double arrow
УМК. Программы по физике. Часы.

- Развести понятия «профильное» и «углублённое изучение» предмета «Физика»

- Выпустить отдельно УМК по профильному курсу физики.

- Разработать единую по России программу обучения для базовых классов, единую по России программу обучения для профильных классов, единую по России программу обучения для физико-математических школ. Чтобы при переезде из одного города в другой город или даже регион, ученик смог быстро адаптироваться. По этим программам можно выстраивать содержание разных учебников. Тогда можно будет говорить о едином требовании для олимпиад по всей России.

- Включить в практическую часть изучения предмета полевую практику.

- Уменьшить количество учебников примерно до трех авторов. Учебники должны быть последовательными в темах из года в год. Разнообразие школьных учебников приводит к тому, что изучение одной и той же темы происходит в разных классах, например, тема «Электромагнитные явления» в УМК О.Ф. Кабардин или А.В. Перышкина рассматривается в 8ом классе, а в УМК В.В. Белаги, И.А. Ломаченкова, Ю.А. Панебратцева – в 9ом. Предложение: привести в соответствие содержание программ разных авторов и включать в Федеральный перечень учебников только те учебники, которые сохраняют последовательность тем.

- Необходимы продуманные и полные комплекты для исследовательской деятельности

- УМК необходимо наполнить материалами прикладного характера , ученическим экспериментом для изучения нового материала.




- Считаем необходимо увеличение часов на изучение раздела «Статика»

- Было отмечено, что в ведении программы Концепции модернизации образования указывается оптимальное количество часов в неделю, необходимых для качественного изучения предмета: 7ой класс – 2 часа, 8ой класс – 2 часа, 9 ый класс – 3 часа, 10-11классы базовый уровень – 3 часа, профильный уровень – 5 часов. Однако, реально в 9ом классе и на базовом уровне в 10-11х классах на изучение физики отводится только по 2 часа в неделю. В результате обучающиеся не успевают освоить весь материал за 2 часа в неделю, поэтому боятся выбирать предмет для итоговой аттестации.

- Ввести количество часов физики в неделю: 7 класс – 2 ч., 8 класс – 3 ч., 9 класс – 3 ч., 10 и 11 классы – по 4 ч. в неделю, и 6 часов или более в неделю на профильном уровне. Нехватка учебного времени для качественного усвоения учебного материала школьниками.



- Существуют сомнения в преуменьшении роли решения расчётных задач. Конечно, качественные задачи заставляют анализировать физическую сущность явления, строить гипотезы и их обоснование, а соответственно способствуют развитию логического и образного мышления, а так же учат строить правильные формулировки с точки зрения языка. В расчётных задачах реализуется математический язык, логика, прослеживаются наглядно зависимости величин. Замена количественных задач на качественные может повлечь падение общего качества знаний. Перенос акцента на качественные и практические задачи в курсе физики 7-9 классов приведет к уменьшению практики решения расчетных задач, соответственно и более слабую подготовку к ГИА в 9 классе.

- Предусмотреть возможность реализации программ углубленного изучения в индивидуальном порядке в форме внутриклассной дифференциации. Дополнить действующие учебные планы часами для организации дополнительных занятий. Особо актуальна проблема в небольших сельских школах с небольшим числом классов – комплектов.

- Внести в содержание курса физики основной школы несложные экспериментальные задачи, простые эксперименты по самостоятельному наблюдению физических явлений, исследованию взаимосвязи физических величин, проверки физических законов. С этой целью расширить номенклатуру оборудования для организации самостоятельного физического эксперимента.

- Повысить требования к современным учебникам: они должны быть больше ориентированы на современную технику (современные устройства приёмников, телевизоров, мониторов и т.д..) и на освещение современных достижений науки и перспектив её развития.

- Пересмотреть содержание курса физики в 9 классе (большой объем изучаемого материала). Для двух часов преподавания физики в неделю 9 класс перегружен материалом. Или увеличить количество часов на преподавание физики в 9 классах. Очень много информации по разным разделам физики, содержит фрагментарные знания по большинству важнейших разделов физики, но в то же время нет возможности отрабатывать навыки математического моделирования и решения задач в общем виде.

- Ввести пропедевтический курс физики с 5-го класса, где можно рассматривать следующие вопросы:

- цена деления прибора;

- скорость, путь, время.

- В 6-м классе изучать:

- строение вещества;

- плотность вещества;

- В 7-м классе начинать изучать материал с темы «Силы в природе» и последующие оставшиеся темы учебника 7-го класса.

- Уйти с концентрической системы на линейную систему.

- Из учебника 9-го класса убрать:

- элементы астрономии;

- электродинамику;

- виды электромагнитных излучений, т.к. в основном недельная нагрузка 2 часа в неделю.

- Нельзя ли вернуть учебник для 9-го класса под редакцией Кикоина?

- В упражнениях после теории задачи должны быть типа ГИА и ЕГЭ.

- Увеличение часов в преподавание физики в старшей школе. Например: физико-математический профиль 10 часов, Информационный профиль 8 часов, физико-химический профиль 8 часов, биологический профиль 6 часов, для гуманитариев можно 4 часа. Тогда при этой нагрузке можно говорить о хорошей подготовке к ЕГЭ и ВПР (родители не будут говорить, что учителя глупые и спасают только репетиторы).

- Оставить предметную область 10-11 класс «физика» даже в классах социально-экономического, социально-гуманитарного профиля. В сельских школах выбор профиля осуществляется по принципу большинства в 9 классе, но на выходе при любом из этих профилей большая часть детей выбирают физику для сдачи ЕГЭ. Если будет, как предполагается предмет «Естествознание», то у этих детей просто не будет шанса на поступление.

- Увеличить количество часов в 10 и 11 классах до 4 часов. При двух часах в неделю трудно подготовить учащихся. Хватает времени на прохождение теоретических вопросов, на отработку решения задач времени не хватает. Проведение лабораторного практикума должно быть не только в профильных классах, но и на базовом уровне. При введении астрономии за счет часов физики, количество часов еще сократилось.

- Пересмотреть материал в учебниках, чтобы была состыковка программ и кодификатора. Убрать лишние темы в 9 классе (например «конденсаторы»), в 10,11 классах (например, поверхностное натяжение, электрический ток в газах и электролитах и т.д.). Совместить раздел «электромагнитные явления» в 8 и 9 классах и рассматривать этот раздел только в 9 классе.

- Уровень изучения механики в 9 классе (снижен) не соответствует уровню ЗУНов проверяемых на ОГЭ. В Концепции перекос в механике в сторону кинематики, например, на изучение темы «Движение тела под действием нескольких сил» отведено всего 2 урока, при этом не повторяются и не изучаются сила упругости, трения, а в ОГЭ включено задание на динамику с развернутым ответом. Предложение: вернуть механику полностью в 9 класс (УМК И.К. Кикоин, А.К. Кикоин) с изучением разделов: «Кинематика», «Динамика», «Статика», «Законы сохранения», «Механические колебания и волны» при 3 часах в неделю согласно Концепции, это возможно, оставить 4 четверть на темы, завершающие концентрическое образование в средней школе.

- Содержание курса физики в 9 классе копирует аналогичное содержание учебников 10-11 классов. Полноценно изучался раздел «Механика» в 9 классе при 3 часах по учебнику Кикоина И.К. Если убрать раздел «Механика» из 10 класса, то это позволит разгрузить курс физики 10 класса, в котором нужно оставить темы «Молекулярная физика», Электродинамика», «Магнетизм». В 9 классе стоит отказаться от изучения раздела «Электромагнитное поле», что позволит уделить большее внимание разделу «Механика».

- 11 класс – это физика колебательных и волновых процессов. Считаем обоснованным начинать этот курс с изучения механических колебаний, затем, по-аналогии, электромагнитных и т.д.

- Программы по физике Перышкина 7-9 класс, в 9 классе требуют доработки, уточнения, уровень сложности явно завышен, количество нового материала не помещается в 68 часов

не остается времени на повторение. Знания получаются поверхностные. Недостаточна практическая часть.

- В учебники физики включать больше интересных качественных задач, экспериментальных задач, творческого характера, что будет формировать интерес к физике и развивать любознательность.

- Оставить предметную область 10-11 класс «физика» даже в классах социально-экономического, социально-гуманитарного профиля. В сельских школах выбор профиля осуществляется по принципу большинства в 9 классе, но на выходе при любом из этих профилей большая часть детей выбирают физику для сдачи ЕГЭ. Если будет, как предполагается предмет «Естествознание», то у этих детей просто не будет шанса на поступление.

- Обновить (или создать новое поколение) учебных методических комплектов в соответствии с измененными целями, регламентированным содержанием обучения и приоритетными технологиями обучения в которых: усилить прикладной характер учебного материала; расширить долю ученического эксперимента; переориентировать учебный процесс на применение знаний в контексте жизненных ситуаций; увеличить долю заданий на объяснение и доказательства.

- В нашем районе в ряде школ несколько лет подряд использовались учебники Степановой Г.Н. Отзывы остались положительные, но в перечне УМК учебников этого автора мы не увидели. А ведь у неё прекрасный разработанный курс для обучающихся 5-6 классов, который можно использовать для одночасового введения предмета, например в рамках факультативного курса. Наше предложение- ввести в федеральный перечень учебников УМК Степановой Г.Н.

- Необходимо полное обеспечение учащихся УМК по физике по ФГОС (рабочие тетради, задачники).

- Согласны с предложением ввести в учебно-методические комплекты по пропедевтическому курсу систему лабораторных ученических опытов, направленных на формирование умения самостоятельно проводить простейшие наблюдения и опыты.

- В силу объективных обстоятельств , связанных с выделением астрономии в 11 классе в отдельный предмет ,предлагается раздел «Астрономия» предлагаем следующее.

1. Убрать из учебника 11 класса «Классический курс ФИЗИКА-11» .

2. Изменить содержание теоретического материала в теме «Термоядерные реакции» («Физика-11»), так как в нынешнем толковании параграфа весьма мало конкретики – написано всего одно уравнение термоядерной реакции , что далеко не соответствует действительности(к примеру – на Солнце) . Здесь необходимо подчеркнуть , что данная тема далеко выходит за границы физической науки , ведь в процессе реакций получается целый перечень различных химических элементов , что было бы весьма интересно знать обучающимся .

3. Тему «Строение атомного ядра. Ядерные силы. » («Физика-11») дополнить таблицей «Сравнительная характеристика сил разной природы» , что помогло бы лучше осознать отличие ядерных сил от иных видов взаимодействий .

4. В теме «Ядерный реактор» («Физика-11») - повествовать более подробно о различных типах ядерных реакторов , имеющих свое применение в практике .

5. Темы «Сила Ампера» и «Сила Лоренца»(«Физика-11») предлагаем расширить , дополнив информацией о современных приборах и устройствах , где данные силы имеют место применения .

6. «Электромагнитная индукция» и «Самоиндукция» («Физика-11») необходимо также дополнить примерами современного применения этих явлений на практике .

7. «Развитие средств связи» («Физика-11») просто необходимо напитать обширной информацией о современном развитии сотовых систем связи и Интернета .

8. Обращаем внимание на то, что встречается интересная , однако странная ситуация в первых главах учебника 9 и 10 классов : изучение раздела «Механика». Предлагаем переосмыслить вообще порядок изучения механики в школе …Может быть , дополнив теорией материал 9 класса .Необходимо увеличить количество часов на главу «Статика» - как на теорию , так и на решение

задач .

9. В связи с ростом знаний о строении вещества предлагаем пересмотреть (дополнить) главу в учебнике 10 класса «Твердые тела» , так как самый общий взгляд на строение кристаллов и аморфных тел уже недостаточен .

10. Предлагаем в учебнике 9 класса в теме «Механические колебания» дополнить формулы для периода колебаний математического маятника и пружинного маятника выводами этих формул с использованием всего необходимого математического аппарата .

11. В учебнике 10 класса может быть более логично смотрелись рядом главы «Твердые тела» и «Электрический ток в различных средах», так как в них достаточно много речь идет о твердых(кристаллических) телах . Это помогло бы получить достаточно полную характеристику твердых тел – как с позиций теории строения вещества, так и с позиции электропроводимости .

12. В главе «Магнитное поле» (10 класс) предлагаем включить и количественное описание магнитного поля - формулы индукции и напряженности магнитного поля различных токовых систем .

13. В главе «Основы молекулярно-кинетической теории» (10 кл)предлагаем дополнить теоретический материал темы «Силы взаимодействия молекул» , добавив также необходимые рисунки и схемы .

14. В главе «Равновесие абсолютно твердых тел» (10 кл) предлагаем представить большее количество простых и понятных схем и чертежей , так как понятие момента сил и условие равновесия в этом случае будут пониматься получше .

15. Прописать в учебнике 10 класса понятный вывод закона всемирного тяготения с необходимыми комментариями .

16. В теме «Переменный электрический ток»(«Физика-11») привести примеры использования цепей с активным , индуктивным , емкостным сопротивлением на практике .

17. В учебник 11 класса при изучении главы «Световые волны» добавить многочисленные примеры использования дифракции , интерференции , поляризации света на практике .

18. Ввести в тему «Влажность воздуха»(10 класс) определение абсолютной влажности воздуха .

19. Ввести в тему «Закон Ома для полной цепи» определение и толкование правил Кирхгофа 20. Расширить представление теории в теме «Химическое действие света» (11 класс).

- Внести в программу изучения физики тему «Абсолютно черное тело».

- Пересмотреть структуру учебников, например, в настоящее время параграфов в учебнике значительно больше, чем уроков за год. Предложение: количество параграфов не должно превышать количество уроков с учетом контрольных, практических и лабораторных работ.

- Пересмотреть содержание параграфов для базового уровня изучения физики (связь с природой, прикладной характер изучаемых явлений и процессов, расширение эксперимента, развитие мышления) согласно Концепции акцент должен быть на «формирование понимание роли физики и других естественных наук в современном мире»

- Составить задачники по физике для базового уровня, и для профильного уровня.






Сейчас читают про: