Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством с одной стороны и юридическими или физическими лицами с другой стороны, по поводу движения денежных средств в условиях срочности, платности и возвратности. Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений, – финансов и кредита, и несет все их функции. Его специфическими чертами являются: добровольность, возвратность и платность на общегосударственном уровне для формирования централизованных и децентрализованных фондов государства на обслуживание дефицита бюджета всех уровней.
Государственные кредит является дополнительной формой мобилизации финансовых ресурсов на финансирование общегосударственных потребностей. Государство может быть: заемщиком, кредитором и гарантом.
Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета в виде займов через выпуск ценных бумаг. Данный метод более эффективен, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный займ временно сокращает платежеспособный спрос и регулирует стоимостные пропорции общества.
|
|
Когда государство выступает в качестве заемщика, органы государственной власти привлекают на добровольной платной и возвратной основах свободные денежные средства на внутреннем и внешнем рынках (внутренний или внешний займ), возникает потребность в обслуживании государственного долга.
Государство выступает кредитором для нижестоящих бюджетов бюджетной системы в виде бюджетных ссуд на покрытие кассовых разрывов. Юридическим лицам предоставляются бюджетные кредиты за счет федерального бюджета на инвестирование в экономику. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит экономическому регулированию и социальному развитию страны.
Государство выступает в роли гаранта, когда предоставляет государственные гарантии и поручительства нижестоящим бюджетам и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты и займы. Необоснованная выдача гарантий может привести к увеличению государственного долга, такие отношения нежелательны для экономического развития.
Существует три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
1. Наличие кассового разрыва при исполнении бюджета;
2. Дефицит государственного бюджета;
3. Рост затрат на экономическую и социальную ориентацию экономики.
Государственный кредит выполняет следующие функции:
1. Распорядительная функция. Является важной при распределении денежных ресурсов в соответствии с потребностью экономики и целесообразностью поддержки основных направлений социально-экономической деятельности государства. Через распределение осуществляется формирование централизованных денежных фондов и их использование на принципах срочности, платежности, возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд обязательного страхования, его источником служит бюджет, где доходная и расходная часть предусматриваются средствами его обслуживания.
|
|
2. Регулирующая функция. Выявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и занятости. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на денежное обращении и сознательно использует государственный кредит, регулирование экономики и проведение финансовой политики. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ, что означает, что государственный кредит выступает важным фактором в ускорении социально-экономического развития страны.
3. Контрольная функция. Она осуществляется не только финансовыми органами, но и кредитными институтами. Осуществляется контроль за движением денежного потока через органы Федерального Казначейства, уполномоченного ЦБ, за соблюдением условий кредитных договоров и целевым использованием заемщиком выданных средств.
Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов:
1) В зависимости от статуса заемщика различают:
- централизованные;
- децентрализованные.
В первом случае заемщиком выступает государство при выпуске ценных бумаг. Во втором случае выпускаются муниципальные ценные бумаги.
2) В зависимости от места размещения различают:
- внутренние государственные займы – внутри страны и в национальной валюте;
- внешние займы – размещаются зарубежом в иностранной валюте.
В систему государственных кредитных отношений включают условный государственный кредит, в том случае, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, товарам.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
- заимствование средств в общегосударственном ссудном фонде Центрального банка, когда часть резервов уходит на покрытие расходов Правительства (без эмиссии денежных средств и ценных бумаг);
- обращение части вкладов населения в государственные займы.
-2-