Цель: Изучение макроэкономики и микроэкономики в здравоохранении, их различий.
Макроэкономикой называют часть экономической теории, изучающую экономику как единую, целостную систему. В поле зрения макроэкономики попадают экономические явления и процессы, закономерности, имеющие значимость в масштабе всего хозяйства страны или даже мирового хозяйства. Макроэкономика использует экономические показатели, характеризующие состояние всей экономики страны или мировой экономики как одного большого объекта.
В макроэкономике используются экономические величины в виде показателей общего, суммарного объема производства и потребления, темпов экономического роста и спада, общих и средних по стране величин доходов и расходов, заработной платы, производительности труда, цен, валютного курса.
К макроэкономическим относят процессы, проявляющиеся во всем хозяйстве страны, охватывающие его целиком. Это, к примеру, экономический рост и спад, инфляция, занятость, безработица в масштабах страны. Макроэкономика позволяет видеть, исследовать, прогнозировать экономическую картину в целом, так как она не углубляется в отдельные детали, а стремится выявить самые общие качества, свойства, признаки.
Под микроэкономикой понимают область экономической науки, изучающую экономические процессы, связанные с состоянием и деятельностью отдельных частей экономики или, как принято говорить, отдельных субъектов экономической деятельности. Для микроэкономики представляют интерес отдельные отрасли народного хозяйства, предприятия, фирмы, производители и потребители, домашние хозяйства, рынки товаров и услуг. Главные объекты, которые находятся в центре внимания микроэкономики, - это предприятия, компании, корпорации, фирмы, т.е. объекты, производящие продукцию, товары, услуги, а также рынки продажи товаров, рыночные цены, спрос и предложение на рынках. Так что микроэкономика - это прежде всего экономика организаций, предприятий, предпринимательской деятельности, рынков. Когда изучается, сколько пациентов пролечено в больницах города, какова средняя заработная плата медицинской сестры в поликлинике, как изменяются цены на определенное лекарство в аптеках, мы имеем дело с микроэкономикой.
Микроэкономика исследует взаимодействие производителя с потребителями, взаимные расчеты, цены на разные виды товаров, складывающиеся на рынках. Способы выработки и принятия хозяйственных решений в низших звеньях экономики тоже представляют предмет микроэкономики. Так что если правление акционерного общества определяет, какую часть прибыли вложить в развитие производства, а какую выдать акционерам в виде дивидендов - оно решает микроэкономическую проблему.
Большинство вопросов, на которые приходится отвечать экономистам практикам, относятся к области микроэкономики. Но на государственном уровне, когда приходится решать проблемы народно-хозяйственного масштаба, без макроэкономики не обойтись. Иногда трудно провести четкую грань между микро- и макроэкономикой. Отдельные микроэкономические проблемы обретают такую значимость, что становятся макроэкономическими.
Валовый национальный продукт (ВНП) и валовый внутренний продукт (ВВП) отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального производства и услуг. Оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года).
Различия между ВНП и ВВП:
- ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;
- ВНП - это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).
Валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость всех произведенных на территории страны в течение года товаров и услуг. В расчет ВВП не входит стоимость сырья, топлива, энергии, кормов и т.д., то есть промежуточных товаров и услуг.
Бюджет – это выраженная в денежной форме сумма доходов и расходов на определенный период времени (год, квартал, месяц).
Государственный бюджет - это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Функции бюджетно-налоговой политики:
а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);
б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);
в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);
г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).
Государственный бюджет, как и другие экономические категории, активно используется государством для практического решения перспективных и текущих социально-экономических задач. Государство, применяя бюджет в качестве важного средства реализации своей организаторской функции, превращает его в действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.
Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
· доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
· расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Источники доходной части:
· налоги;
· государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
· эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
· займы у международных организаций.
Структура расходной части бюджета в РК:
· социальные нужды: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей - 40-50 % всех расходов;
· затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление Государственных программ - 10-12 %%;
· расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических, внутренних служебных и займы иностранным государствам -10-12 %;
· административно –управленческие расходы, содержание правительственных органов, юстиции и прочие 5-10 %;
· платежи по государственному долгу 7-8 %.
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
Доходная часть:
· налоги 75-85 %;
· неналоговые поступления (доход от государственной собственности и торговли) – 5-8 %;
· взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионные, страхование от безработицы- 10-12 %.
Макроэкономическую стабилизацию определяют деятельностью правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
В 1997 году в Казахстане была принята долгосрочная Стратегия развития «Казахстан-2030». Она предусматривает семь базовых приоритетов, обеспечивающих национальную безопасность, одна из них - здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.
Реализация данного приоритета предусматривает следующие основные направления: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни; улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии; развитие системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров. Закончена досрочно в 2012 г.
На фоне стабилизации экономической ситуации в стране были успешно проведены реформы в области здравоохранения, образования, а также пенсионная реформа, улучшилась демографическая ситуация. Значительно расширился охват населения системой социального обеспечения.
В перспективе стоит задача обеспечить казахстанский национальный стандарт качества жизни на уровне передовых стран.
К функциям, выполняемым государством относятся:
v создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
v антимонопольное регулирование;
v проведение политики макроэкономической стабилизации;
v воздействие на размещение ресурсов;
v деятельность в сфере распределения доходов;
v деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года. Ее главная цель - создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. Для достижения этой цели «Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает реализацию семи долгосрочных приоритетов:
1. Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.
2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.
3. Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность.
4. Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.
5. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.
6. Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности.
7. Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества.
Литература:
1. Экономика здравоохранения: учебное пособие под ред. А.В. Решетникова – 2-е изд.-М., 2007г.- 272.
2. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. - С.-П., 2004.
3. Курс экономической теории/Под общей ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой - М, 2004.
4. Экономическая теория в условиях рыночных преобразований: Учебное пособие. Аубакиров Я.А. - А., 2003.
5. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. – В двух томах / Под ред. М.Б. Кенжегузина. - А., 2001.
6. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. - А.: Экономика, 1998.
Дополнительная:
1. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 гг.
3. Стратегия развития «Казахстан-2030».
4. Экономика и управление здравоохранением: учебное пособие. Л.Ю.Трушкина, Р.А.Тлепцеришев, А.Г.Трушкин, Л.М. Демьянова - Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 384 с.
5. Социальная энциклопедия: А.П. Редкая, Г.Н. Горкин, Е.Д. Катульская и др. – М., БРЭ, 2000. – 438 с.
6. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Ю.П.Лисицын, Н.В.Полунина– М.: Медицина, 2002.г. 416 с.
7. «Старшая медицинская сестра», Журнал, МЦФЭР - Казахстан, Алматы.
8. Журнал «Главная медицинская сестра», Москва.
9. Журнал «Сестринское дело». Москва.
10. Журнал «Медсестра», Москва.
Контрольные вопросы:
1. Понятие «Макроэкономики здравоохранения».
2. Понятие «Микроэкономики здравоохранения».
3. Валовый национальный продукт (ВНП).
4. Валовый внутренний продукт (ВВП).
5. Понятие «Бюджета».
6. Государственный бюджет.
7. Функции бюджетно-налоговой политики.
8. Структура расходной части бюджета.
9. Структура доходной части бюджета.
10. Приоритет долгосрочной Стратегии развития «Казахстан-2050».
Лекция № 3.