Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Чрезвычайных ситуациях.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Имени Н.Н.Бурденко МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ»

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой МПЗ и МК

д.м.н.

 

Л.Е. Механтьева

 

«30»августа2010г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ТЕМЕ №8 СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

«Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в

чрезвычайных ситуациях.»

(медицина катастроф)

для лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического, фармацевтического факультетов

Время: 3 часа

 

Тема занятия №8: Организация санитарно-противоэпидемического обеспе­чения в чрезвычайных ситуациях

Цель занятия:

1. Изучить организацию санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях:

2. Разобрать задачи, принципы и основные мероприятия санитарно­противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях;

Вопросы семинара:

1. Задачи, принципы и основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях;

2. Санитарно-профилактические мероприятия в чрезвычайных ситуациях .

3. Санитарно-эпидемиологическая разведка-организация и проведение, оценка санитарно-эпидемического состояния района чрезвычайных ситуаций.

4. Режимно-ограничительные мероприятия: карантин, обсервация.

5. Общая и специальная экстренная профилактика

План занятия

1. Введение в тему (вступительное слова преподавателя)-5 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний (опрос)-ЗО мин.

3. Обсуждение наиболее сложных вопросов изучаемого материала в целях углублении я и закрепления знаний студентов, полученных ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом - 110мин.

4. Заслушивание кратких реферативных сообщений по изучаемой теме - 30 мин.

5. Подведение итогов, задание на следующее занятие- 5 мин.

Тематика самостоятельной работы(1 час)

1. Противоэпидемические мероприятия при работе больницы в чрезвычайных эпидемических ситуациях.

2. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС.

3. Организация управления деятельностью санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях

Темы кратких реферативных сообщений:

1. Организация медицинских мероприятий по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний в ЧС.

2. Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.




Разбор теоретического материала (устно-речевой опрос)

Задачи, принципы и основные мероприятия санитарно­противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно- эпидемиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:

• государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом региональных особенностей;

• единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;

• дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;

• взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-санитарными службами.



Основными целями противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:

• предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости населения и недопущение распространения опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС и за ее пределами;

• поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне ЧС и в районах временного размещения эвакуированного населения, обеспечение эпидемической безопасности питьевой воды, продовольственного сырья и продуктов питания, коммунальных и иных объектов.

• Санитарно-эпидемиологический надзор за санэпидобстановкой осуществляется на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях .

Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологической службы наибольшую значимость имеют тс из них, которые более всего осложняют санитарно- эпидемиологическую обстановку.

По прибытии в зону ЧС специалисты санитарно-эпидемиологической службы обязаны провести тщательное эпидемиологическое расследование, чтобы оценить эпидемическое состояние территории, сформулировать гипотезу о характере возбудителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.

Санитарно-профилактические мероприятия в чрезвычайных ситуациях.

В период и после происшедших стихийных бедствий, аварий, катастроф, происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта, пояатяется большое число механических травм, ожогов и других поражений, при которых значительно снижается естественная резистентность организма, возникают стрессовые состояния и другие явления. Население лишается жилищного фонда, электроэнергии, питьевой воды, разрушается канализация, нарушается работа банно-прачечных учреждений, ухудшается организация питания.

Все это значительно ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку, существенно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций, так как создавшееся положение приводит к тому, что потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контакты с окружающими их лицами.

Для обеспечения быстрого реагирования на базе ЦГСЭН и других учреждений санитарно- эпидемиологической службы создаются специализированные формирования.

В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно- эпидемиологические учреждения и формирования проводят следующие основные мероприятия:

• осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, организуют экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязненность радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;

• взаимодействуют с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражения;

• проводят специальную подготовку сотрудников санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований для работы в ЧС;

• поддерживают в высокой степени готовности территориальные центры Госсанэпиднадзора формирования и учреждения санэпидслужбы, силы и средства научно-исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;

• осуществляют накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества необходимого для работы формирований и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в ЧС;

• осуществляют контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;

• организуют работу сети наблюдения и лабораторного контроля но своевременному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;

• существляют прогнозирование возможности возникновения эпидемий па территории Российской Федерации.

Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-эпидемиологические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабочим органом комиссии является штаб, который создастся из работников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений,

В учреждениях, входящих в состав государственной санитарно-эпидемиологической службы (ЦГСЭН, научно-исследовательских институтах санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, противочумных институтах и станциях и др.), для работы в ЧС создаются органы управления - штабы по делам ГОЧС объекта Состав штаба определяется приказом начальника ГО объекта в зависимости от структуры учреждения, его возможностей и решаемых задач.

Порядок работы штаба по делам ГОЧС объекта определяется функциональными обязанностями его должностных лиц.

Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуации

понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, путем:/медицинского контроля за состоянием их здоровья; санитарного надзора за условиями размещения ,3 питанием, { водоснабжением, ^санитарным состоянием территории, удалением нечистот, захоронением трупов погибших людей и животных; оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС; прогнозировании влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и4 разработки предложений по улучшению этого влияния;'гигиенического воспитания.

Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит следующие санитарно- гигиенические мероприятия:

• организация и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих па здоровье населения и окружающую среду;

• организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения;

• организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;

• организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;

• медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС,

• участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием и надзор за захоронением погибших и умерших;

• организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты . К таким объектам относятся: системы водоснабжения и канализации; предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные учреждения; предприятия коммунального обслуживания; пострадавший и непострадавший жилой фонд; лечебно­профилактические учреждения, в которые госпитализированы пораженные и больные из района катастрофы; места временного расселения эвакуируемого населения; места расположения спасательных команд, отрядов; промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается комплексом организационных, правовых, медицинских, противоэпидемических, режимно­ограничительных мероприятий, направленных па предупреждение возникновения и ликви­дацию инфекционных заболеваний, а также соблюдением санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС.

Основными противоэпидемическими мероприятиями при возникновении эпидемического очага являются:

• регистрация и оповещение;

• эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;

• выявление, изоляция и госпитализация заболевших;

• режимно-ограничительные или карантинные мероприятия;

• общая и специальная экстренная профилактика;

• обеззараживание эпидемического очага.

• выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за пораженным населением и личным составом спасательных формирований;

санитарно-разъяснительная работа.

Санитарно-эпидемиологическая разведка-организация и проведение, оценка санитарно-эпидемического состояния района чрезвычайных ситуаций.

Санитарно-эпидемиологическая разведка - это сбор и передача сведений о санитарно- гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС, заключающаяся в получении данных об эпидемических очагах, качестве воздуха, воды и продовольствия, санитарном состоянии территории, жилого фонда, коммунальных и иных объектов, влияющих на проведение специальных и профилактических мероприятий, организуемых и проводимых санитарно-эпидемиологической службой.

В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входит:

• выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распространенности инфекционных заболеваний, иммунной защищенности среди различных контингентов в районах размещения пострадавшего населения;

• установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;

• обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в нее населенных пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений.

• оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах катастроф.

Группа состоит из трех человек: руководитель - врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер-лаборант), водитель. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты, врач-гигиенист, врач-инфекционист, врач-бактериолог. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспертиза продовольствия, контроль за качеством воды.

При планировании бактериологической (санитарно-эпидемиологической) разведки определяются ее конкретные задачи, районы и объекты, состав и оснащение разведгруппы, маршруты движения, сроки проведения разведки, порядок и форма представления донесения о результатах разведки.

Мероприятия по организации санитарно-эпидемиологической разведки включают:

• уточнение обстановки в зоне ЧС, возможные сроки проведения разведки, определение маршрутов движения, характера оповещения и средств связи;

• обследование зоны ЧС (населенные пункты, системы жизнеобеспечения).

• сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы власти и здравоохранения, учреждения ветеринарных и других служб (общее число жителей в населенном пункте, возможное количество оставшихся людей в очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эвакуации);

• отбор проб почвы и воды поверхностных водоемов для микробиологического контроля;

• представление донесений о результатах разведки и соответствующих рекомендаций.

Для сбора информации используются различные методы: непосредственное

обследование (обход и осмотр) районов, отдельных объектов, получение данных от медицинских работников и местных органов власти, опрос местных жителей, взятие проб и проведение лабораторных исследований. Наиболее полно и точно информацию можно получить в медицинских учреждениях, а данные об эпизоотической обстановке - у специалистов ветеринарной службы. Вторым по достоверности источником сведений являются органы власти. В ряде случаев единственным источником сведений может оказаться население.

Результаты разведки старший группы докладывает лично руководителю, организовавшему разведку, который использует полученные сведения в интересах противоэпидемического обеспечения населения. Наиболее важные сведения должны быть доложены руководителю работ по ликвидации последствий ЧС.

Для определения вида биологических средств в микробиологических лабораториях предусматривается специфическая индикация БС, в основе ее лежат лабораторные методы экспресс-анализа. Предварительный ответ может быть получен через 1 -3 часа, окончательный - через 18-48 (72) часа.

Санитарно-эпидемическое состояние района может быть оценено как благополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

Благополучное состояние: отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения; коммунальная благоустроенность; эффективная организация санитарно- гигиенического и противоэпидемического обеспечения; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.

Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей; район ЧС находится в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.

Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.

Обеззараживание эпидемического очаги инфекции (дезинфекция, дезинсекции, дератизации). Обеззараживание квартирных очагов осуществляется силами государственной санитарно-эпидемиологической службы путем проведения текущей и заключительной дезинфекции.

Дезинфекция - уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Она может проводиться физическими, химическими и комбинированными способами дезинфекционными группами.

Дезинфекцию подразделяют на профилактическую, текущую и заключительную.

Профилактическая дезинфекция проводится постоянно, независимо от наличия инфекционных заболеваний (в отсутствие чрезвычайной ситуации) и имеет целью предупреждение их возникновения и распространения, накопления возбудителей этих заболеваний на объектах окружающей среды. Для этого систематически проводится обеззараживание питьевой воды, сточных вод, мест общего пользования и т.д.

Профилактическую дезинфекцию проводят коммунальные службы под методическим контролем санитарно-эпидемиологической службы.

Текущая дезинфекция - это дезинфекция в непосредственном окружении больного или носителя, проводимая с целью предупреждения распространения возбудителей инфекционных заболеваний в окружающей среде.

Текущую дезинфекцию проводит медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений. Текущую дезинфекцию проводят многократно до госпитализации больного; кроме того, выявляют бактерионосителей той или иной инфекции среди его окружения.

Заключительная дезинфекция - это предупреждение распространения возбудителей инфекционных заболеваний через объекты, с которыми контактировал больной. Заключительную дезинфекцию проводят однократно после изоляции (госпитализации) инфекционного больного, а также в случае его смерти дома или в медицинском учреждении. Сроки заключительной дезинфекции должны быть максимально сокращены. Желательно, чтобы она осуществлялась немедленно после эвакуации инфекционного больного. Заключительную дезинфекцию проводят дезинфекционные бригады, обычно состоящие из 2-3 человек. В состав бригады входят врач-дезинфекционист или помощник эпидемиолога, или инструктор-дезинфектор и 1-2 дезинфектора.

Дезинсекция - уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней), проводится физическими и химическими способами. Основным считается химический способ, который заключается в обработке объектов инсектицидами.

Дератизация - уничтожение грызунов (источников возбудителей инфекционных болезней). Она проводится механическими (отлов) и химическими (применение отравляющих приманок) способами.

Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды - служба водоснабжения. Контроль за качеством обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственного санитарно- эпидемиологического надзора.

Режимно-ограничительные мероприятия: карантин, обсервация.

В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуществляется комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемио­логических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяются па карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возлагается па ответственных руководителей административных территорий и санитарно­противоэпидемическую комиссию.

Чрезвычайная эпидемическая ситуация - прогрессирующее нарастание

численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможному выносу возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных исходов.

Карантин - система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.

Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихорадками Ласса, Эбола, Марбурга и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, желтой лихорадкой, туляремией, сапом, мелиоидозом, сыпным тифом, бруцеллезом, пситтакозом должен быть введен режим карантина.

Введение карантина сопровождается одновременным введением режима обсервации во всех сопредельных с зоной карантина административных территориях.

При наложении карантина на крупные административные и промышленные центры в границы карантина включаются как территория самого города, так и непосредственно прилегающие к нему населенные пункты,

Административная территория, на которой находится очаг заражения и населенные пункты, карантинизированные в связи с расселением в них пострадавших из эпидемических очагов, объявляется зоной карантина.

Обсервация- режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации .

Обсервация вводится в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитарно- эпидсмическим состоянием, то есть появлением групповых неконтагиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.

Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.

При введении карантина предусматривается:

• полная изоляция эпидемического очага, карантинизированных населенных пунктов и всей зоны карантина с установлением вооруженной охраны (оцепления);

• строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из зоны карантина;

• запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспорта;

• создание обсерваторов и проведение мероприятии по обсервации лиц, находившихся в очаге и выбывающих за пределы карантинной зоны;

• раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в специально выделенное лечебное учреждение;

• ограничение общения между отдельными группами населения;

• установление противоэпидемического режима для населения, работы городского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объектов экономики в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки, обеспечивающего их бесперебойную работу;

• обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требований противоэпидемического режима;

• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, находящихся в очаге;

• проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, выпускаемой промышленной продукции и санитарной обработки населения;

• перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологический режим работы, гарантирующий безвредность выпускаемой продукции;

• проведение экстренной и специфической профилактики;

• контроль за строгим выполнением населением, предприятиями, министерствами и ведомствами установленных правил карантина;

• проведение санитарно-разъяснительной работы.

Карантин может быть заменен обсервацией. При введении обсервации пре ду см атри вается:

• ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта через обсервируемую территорию;

• ограничение передвижения и перемещения населения;

• проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды;

• активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

• проведение санитарной обработки пораженного населения;

• проведение экстренной профилактики среди контактных лиц;

• усиление ветеринарно-бактериологического контроля за зараженностью сельскохозяйственных животных и продукцией животноводства;

• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.

Вооруженная охрана (оцепление) карантинизированной территории имеет целью обеспечить ее изоляцию и исключить вынос инфекции за ее пределы. Она осуществляется силами и средствами МВД России совместно с воинскими подразделениями Минобороны России.

Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при выезде и въезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения контрольно­пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контрольные пункты (СКП- для контроля за правильностью ввода или вывода из зоны карантина формирований и населения) и приемно-передаточные пункты (ППП- с целью материаль­но-технического снабжения; работа ППП должна быть организована так, чтобы исключить возможность контакта людей, находящихся вне зоны карантина, с людьми, находящимися в его пределах).

СКП развертывается в составе КПП силами и средствами здравоохранения с обязательным наличием изолятора.


Задачей КПП является контроль за выполнением пропускного режима, установ­ленного в соответствии с противоэпидемическим требованиями. Из зоны карантина разрешается вывозить любые грузы (оборудование, технику, сырье, товары и продо­вольствие) при наличии документов об их обеззараживании и безвредности. Выезд, выход людей из зоны карантина разрешается при наличии у них документа о прохождении обсервации.

Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятственно при строгом выполнении установленных правил лицами, сопровождающими грузы.

В зону карантина беспрепятственно допускаются формирования службы медицины катастроф спасателей и отдельные специалисты, направляемые для проведения мероприятий по ликвидации возникших эпидемических очагов, а также лица, постоянно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установления карантина.

Выезд лиц, временно оказавшихся в карантинной зоне (отпускники, командированные и др.), разрешается после обсервации. Для этих целей создаются специальные обсерваторы, где за обсервируемыми осуществляется медицинское наблюдение в течение срока, равного инкубационному периоду инфекционного заболевания. При холере обсервируемые обследуются на вибриононосительство.

Обсерваторы развертываются местной администрацией и органами здравоохранения по заранее разработанному плану на базе гостиниц, общежитии, домов отдыха и т.п. В качестве обсерваторов возможно использование морских и речных судов, вокзалов, портовых сооружений.

Сведения о временно проживающих в карантинной зоне, подлежащих выезду, представляются руководителями предприятий, учреждений, органами коммунального хозяйства, домовладельцами в местные органы власти.

Обсервация пассажиров и обслуживающего персонала, выехавшего из очага до введения карантина, организуется руководителями соответствующих транспортных ведомств совместно с территориальной администрацией и органами здравоохранения.

Заполнение обсерватора производится одномоментно. Обсервируемые по возможности размещаются мелкими группами, общение между группами не допускается.

По окончании обсервации обсервируемые доставляются организованно в аэропорт или на железнодорожную станцию для отправки по месту жительства

При появлении случаев инфекционных заболеваний среди обсервируемых срок их обсервации соответственно удлиняется. В обсерваторе после госпитализации больного производится заключительная дезинфекция.

Въезжающие в карантинную зону лица должны иметь подтверждающие документы о проведении вакцинации (при необходимости), средства экстренной профилактики, индивидуальные средства защиты.

Активное раннее выявление инфекционных больных или подозрительных па заболевания обеспечивается путем опроса пострадавшего населения в эпидемическом очаге, организации измерения температуры тела и медицинского осмотра. Данные мероприятия проводят врачебно-сестринские и сестринские бригады.

Изоляция и госпитализация выявленных больных организуется медицинскими формированиями, работающими в эпидемическом очаге. После госпитализации инфекцион­ных больных дезинфекционными бригадами проводится заключительная дезинфекция.

Снятие карантина или обсервации в зависимости от складывающейся конкретной обстановки может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. Карантин и обсервация снимаются распоряжением председателя СПК по рекомендациям органов здравоохранения, но не ранее чем до истечения максимального инкубационного периода данного заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего заболевшего и проведения заключительной дезинфекции в очаге заболевания.

В эпидемическом очаге одним из мероприятий противоэпидемического режима является максимальное разобщение населения. Следует отметить, что в очаге недопустимо скопление людей, в том числе в поликлинических учреждениях. Учитывая это, вся медицинская помощь приближается к населению и оказывается на дому или на предприятиях и в учреждениях.

В районах сохраняется участковый принцип курации, однако, в связи с резким увеличением объема работы, участки делятся на микроучастки.

Работа па микроучастке осуществляется медицинской бригадой в составе врача, двух медицинских сестер и двух дезинфекторов, а также нескольких человек-активистов (уполномоченных) от местного населения. Общее количество населения, проживающего на микроучастке, обслуживаемом одной бригадой, не должно превышать 2 тыс. чел. Для проведения поквартирных обходов к бригаде может приписываться автотранспорт. Кроме непосредственно лечебных мероприятий и активного выявления больных, члены бригады проводят санитарно-разъяснительную работу по правилам поведения населения в эпидемическом очаге. Следует особо подчеркнуть, что работа бригады постоянно проводится и условиях строгого противоэпидемического режима. В зависимости от особенностей микроорганизмов, явившихся причиной ЧС, применяется соответствующий тип защитной одежды. Комплекты защитной одежды, подобранные по размерам и ростам, хранятся в лечебно-профилактических учреждениях.

Каждая бригада составляет поквартирные списки населения, проживающего па данной территории, включая приезжих. Поквартирные обходы проводятся не реже двух раз в сутки с обязательным измерением температуры тела у всех проживающих (термометрия проводится самими прожинающими). Результаты термометрии заносятся в специальный журнал. В случае обнаружения больного немедленно информируется руководитель бригады. В квартире организуются мероприятия по изоляции больного и проведению текущей дезинфекции. Пациенты с повышенной температурой госпитализируются в провизорное отделение, а больные с симптомами, характерными для данного заболевания, - в инфекционный стационар.

В конце дня каждая бригада заполняет специальную отчетную форму.

Руководитель бригады обобщает полученные сведения и в тот же день передаст их в поликлинику, откуда они поступают в отдел здравоохранения района. Здесь полученные данные анализируются в масштабах района и далее в виде донесения направляются в штаб очага и в СПК.

Личный состав формирований, учреждений и подразделений в конце рабочего дня проходит полную санитарную обработку со сменой одежды. В зависимости от конкретных условий указанные лица размещаются в местах постоянного проживания или переходят па «казарменное» положение.

Следует отметить, что на всех этапах оказания медицинской помощи инфекционным больным должен быть обеспечен необходимый противоэпидемический режим.

Общая и специальная экстренная профилактика

Общая и специальная экстренная профилактика. Экстренная профилактика (превентивное лечение) представляет собой комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Она проводится немедленно после установления факта бактериального заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии.

В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная профилактика обеспечивает быструю защиту зараженных.

Экстренная профилактика подразделяется на общую и специальную. До установления вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводится общая, а после установления вида микроба-возбудителя - специальная экстренная профилактика

В качестве средств общей экстренной профилактики используются антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний. Продолжительность курса общей экстренной профилактики определяется временем, необходимым для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2-5 сут.

Основным средством общей экстренной профилактики является доксициклин

В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудителя, выделенного от инфекционных больших в эпидемическом очаге, с учетом результатов определения его чувствительности к антибиотикам.

Специфическая профилактика проводится прививочными бригадами с использованием сывороток, вакцин, анатоксинов, гамма-i лобулинов, бактериофагов.

Продолжительность курса специальной экстренной профилактики определяется нозологической формой заболевания (сроком инкубационного периода исчисляемого со дня заражения), свойствами назначаемого противомикробного препарата.

Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики выдается санитарно­противоэпидемическими комиссиями.

Ответственность за ее проведение возлагается на руководителей учреждений, предприятий, врачебно-сестринские бригады.

Методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий экстренной профилактики ведется органами здравоохранения.

Очередность экстренной профилактики определяется местными органами ис­полнительной власти. В первую очередь ее проводят в учреждениях и формированиях, участ­вующих в предупреждении или в ликвидации вспышек инфекционных заболеваний; в учреждениях, заведениях и предприятиях, находящихся в очаге и продолжающих свою работу, а также в детских коллективах. Ее организация и проведение возлагаются: в первом случае - па руководителей формирований и учреждений, во втором -на руководителей медико-санитарных частей, ведомственных поликлиник и амбулаторий, в третьем - на руководителей и медицинских работников учреждений.

Экстренная профилактика среди остальных категорий населения осуществляется участковыми поликлиниками.

Эффективность мероприятий экстренной профилактики в значительной мере зависит от четкости их выполнения и поголовного охвата ими населения.

Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомендуется проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.

Среди методов иммунизации наиболее полно отвечают требованиям противоэпидемической защиты населения безышльный, аэрозольный и пероральный.

Для проведения иммунизации создаются прививочные бригады в составе одного врача и двух медицинских сестер.

Основная и дополнительная литература:

1. И.И.Сахно, В.И.Сахно «Медицина катастроф», М.,ГОУ ВУНМЦ М3 РФ, 2002 г

2. Руководство по медицинской службе гражданской обороны. / Под редакцией А.И.Бурназяна М., Медицина 1983 г

3. Медицина катастроф / Учебное пособие под редакцией проф. С.Ф. Гончарова. Благовещенск 2000 г

Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (ОМОЧС) /Учебное пособие под редакцией члена-корреспондента РАМН, проф. Н.А. Яицкого. М.,АНМИ 2003 г

   


Дата добавления: 2017-12-16; просмотров: 318; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9055 - | 7205 - или читать все...

 

54.172.234.236 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.022 сек.