Выход фирмы на внешний рынок: цели, этапы, условия, способы. Основание для выхода фирм на внешний рынок рассматривается прежде всего на внутрифирменном уровне (хотя имеют значение национальные и глобальные соображения).
Мотивы выхода на внеш. рынок: 1. высокая конкуренция 2. неблагоприятные для фирмы нац. политика, экономическая и соц. политика и т.д. 3. потребность в расширении деятельности фирмы 4. стремление получить возможность для маневра ресурсов, ослабить зависимость от конъюнктуры внутреннего рынка. 5. стремление установить контакты с зарубежными фирмами и получить доступ к более передовым технологиям. 6. стремление восстановить традиции, почему-либо прерванные связи. 7. возможность получения льгот при участии в проектах содействия международным связям.
Выходя на внешний рынок, фирма должна ответить самой себе на ряд вопросов: 1. выходить ли вообще на внешний рынок, 2. какие цели преследует 3. какие возможности и угрозы при этом открываются, 4. на рынок какой страны выходить 5. какую стратегию избрать 6. как перестроить собственную стратегию, 7. как перестроить систему менеджмента. Экономич. спад диктует условия, выходить ли на внешний рынок. Параметры выхода на рынок: эконом-кая среда – необх. изучить экономич. условия данной страны, нужен ли ей данный товар, узнать, какие таможенные пошлины и сколько можно вывезти товара в какую-либо страну, нужно изучить политическую среду, культуру. Для транс-национ. компаний (ТНК) – характерно изучение мира как единого целого рынка.
Методы выхода на внешний рынок:
Решив заняться сбытом в той или иной стране, фирма должна выбрать наилучший способ выхода на избранный рынок. Она может остановиться наэкспорте, совместной предпринимательской деятельности или прямоминвестировании за рубежом. (Стратегические подходы перечислены в порядке возрастания объема обязательств и риска. Заметим, однако, что возможная4прибыль пропорциональна риску.)
Экспорт. Самым простым способом выхода на зарубежный рынок является экспорт. Нерегулярный экспорт — это пассивное вовлечение на рынок, когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы. Активный экспорт имеет место в тех случаях, когда фирма задается целью расширить свои экспортные операции на конкретном рынке.. Фирма может экспортировать свой товар двумя способами: восп-ся услугами независимых межд. маркетинг. посредников(косвенный экспорт)или проводить экспортные операции самостоятельно (прямой экспорт).
Совместная предпринимательская деятельность. Еще одним общим направлением выхода на зарубежный рынок является соединение усилий с коммерческими предприятиями страны-партнера в целях создания производственных и маркетинговых мощностей. Совместная деятельность отличается от экспорта тем, что формируется партнерство, в результате которого за рубежом создаются производственные мощности.
Лицензирование. Это один из наиболее простых путей вовлечения производителя в международный маркетинг. Лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента или какой-либо иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж.
Подрядное производство. Еще один вариант совместной деятельности — заключение контракта с местными производителями на выпуск товара. Недостаток подрядного производства — меньший контроль фирмы за процессом производства и потеря связанных с этим производством прибылей. В то же время подряд дает фирме возможность развернуть деятельность быстрее, с меньшим риском и с перспективой стать партнером местного производителя или купить его предприятие.
Управление по контракту. В этом случае фирма представляет зарубежному партнеру «ноу-хау» в области управления, тот обеспечивает необходимый капитал. Таким образом, фирма экспортирует не товар, а скорее управленческие услуги. Этим методом пользуется фирма «Хилтон» для организации работы отелей в разных частях света. Управление по контракту на некоторое время лишает фирму возможности развернуть собственное предприятие.Совместное владение.
Предприятие совместного владения, или совместное предприятие, создают для объединения усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала. Вкладчики совместно владеют и управляют таким коммерческим предприятием. Зарубежный инвестор может купить долю в местном предприятии, местная фирма может купить долю в уже существующем местном предприятии зарубежной компании либо обе стороны могут совместными усилиями создать совершенно новое предприятие. Совместное предприятие может оказаться необходимым или желательным по экономическим или политическим соображениям. У фирмы может недоставать финансовых, физических или управленческих ресурсов для осуществления проекта в одиночку. А возможно, совместное владение является условием, которым правительство оговаривает допуск на рынок своей страны. Практика совместного владения имеет определенные недостатки. - партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений, маркетинга и прочих принципов деятельности.
Прямое инвестирование. Наиболее полная форма вовлечения в деятельность на зарубежном рынке — помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий.
46. Методы исследования систем управления.
Исслeдoвaниe - этo цeлeнaпpaвлeннoe пoзнaниe чeгo-либo, peзyльтaты кoтopoгo выcтyпaют в видe cиcтeмы пoнятий, зaкoнoв (зaкoнoмepнocтeй) и мoдeлeй, xapaктepизyющиx изyчaeмый пpeдмeт или явлeниe. Онo включaeт: pacпoзнaвaниe пpoблeм и cитyaций; oпpeдeлeниe иx пpoиcxoждeния; выявлeниe cвoйcтв, coдepжaния, зaкoнoмepнocтeй пoвeдeния и paзвития; ycтaнoвлeниe мecтa этиx пpoблeм и cитyaций в cиcтeмe нaкoплeнныx знaний; нaxoждeниe пyтeй, cpeдcтв и вoзмoжнocтeй иcпoльзoвaния нoвыx пpeдcтaвлeний или знaний o дaннoй пpoблeмe в пpaктикe ee paзpeшeния. Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбором методов исследования - способов получения информации о характеристиках СУ ивозможном их изменении при изменении условий окружающей среды. Всю совокупность методов исследования систем управления можно разбить на три основные группы: Пepвaя гpyппa - мeтoды, ocнoвaнныe нa выявлeнии и oбoбщeнии мнeний oпытныx cпeциaлиcтoв-экcпepтoв иcпoльзoвaнии иx oпытa и нeтpaдициoнныx пoдxoдoв к aнaлизy дeятeльнocти opгaнизaции (эвристические мет-ды). 1) методы экспертных оценок (комиссии (круглого стола), Дельфи и др.); 2) "сценарный" метод; 3) морфологический анализ и т.д. Метод комиссии, например, предусматривает проведение группой экспертов общей дискуссии с целью выработки единого мнения о перспективах развития объекта исследования. К недостаткам метода комиссии относятся, прежде всего, такие субъективные факторы, как влияние экспертов друг на друга и инерционность в отказе от однажды высказанного мнения. Смягчить их действие можно с помощью метода "мозговой атаки" ("мозгового штурма"). Метод Дельфи предполагает отказ от прямых коллективных обсуждений изучаемой проблемы. Дискуссию заменяют программой последовательных индивидуальных опросов экспертов, сводящихся обычно к анонимному заполнению таблиц экспертной оценки. Ответы экспертов обобщают, дополняют новой информацией и обобщенной аргументацией и возвращают им с предложением уточнить свои ответы. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет достигнута приемлемая сходимость всех высказанных мнений. Втopaя гpyппa - мeтoды фopмaлизoвaннoгo пpeдcтaвлeния cиcтeм yпpaвлeния, ocнoвaнныe нa иcпoльзoвaнии мaтeмaтичecкиx, экoнoмикo-мaтeмaтичecкиx мeтoдoв и мoдeлeй иccлeдoвaния cиcтeм yпpaвлeния. Сpeди ниx мoжнo выдeлить cлeдyющиe клaccы:
- aнaлитичecкиe (включaют мeтoды клaccичecкoй мaтeмaтики - интeгpaльнoe иcчиcлeниe, диффepeнциaльнoe иcчиcлeниe, мeтoды пoиcкa экcтpeмyмoв фyнкций, вapиaциoннoe иcчиcлeниe и дpyгиe, мeтoды мaтeмaтичecкoгo пpoгpaммиpoвaния, тeopии игp);
- cтaтиcтичecкиe (включaют тeopeтичecкиe paздeлы мaтeмaтики - мaтeмaтичecкyю cтaтиcтикy, тeopию вepoятнocтeй - и нaпpaвлeния пpиклaднoй мaтeмaтики, иcпoльзyющиe cтoxacтичecкиe пpeдcтaвлeния - тeopию мaccoвoгo oбcлyживaния, мeтoды cтaтиcтичecкиx иcпытaний и дpyгиe мeтoды cтaтиcтичecкoгo имитaциoннoгo мoдeлиpoвaния);
- тeopeтикo-мнoжecтвeнныe, лoгичecкиe, лингвиcтичecкиe, ceмиoтичecкиe пpeдcтaвлeния (paздeлы диcкpeтнoй мaтeмaтики, cocтaвляющиe тeopeтичecкyю ocнoвy paзpaбoтки paзнoгo poдa языкoв мoдeлиpoвaния, aвтoмaтизaции пpoeктиpoвaния, инфopмaциoннo-пoиcкoвыx языкoв);
- гpaфичecкиe (включaют тeopию гpaфoв и paзнoгo poдa гpaфичecкиe пpeдcтaвлeния инфopмaции типa диaгpaмм, гpaфикoв, гиcтoгpaмм и т.п.).
К тpeтьeй гpyппe oтнocятcя кoмплeкcныe мeтoды (результат интеграции эвристических методов и методов формализованного представления систем): кoмбинaтopикa, cитyaциoннoe мoдeлиpoвaниe, тoпoлoгия, гpaфoceмиoтикa и дp. К тpeтьeй гpyппe тaкжe oтнocят мeтoды иccлeдoвaния инфopмaциoнныx пoтoкoв.
В самом общем случае процедура выбора метода исследования системы управления заключается в следующем:
• формулируется проблема;
• формулируются цели и задачи исследования;
• формализуются требования к результатам исследования;
• оценивается полнота и качество имеющейся у исследователей информации о системе управления и ее внешней среде;
• изучается возможность получения дополнительной информации о системе и ее внешней среде в процессе исследования;
• определяется класс применимых в данной ситуации методов исследования;
• формулируются критерии выбора оптимального метода исследования из числа возможных;
• вычисляются значения критериев оптимальности для каждого из возможных методов исследования;
• из всех возможных методов выбирается наилучший.
47. Методы разработки управленческих решений. Сущность.
Решение — это рез-т мыслительной деят-сти чел-ка, приводящей к какому-либо выводу или к необходимым действиям. Н-р, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых рез-тов, создание постоянно идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой-либо деят-ти. На разработку и реализацию решений оказывает влияние множество факторов. В т.ч личностные кач-ва человека, отношения в семье, религия и др. С точки зрения методики разработки и реализации решений их удобно разделить на три группы:
социальные, технические и биологические. Это объясняется наличием трех основных подсистем земной цивилизации, на к-рые направлены реш-я. Рук-лю практически приходится разрабатывать и реализовывать все три группы решений в компании. Однако наибольшее место в его деят-ти занимают решения, принятые в социальной системе, — такие решения называют управленческими (УР). Они направлены на орг-ю работы персонала, осуществление внешних связей, стратег-е планир-е, совершенствование системы упр-я компанией и др.
Требования к управленческим решениям.
Разрабатываемое управ-кое решение должно удовлетворять определенным требованиям и включать условия их достижения.
1. Соответствие действующему законод-ству и уставным документам пред-я
2.Достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать).
3.Наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое реш-е и какие средства будут использоваться)
4. Отсутствие в тексте противоречивостей реш-я самому себе или ранее реализованным \
5.Возможность организационной выполнимости
6. Наличие параметров для внеш-го или внутр-го контроля его выполнения
7. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях.
8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации управленческих решений.
9. Наличие возможности обоснованного положительного результата
Механизм разработки. Механизм разработки упр-го решения может состоять из следующих стадий:
- Выявление тенденций отклонения параметров ситуации от запланиров-х.
- Определение уровня отклонения новых параметров ситуации.
- Вычисление проблемы и ее отклонений от допустимых значений.
- Установление приоритетов отклонений ключевых параметров от допустимых значений.
-Согласование рез-тов с заинтерес-ми сторонами (потреб-ми, заказчиками).
- Определение и обоснование целевой технологии.
- Определение состава процессорных технологий.
-Формир-е ср-в и м/дов уменьшения негатив-х тенденций разв-я проблемы.
- Прогнозирование ожидаемых результатов.
- Утверждение технологии РУР у вышестоящего руководства.
- Корректировка средств и методов РУР.
- Поиск новых подходов и решений для изменения ситуации.
- Выбор УР для реализации.
- Формулирование и представление УР.
- Юридическое оформление УР в виде приказа и т.п.
- Распределение прав, полномочий и ответственности среди исполнителей.
- Реализация УР.
- Промежуточный контроль.
- Составление отчета о выполненном УР и конечном состоянии проблемы.
-Архивирование данных об УР в БД компании.
Этапы и процедуры принятия решений. Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.
Этапы и Процедуры
1. Постановка проблемы. ( выявление и описание проблемы и проблемной ситуации);
- Возникновение новой ситуации.
- Появление проблемы.
- Сбор необходимой информации.
- Описание проблемной ситуации.
2. Разработка вариантов реш-я (поиск возможных вариантов реш-й);
- Формулирование требований и ограничений.
- Сбор необходимой инфор-и.
- Разработка возможных вариантов решений.
3. Выбор реш-я. (производится оценка альтерн-в и выбор оконч-ного реш-я;
- Определение критериев выбора.
- Выбор реш-й, отвечающих критериям.
- Оценка возможных последствий.
- Выбор предпочтительного решения.
4. Организация выполнения решения и его оценка целью работ является организация, контроль и оценка рез-тов выполнения принятого решения.