Элементы и виды маркетинговых стратегий

Стратегия маркетинга - указание направленности действий для достижения маркетинговых целей предприятия посредством формирования и конкретизации соответствующей структуры комплекса маркетинга, сочетающая в себе запланированную линию поведения и возможное реагирование на новые обстоятельства.

Базовая стратегия фирмы разрабатывается на основе миссии и установленных целей организации. Она делится на функциональные стратегии согласно перечню служб, являющихся организационными составляющими предприятия (маркетинг, кадры, исследования и разработки, производство, финансы и т.д.)

Существует четыре базовые стратегии компании, которые отражают различные подходы к росту фирмы и связаны с изменениями одного или нескольких компонентов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли и технология. К базовым относятся стратегии:

1. Стратегия ограниченного роста. Ее выбирают большинство компаний в традиционных областях со стабильной технологией. Цели развития устанавливаются от достигнутого. Корректировка целей осуществляется в зависимости от изменения условий. Данная стратегия является наиболее удобным и наименее рискованным способом существования компании.

2. Стратегия роста. Наиболее часто формулируется в быстроразвивающихся отраслях с динамично меняющейся технологией. Для данной стратегии характерно ежегодное превышение уровня развития компании по сравнению с предыдущим годом. Данной стратегией пользуются сильные компании, стремящиеся к диверсификации с тем, чтобы покинуть отрасли, находящиеся в неперспективном состоянии. В данной стратегии можно выделить внутренний рост (расширение ассортимента) и внешний рост (приобретение других компаний, т.е. диверсификация)

3. Стратегия сокращения (последнего средства). Характеризуется установлением целей ниже предыдущего периода. К данной стратегии прибегают в тех случаях, когда основные показатели деятельности компании приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению бизнеса. В данной стратегии существуют следующие модификации:

•стратегия ликвидации;

•стратегия отсечения лишнего;

•стратегия сокращения;

• стратегия переориентации.

4. Комбинированная стратегия. Является любым сочетанием трех вышеперечисленных стратегий. Данной стратегией могут пользоваться только мощные корпорации, функционирующие одновременно в нескольких отраслях.

Среди функциональных стратегий маркетинговая стратегия занимает ведущее место.

В таблице 1.1 приведена общая классификация маркетинговых стратегий.

Таблица 1.1 Общая классификация маркетинговых стратегий

Признаки классификации Виды маркетинговых стратегий
По • общекорпоративная;
функциональному • портфельная;
признаку • функциональная.
По срокам • долгосрочная (30-50 лет);
разработки и • среднесрочная (10-30 лет);
реализации • краткосрочная (1-10 лет).
По жизненному • роста;
циклу организации и • стабилизации;
ее доле рынка • выживания;
  • обороны.
По направлению • стратегия интенсивного развития;
развития • стратегия интеграционного развития;
  • стратегия диверсификационного развития.
По роли организации • стратегия лидера;
в конкурентной • стратегия претендента на лидера
борьбе • стратегия последователя;
  • стратегия новичка.
По степени • стратегия интеграции;
глобализации и охвату рынка • стратегия диверсификации; • стратегия сегментации.
По признаку наступательных действий • «партизанская война»; • «стратегия опережающих ударов»; • стратегия превосходства, направленная на противостояние сильным сторонам конкурентов; • стратегия, направленная на слабую сторону конкурента; • стратегия свободного пространства.
По характеристикам производственной деятельности • стратегия реструктуризации; • стратегия специализации; • стратегия концентрации.
По отраслевой ориентации • стратегии в новых отраслях; • стратегии в отраслях на стадии зрелости; • стратегии в отраслях на стадии стагнации.
По экспортноимпортной политике • стратегии прямого и непрямого экспорта; • стратегия производства за рубежом; • стратегия импорта.
По признаку рыночного спроса • стратегия конверсионного маркетинга; • стратегия креативного маркетинга; • стратегия стимулирующего маркетинга; • стратегия ремаркетинга; • стратегия синхромаркетинга; • стратегия поддерживающего маркетинга; • стратегия демаркетинга; • противодействующего маркетинга.
     

Выбор маркетинговой стратегии

Выбор маркетинговой стратегии должен осуществляется на основе анализа существующих и прогнозирования будущих потребностей, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов товара, анализа конкурентоспособности, прогнозирования механизма действия закона конкуренции.

Процесс выбора стратегии состоит из трех этапов:

1. Оценка текущей стратегии. Для принятия решения о будущем фирмы нужно иметь четкое представление о том, в каком состоянии находится предприятие, и какие стратегии она уже реализует.

2. Анализ портфеля продукции. Такой анализ дает наглядное представление о том, как взаимосвязаны отдельные части бизнеса в компании. С помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы следующие важные факторы бизнеса: риск работы с товаром или в отрасли; поступление денежных средств; отмирание или обновление вида продукции.

3. Непосредственно выбор стратегии. Осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности содержания существующих стратегий.

Формирование стратегии:

• Разработка. На данном этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей организации. Необходимо разработать возможно большее количество альтернативных стратегий с привлечением управленческого аппарата среднего звена. Под альтернативной стратегией понимают набор различных частных стратегий, позволяющих достичь стратегических целей компании в рамках выбранной базовой стратегии и ограничении на используемые ресурсы.

• Доводка. Альтернативные стратегии дорабатываются до уровня соответствия целям организации и формируется базовая стратегия.

• Анализ и оценка. Анализируются альтернативные стратегии в рамках сформированной базовой стратегии и оценивается их пригодность по критериям эффективности компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: