Организация НИОКР

Эффективность инновационной деятельности на предприятии во многом определяется способом организации НИОКР. Крупные предприятия могут организовать НИОКР по-разному. Например, они могут создать в своей структуре централизованные исследовательские лаборатории, которые позволят координировать и концентрировать ресурсы на стратегических направлениях НИОКР, но требуют коммуникационных механизмов, связывающих их с производственными центрами, потребителями и поставщиками. Другой путь – это создать ряд отдельных лабораторий, которые позволят ближе контактировать с производственными структурами, но при этом возрастет риск дублирования, плохой координации их деятельности. Выбрать подходящий способ организации НИОКР на предприятии – один из важных вопросов регулирования инновационной деятельности.

При решении этого вопроса в большинстве случаев для получения необходимых результатов НИОКР предприятия вынуждены сотрудничать, искать взаимовыгодные формы совместного осуществления и использования результатов научно-технической деятельности.

Как правило, научно-исследовательские организации стремятся найти заинтересованные в результатах их деятельности предприятия, а те в свою очередь нуждаются в новых продуктах и технологиях. Для установления искомого контакта часто важна роль третьей организации – брокера – которая действует, с одной стороны, как источник ресурсов для исследовательской организации, а с другой – в роли поставщика новых знаний и технологий для предприятия. Роль брокера часто успешно выполняют различные элементы инновационной инфраструктуры.

В качестве главных причин, лежащих в основе сотрудничества предприятий с научно-исследовательскими организациями и другими предприятиями при разработке и реализации инноваций, необходимо отметить такие, как разделение рисков, разделение затрат, получение технологических знаний, взаимопомощь в разработке продукта, совместная разработка отраслевых стандартов, получение дополнительных рынков, увеличение скорости достижения рынка и др.

Разработка нового продукта обычно связана с существенными затратами. Даже крупные предприятия неохотно решаются на новые разработки, поскольку этот путь многих приводил к банкротству. Тем не менее довольно часто предприятия готовы взять на себя риск производства нового продукта, если им обеспечена помощь других организаций, располагающих исследовательским и технологическим опытом, что может существенно ускорить успешный выход нового продукта на рынок.

Таким образом, в большинстве случаев при разработке и реализации инноваций предприятия сотрудничают, развивают партнерские отношения с другими организациями. В качестве важных стратегических партнеров предприятий в осуществлении инновационной деятельности выступают высшие учебные заведения.

В большинстве стран высшие учебные заведения не только предоставляют образовательные услуги, но и ведут активную научную деятельность, все более ориентируя ее на практические потребности.

Предприятия развивают сотрудничество с вузами для того, чтобы получить доступ к новым технологиям и идти в ногу с новыми разработками, иметь доступ к знаниям и навыкам высококвалифицированных консультантов, совместно разрабатывать новые технологии. Кроме того, вузы во многих странах предоставляют научно-исследовательские услуги и мощности по гораздо более низким ценам, чем коммерческие исследовательские организации. Нередко в результате исследований, выполненных в университете, формируется новое специализированное предприятие, однако связь с университетом продолжается и после его образования.

В качестве недостатков вузов в их сотрудничестве с инновационными предприятиями можно отметить то, что они не всегда должным образом оценивают коммерческие аспекты и проблемы промышленников. В частности, это может выражаться в различных временных измерениях – университетские исследования проводятся не с той степенью неотложности, как это обычно необходимо для предприятий. В вузах по сравнению с предприятиями существуют другие исследовательские приоритеты, в частности, это относится к политике относительно интеллектуальной собственности – в вузах намного больший акцент делается на публикации результатов исследований, чем на патентовании изобретений. Безусловно, что далеко не все исследования в университетах предназначены для практического или коммерческого использования. Важная проблема для инновационных предприятий – узнать, какие исследования проводятся в университетском секторе; на многих предприятиях масса времени тратится на получение этой информации.

Многие правительства рассматривают применение исследований, проводимых в сфере образования, как значительный потенциал активизации инновационной деятельности, как катализатор процесса формирования инновационных предприятий. Развитие сотрудничества между вузами и предприятиями может дать много дополнительных рабочих мест, увеличить прибыли предприятий, что в свою очередь, означает рост благосостояния всей страны.

Однако развитие связей между вузами и предприятиями встречается со многими сложностями, причем некоторые из них имеют общий характер, а некоторые специфичны для отдельных регионов или стран. Эти связи должны быть выгодны как университетам, так и предприятиям, но именно в этом и состоит главная проблема. Во многих странах университеты не получают никакой выгоды от развития связей с предприятиями, ни морального, ни материального поощрения. Сделать сотрудничество университетов с инновационными предприятиями взаимовыгодным – одна из актуальных задач управления инновационной деятельностью.

Рассмотрим основные пути и формы сотрудничества университетов и инновационных предприятий, применяемые в мировой практике с целью активизации инновационной деятельности.

Общей для различных стран формой такого сотрудничества является прием на работу в инновационное предприятие выпускников и аспирантов университета.

Во многих странах малые и средние предприятия часто не берут на работу выпускников ведущих вузов, особенно получивших ученые степени, поольку опасаются того, что они не смогут платить выпускникам достаточно высокую зарплату и те перейдут на работу в другие организации, или того, что работа окажется недостаточно интересной для этих молодых специалистов.

Однако малые и средние предприятия могли бы получить значительные выгоды от передачи знаний и навыков теми, кто получил университетское образование. Поэтому во многих странах существуют специальные гранты для предприятий, призванные субсидировать зарплаты выпускников первые 2 года. Такие гранты являются эффективным способом стимулирования передачи технологических знаний и навыков от университетского сектора к малым и средним предприятиям.

Другая форма сотрудничества университетов с предприятиями, широко применяемая во многих странах – это специальные схемы преподавания, т.е. такое партнерство между университетом и предприятием, которое позволяет старшекурсникам и аспирантам работать по специальным инновационным проектам на предприятиях.

Все участники выигрывают при таком сотрудничестве. Предприятия заинтересованы в нем, поскольку оно способствует процессу трансферта технологий и при этом приводит, как правило, к снижению затрат на труд (труд студентов и аспирантов обходится предприятию в большинстве случаев недорого). Вузы заинтересованы в развитии этой схемы сотрудничества с предприятиями, поскольку студенты и аспиранты, работая по проекту, как правило, в течение двух лет, получают ценный практический опыт.

Например, во Франции эта система применения специальных схем преподавания известна под названием Конвенции по технологическим исследованиям высшей школы – CORTECHS, в осуществлении которой активную роль играют государственные структуры. Эта система соединяет трех партнеров: специалиста, обладающего новыми технологическими знаниями, либо со средним образованием плюс 2 года обучения в высшей школе, либо со степенью технического университета; компанию, которая готова взять этого специалиста на работу либо по инновационному проекту, либо по краткосрочному контракту, либо на постоянную работу; Центр качества, который от имени Министерства научных исследований выплачивает предприятию единовременную сумму, покрывающую половину заработка молодого специалиста, включая страховку.

При этом молодые специалисты, нанимаемые на работу в рамках этой схемы, должны пройти 10-дневное обучение по инновационно-технологическому менеджменту. Интересно, что 94% из тех, кто был принят на работу по краткосрочному контракту в рамках этой схемы, остались работать на предприятии постоянно. Также было отмечено, что большинство предприятий, вовлеченных в эту схему, впервые приняли на работу студентов с 2-годичным стажем обучения в высшей школе. Безусловно, что это опыт Франции заслуживает всестороннего изучения и использования.

Еще одной формой сотрудничества университетов с инновационными предприятиями являются творческие отпуска (sabbaticals – годичные отпуска преподавателей для научной работы), которые позволяют профессорско-преподавательскому персоналу вузов работать на инновационных предприятиях.

Творческий отпуск может служить стимулом для возникновения и развития новых идей как на предприятии, так и в вузе, что может привести к их совместным инновационным проектам. Предприятие может использовать знания и опыт высококвалифицированного университетского персонала, вузы же, в свою очередь, могут получить истинное представление о потребностях производства, практической деятельности и исследованиях в отраслевой среде.

Важной формой сотрудничества университетов и инновационных предприятий является создание и развитие связывающих их организационных структур. Многие университеты сделали выводы из прошлого, когда они просто отдавали отраслям новые технологии, разработанные в университете. В настоящее время, как правило, каждый университет имеет коммерческую структуру для передачи технологий, которая организовывает разработку и защиту ценных новых технологий и делает их доступными для предприятий. Это дает дополнительную прибыль университету и заработки его персоналу, а предприятиям помогает найти инновационные продукты и технологии.

Иногда вызывает нарекания и дискуссии недостаточно высокий уровень профессионализма таких организационных структур, связанный с тем, что в университетском мире трудно найти специалистов с опытом коммерческой и производственной деятельности. Успех такой структуры во многом зависит от личности руководителя, работа которого требует ряда способностей, таких как хорошие коммуникативные навыки, технологический и маркетинговый опыт, производственный опыт. Многое в деятельности таких структур зависит и от их статуса в университете.

Научные форумы (конференции, симпозиумы, съезды и т.п.) также активно используются вузами для развития их сотрудничества с предприятиями. Средствами развития взаимосвязей могут быть и семинары, краткие учебные курсы, семинары-практикумы. Формирование в вузах отраслевых клубов также способствует развитию их связей с предприятиями. Такие клубы проводят регулярные встречи и организуют специальные презентации, способствующие развитию инновационной деятельности.

Сотрудничество вузов с инновационными предприятиями осуществляется также посредством таких элементов инновационной инфраструктуры, как технопарковые структуры и информационно-технологические системы (см. предыдущий параграф).

Регулирование инновационной деятельности осуществляется также в процессе сотрудничества различных инновационных предприятий.

Такое сотрудничество может осуществляться в ходе передачи каких-либо результатов инновационной деятельности одним предприятием другому. Дело в том, что предприятия, разработавшие новые идеи, могут заявлять о них, патентовать, а могут и нет.

При этом потенциальные инновационные продукты могут не попадать в их продуктовый ряд или рассматриваться как приносящие слишком малый доход по сравнению с затратами на их разработку. Но эти же потенциальные инновационные продукты могут оказаться подходящими для другого предприятия, и оно будет заинтересовано в разработке новых идей.

Несмотря на то, что передача новых идей и технологий от одного предприятия другому часто взаимовыгодна, обычно непросто заинтересовать, например, крупные предприятия в передаче побочных результатов своих НИОКР малым и средним предприятиям. Как правило, самое сложное при этом мотивировать крупные компании.

Например, мотивом передачи побочных результатов НИОКР крупной английской компанией ICI другим компаниям является ее желание трудоустроить своих сотрудников (в услугах которых компания уже не нуждается) в другие компании. В ряде крупных компаний (например, европейская нефтяная компания Elf Acquitaine) содействие развитию малых и средних инновационных предприятий является одним из пунктов их корпоративного плана. Нередко такое отношение крупных предприятий объясняется тем, что они понимают свою ответственность перед сообществами, в которых они живут (решение социальных проблем занятости, развитие наукоемких производств, улучшающих экологию и т.п.).

Сотрудничество между инновационными предприятиями может также осуществляться в форме создания союзов, альянсов, многоуровневых компаний (холдингов, консорциумов и т.п.). Такое сотрудничество необходимо, если предприятие в процессе своей инновационной деятельности сталкивается с проблемой, которую не может решить в одиночку. Проблема может быть технического, коммерческого или финансового характера. Хотя точная статистика о проценте неудачного сотрудничества инновационных предприятий отсутствует, тем не менее ясно, что такой процент велик, поскольку достаточно сложно оказывается организовать взаимовыгодное партнерство в ходе инновационной деятельности (совместная деятельность естественно подразумевает и совместные риски, и совместные будущие прибыли). Организация такого партнёрства – важная форма регулирования инновационной деятельности.

Один из примеров такого удачного сотрудничества связан с деятельностью французской компании Renault Motor Company.

Эта компания исследует новые материалы, что, как предполагается, приведет к существенному преимуществу на мировом автомобильном рынке, для которого характерен сильный накал конкурентной борьбы.

При проведении НИОКР в области новых материалов для автомобилестроения Renault сотрудничает с 6 партнерами из Италии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландов, которые являются ведущими производителями новых материалов. Цели Renault – предвидеть решения относительно защиты окружающей среды, удовлетворить потребности в более экономичной машине, увеличить спектр предлагаемых типов кузова, увеличить гибкость и уменьшить влияние окружающей среды без увеличения инвестиций или затрат производственных процессов. При этом материалы должны быть легкими, поддающимися переработке и подходить для модульных конструкций. На первой фазе компания идентифицировала два возможных варианта: использование только стали или существенное использование алюминия и пластиков. Технологии конкурентов тестируются, сравниваются, изготавливаются опытные образцы. Партнеры работают над инновационным использованием существующих материалов и над разработкой совершенно новых. Много внимания в рамках этого партнерства уделяется совершенствованию информационных потоков между всеми вовлеченными в сотрудничество компаниями. Это позволяет быстро решать проблемы. При этом все партнеры уверены, что проект взаимовыгоден. Прогнозируется, что многие из разработанных новых технологий найдут более широкое применение в других отраслях (при производстве железнодорожных вагонов, домашних электроприборов и т.д.). Эти побочные технологии являются результатом проведения совместной инновационной деятельности.

Важно выделить барьеры на пути сотрудничества инновационных предприятий, чтобы научиться их преодолевать. Общими проблемами здесь являются:

· Недостаток понимания: многие предприятия, особенно малые, не знают, какая технология может помочь им. Часто они не осознают, кто или что может помочь им в развитии инновационного процесса.

· Недостаток знания: передача технологий между предприятиями – это средство диффузии знаний. Если персонал компании, которая нуждается в новых идеях, испытывает недостаток технических знаний, то такая компания не может использовать предлагаемые при передаче технологии.. Недостаток средств (ресурсов) может препятствовать предприятию разработать новую технологию или финансировать затраты на разработку нового продукта.

· Недостаток общих интересов: это часто ведет к недостатку мотивации достичь соглашение и согласовать различные мнения.

· Конфликт интересов: даже если существуют отличные взаимосвязи, сотрудничество между конкурирующими предприятиями оказывается неэффективным.

· Недостаток доверия: если существует дефицит доверия в начале совместного проекта, то шансы на успешное сотрудничество малы.

· Плохие коммуникации: часто очень сложно поддерживать взаимную информированность, осмысливать процессы, цели и направления общей инновационной деятельности

· Недостаток времени: даже если на предприятии осознают, что нужно изменить направление деятельности и разработать новый продукт, часто оно настолько поглощено текущими делами, что не может уделить время планированию. Это типичная ошибка многих предприятий, чья продукция устарела, и в результате теряется доля рынка.

Для инновационных предприятий жизненно важно развивать взаимовыгодное сотрудничество. Много примеров тому можно найти в опыте Японии, где больше, чем в других странах, инициируется совместных научно-инновационных проектов и программ коммерческих фирм.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновационной деятельности являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов.

В России основными источниками финансирования инновационной деятельности являются бюджетные средства (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) и внебюджетные средства, включая собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и средства инвесторов.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственой инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование государственных инновационных фондов (таких как Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций), федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов, а также программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Государственная поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает такие формы участия государства в их финансировании (как правило, на конкурсной основе), как централизованные инвестиционные кредиты на возвратной основе; закрепление в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; государственные гарантии по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями субъектам инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств (внебюджетные средства на финансирование инновационной деятельности привлекаются из государственных и негосударственных источников).

Инновационную деятельность организация может вести не только за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, но и за счет собственных средств. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций являются фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства.

Характеризуя фонд амортизационных отчислений, необходимо отметить, что амортизация – это процесс перенесения стоимости основных фондов на стоимость продукции, причем основные фонды наряду с трудом и материалами являются ключевым производственным фактором. Они представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. Типовая классификация основных производственных фондов включает такие группы, как: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование (в том числе силовые и рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника); инструмент.

Денежные средства, затраченные на приобретение основных фондов, называются основными средствами. Приняты два критерия, проводящих четкую грань между основными и оборотными средствами: срок службы (более 1 года) и стоимость (более 100 МРОТ). Например, инструмент со сроком службы более 1 года, но стоимостью менее 100 минимальных окладов будет относиться не к основным, а к оборотным фондам.

В процессе производства стоимость основных фондов переносится по частям на производимую продукцию. При этом сами основные фонды обесцениваются в результате материального и морального износа (исключение составляет земля). Стоимость этого износа в виде амортизационных отчислений аккумулируется в амортизационном фонде. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются государственными органами в процентах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений. В большинстве случаев эти нормы вычисляются путем деления стоимости основных фондов на их срок службы.

Фонд амортизационных отчислений часто является основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и т.п., необходимых для осуществления инновационной деятельности.

С одной стороны, государственные органы жестко следят за тем, чтобы предприятия соблюдали нормы амортизационных отчислений, не завышали эту существенную компоненту себестоимости, т.е. не уменьшали налогооблагаемую прибыль предприятия. С другой стороны, для улучшения инновационного климата в различных отраслях и сферах многие государства разрабатывают и вводят схемы ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям быстрее формировать амортизационный фонд, и, как следствие, быстрее обновлять, модернизировать свои основные фонды, что, как правило, необходимо в ходе инновационных процессов.

Фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.

Цели и направления использования фонда развития производства непосредственно определяются инновационной политикой организации, пакетом инновационных проектов, осуществляемой инновационной деятельностью. Во многих организациях проведение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объектов осуществляется за счет средств фонда развития.

Независимо от источника финансирования работ инновационного характера затраты на их выполнение, в том числе затраты на проведение связанных с инновациями научно-исследовательских работ, приобретение патентов, лицензий и "ноу-хау", включаются в себестоимость продукции.

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности; прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности; путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

Одним из основных признаков современной системы кредитования деятельности инновационных предприятий является ее договорная основа. Все вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно сторонами, заключающими договор, например, предприятием-заемщиком и банком. При решении вопроса о выдаче инновационного кредита инвестор анализирует возможности реализации инновационной продукции на рынке, ожидаемый рост доходов инновационного предприятия и другие важные характеристики, а в случае долгосрочных кредитов оцениваются и перспективы экономического положения инновационного предприятия в целом.

Для получения этих и других характеристик окупаемости финансовых вложений инвестор, как правило, при принятии решения о выделении кредита рассматривает соответствующий бизнес-план инновационного проекта.

Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности. Инновационные предприятия часто прибегают к дополнительной эмиссии ценных бумаг в случае недостатка собственных средств для финансирования перспективных инновационных проектов, развития материально-технической базы, проведения необходимых НИОКР. Широкие потенциальные возможности для аккумулирования финансовых ресурсов посредством эмиссии ценных бумаг имеют открытые акционерные общества, которые вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и свободную их продажу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: