

2) маркетинг как метод систематизированного поиска решений. Через ис пользование современных методов исследования рынка формируется база данных, как для стратегических, так и для оперативных решений;

 

3) маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ. Ориентированная на потребности продуктовая политика и целенаправленная коммуникативная политика решают стратегическую задачу по представлению на рынке собственной организации как конкурентоспособной

 

и привлекательной. Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, который продается на рынке труда. С этой точки зрения понятийные элементы маркетинга персонала могут быть представлены следующим образом: он выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала; создает информационную базу для работы с персоналом с помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда; направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка)[14].

 

В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа.

 

Первый принцип предполагает рассмотрение задач маркетингаперсонала в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого


маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к предприятию. Фактически это «продажа» предприятия своим собственным сотрудникам. Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.

 

Второй принцип предполагает толкование маркетинга персонала вболее узком смысле — как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах. Главное отличие между вышеназванными принципами заключается в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение комплекса задач службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.). В узком смысле маркетинг персонала предполагает выделение определенной специфической деятельности службы управления персоналом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.

 

Следует отметить, что оба рассмотренных принципа не противоречат определению маркетинга персонала, данному в начале.

 

Отсюда маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами.

 

Многие отечественные организации под маркетингом персонала подразумевают только ту работу, которая предшествует найму кандидата на вакансию, не считая собственных сотрудников объектом маркетинга персонала. В действительности же рынок персонала в каждый данный момент действует на каждом предприятии. Смысл внутреннего маркетинга персонала сводится к тому, что каждый работник обладает качествами, позволяющими ему покинуть организацию и победить в любом конкурсе на новое место, но не делает этого, так как его удерживают условия труда: производственный климат, возможности развития, оплата труда и т.п.


Таким образом, в зависимости от места распространения следует различать внешний и внутренний маркетинг персонал.

 

Внешний маркетинг персонала означает, что предприятие концентрирует свои усилия на внешнем рынке рабочей силы. Основной задачей маркетинга персонала является внешнее позиционирование предприятия, что означает передачу потенциальным кандидатам на вакансию позитивного настроя на организацию и обеспечения еѐ необходимыми, профессионально пригодными сотрудниками.

 

Исследование внешнего рынка рабочей силы должно быть направлено так же на выявление новых проблем, которые в перспективе могут стать существенными[14].

 

Внутренний маркетинг персонала сфокусирован на работниках, уже занятых в организации, и подразумевает принятие во внимание и

 

формирование следующих наиболее важных пяти факторов привлекательности места работы:

 

1. диапазон задач и ответственности работника на конкретном рабочем

 

месте;

 

2. возможность профессионального роста и реализация карьерных устремлений;

 

3. возможность обучения, повышения квалификации и переподготовки;

 

4. производственный климат в коллективе, организационная культура;

 

5. формирование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности.

 

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

 

1. Производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;

 

2) Полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;

 

3) Присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;

 

4) Постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;

 

5) Единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос[3].

 

Функции маркетинга персонала по организационной деятельности в управлении персоналом следующие:

 

1. Аналитическая.

 

Исследование внутреннего и внешнего рынка труда;

 

2. Информационная функция маркетинга персонала.


Состоит в создании информационного базиса, который представляет собой основу планирования в области сегментирования рынка и коммуникаций по целевым группам (сегментам рынка). Она может быть дифференцирована на следующие более частные функции: изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам; исследование внешней и внутренней среды организации; исследование рынка труда; изучение имиджа организации как работодателя;

 

3. Коммуникационная.

 

Цель всех коммуникационных мероприятий в рамках маркетинга персонала — установление и реализация путей покрытия потребности в персонале, а также представление преимуществ организации как работодателя.

 

Объектами коммуникационной функции являются:

 

1) сотрудники организации, которые выступают в качестве участников внутреннего рынка труда, а также служат носителями имиджа организации;

 

2) внешний рынок труда как комплексный источник потенциальных претендентов;

 

3) открытость системы управления (в частности, ее информационной составляющей) как основного фактора влияния на формирование суждений об организации.

 

4) профориентационная – аттестация и деловая оценка персонала, разработка профессионального обучения, формирование внешнего заказа на подготовку специалиста;

 

5) социальная – решение социальных проблем работников,

 

урегулирование социальных трудовых отношений, повышение удовлетворѐнности трудом и качеством жизни работника;

 

6) персональная – формирование у работников потребностей в личных

 

и профессиональных достижений;

 

7) организационная – управление маркетинга персонала, проведение маркетинговых мероприятий, оценка эффективности[22].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: