double arrow

Общеразвивающие (специальные) упражнения

Общеразвивающие упражнения, влияющие на патологи­чески измененный орган или систему, приобретают специальную направленность и называются специальными. Они пред­ставляют собой искусственные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы.

С помощью общеразвивающих упражнений можно совершенствовать общую координа­цию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движении и ловкость.

По активности выполнения общеразвивающие (специальные) упражнения делятся на активные, пассивные, в посылке импульсов к сокращению мышц, идеомоторные и рефлекторные.

Деление общеразвивающих упражнений по активности выполнения имеет большое значение для их практического использования в процедуре лечебной гимнастики.

Активные упражнения выполняются без посторонней помощи, самостоятельно, с волевым усилием. Активные упражнения широко вовлекают в реактивный ответ весь организм больного, для них наиболее характерен процесс упражнения и тренировки. Благодаря применению активных упражнений в большей степени развиваются компенсаторные механизмы и обогащается условнорефлекторная деятельность больного.

Активные упражнения бывают малой, умеренной, большой и максимальной интенсивности.

Активные облегченные упражнения (малой интенсивно­сти) совершаются в наиболее выгодных, благоприятных усло­виях с использованием факторов, облегчающих их выполне­ние, таких как:

- использование оптимальных исходных положе­ний;

- упражнения с помощью (персонала, здоровой конечности больного или специальных аппаратов);

- упражнения с предме­тами и на снарядах облегчающих их выполнение;

- снижение веса конечности путем использования упражнений в воде, на скользящих поверхностях, в гамачке, на роликовых тележках, на специальных аппаратах.

Активные облегченные упражнения используются в раннем периоде выздоровления. Они выполняются с небольшим участием больного, в том случае, когда больной не может полностью выполнить движение или значительное напряжение может повлечь осложнение. Облегченные активные упражнения применяются после параличей и парезов при тугоподвижности суставов и слабости мышц, после заболеваний и травы нервной системы, после реконструктивных операций и др.

Активные (свободные) упражнения (умеренной интен­сивности) составляют основную группу упражнений без напря­жения, с возможно полной амплитудой для данного больного и оказывают среднюю физическую нагрузку на организм. К ним относятся большинство упражнений, выполняемых из про­стых исходных положений, не требующих большого усилия, а также упражнения с предметами, незатрудняющими действия;

Активные упражнения с усилием (большой и макси­мальной интенсивности) оказывают повышенную физическую нагрузку. При их выполнении используются волевое напряже­ние, чередуемое с расслаблением, упражнения с сопротивле­нием, с отягощением и др.

Волевое напряжение создается самим больным при выпол­нении обычных упражнений, в результате чего достигается увеличение нагрузки.

Изометрические упражнения, т.е. максимальные статичес­кие напряжения мышц без движений в суставах, выполняются больными импульсивно, от 2-х до 7-ми секунд, без задержки дыхания и натуживания.

Изометрическое напряжение мышц сопровождается сдав­ливанием заложенных в них капилляров, задержкой аэробных процессов, накоплением большого количества углекислоты и появлением кислородного долга. С прекращением статического усилия компенсаторно увеличивается систолический и минут­ный объемы крови, снижается периферическое сопротивление, повышается легочная вентиляция, усиливается газообмен, повышается основной обмен, происходит генерализация про­цессов возбуждения в центральной нервной системе. Все это стимулирует пластические процессы и способствует интенсив­ному развитию мышечной массы и силы.

Эти упражнения используются при невозможности движе­ний в суставах (иммобилизация при переломах трубчатых костей), а также для быстрейшей реабилитации атрофирован­ных мышц (после параличей и парезов, иммобилизации, дли­тельного вынужденного покоя и др.).

Упражнения в статическом напряжении мышц должны обязательно сопровождаться упражнениями на расслабление. Упражнения на расслабление имеют большое значение для больного, так как они создают благоприятные условия для отдыха нервной системы и работающих мышц, способствуют снижению тонуса мышц и сосудов, в результате чего улучша­ется крово- и лимфообращение, активизируются процессы вы­деления углекислоты и утилизации кислорода, повышаются трофические процессы в мышцах, улучшается их эластичность. Эти упражнения применяются при спастических параличах и парезах, облитерирующем эндартериите, гипертонической болезни, эмфиземе легких и бронхиальной астме, при болезнях органов пищеварения, печени, желчных путей, обмена веществ и др.

Упражнения в сопротивлении способствуют повышению нагрузки, поскольку занимающемуся приходится преодоле­вать противодействие, оказываемое методистом, самим боль­ным или соупражняющимся.

Эти упражнения вызывают значительную ответную реак­цию со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем, повышают обмен веществ, поэтому они приме­няются при гипотонии и дистонии мышц, после параличей, парезов, контрактур, при миокардиодистрофии, при нарушении обмена веществ.

Упражнения с отягощением достигаются при использовании веса занимающегося (путем усложнения исходного положе­ния), гимнастических предметов и снарядов, специальных механотерапевтических аппаратов и др.

Изменение исходного положения существенно влияет на степень усилия при выполнении физических упражнений. От исходного положения зависит в каких группах мышц и в тканях каких частей тела происходят местные изменения фи­зиологических процессов.

Исходные положения, изменяющие положение центра тяжести тела и отдельных его частей, позволяют уменьшить или увеличить количество и напряжение мышц, выполняющих перемещение той или иной части тела. Величина и вес перемещаемых частей тела определяют массу вовлекаемых в движение мышц и необходимые для этого мышечные усилия. Им соответствует интенсивность изменений вегетативных функций и трофики. Некоторые исходные положения позволяют получить локальное воздействие упражнений на деятельность и положение тех или иных внутренних органов или на опреде­ленные части опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, соответственно величине и весу переме­щаемых частей тела и направлению движений изменяется количество вовлекаемых мышц-синергистов, интенсивность их напряжения и суммарное влияние движения на кортикально-вегетативные сдвиги в организме.

Упражнения с предметами (со снарядами). Воздействие упражнении с предметами на организм и их лечебное влияние усиливаются в сравнении с аналогичными упражнениями без отягощения за счет веса снаряда, удлинения рычага перемещаемой части тела, увеличение инерционных сил, возникающих при маховых и маятникообразных движениях, услож­нения требований координации движений и т. п.

Эти упражнении способствуют ускорению регенеративных процессов, развитию силы в атрофированных мышцах, вос­становлению функции в травмированных суставах, коррекции позвоночника, тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Они применяются при гипотонии мышц, после пара­личей и парезов и других заболеваниях и повреждениях нерв­ной системы и опорно-двигательного аппарата, при слабости сердечной мышцы.

Для выполнения упражнений с отягощением чаще всего используются гимнастические палки, булавы, обручи, эспан­деры, скакалки, мячи резиновые различных размеров, волей­больные, баскетбольные, набивные (от 1 до 5 кг); гантели (от 1 до 5 кг) разборные и пружинные, резиновые бинты, гимнастические шесты, скамьи и др.

Упражнения на гимнастических снарядах используются чаще всего в форме смешанных и чистых упоров, висов, под­тягиваний и т.п., характеризующихся большой интенсивно­стью их общего воздействия. Эти упражнения могут приме­няться для разнообразия упражнений, увеличения общей нагрузки или для избирательного действия на отдельные части опорно-двигательного аппарата, на функцию тех пли иных внутренних органов и т.д.

Для выполнения этих упражнений ча­ще всего используются следующие гимнастические снаряды: стенка, скамья, кольца, бревно, лестница, мат, а также меди­цинская кушетка, стул, табурет, коврик и др.

Упражнения на механотерапевтических аппаратах. В практике восстановительного лечения используются раз­личные виды аппаратов (маятниковые, блоковые, импровизи­рованные и приводимые в движение с помощью мотора), ко­торые применяются главным образом при стойких двигатель­ных нарушениях на поздних этапах лечения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной сис­темы.

Основными показаниями для назначения механотерапии являются стойкие контрактуры, ограничения подвижности суставов в поздние сроки после травм, после перенесенного артрита, а также после длительной иммобилизации.

Упражнения на механотерапевтических аппаратах хорошо дополняют лечебную гимнастику и обеспечивают повышение лечебного эффекта за счет лучшей локализации действия упражнений, более точной дозировки нагрузки, увеличения растягивающего влияния или интенсивности напряжения мышц и т.д. В отдельных случаях аппараты позволяют выполнять пассивные движения или движения с помощью.

Упражнения на координацию движений характерны не­обычными или сложными сочетаниями различных движений. Основными моментами, создающими более сложную согласо­ванность движений, являются: одновременное действие мышц-синергистов и мышц-антагонистов при выполнении однотип­ных движений в одних и тех же суставах, введение разных на­правлений при выполнении упражнений и различного ритма их, включение большого количества мышечных групп, участву­ющих в упражнении и использование предметов, применяемых в лечебной физкультуре.

Следует отметить, что сложность упражнения на развитие координации движений находится в прямой связи с количест­вом неодинаковых элементов, составляющих упражнение.

Упражнения на развитие координации движений приме­няются при заболеваниях центральной и периферической нерв­ной систем, а также при других нарушениях координации. Они исправляют и развивают функцию движения в суставах, совершенствуют координацию и ритмичность движении, точ­ность и быстроту реакции, восстанавливают двигательные на­выки и повышают эмоциональность.

Упражнения в равновесии характеризуются:

- перемещением вестибулярного анализатора в различ­ных плоскостях;

- изменениями величины площади опоры;

- перемещением общего центра тяжести тела по отноше­нию к опоре.

Эти упражнения активизируют не только вестибулярные, но и тонические, стато-кинетические и вегетативные рефлексы.

Являясь по преимуществу упражнениями, тренирующими вестибулярный аппарат, упражнения в равновесии использу­ются в лечебной физкультуре при болезнях и травмах вести­булярного аппарата, при болезни Меньера, при сосудистых заболеваниях головного мозга, при гипертонической болезни с вестибулярными нарушениями, при вестибулярных невро­зах, рассеянном склерозе, после сотрясения головного мозга и др.

При подготовке к вставанию больного после длительного постельного режима упражнения в равновесии содейству­ют восстановлению рефлекторной регуляции вегетативных функций, происходящих при смене положения тела. Общее воздействие аналогично соответствующим по интенсивности упражнениям с дозированным силовым напряжением.

Корригирующие упражнения применяются в целях исправ­ления, а в отдельных случаях профилактики различных де­формаций грудной клетки, позвоночника, стоп и т. п.

Наиболее характерно для них исходное положение, опре­деляющее строго локальное воздействие и соответствующее сочетание силового напряжения и растягивания.

Местное и общее воздействие корригирующих упражнений определяется суммарным влиянием растягивания, дозирован­ного силового напряжения, воздействием на функции отдель­ных органов и носит по преимуществу трофический характер.

Пассивные упражнения выполняются без волевого уси­лия больного, с посторонней помощью (методиста, специаль­ных аппаратов или здоровой конечностью самого больного). Они применяются в тех случаях, когда больной не может са­мостоятельно выполнять движения или тогда, когда самостоя­тельное выполнение движения может привести к осложнениям. При выполнении этих упражнений достигаются крайние поло­жения в суставах, улучшается эластичность мышечно-связочного аппарата, активизируются трофические процессы в тканях.

Пассивные упражнения используются при параличах, па­резах, тугоподвижности в суставах, различных нарушениях двигательной активности на почве заболеваний и травм нерв­ной системы.

Пассивные упражнения, как добавочная форма воздейст­вия, развивают компенсаторные возможности организма, улучшая условно-рефлекторную деятельность и способствуют «проторению» путей к двигательным центрам коры головного мозга.

Идеомоторные упражнения сопровождаются эфферентной импульсацией со стороны цент­ральной нервной системы. Они являются – процессом, реально протекающим в организме и во многом имитирующим процес­сы, происходящие при реальном выполнении того же движе­ния, но с меньшей затратой энергетических ресурсов. Эти дви­жения целесообразно применять в тех случаях, когда боль­ной не может или ему нельзя выполнять активных движений, а также тогда, когда необходима тренировка, а многократ­ное повторение реальных движений утомительно для больно­го. Выполнение идеомоторных упражнений нередко сопровож­дается значительной активизацией вегетативно-трофических функций организма, повышением обменных процессов, появ­ление утомления, которое уменьшается при урегулировании ритма и глубины дыхания.

В связи с тем, что идеомоторные упражнения неизбежно приводят к значительному возбуждению сердечно-сосудистой, дыхательной нервной и других систем, а также и переутомле­нию, применение этого метода при лечении тяжелых больных неприемлемо. Однако, у больных средней тяжести, именно раннее выполнение воображаемых движений, компенсируя отсутствие реальных движений, должно способствовать быст­рейшей реабилитации больного. Идеомоторные упражнения препятствуют угасанию динамического двигательного стерео­типа.

В качестве задания больному следует рекомендовать толь­ко хорошо знакомые движения, которые целесообразно вы­полнять в соответствующей обстановке, позволяющей сосредо­точиться на их выполнении.

Упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц тренируют двигательные клетки коры головного мозга, улучшают проводимость импульсов но центробежным нервам, пред­отвращают угасание двигательного динамического стереоти­па. Эти упражнения вызывают в мышцах, на которые они направлены, рефлекторное расширение кровеносных сосудов, повышение трофических процессов и нормализацию тонуса нервно-мышечного аппарата. Целесообразно сочетание упраж­нений в посылке импульсов к сокращению мышц с пассив­ными упражнениями, что приводит к «встречному проторению» путей по центробежным и центростремительным нервам. Ука­занные упражнения находят применение при невозможности выполнения активных движений, при параличах и парезах, при снижении психофизического тонуса, при недостаточности кро­вообращения II-Б, III степени.

Рефлекторные упражнения основаны на использовании врожденных двигательных рефлекторных реакций. Они применяются в физическом воспитании детей раннего возраста в пе­риод, когда безусловные двигательные рефлексы не угасли (преимущественно в первые 3 - 5 месяцев). Эти же упражне­ния значительно шире применяются в лечебной физкультуре при заболеваниях детей раннего возраста и в более поздних периодах при задержке и неравномерности психомоторного развития. Не рекомендуется использовать те рефлексы, кото­рые по возрасту имеют тенденцию к угасанию.

Прикладные упражнения способствуют овладению основ­ными двигательными навыками, в основе которых лежат ес­тественные способы передвижения человека, преодоление пре­пятствий, метание и др.

К прикладным упражнениям относятся разновидности ходьбы, бега, прыжков, лазания, переползания, метания, лов­ли, плавания, гребли, передвижения на лыжах, коньках, ве­лосипеде и, условно, трудотерапия.

Прикладные упражнения являются важными средствами реабилитации больных и применяются в следующих формах:

1. Разновидности ходьбы. Ходьба в настоящее время яв­ляется наиболее доступным и распространенным видом физи­ческих упражнений. Она направлена на активизацию режима больного и полноценное использование благоприятных условий внешней среды. Ходьба способствует оздоровлению, сти­мулирует процессы кровообращения, дыхания, обмена ве­ществ, укрепляет в основном мышцы ног и таза, но вовлекает в работу мышцы всего тела. Ритмичные чередования напря­жения и расслабления мышц при ходьбе создают благоприят­ные условия для успокоения организма, в то же время ходь­ба, производимая в быстром темпе, оказывает значительную физическую нагрузку, тренируя и развивая адаптационные механизмы выздоравливающего.

Таким образом, ходьба, легко поддаваясь дозировке, мо­жет служить важным средством общего физического разви­тия и адаптации больного к физическим нагрузкам бытового и производственного характера.

В лечебной физкультуре используются следующие формы ходьбы:

а ) лечебная ходьба по ровной трассе - дозируется расстоя­нием (от 5 до 5000 метров), временем прохождения дистан­ции, темпом, ритмом продвижения, количеством интервалов для отдыха и их продолжительностью;

б) корригирующая ходьба направлена на устранение на­рушений, обучение и совершенствование правильной методи­ки ходьбы;

в) терренкур - дозированные восхождения - применяют преимущественно в условиях санатория как на ку­рортах, так и во внекурортной обстановке. Маршруты терренку­ра проходят с использованием восхождений преимущественно под углом от 3°до 10°, хотя местами допускаются и под углом до 15°. Величина физической нагрузки в терренкуре зависит от длины маршрута (обычно 500, 1500 и 3000 м), рельефа местности и угла подъема, количества остановок. При поль­зовании любым маршрутом нельзя спешить, а ходить следует в спокойном темпе, равномерно дыша. Перед остановкой необ­ходимо сделать несколько глубоких дыханий. Терренкур находит широкое применение при заболеваниях внутренних органов и показан всем больным, которым путем дозированного упражнения необходимо расширить функцио­нальную приспособляемость организма к физическим нагруз­кам: при компенсированном кровообращении, недостаточности кровообращения I степени, понижении функции внешнего дыхания на почве легочного туберкулеза, пневмосклероза и других причин, при ожирении и др.

Ходьба дозируется по степени «разгрузки» нижних конеч­ностей от веса тела больного за счет использования костылей, палки, ходилок, манежа и т.п. по темпу и длине шагов, по времени, затраченному на выполнение упражнений, по релье­фу трассы, площади опоры и ее высоты. Она направлена на восстановление опороспособности и механизма походки, улуч­шение подвижности суставов и укрепление мышц нижних ко­нечностей, формирование компенсации, активирование веге­тативных функций и восстановление адаптации к нагрузкам различной интенсивности. Ходьба может проводиться по спе­циально расчерченной «следовой» дорожке, по косой повер­хности (для исправления варусной и вальгусной постановки стоп) и т. д.

По темпу прохождения дистанции различают следующие виды ходьбы:

- медленная ходьба - 60-80 шагов в минуту или 3-3,5 км в час;

- средняя ходьба – 80-100 шагов в минуту или 3,5-4 км в час;

- быстрая ходьба - 100-120 шагов в минуту или 4-5 км в час;

- очень быстрая - 120 и более шагов в минуту или 5 и бо­лее км в час.

Прогулки проводятся в темпе 2-3 километра в час. Марш­рут пешеходной экскурсии составляет до 15 километров в день.

г) прогулки, пешеходные экскурсии и ближний туризм - применяются в комплексе с другими курортно-санитарными мероприятиями. Представляя значительные нагрузки, они используются преимущественно в целях восстановления общей адаптации больных к производственно-бытовым условиям;

д) спортивная ходьба используется преимущественно в ви­де порядковых (строевых) упражнений в процедурах гигие­нической и лечебной гимнастики (построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания, упражнения для ор­ганизации внимания).

2. Разновидности бега и прыжков. Различают бег гимнас­тический и с препятствиями, прыжки в высоту, в длину, в глубину и подскоки.

По сравнению с ходьбой бег и прыжки являются более динамичными движениями, оказывающими значительную на­грузку на нервно-мышечную, сердечно-сосудистую и дыхатель­ную системы, повышающими обмен веществ. В лечебной физкультуре они не нашли широкого применения из-за скоростно-силового характера и сложности выполнения. Исключение со­ставляют подскоки и бег трусцой — упражнения, в которых полет тела чередуется с быстрым приземлением. Они выпол­няются на носках, пружинистыми движениями, слегка сгибая колени. Подскоки выполняются на месте, с продвижением, со скакалкой на двух и одной ноге. Эти упражнения применяют­ся с целью повышения обмена веществ, стимулирования пе­ристальтики кишечника и низведения камня при мочекамен­ной болезни (в период ремиссии).

3. Лазание производится по вертикальному или наклон­ному канату, шесту, лестнице и гимнастической стенке при помощи рук и ног. Оно используется для увеличения подвиж­ности в суставах конечностей, развития силы мышц и с целью коррекции позвоночника.

4. Ползание применяется в лечебных целях из положения на четвереньках и по-пластунски. Исходное положение на чет­вереньках характеризуется разгрузкой позвоночника от дей­ствия силы тяжести и максимальной мобилизацией его под­вижности. Оно используется для коррекции искривлений по­звоночника при компрессионных переломах позвоночника, при аномалиях в положении внутренних органов (желудка, почек, матки), для растягивания плевральных и внутрибрюшных спаек и т. д.

5. Метание и ловля — хорошие средства физического раз­вития, оказывают всестороннее воздействие на организм, спо­собствует формированию ловкости, быстроты, глазомеру, со­вершенствуют координацию движений, воспитывают тонкое и точное мышечное чувство, укрепляют всю мускулатуру. В этом упражнении используются мячи разного размера и веса, в том числе набивные, палки, кольца, обручи и другие пред­меты, которые могут способствовать восстановлению захваты­вания и удержания, ликвидации контрактур и тугоподвижности суставов, растягиванию плевральных спаек, мобилизации подвижности диафрагмы и др. Метание и ловля вызывают положительные эмоции.

6. Плавание и упражнения в воде характерны сочетанным воздействием движений и среды, в которой они выполняются. Нахождение в воде значительно повышает теплоотдачу и об­мен веществ, предъявляет повышенные требования к системе внешнего дыхания и гемодинамики. При этом создаются ус­ловия для облегчения движений резко ослабленными атрофичными или паретичными мышцами, исправления деформа­ций позвоночника, восстановление адаптации к нагрузкам различной интенсивности, восстановления и повышения общей выносливости и закаленности организма

7. Гребля на прогулочных и спортивных судах с подвиж­ной скамейкой позволяет оказывать чрезвычайно большое влияние на организм. Гребля способствует укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног, создает зна­чительную нагрузку на систему кровообращения и дыхания, повышает обмен веществ, вызывает ритмичную смену внутрибрюшного давления. Ионизированный воздух, смена пейзажей и впечатлений. вызывают положительные эмоции и благотворно влияют на организм выздоравливающего.

Гребля применяется для тонизирования сердечно-сосудис­той системы, повышения обмена веществ, улучшения внешнего дыхания, подвижности плевры и диафрагмы, увеличения подвижности в суставах, опороспособности нижних конечнос­тей, укрепления ослабленных мышц конечностей, туловища, тазового дна и промежности, стимулирования перистальтики кишечника и повышения обшей тренированности больного.

8. Передвижение на лыжах всесторонне развивает и укрепляет организм, повышает работоспособность и выносли­вость, содействует закаливанию и служит превосходным от­дыхом для нервной системы. В лечебной физкультуре пере­движение на лыжах применяется для тонизирования обмена, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепле­ния мышц и улучшения подвижности суставов, особенно, пос­ле травматических повреждений.

9. Катание на коньках предъявляет большие требования к координации движений и вестибулярному аппарату, вызы­вает значительное повышение вегетативно-трофических функ­ций, в связи с чем их использование в лечебной физкультуре ограничено. В основном они применяются для тренировки вес­тибулярного аппарата и координации движений.

10. Езда на велосипеде — упражнение с большим диапазо­ном лечебных воздействий. Ритмичное сотрясение резко сти­мулирует перистальтику кишечника. Езда на велосипеде зна­чительно усиливает вегетативно-вестибулярные реакции. Она применяется в завершающей фазе лечения при остаточных нарушениях опорно-двигательного аппарата после травм и операций, при ожирении, для тренировки сердечно-сосудис­той и дыхательной систем, при гипоплазии женской половой сферы, при слабовыраженных нарушениях координации дви­жений и функции вестибулярного аппарата.

11. Трудотерапия — (лечение трудом) применялась на практике русскими врачами-клиницистами М.Я. Мудровым, Г.А. Захарьи­ным, А.А. Остроумовым и др. Это активный метод восстановле­ния трудоспособности больного. В основе трудотерапии лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление утраченных двигательных навыков. Тру­дотерапия нормализует психику больного, стимулирует функ­ции пораженной системы (органа) и является важной составля­ющей в общей системе реабилитации больных. В трудотерапии применяют различные виды деятельности: работа в саду и ого­роде (зимой в оранжерее), уборка помещений, плетение, шитье, столярные и слесарные работы, лепка и др.

В настоящее время трудотерапия приобретает важное значе­ние в реабилитации больных. Для проведения трудотерапии необходимы хорошо оборудованные специальные помещения. В связи с комплексным характером реабилитации кабинеты тру­дотерапии должны располагаться вблизи зала для ЛФК, бассей­на, массажного кабинета, физиотерапии. В стационаре трудоте­рапия осуществляется как в условиях палаты, так и в специаль­но оснащенных кабинетах (мастерских и пр.).

Применение трудотерапии в системе реабилитации зависит от клинических особенностей заболевания, динамики репаративных процессов и преследует цель предупреждения развития вто­ричных патологических изменений в тканях опорно-двигатель­ного аппарата, ограничивающих двигательную функцию. Мето­дика использования трудовых процессов построена на основе физиологии трудовых движений. В результате повреждений и различных ортопедических заболеваний, патологии центральной нервной системы, позвоночника у больных развиваются тяже­лые функциональные расстройства, нарушающие трудоспособ­ность, что нередко приводит к инвалидности. По данным врачебно-трудовой экспертизы, причиной снижения и утраты тру­доспособности больными является не только тяжесть поврежде­ний и заболеваний, но и несвоевременно и нерегулярно проводи­мое реабилитационное (восстановительное) лечение, а также не­полное использование всех средств реабилитации, предназначен­ных для восстановления и развития временно утраченных функ­ций больного.

Практика показывает, что раннее применение трудотерапии и других реабилитационных средств позволяет восстановить пол­ностью (или частично) трудоспособность больного, способствует приобретению им трудовых и бытовых навыков по самообслу­живанию и помогает избежать инвалидности.

Задачи трудотерапии:

- восстановление утраченных функций путем применения дифференцированных видов труда;

- восстанов­ление профессиональных и бытовых навыков (самообслужива­ние, передвижение и др.);

- социальная реинтеграция (трудоуст­ройство, материально-бытовое обеспечение, возвращение в тру­довой коллектив);

- оказание общеукрепляющего и психологичес­кого воздействия на организм больного.

При применении трудотерапии нужно учитывать анатомо-физиологические особенности пациента, а подбор движений должен быть основан на характере заболевания и особенностях его тече­ния, что определяет дозировку, сложность и исходное положение при выполнении трудовых процессов (упражнений). Упражнения должны выполняться длительно, систематически, с постепенно возрастающей нагрузкой. Следует избегать упражнений (опера­ций), которые могут привести к закреплению порочного (ненуж­ного для данной профессии) двигательного стереотипа.

Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом.

Занятие трудом — это заполнение свободного времени больного рисованием, лепкой, изготовлением сувениров, улучшаю­щих психоэмоциональное состояние находящегося в больнице.

Терапия трудом — использование с лечебной целью раз­личных трудовых процессов, трудовых операций.

Различают три основные формы терапии трудом: восстанови­тельная трудовая деятельность, направленная на предупрежде­ние двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудотерапия, направленная на общее укрепление, поддержание функционального состояния и трудоспособности в случае длительного течения заболевания; производственная трудо­терапия, подготавливающая больного к профессиональному тру­ду (деятельности), осуществляемая в близких к производству условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).

Выделяют три группы трудовых операций (упражнении):

- трудотерапия в облегченном режиме (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек из поролона, марлевых масок и др.);

- трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напиль­ником и др.);

- трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувстви­тельности (вязание, плетение, печатание и др.).

При значительном движении двигательной функции руки (рук) используют специальные приспособления для ее поддерж­ки при выполнении работы (лямки, подвешивание и пр.). Под­бор упражнений проводится на основе динамической анатомии, физиологии труда. Кроме того, трудовые процессы (упражне­ния) назначают с учетом профессии больного, его возраста, функ­циональных нарушений и др.

При стойких, необратимых дефектах опорно-двигательного аппарата (ампутации, анкилозы и др.) трудовая терапия направ­лена на выработку у больного компенсаторных (компенсирован­ных) возможностей (функций) неповрежденной конечности.

Общеукрепляющая трудовая терапия является средством повышения физической работоспособности. Под влиянием тру­довых занятий улучшается психоэмоциональное состояние боль­ного и функция опорно-двигательного аппарата.

При постельном режиме больным назначают работу по вяза­нию, плетению, лепке, шитью, рисованию и др.

Ходячие больные в состоянии заправить кровать, убрать по­мещение, территорию, они могут работать в мастерских, цветоч­ных оранжереях и т.д.

Производственная трудовая терапия связана с работой на различных станках. Она дает возможность ориентировать больного на работу по прежней специальности или получение новой специальности.

В ходе трудотерапии больной приобретает психологическую и физическую подготовку к своей трудовой деятельности. Для пациента создаются условия, близкие к производственным, про­веряется остаточная трудоспособность больного, его работоспособность, происходит восстановление ряда временно утраченных больным профессиональных навыков (умений).

Трудовая терапия должна быть дифференцированной на раз­ных этапах реабилитации. По подбору упражнений и нагрузке она подразделяется по величине нагрузки (интенсивности вы­полнения манипуляций), подбору манипуляций и пр.; по дости­гаемому освоению манипуляций (движений); по локализации воздействий на опорно-двигательный аппарат.

Нагрузка в дозировании трудовых процессов (навыков) осу­ществляется подбором веса рабочего инструмента, исходным положением (позой), продолжительностью выполнения манипуля­ций, подбором захвата рукоятки инструмента, специальными приспособлениями к инструментам и бытовым приборам (лож­ка, бритва и др.).

В процессе трудовой терапии осуществляется постепенный переход от пользования инструментами, облегчающими вовле­чение больной конечности в работу, к обычным инструментам. Для удержания руки в удобном положении применяют подставки, приспособления для фиксации предплечья, инструментов и пр. В трудотерапии используют различные виды манипуляций с инструментами, на стендах и пр., способствующих восстановлению объема движений в суставах, силе мышц рук, выработке тонкой координации движений пальцев и повышению их чувствитель­ности.

Дозирование нагрузки в трудотерапии на всем этапе восстановительного лечения проводится контроль за его эффективностью. Это дает возможность вносить коррективы в ра­боту. Дозировка нагрузки определяется состоянием здоровья больного, этапом реабилитации, объемом функциональных на­рушений и др. Одним из методов дозировки в трудотерапии яв­ляется время (продолжительность) выполнения трудовой мани­пуляции или работы, объем работы, вес инструмента, режим труда, характер выполняемой работы, рабочая поза и др.

Трудотерапия должна сочетаться с ЛФК, массажем, коррек­цией положением (лечение положением). Перед трудотерапией проводится комплекс ЛФК и массажа (самомассажа) продолжи­тельностью 5—8 мин, а сама трудотерапия занимает 30 - 45 мин ежедневно или через день.

12. Райттерапия - использование верховой езды в качестве формы ЛФК, обладает уникальной способностью одновременного положительного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу человека. Больной, ограниченный в движениях, не способный полноценно общаться с окружающим миром, обреченный на заточение в четырёх стенах, подружившись с большим грациозным животным, обретает уверенность в себе, преодолевает страх перед одиночеством, трудностями, меняет отношение к самому себе и окружающему миру. Этот вид реабилитации позволяет изменять нагрузку в широком диапазоне. Своеобразие езды на лошади в сидячем положении, благодаря которому при свободной езде человек испытывает меньшую нагрузку, чем при ходьбе. В то же время ему приходится приводить в действие различные группы мышц, чтобы сохранить равновесие, и следовать сообразно движениям лошади. Райттерапия может быть применима для реабилитации больных с разными стадиями гипертонической болезни, недостаточностью кровообращения, при ортопедических заболеваниях, травмах и т.д.

13. Музыкотерапия. Физиологическое действие музыки основано на связи звука с ощущением движения (акустико-моторный рефлекс). При этом следует учитывать характер музыки, её мелодию, ритм и др. Так, между ритмом движений и ритмом внутренних органов (сердце, легкие) имеется тесная связь, осуществляется тесная связь по типу моторно-висцеральных рефлексов. Также необходимо учитывать, что нервная система и связанная с ней мускулатура обладает способностью «усвоения ритма». Ритмические изменения, существующие во внешней среде, могут вызывать адекватные ритмические изменения в функции различных систем организма. Музыка, как ритмических раздражитель стимулирует физиологические процесса организма не только в двигательной, но и в вегетативной сфере. Музыка обладает также способностью растормаживать моторные центры. Хорошая музыка, придаёт больному бодрость, настраивает психику, улучшает самочувствие.

Игры в лечебной физкультуре занимают значительное место и пользуются неизменной любовью почти всех больных. Игры воспитывают и развивают внимательность, выносли­вость, ловкость, быстроту, силу, и главное, что ценно в лечеб­ном процессе, пробуждают положительные эмоции.

Различают следующие формы игр в зависимости от нагрузки:

а). Игры на месте (настольные): шашки, шахматы, домино, лото, настольный «футбол», «баскетбол», «хоккей», бильярд и др.

Они не оказывают значительного действия на сердечно­-сосудистую и дыхательную системы, а, вызывая положитель­ные эмоции, отвлекают от болезненных ощущений и пережи­ваний;

б) малоподвижные игры: крокет, кегельбан, серсо и др., они слегка тонизируют сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы и умеренно повышают обмен веществ;

в) физкультурные аттракционы; набрасывание колец, «снайпер», «рыболов» и др. умеренно тонизируют вегетативные функции, вызы­вая положительные эмоции;

в) подвижные игры условно делятся на некомандные («Кошки и мышки», «Третий лишний», «Волк во рву» и др.), командные («День-ночь», «Ворона-воробей» и др.) и переход­ные к спортивным («Мяч капитану», «Защита крепости» и др.). Они оказывают значительное воздействие на вегетативные функции, вызывая положительные эмоции;

г) игры на местности (на лугу, в лесу, на воде, на снегу и др.), значительно повышают психофизический тонус и ока­зывают закаливающий и оздоровительный эффект;

д) спортивные игры (по упрощенным правилам) малый и большой теннис, бадминтон, городки, волейбол и элементы баскетбола. Они оказывают весьма значительную нагрузку на весь организм и применяются в период выздоровления.

ЛФК применяется на всех этапах реабилитации, как в острых периодах болезни (инфаркт миокарда, острая пневмония), так и на завершающих, постстационарных и санаторно-курортных, успешно сочетается как с медикаментозной терапией, так и различными физическими методами лечения.

ЛФК показана всем больным с самых ранних стадий болезни, а также при снижении физической работоспособности ниже среднего уровня (1,5 ВТ/мин/кг массы тела) у практически здорового человека, когда формируется симптомокомплекс, характеризующийся одышкой при умеренной физической нагрузке, снижением профессиональной работоспособности и быстрой утомляемости, неприятными ощущениями в области сердца, головокружением, похолоданием конечностей, склонностью к запорам, болями в спине вследствие функциональной недостаточности и "мышечно-связочного" корсета, нарушением сна, снижением концентрации внимания, повышенной нервно-эмоциональной возбудимостью, относительно ранними признаками старения.

Противопоказаниями являются заболевания в острой или подострой стадии при тяжелом состоянии больного; психические заболевания, затрудняющие контакт с больным; тяжелые органические заболевания ЦНС; злокачественные новообразования; болезни сердечно-сосудистой системы: аневризма сердца и крупных сосудов, ИБС с частыми приступами стенокардии, перенесенный острый инфаркт миокарда, недостаточность кровообращения, нарушения ритма сердца, гипертоническая болезнь II-III стадии; тяжелые формы бронхоэктатической болезни; заболевания печени и почек с явлениями недостаточности функции; болезни эндокринной системы при выраженном нарушении функции; болезни органов движения с резко выраженным нарушением функции суставов и болевым синдромом; тромбофлебиты и частые кровотечения любой этиологии; глаукома.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: