Модуль 1. Исходные принципы и категории экономической теории

I семестр

Лекционные занятия: 4 часа

Практические занятия: 4 часа

МОДУЛЬ 1. ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Тема 1: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

(лекционное занятие – 1 час)

План:

1.Общая характеристика экономики.

2.Экономическая теория: предмет, цели, задачи.

1. Общая характеристика экономики.

Экономическая теория является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей.

Объясняется это тем, что изучение экономической теории - это реализация объективной необходимости познания мотивов хозяйственной деятельности людей, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней.

Интересно вспомнить, что в прошлом веке А. С. Пушкин, которому Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

В конце XIX в. Н. Бунге в книге "Основание политической экономии"; отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени развития.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории не только не иссяк, но даже возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М. Фридман писал, что экономика - очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Данная наука, отражающая сложный мир хозяйствования, требует от изучающих ее, по словам известного специалиста по истории экономической мысли А. Хейльброннера, "выносливости верблюда и терпения святого".

Глубокий кризис всех сторон жизни общества не мог не отразиться и на современном состоянии экономической науки. Ее кризис как частной формы проявления общего кризиса естествен, поскольку экономическая теория есть отражение экономической жизни общества. Как свидетельствует история развития экономической теории, именно экономические кризисы всегда служили мощным толчком ее развития. Так, теория "экономикс" А.Маршалла появилась и получила широкое распространение после кризиса 1872 г. и последовавшей за ним двадцатилетней депрессии, кейнсианство - после кризиса 1929-1933 гг. и последующей депрессии, монетаризм - после кризисных явлений 60-70-х годов и т. д.

Современный кризис экономической теории России принял конкретную форму кризиса марксизма. И это не случайно, потому что именно марксизм был у нас господствующей идеологией и потому что именно марксизм в нашей административно-командной системе хозяйствования был использован для апологетики данной экономической системы. Выход из современного социально-экономического кризиса России и некоторых других стран видится сегодня большинством ученых и практиков в переходе к рыночной экономике, ориентированной на рост благосостояния населения, в отказе от закрытой экономики и замене ее открытой экономикой, которая получила развитие в ряде стран Запада, в США, Японии и др.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III в. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н. э.), указывалось на различия в умственном и физическом труде, причем первый объявлялся монополией "высших" слоев, а второй - уделом "простолюдинов" основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н. э.), высказывалась мысль о том, что все люди равны от рождения, что "накопленным богатством" должны пользоваться все и что люди из народа должны иметь право частной собственности на землю. А поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки, например, идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильного обмена хозяйственных благ, обмена эквивалентов и т. д. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался занятием, неприличным для свободного гражданина, поэтому и продукт тогда оценивался только с точки зрения его полезности, а не труда.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.), Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.), Калумеллы (I в. н. э.), Сенеки (2-65 гг. н. э.) - являлись своего рода развитием экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, но уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладения. Так, Сенека, утверждавший, что все люди по природе равны, осуждал рабство. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство, которое в свою очередь ознаменовало собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов труда, понятия собственности, богатства и многие другие экономические проблемы в той или иной степени изложены в христианском учении.

Но все эти взгляды даже в совокупности не представляют собой систематизированного учения об экономике, хотя термин "экономия" (от греческих слов: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - учение, закон) впервые был введен в научный оборот Аристотелем, изучавшим рабовладельческие хозяйства.

В настоящее время этот термин получил широкое распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под экономией обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Производным от греческого слова oikonomiya - искусство ведения домашнего хозяйства - явился термин "экономика", который в современных условиях используется в различных значениях:

1) хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Узбекистана и т. д.);

2) научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т. д.), отдельных отраслей (промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, животноводства, образования и т. д.);

Исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в переводе означает "денежный". Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Идейно близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничения проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.

Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман (1571 -1641), А. Монкретьен де Ваттевиль (1575-1621), Г. Скаруффи (1519-1584), Д. Норе (1641 - 1691), Д. Юм (1711 -1776).

Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Манн и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.

Томас Ман - английский экономист, став купцом и нажив солидное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле в Англии с Ост-Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства". В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова "торговля" и "экономика" считались почти синонимами. Т. Ман главным видом капитала считает торговый капитал, богатство олицетворяет с денежной формой, а источником обогащения признает торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

Антуан Монкретьен де Ваттевиль вошел в историю как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась как политическая экономия. Первая часть данного термина произошла от греческого слова "политейя", что означает "государственное устройство". Следовательно, "политэкономия" дословно переводится как "законы хозяйствования в рамках государства" (не в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в целом). Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле. Последняя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, "главной целью различных ремесел" и лучшим способом обретения государством могущества. Разницу между богатством и благосостоянием А. Мокретьен определял так: "Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни..." Он был противником роскоши, которая, по его словам, "для государства чума и роковое разорение".

Учение Уильяма Петти (1623-1686) является как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке - политической экономии. Его работы - "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665), "Политическая арифметика" (1676), "Кое-что о деньгах" (1682). Последняя работа оценена Ф. Энгельсом как шедевр политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать".

Новый этап в развитии политической экономии представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Это название в переводе с греческого дословно означает "власть природы". Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В возрасте 52 лет вслед за научными работами по медицине Ф. Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономические таблицы" (1758), в котором была предпринята гениальная попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. Вокруг Ф.Кенэ группировался ряд его талантливых учеников и сторонников: В. Р. Мирабо-старший (1715-1789), Дюпон де Немур (1739-1817), Анн Тюрго (1727-1781).

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).

А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план - дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпускает книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов, а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратно пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью и указал на тенденцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу теории английского утопического социализма.

На ошибки классической школы политэкономии неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX - начале XX в. Так, В. Я. Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, а свои принципы (эгоистические интересы и свободная конкуренция) - вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений. Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни.

Определенным этапом в эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Леонара Симона де Сисмонди (1773-1842). Он учился в Женевском университете. Жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд - "Новые начала политической экономии" (1819). Он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономического учения Сисмонди ставил распределение, от которого зависят потребление и производство. Считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.

С именем К.Маркса (1818-1883) связана попытка построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Его главный труд - "Капитал" (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Главные заслуги К. Маркса: создано учение об общественно-экономических формациях, причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия, исторически преходящий характер капитализма как формации; разработаны теории воспроизводства и экономических кризисов, цены производства; создано учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, противоречиях товара, о прибавочной стоимости; раскрыта сущность абсолютной ренты, сущность наемного труда, дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.

2. Экономическая теория: предмет, цели, задачи.

Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господства административно - командной системы хозяйствования.

Производственные отношения - это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Эта самая общая характеристика производственных отношений дает основание утверждать, что производственные отношения есть необходимая сторона общественного производства.

Мысль о том, что предметом политической экономии (экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым этот труд подчинен, была высказана еще в XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения - социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, и выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.

Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и последующих периодов. Так, в "Очерках политической экономии" В.Я.Железнов писал, что политическая экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной деятельности, т.е. усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребностей материальными средствами. Н. И. Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве всеобщей категории и определял их как "отношения между людьми в процессе общественного труда и распределения продуктов этого труда", включая техническую организацию труда.

На рубеже 20-30-х годов в экономической литературе развернулась дискуссия по вопросу о предмете политической экономии, в которой приняли участие Г.Абезгауз, А.А.Богданов, Б.С.Борилин, Н.И.Бухарин, С.Кривцов, И.И.Рубин, И.И.Степанов и многие другие. И.И.Рубин отмечал, что политэкономия сложилась как наука о системе производственных отношений. А.А.Богданов и И.И.Степанов предложили различать предмет политической экономии в узком смысле, т.е. социально-трудовые отношения людей (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей в производстве, кооперацию, разделение труда и пр.) и в широком смысле, куда включались также отношения присвоения, распределения, обмена и др. Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то увидим еще большее различие в толковании предмета экономической теории.

Так, например, у представителей первой школы политической экономии - меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником "богатства" только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники будущего общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым они понимали отношение людей к природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что определение политической экономии как "науки об общественном хозяйстве... совершенно неточно и ненаучно", ибо "в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства", последнее же не включается в предмет политэкономии.

В известном учебнике П.Самуэльсона "Экономикс" среди множества определений предмета экономической теории указывается, что экономике - наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета экономической теории как изучение "редкости", ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия - это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. И в постсоветской экономической литературе появляются определения экономической теории как науки о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Перечень определений экономической теории можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И.Добрыниным.

Общая экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), что порождает конкуренцию за их использование.

Характеристика предмета общей экономической теории как изучение поведения людей и их групп не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается не на объект отношений (средства производства, предмет потребления), а на субъект этих отношений человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентируемого рыночного хозяйства, к формированию которого направлены современные преобразования в России.

Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования - экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования - экономические явления; субъект исследования - человек, группа людей, государство; предмет исследования - жизнедеятельность "экономического человека", группы людей и государства и их поведение в экономической среде.

При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории - дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Еще представитель исторической школы К. Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не одна экономическая теория, а целая сеть конкретных экономических дисциплин со своими особыми задачами, предметом и логическими приемами. Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а потому относятся не к общей теории, а к искусству хозяйственной практики. Важнейшая задача экономической теории - быть "несущей конструкцией" не только всей системы экономических наук, но и отдельных учебных дисциплин, что является основой всей высшей школы.

Тема 2: ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. КПВ.

(лекционное занятие – 1 часа)

План:

1.Производство: ресурсы и факторы производства. Фундаментальные вопросы экономики.

2.Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей.

1.Производство: ресурсы и факторы производства. Фундаментальные вопросы экономики.

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение их потребностей.

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой - в соответствующем восполнении жизненных затрат, при этом экономический субъект (человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т.е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений).

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и пожертвований. Это свободные и даровые блага. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются предметом заботы человека.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода "редкости"). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в достаточном количестве, необходимы усилия на добывание и приспособление их к потребностям. Эти блага называются хозяйственными. Именно они интересуют практика-хозяйственника и экономиста-теоретика. Утрата этих благ составляет потерю, ущерб, возмещение которых требует новых усилий, затрат, пожертвований. От них зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение - процесс определения доли (количества, пропорции), в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте. Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ. Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Но прежде чем охарактеризовать взаимосвязь данных стадий хозяйственной деятельности человека, важно подчеркнуть, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный: постоянно повторяясь, оно исторически развивается - идет от простейших форм (добычи первобытным человеком пищи с помощью примитивных средств) до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства (и с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы) можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.

Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей. Хотя производство вообще - это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений.

Согласно марксистскому учению, соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности выражаются следующим образом.

Производство - основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества, исходный пункт хозяйственной деятельности; потребление - конечный пункт; распределение и обмен - сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством - появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.

Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но, в свою очередь, они не пассивны по отношению к производству, а оказывают на него активное обратное воздействие.

Факторы производства - используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Спрос на факторы производства является производным: он существует лишь постольку, поскольку они участвуют в процессе производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: