Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.
|
|
Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, есть:
- структурно-отраслевая политика;
- инвестиционная политика;
амортизационная политика;
политика институционных преобразований;
ценовая политика;
антимонопольно-конкурентная политика;
бюджетная политика;
налоговая политика;
денежно-кредитная политика;
валютная политика;
внешнеэкономическая политика.
|
|
Государство осуществляет экологическую политику, которая обеспечивает рациональное использование и полноценное воспроизведение естественных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности население.
В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Государство отвечает за:
§ Фискальную политику (бюджет, налоги)
§ Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
§ Регулирование внешней торговли
§ Регулирование распределения доходов
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:
§ Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
§ Денежно-кредитная(монетарная) политика- контроль над денежной массой в экономике. Её цель- поддержка стабильного развития экономики.
Методы регулирования разделяются на:
§ Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
§ Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
§ Внешнеэкономическое регулирование
Формы регулирования
§ Государственные целевые программы (социальные)
§ Прогнозирование
§ Моделирование ситуаций
Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.
Причины регулирования: 1) Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) 2) Наличие частного и общественного характера производства 3) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы) 4) Научно-технический прогресс 5) Тенденция к монополизации 6) Наличие международной конкуренции.
Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с
использованием административных средств воздействия на экономические
отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием
государственных органов на регулируемые отношения и поведение
соответствующих субъектов.
Прямой характер применяемых при государственном регулировании
административных средств выражается в принятии субъектом управления в
рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта
управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое
предписание императивного (директивного) характера на совершение
определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры
принуждения. К административным средствам государственного регулирования
относятся, например, государственная регистрация субъектов
предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов
предпринимательской деятельности и т.д.
Косвенные методы государственного регулирования основываются на
экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны
субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно
|
|
через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются
на поведении участников экономических отношений путем создания условий,
влияющих на мотивацию должного поведения, созданием материальных стимулов,
как материального поощрения, так и ответственности. К экономическим
средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной
политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие.
Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и
соответственно административные и экономические средства государственного
регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в
соответствующую правовую форму
Административное регулирование - это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация - это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее.
Административные средства довольно эффективные, а порой имеют больший перевес сравнительно с другими способами государственного регулирования экономики. Использование административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.
Административное регулирование целесообразное в случае прямого государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен.
Административный контроль ведут за экологической безопасностью больших производств, использованием трансфертных платежей и др.
Регулирование экономики административными средствами эффективное и тогда, если направленное на защиту национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, например, лицензирования экспорта или Государственный контроль по импорту.
Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рыночные. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму
Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.
|
|
Субсидии – форма безвозмездного и безвозвратного предоставления средств бюджета города Москвы юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг в целях частичного или полного возмещения затрат для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Субве́нция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций)
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета и других государственных финансовых источников.
Государственный заказ — это потребность органов государственного управления в товарах, работах или услугах.
Такие потребности могут возникать на разных уровнях вертикали власти: на уровне федеральной власти Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации (нужды Администрации Иркутской области или Правительства Республики Бурятия) или на уровне местного самоуправления (потребности Иркутска, Ангарска или Шелехова). В основном, потребности в продукции возникают у органов исполнительной власти.
Государственный заказ финансируется за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в бюджетах соответствующего уровня или внебюджетных фондах. При этом расходование этих средств осуществляется в соответствии со следующими принципами: экономность и эффективность гласность и открытость; равенство и справедливость; подотчетность и ответственность.
Государственный заказ реализуется путем заключения договоров поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных нужд (государственные контракты). Эти договора осуществляются на конкурсах (торгах, тендерах) или с использованием аналогичных процедур, а также напрямую. Государственные контракты могут заключаться как с производителем продукции, так и посредником (дилером, дистрибьютором).
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ — выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций; передача прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар или лицензионный платеж.
КВОТИРОВАНИЕ — количественное ограничение экспорта, импорта определенных видов товаров, проводимое государственными органами в качестве меры регулирования внешнеэкономической деятельности.