Содержание экономической практики, практики менеджмента

Цель экономической практики, практики менеджмента – проведение практики на рабочих местах предприятия (учреждения, организации) или иного объекта сферы сервиса, туризма, торговли, производства, иных видов деятельности; предоставление студенту работы (или возможность работы в качестве дублера) на основных должностях работников предприятия (учреждения, организации) и иных объектах по профилю получаемого образования. В процессе ее прохождения студент выполняет должностные обязанности, предусмотренные «Квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к основным управленческим должностям низового и среднего уровня менеджмента.

Задачи экономической практики, практики менеджмента:

• изучение опыта работы конкретного предприятия (организации) в области социально-экономических и организационных проблем управления;

• углубление и закрепление знаний по специальным дисциплинам;

• развитие умения увязывать полученные теоретические знания с реальными условиями деятельности конкретного предприятия (организации).

• приобретение необходимых практических знаний и навыков по выполнению элементов плановой, организационной, распорядительной, стимулирующей и контролирующей работы на предприятии (организации);

• оценка степени подготовленности студента к деятельности менеджера;

•сбор фактических данных о деятельности предприятия (организации) для написания отчета по практике в соответствии с программой.

Экономическая практика, практика менеджмента проходит в два этапа:

- 1 этап – форма контроля – зачет;

- 2 этап – итоговая оценка по результатам отчета.

Содержание отчета по данному виду практики вытекает из поставленных перед студентами-практикантами целей и задач, которые сводятся к формированию менеджера как квалифицированного специалиста.

В период прохождения практики студент наряду с общим ознакомлением с работой предприятия изучает отдельные конкретные вопросы организации и управления предприятием.

По окончании 1 этапа практики отчет о ее прохождении содержит следующие разделы.

Введение. Во введении студент отражает основные направления развития сферы деятельности, которую представляет исследуемое предприятие (организация); рассматривает проблемы, характерные для данной отрасли, основные пути решения проблем; отражает роль и задачи управления предприятием, цели, функции и методы менеджмента.

1. Общая характеристика предприятия. В данном разделе студент представляет материалы о формировании и развитии предприятия (организации), его месте расположения, целях и стратегиях деятельности. Учредительные документы предприятия (организации) и их общая характеристика. Характеристика организационно-правовой формы предприятия.

2. Предприятие (организация) как открытая система. В данном разделе студент должен в виде схемы показать модель анализируемого предприятия (организации) как открытой системы, т.е. сформировать входы в систему, преобразовательные процессы и выходы из системы. Целесообразно оценить экономический потенциал рассматриваемого предприятия (организации), т.е. показать состав персонала (человеческий капитал), структуру основного и оборотного капитала, информационное обеспечение предприятия.

При оценке информационной системы предприятия целесообразно охарактеризовать внутренние и внешние каналы передачи информации на предприятии. Виды информации используемые предприятием: плановая, контрольная, ученая, аналитическая.

Материально-техническая база информационной деятельности на предприятии: применяемые технические средства сбора, накопления, обработки и передача информации: автоматизированная обработка и выдача текстовой информации; программное обеспечение, создание использование банков данных; обеспечение копировальными устройствами, телексами, всеми средствами связи и коммуникацией.

В данном разделе отчета по практике студент должен дать рекомендации по дальнейшему наращиванию потенциала организации.

3. Организационная структура управления предприятием (организацией). Схема существующей организационной структуры управления. Общая характеристика структуры управления предприятием (организацией), характеристика ее вида, уровни и звенья управления, субъект и объект управления. Состав административных служб и система их подчинения в общей иерархии управления предприятием (организацией). Характеристика функций управления менеджеров различных уровней (высший, средний, низовой). Должностные обязанности функциональных руководителей. Штатное расписание предприятия (организации). Регламентация деятельности руководителей разных уровней управления предприятием (организацией). Делегирование полномочий должностным лицам на более низкий уровень управления. Оценка применяемых методов управления. Организация управленческого труда. Использование управленческой техники. Система документооборота.

Предложения студента по совершенствованию организационной структуры управления предприятием (организацией) и повышению эффективности ее функционирования.

4. Маркетинговая деятельность предприятия (организации). Характеристика маркетинговой службы предприятия (организации), выполняемые ею функции и виды работ. Роль маркетинговых служб в системе управления предприятием (организацией). Доля предприятия на соответствующем рынке товаров и услуг.

Состав и структура услуг и продукции предприятия (организации). Соотношение в общем объеме продукции предприятия новой продукции, требующей усовершенствования и модификации, продукции не требующей усовершенствования, устаревшей продукции.

Общая характеристика структуры жизненного цикла по отдельным видам выпускаемой продукции. Перспективы обновления ассортимента услуг и продукции предприятия (организации).

Изучение спроса на отдельные виды услуг и продукции предприятия, требований потребителей к их качеству, новизне, технико-экономическим и эстетическим характеристикам. Уровень конкурентоспособности отдельных видов услуг и продукции предприятия (организации).

Используемые предприятием система, каналы и методы сбыта услуг и продукции. Посредники предприятия при сбыте услуг и продукции. Система товародвижения, доставки продукции и услуг потребителю: общий подход к осуществлению транспортных, складских и страховых операций.

Формы и методы стимулирования сбыта услуг и продукции предприятия (организации): уровень развития рекламной деятельности, использования фирменного знака, специальной упаковки, техническое, гарантийное и послепродажное обслуживание проданной продукции.

Цели и стратегии предприятия в области ценообразования услуг и продукции. Действующая на предприятии методика расчета цен. Виды изменяемых предприятием цен, уровень конкурентоспособности цен на предприятии (организации).

Предложения студента по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

5. Учетная политика предприятия (организации). Цели и задачи контроля и учета на предприятии. Формы контроля на предприятии: административный, финансовый, качества услуг и продукции ценообразования.

Организация системы учета и отчетности на предприятии. Виды учета и отчетности.

Основные формы и содержание финансовой отчетности предприятия: баланс, отчет о доходах (прибылях и убытках), отчет о финансовых результатах и их использовании.

По окончании 2 этапа практики отчет о ее прохождении содержит следующие разделы.

1. Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия (организации). Цели и виды экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Методика анализа хозяйственной деятельности предприятия. Показатели, используемые предприятием для экономического анализа и оценки эффективности деятельности.

Целесообразно провести анализ объема и структуры производимой продукции, выполняемых работ, услуг; выручки от их реализации, себестоимости, прибыли, рентабельности. Кроме того, студенту необходимо проанализировать динамику показателей эффективности использования персонала предприятия.

2. Кадровый менеджмент. Общие принципы и требования, предъявляемые предприятием (организацией) к работникам при подборе, отборе и найме персонала. Аттестация работников предприятия. Текучесть кадров. Система продвижения по службе. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Действующая система адаптации персонала.

Применяемые формы разделения труда на предприятии: функциональное, профессиональное, квалификационное, технологическое.

Состояние нормирования труда: наличие технически обоснованных норм времени и норм выработки, причины невыполнения норм отдельными работниками.

Совмещение профессий. Степень использования бригадной формы организации и стимулирования труда на предприятии (организации). Организация работы бригад на предприятии.

Характеристика санитарно-гигиенических и эстетических условий труда на предприятии (организации).

Общая характеристика действующих на предприятии (организации) форм и систем оплаты труда работников, оценка их эффективности. Применение на предприятии (организации) положений о премировании различных категорий работников.

Характеристика социальных целей предприятия. Структура социального пакета, предоставляемого работникам предприятия. Эффективность системы мотивации и адекватность социально-психологических установок целям и задачам предприятия (организации).

Предложения студента по совершенствованию кадрового менеджмента на предприятии (в организации).

3. Управление основным производством (основными видами деятельности). Методы организации основного производства на предприятии (организации) и их эффективность. Структура процесса оказания услуг и производства продукции, основные и вспомогательные производственные процессы. Организация работы в основных производственных подразделениях предприятия (организации). Прогрессивность технологического процесса производства услуг и продукции, качество и состояние применяемого оборудования. Степень механизации и автоматизации процесса производства услуг и продукции. Оперативное управление производством.

Предложения студентов по совершенствованию управления основным производством.

4. Управление качеством продукции, работ, услуг. Общая оценка уровня качества услуг и продукции предприятия (организации). Состояние организации контроля качества услуг и продукции. Виды, методы и средства технического контроля качества. Наличие и содержание жалоб и рекламаций на качество услуг и продукции предприятия. Характеристика системы управления качеством услуг и продукции на предприятии. Система показателей качества услуг и продукции. Стимулирование качества услуг и продукции на предприятии (организации).

5. Управление инфраструктурой предприятия (организации). При изучении данного вопроса студенту необходимо ознакомиться и изучить на предприятии порядок организации ремонта и обслуживания оборудования, организацию материально-технического снабжения, складского, транспортного и энергетического обеспечения.

Организация ремонта оборудования: состав ремонтного хозяйства предприятия, организация планово-предупредительного ремонта оборудования, планирование ремонта оборудования, порядок составления плана-графика ремонта оборудования и его выполнение: порядок организации технического обслуживания оборудования, и его выполнение: порядок организации технического обслуживания оборудования, обеспеченность ремонтного хозяйства.

Материально-техническое обеспечение: характеристика материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием (организацией), формы и методы организации материально-технического снабжения предприятия; обеспеченность предприятия материальными ресурсами, взаимоотношения с поставщиками, наличие договоров и их выполнение; порядок разработки и прохождения заявок на материальные ресурсы; наличие нормативной базы по расходу материальных ресурсов, ее состояние, степень прогрессивности действующих норм; характеристика и структура органов управления материально-техническими ресурсами предприятия: организация складского хозяйства предприятия (организации).

Транспортное обеспечение предприятия (организации): виды используемого на предприятии транспорта, направление его использования; организация работы автотранспорта предприятия, используемая система маршрутизации, порядок ее организации и эффективность порядок расчета потребности предприятия в транспортных средствах; организация управления транспортным хозяйством предприятия.

Энергетическое обеспечение предприятия (организации): виды потребляемой энергии и их источники; порядок планирования потребляемой предприятием; наличие нормативной базы по расходу энергетических ресурсов, ее состояние, степень прогрессивности действующих норм и нормативов; организация работы по экономному потреблению энергетических ресурсов предприятием (организацией).

Предложения студента по совершенствованию управления инфраструктурой предприятия (организации).

Заключение. В заключении студент обобщает выводы и рекомендации по совершенствованию организации и управления деятельностью исследуемого предприятия (организации).


1. Общая характеристика предприятия. В данном подразделе дается общее описание предприятия по следующим направлениям.

История развития предприятия (когда и кем образовано; краткое описание целей и задач деятельности; перспективы дальнейшего развития).

Основные виды товаров, работ, услуг предприятия, их рынки сбыта, уровень конкурентоспособности.

Производственная структура предприятия.

Особенности технологического и организационного процессов на предприятии.

Основные итоги деятельности предприятия (финансово-экономические показатели) за последние 2-3 года.

2. Анализ организации управления предприятием (организацией). Оценка эффективности управления предприятием (организацией) начинается с анализа целесообразности используемой организационной структуры управления. При этом прежде всего нужно определить тип этой структуры, т.е. является ли она линейной, функциональной, линейно-функциональной, дивизиональной, матричной и др. При оценке типа структуры управления делаются выводы о ее достоинствах и недостатках, степени соответствия структуре анализируемого предприятия, определяется количество уровней управления и звеньев управления в структуре, определяются объекты и субъекты управления на различных уровнях.

С целью более детального представления об уровнях управления составляется аналитическая таблица 3. Анализ звеньев управления предусматривает оценку структуры функциональных подразделений анализируемого предприятия.

Таблица 3 – Распределение руководителей предприятия (организации) по уровням менеджмента

Уровень менеджмента Численность, чел. Удельный вес, %
Высший    
Средний    
Низовой    
Всего:   100,0

Целесообразно оценить роль и место в структуре управления таких функциональных областей менеджмента как: финансовый менеджмент, управление персоналом, управление качеством услуг, управление безопасностью и др.

Эффективность управления гостиничным комплексом во многом зависит от того, насколько рационально распределены функции управления и как осуществляется делегирование полномочий. Для анализа данного вопроса можно составить таблицу 4.

Таблица 4 – Выполняемые функции и делегирование полномочий

Наименование должности Выполняемые функции Делегирование полномочий
Кому В какой части
       
       
       

Качество принятия управленческих решений определяется уровнем профессионального мастерства руководителей анализируемого предприятия и его подразделений, поэтому целесообразно проанализировать уровень образования руководителей (табл. 5).

В структурах управления используются разнообразные методы управления организационными системами. Оценка степени использования различных методов управления можно представить в виде таблицы 6.

Таблица 5 – Распределение руководителей предприятия (организации) по уровню образования

Уровень менеджмента Численность персонала с образованием, чел
среднее среднее профес-сиональ-ное высшее в т.ч. Наличие ученой степени
профиль- ное непрофиль-ное
Высший            
Средний            
Низовой            
Итого:            
Удельный вес, %            

Таблица 6 – Характеристика степени использования различных методов управления на предприятии

Группа методов Виды используемых методов На каком уровне менеджмента используются % использования
1. Организационно-распорядительные 1.1. 1.2. 1.3. . . .    
2. Экономические 2.1. 2.2. 2.3. . . .    
3. Социально-психологические 3.1. 3.2. . . .    

3. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия (организации). Наиболее известным приемом для оценки сильных и слабых сторон деятельности предприятия (организации) является SWOT-анализ.

К сильным сторонам предприятия (организации) можно отнести: наличие необходимых финансовых возможностей; высокое качество; налаженную систему сбыта продукта; централизованные источники инвестиций; надежный профессиональный менеджмент; эффективный маркетинг; сформированный положительный имидж.

Слабыми сторонами могут быть: устаревшая материальная база и отсутствие инвестиций для ее обновления; неудачное расположение; слабые каналы сбыта; недостаточно обученные кадры и невысокая культура обслуживания; невысокий уровень прибыли; неэффективное управление; неблагоприятный имидж.

К возможностям фирмы можно отнести: выходы на новые рынки или сегменты; обслуживание дополнительных групп потребителей; мероприятия по повышению уровня профессионализма персонала; эффективную рекламу.

Угрозами следует считать: усиление позиций конкурентов; неблагоприятные изменения законодательной и регулирующей базы; спад в экономике, политические кризисы.

Дальнейшие действия должны состоять в сжатии объема информации, выделении наиболее существенных факторов и формулировке основных проблем фирмы. При этом важно не только проводить анализ по имеющимся данным, но и прогнозировать развитие ситуации.

Для оценки сильных и слабых сторон деятельности предприятия (организации) и его конкурентов целесообразно заполнить таблицы 7-9.

Таблица 7 – Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия

Факторы, характеризующие предприятия Преиму- щества Недостат- ки Оценка
Менеджмент предприятия · предпринимательская культура и философия; · цели и формулируемые стратегии; · система мотивации сотрудников.      
Деятельность · производственный процесс; · инфраструктура; · качество производственного планирования и управления.      
Научные исследования и разработки · интенсивность и результаты; · ноу-хау; · использование новых информационных технологий.      
Маркетинг · организация сбыта; · фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов.      
Кадры · возрастная структура; · уровень образования; · квалификация и мотивация труда персонала.      
Финансы · доля собственного капитала (капитал и резервы); · уровень финансового состояния; · возможности получения кредита.      

Таблица 8 – Сильные и слабые стороны продукции (работ, услуг)

№ п/п Вид продукции (работ, услуг) Сильные стороны продукции (работ, услуг) Слабые стороны продукции (работ, услуг)
       
       
       
. . .      

В общем виде сильные и слабые стороны деятельности предприятия (организации) можно сгруппировать в две широкие категории, исходя из создаваемых ими преимуществ, которые могут быть внутренними и внешними.

Внешние преимущества предприятия (организации) основаны на отличительных качествах ее продукции (работ, услуг), которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения потребительской привлекательности продукции (работ, услуг). Внутренние преимущества базируются на превосходстве предприятия (организации) в отношении эффективности (или издержек) производства и управления предприятием и продуктом. Они создают «ценность продукции (работ, услуг)», позволяющей добиться меньшей себестоимости, чем у конкурента. К внутренним факторам относятся: финансовое положение, обеспеченность оборотными средствами, инвестиционные возможности, рентабельность, состояние материальной базы, уровень сервиса, маркетинга и др.

На основе проведенных исследований строится таблица 9, данные которой позволят выделить ближайшего конкурента.

Таблица 9 – Сравнительная характеристика основных конкурентов предприятия (организации)

№ п/п Показатели Предприятие Конкуренты
№ 1 № 2 № 3
1. Факторы, характеризующие предприятие (организацию)
1.1. Репутация (имидж)        
1.2. Квалификация менеджеров высшего звена        
1.3. Автоматизация управления        
1.4. Текучесть кадров        
2. Факторы, характеризующие продукцию (работы, услуги)
2.1. Средняя цена единицы продукции (работ, услуг)        
2.2. Широта и глубина ассортимента (номенклатуры)        
2.3. Качество продукции (работ, услуг)        
2.4.          
2.5.          
. . .          
3. Факторы, характеризующие потенциал организации
3.1. Масштаб деятельности        
3.2. Уровень использования производственной мощности, %        
3.3.          
3.4.          
. . .          
4. Факторы, характеризующие потребителей
4.1. Доля постоянных потребителей, %        
4.2.          
4.3.          
4.4.          
. . .          
5. Факторы, характеризующие маркетинг
5.1. Маркетинговая стратегия        
5.2. Каналы сбыта        
5.3. Реклама        

Состав факторов, представленных в таблице 9 для сравнительной характеристики конкурентов предприятия (организации), корректируется в зависимости от вида деятельности, масштаба бизнеса и местоположения анализируемого предприятия (организации).

Структура и содержание других подразделов второй части отчета по преддипломной практике определяется руководителем практики в соответствии со спецификой выбранной темы дипломного проекта. Подробно перечень вопросов, рассматриваемых в соответствующих темах, представлен в утвержденной структуре и тематике дипломных проектов по специальности 080507.00 «Менеджмент организации» (М.: РГУТиС, 2008).

В целом, отчет по преддипломной практике представляет из себя полностью оформленные две основные части будущего дипломного проекта. Предоставление защищенного у руководителя отчета по преддипломной практике позволит государственной экзаменационной комиссии в процессе проведения комплексного государственного экзамена по специальности определить степень готовности студента к итоговой государственной аттестации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: