- Компания «А»: работники принимают активное участие в инвестиционной деятельности компании, они хорошо информированы о финансовых делах и принимают участие в управлении; при этом юридическая защита прав работников-акционеров игнорируется, уровень их ответственности перед компанией очень высок.
- Компания «Б»: руководство ждёт от своих работников полной отдачи, экономической активности и готовности идти на риск ради быстрого роста и повышения конкурентоспособности компании; при этом не уделяется должного внимания доходу работника как акционера;
- Компания «В»: работники не принимают участия в инвестиционной деятельности компании, руководство самостоятельно определяет возможную долю собственности работника-акционера в капитале и строго контролирует его активность; достаточно весома разница в социальных статусах между администрацией и персоналом;
- Компания «Г»: работники образуют крупную коллективную силу (по типу профсоюза) и имеют своих представителей в Совете директоров, тем самым принимая непосредственное участие в решении важнейших дел компании;
|
|
- Компания «Д»: заработная плата работников напрямую зависит от экономических результатов деятельности компании и может быть выдана в виде акций, достаточно высок риск её существенных колебаний; при этом инвесторская активность работника-акционера ограничена.
ВАРИАНТ 4
1. Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Виды и уровни эффективности корпоративной социальной ответственности.
2. Принципы и примеры внедрения КСО в маркетинговые стратегии.
3. Концепция КСО у М.Фридмана.
2. Выполните тестовые задания:
1. Для европейской модели корпоративной социальной ответственности характерно:
а. наличие государственного регулирования сферы социальной ответственности;
б. минимальное вторжение государства в деятельность компаний, в том числе и в КСО;
в. что общими целями социальной политики являются укрепление солидарности и увеличение равенства, бизнес должен успешно вести дела и исправно платить высокие налоги, а государство эффективно распределять эти налоги, в том числе и на социальные нужды.
г. пристальное внимание финансового сектора к проектам в области КСО, что выражается в постоянном росте количества социально ответственных инвестиционных фондов.
2. По какой причине корпоративность в нашей стране вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей до 1987 года?:
а. производство отождествлялось с клановостью партийно - номенклатурной элиты;
б. административно-командные методы централизованного управления государственной экономикой соответствовали требованиям макроэкономической ситуации;
|
|
в. постепенное включение работников в систему деловых взаимоотношений в сфере собственности вместо жесткого управления наемным персоналом;
г. на тот период не были созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций;
д. верны все ответы.
3. Как называется форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и совместных партнерских социальных программ, направленных на повышение уровня жизни различных слоев общества?
а. корпоративный фонд;
б. социальные инвестиции;
в. спонсорство;
г. денежные гранты;
д. социально значимый маркетинг.
3. Выполните задание:
Корпоративная социальная ответственность не является абсолютно новой для российского бизнеса, поскольку градообразующие предприятия еще в советское время создавали и поддерживали социальную сферу и соответствующую инфраструктуру. Каким образом?
ВАРИАНТ 5
1. Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Корпоративная социальная ответственность и социально-трудовые отношения.
2. Проблемы развития благотворительности в современной России.
3. Концептуальные различия американской, европейской и российской моделей КСО.
2. Выполните тестовые задания:
1. Скрытая модель КСО характеризуется тем, что:
а. корпорации добровольно берут на себя ответственность за решение социальных вопросов, значимых для общественного развития;
б. корпорации принимают обязательные требования по реализации социальных программ, предусмотренных законодательством;
в. ни один из ответов не характеризует скрытую модель КСО.
2. Какие условия необходимы для эффективной реализации корпоративного управления в нашей стране?
а. развитость экономики и освоенное населением предпринимательство;
б. сосуществование различных форм собственности;
в. достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров);
г. нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций;
д. совокупность всех ответов.
3. Из предложенных вариантов выберите наиболее ёмкое и современное определение социальной ответственности бизнеса?
а. добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума;
б. участие компаний в реализации социальных программ в местных сообществах на принципах партнерства;
в. определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам;
г. взаимодействие бизнеса, общества и государства в общем и целом;
д. поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений.
3. Выполните задание:
Прокомментируйте письменно подход к созданию положительного имиджа, использованный предприятием. Какого рода преимущества получила компания (например, в продвижении товара на рынок, в увеличении продажи товаров и т.д.)?
Американские подростки стали совершать преступления, чтобы достать денег на кроссовки «Nike». Хотя сама компания не была в этом виновата, «Nike» приняла эту беду близко к сердцу и инициировала партнерство с «Boys Clubs of America» (ВСА). В ходе их совместной кампании «Nike» жертвовала ВСА по 1 тыс. долл. за каждое очко, добытое Майклом Джорданом в игре всех звезд NBA. Деньги пошли на финансирование антикриминальных молодежных программ в городах Америки.
ВАРИАНТ 6
1. Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Корпоративная социальная ответственность как приоритет ЕС и ООН.
2. Социальное партнёрство в рамках теории экономической демократии.
|
|
3. Социально-психологический климат как фактор внутренней социальной среды организации.
2. Выполните тестовые задания:
1. Социальное государство признает высшей ценностью:
а. общество в целом;
б. правящий класс общества;
в. отдельные социальные группы;
г. человека, живущего на территории данного государства.
2. При каком условии кросс-культурный аспект отношений между компаниями разных стран обеспечивает эффективную кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда?
а. отсутствии организационных барьеров;
б. наличии полной и всесторонней информации;
в. наличии дискриминационных правил взаимодействия фирм разных стран;
г. четкой зависимости заработной платы от уровня занятости;
д. верны все ответы.
3. В экономическом аспекте корпоративная социальная ответственность изучает:
а. корпоративную социальную ответственность в рыночных индексах, в которые включены бумаги социально ответственных компаний;
б. рынок ценных бумаг, проводимых фондами, отслеживающими социальную ответственность компаний - SRI – фонды;
в. взаимосвязь социальной ответственности отечественных компаний и финансовой эффективности с помощью показателя операционной эффективности деятельности компаний;
г. взаимосвязь социальной ответственности отечественных компаний и финансовой эффективности, выражаемой через чистый денежный поток;
Д. верны все ответы.
3. Выполните задание:
Прокомментируйте письменно подход к созданию положительного имиджа, использованный предприятием. Какого рода преимущества получила компания (например, в продвижении товара на рынок, в увеличении продажи товаров и т.д.)?
В поисках новых путей продвижения линии дезодорантов «Natural Plus» компания «Gillette» вступила в партнерство с Международным фондом дикой природы (WWF). Компания выделила «WWF» 100 тыс. фунтов. «Gillette» предложила своим покупателям помочь делу защиты животных. К каждой упаковке «Natural Plus» предлагалась майка «WWF», приобретая которую, покупатель добавлял «WWF» 1 фунт. «Gillette» укрепила свою репутацию заботящейся об экологии компании, к тому же добилась невиданного роста продаж нового продукта.
|
|
ВАРИАНТ 7
1. Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Сферы реализации КСО.
2. Корпоративная социальная ответственность и национальные деловые культуры.
3. Гражданское общество как участник социального партнёрства.
2. Выполните тестовые задания:
1. Укажите характерный признак феодальной культуры корпорации:
а. отсутствие юридической защиты прав работников-акционеров;
б. акционерные права работников отождествляются с их служебными обязанностями;
в. размер зарплаты устанавливается в зависимости от экономических результатов деятельности компаний;
г. участие работников в инвестиционной деятельности компании является логичным и практическим способом признания их акционерных прав;
д. верны все ответы.
2. Назовите две основные экономические составляющие маркетинговой концепции корпоративной социальной ответственности:
а. увеличение прибыли и снижение расходов;
б. характер инфляции и состояние инвестиционных ресурсов;
в. корпоративное развитие и формирование имиджа и деловой репутации;
г. минимизация бизнес - рисков и превращение существующих проблем в возможности для бизнеса;
Д. верны все ответы.
3. Субъектами социальных инвестиций являются:
а. органы государственной власти;
б. государственные и муниципальные предприятия;
в. российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации;
г. физические лица;
д. все ответы верны.
3. Выполните задание:
Прокомментируйте письменно подход к созданию положительного имиджа, использованный предприятием. Какого рода преимущества получила компания (например, в продвижении товара на рынок, в увеличении продажи товаров и т.д.)?
В 1991 г. компания «Procter& Gamble» задумала привлечь внимание к вопросам охраны окружающей среды, а заодно и к своей продукции. С этой целью «Р&G» подружилась с национальной некоммерческой организацией «Сохраним Америку прекрасной» («Кеер America Beautiful», «КАВ»). Для начала была анонсирована программа, в рамках которой часть денег от продажи отдельных брендов «Р&G» поступала «КАВ».
Чтобы активизировать кампанию, «Procter&Gamble» с помощью своих региональных менеджеров провела экологический шопинг для своих покупателей. Двум командам покупателей предлагалось в течение 3 минут найти в магазине экологически чистые товары (имелась в виду не только чистота самого продукта, но и отсутствие негативного влияния на природу при его производстве). Частью развлечения стала еще одна игра - тем же командам нужно было наполнить свои тележки товарами, упаковка которых была сделана из переработанных материалов.
Озабоченным экологическими проблемами американцам игра понравилась. «Procter& Gamble» увеличила продаж и укрепила имидж корпоративного гражданина.
ВАРИАНТ 8
1. Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Структура КСО и формы ее реализации
2. Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса.
3. Стейкхолдеры: виды, особенности поведения.
2. Выполните тестовые задания:
1. Какая модель корпоративного управления и контроля характеризуется совмещением функций владения и управления:
а. японская;
б. немецкая;
в. российская;
г. англо-американская.
2. При каком типе корпоративной культуры культура рассматривается как часть общего процесса превращения компании в самую конкурентоспособную в данной отрасли и привлекательную для инвесторов?
а. «акционерная» корпоративная культура;
б. «предпринимательская» культура;
в. «культура участия»;
г. «феодальная» культура корпорации;
д. «инвесторская» культура корпорации.